1
|
|
|
|
59.
|
Графика
|
Урок общеметодологической направленности
|
Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой. Письмо и каллиграфия.
|
Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии.
|
|
1
|
|
|
|
|
60.
|
Алфавит
|
Урок общеметодологической направленности
|
Активизируют знание алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова.
Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст. Пишут диктант.
|
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 5 класс
|
1
|
|
|
|
|
61.
|
РР
Описание предмета
|
Урок развития речи
|
Тип речи – описание. Композиционная схема данного типа речи. Особенности художественного типа речи.
|
Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет.
|
Презентация «Школьные вещи»
|
|
1
|
|
|
|
62-63.
|
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
|
Урок «открытия» нового знания
|
Твердые и мягкие согласные. Использование ь для обозначения мягкости предшествующего согласного. Написание сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ
|
Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака.
Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.
|
Тренажер по русскому языку 5-9 кл «Фраза»
|
2
|
|
|
|
|
64.
|
Двойная роль букв е, ё, ю, я
|
Урок «открытия» нового знания
|
Соотношение буквы и звука. Звуковое значение букв
|
Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.
|
Тренажер по русскому языку 5-9 кл «Фраза»
|
1
|
|
|
|
|
65.
|
Орфоэпия
|
Урок «открытия» нового знания
|
Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед (э) в иноязычных словах; произношение сочетаний согласных (чн, чт и др.), особенности произношения иноязычных слов. Особенности ударения в русском языке, допустимые варианты произношения и ударения.
|
Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки.
|
|
1
|
|
|
|
|
66.
|
Фонетический разбор слова
|
Урок «открытия» нового знания
|
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенности произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции, использование звукописи в художественной речи.
|
Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические разборы слов.
|
|
1
|
|
|
|
|
67.
|
Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография.»
|
Урок общеметодологической направленности
|
Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне слова
|
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины.
|
Тренажер по русскому языку 5-9 кл «Фраза»
|
1
|
|
|
|
|
68.
|
Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфография.»
|
Урок общеметодологической направленности
|
|
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины.
|
|
|
|
1
|
|
|
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7 ч + 2 ч)
|
69.
|
Слово и его лексическое значение
|
Урок «открытия» нового знания
|
Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово – основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования подбора синонимов. Антонимов, однокоренных слов.
|
Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова.
Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста, анализируют содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов.
|
|
1
|
|
|
|
|
70-71.
|
РР
Сочинение по картине Э.Грабаря «Февральская лазурь»
|
Урок развития речи
|
Тип речи – описание. Описание природы
|
Пишут писать сочинение-описание по пейзажу, используют синонимы в речи
|
Демонстрация фрагментов картины Э.Грабаря «Февральская лазурь»
|
|
2
|
|
|
|
72.
|
Однозначные и многозначные
слова
|
Урок «открытия» нового знания
|
Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова.
|
Различают однозначные и многозначные слова.
Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста.
|
|
1
|
|
|
|
|
73.
|
Прямое и переносное значение слов
|
Урок «открытия» нового знания
|
Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении. Наблюде-ние за использованием перенос-ных значений слов художест-венных текстов.
|
Различают прямое и переносное значение слова.
Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные предложения со словами в переносном значении. Пишут диктант.
|
|
1
|
|
|
|
|
74.
|
Омонимы
|
Урок «открытия» нового знания
|
Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Характеристика русского языка с точки зрения семантической группировки слов. Различные виды омонимов.
|
Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы.
|
|
1
|
|
|
|
|
75.
|
Синонимы
|
Урок «открытия» нового знания
|
Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в художественных текстах
|
Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам. Пишут сочинение по картине, используя синонимы.
|
|
1
|
|
|
|
|
76.
|
Антонимы
|
Урок «открытия» нового знания
|
Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в художественных текстах.
|
Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарём антонимов.
|
|
1
|
|
|
|
|
77.
|
Самостоятельная работа по теме «ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ»
|
Урок развивающего контроля
|
Синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, лексическое значение слова, переносное значение слов.
|
Отвечают на контрольные вопросы, опознают синонимы, антонимы омонимы, употребляют их уместно в речи.
|
|
|
1
|
|
|
|
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (19 ч + 2 ч)
|
78.
|
Морфема — наименьшая значимая часть слова
|
Урок «открытия» нового знания
|
Морфема — наименьшая значимая часть слова. Виды морфем
|
Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками.
|
Презентация учителя «Разбор слова. Словообразовательная цепочка, гнездо»
|
1
|
|
|
|
|
79.
|
Изменение и образование слов
|
Урок рефлексии
|
Словообразовательные и словоизменительные морфемы
|
Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определяют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова).
|
|
1
|
|
|
|
|
80.
|
Окончание
|
Урок «открытия» нового знания
|
Основа слова, окончание
|
Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу.
|
|
1
|
|
|
|
|
81.
|
Основа слова
|
Урок усвоения новых знаний
|
|
Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, выделяют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания. Пишут сочинение в форме письма товарищу.
|
|
|
|
|
|
|
82.
|
Корень слова
|
Урок рефлексии
|
Корень. Однокоренные слова. Общность в лексическом значении однокоренных слов
|
Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.
|
|
1
|
|
|
|
|
83.
|
РР
Рассуждение
|
Урок развития речи
|
Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения. Его смысловые части
|
Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи.
Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочинение, в котором объясняют происхождение названий дней недели.
|
|
|
1
|
|
|
|
84.
|
Суффикс
|
Урок рефлексии
|
Суффикс как словообразовательная морфема
|
Опознают суффикс как словообразующую морфему.
Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.
|
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 5 класс
|
1
|
|
|
|
|
85.
|
Приставка
|
Урок рефлексии
|
Приставка как словообразовательная морфема. Приставка как значимая часть слова. Роль приставки как средства образования слов. Значение приставок
|
Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают приставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут выборочное изложение по тексту упражнения
|
|
1
|
|
|
|
|
86.
|
|