Перейти на главную страницу
Сборник учебно-методических материалов кафедры культурологии и социокультурной деятельности подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования авторским коллективом в составе:
Шемякина Е.М. – к.филос. н., доцент;
Николаева У.Г. – д. эконом. н., доцент;
Пушкарева Т.В. – к. филос. н., доцент;
Асеева Н.А. – к. филос. наук, доцент.
Образец последней страницы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста
Вечерняя форма обучения – 30, в т.ч. аудитор. – 16;
Заочная форма обучения - 24, в т.ч. аудитор. – 12.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
Сущность и структуру мировой художественной культуры.
Основные этапы культурно-исторического развития человечества.
Культурные доминанты эпох в развитии мировой художественной культуры.
Основные стили и направления в мировой художественной культуре.
Роль и место мирового художественного наследия в современной культуре.
Основные этапы развития и особенности русской художественной культуры.
Памятники и произведения искусства различных эпох в истории мировой и отечественной культуры.
Самостоятельно оценивать произведения искусства различных эпох.
Объяснять роль и место произведений классики в современной культуре.
Показать роль и место художественной культуры России в мировой художественной культуре.
Пользоваться справочной и специальной литературой по мировой художественной культуре.
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
Искусство как феномен культуры;
Виды искусства: изобразительные, выразительные, словесные, синтетические; пространственные, временные;
Генезис искусства;
Морфология искусства;
Стили и направления в мировой художественной культуре;
Синтез искусств;
Восприятие, рецепция искусства;
Закономерности развития мировой художественной культуры;
Синкретизм искусства;
Первобытное, примитивное и фольклорное искусство;
Памятники архитектуры и искусства Востока;
Античная скульптура, живопись, мозаика;
Иконопись Византии;
Художественная культура европейского Средневековья;
Художественная культура Возрождения;
Основные художественные стили в искусстве Нового времени: маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм;
Направления и проблемы искусства конца XIX - первой половины XX века;
Модернизм и постмодернизм в искусстве второй половины XX века;
Отечественная художественная культура;
Историческое своеобразие русской художественной культуры: стили и направления;
Памятник культуры как исторический источник;
Психология (Б) 030300.65
Психология 030301.65
Специальная психология 050716.65
Количество часов по 5-летнему плану:
Дневное отделение – 60, в том числе аудитор. – 32
№
|
Раздел, тема |
Количество часов |
Контрольные мероприятия | |||||||
|
|
всего |
На самост. работу |
всего аудиторн. |
лекционных |
групповых |
контр. р. |
Контр.т. |
зачет |
экзамен |
I. |
Теоретические проблемы исследования мировой художественной культуры |
20
|
10
|
4
|
2
|
2
|
|
|
|
|
1.1. |
Культурология и искусствознание в решении задач изучения мировой художественной культуры. Методы изучения мировой художественной культуры. Основные этапы становления искусствознания, искусствоведения и культурологических исследований художественной культуры. Искусство и его место в культуре. Морфология искусств. Искусство и его восприятие |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
II. |
Основные этапы и закономерности развития мировой и отечественной художественной культуры. |
40
|
10
|
28
|
16
|
16
|
|
|
|
|
2.1. |
Генезис культуры и искусства. Первобытное, примитивное и фольклорное искусство. Художественная культура стран Древнего Востока. |
|
|
|
2
|
4 |
|
|
|
|
2.2. |
Искусство и художественная культура Античности. |
|
|
|
2 |
|
|
|
| |
2.3. |
Художественная культура и искусство средневековой Европы. |
|
|
|
2 |
8 |
|
|
|
|
2.4. |
Искусство Возрождения. |
|
|
|
2 |
* |
|
|
| |
2.5. |
Искусство Европы XVII-XVIII веков. |
|
|
|
2
|
|
|
|
| |
2.6. |
Культура и искусство Европы XIX века. |
|
|
|
2
|
|
|
|
| |
2.7. |
Основные проблемы художественной культуры и искусства XX века. |
|
|
|
2
|
2
|
|
|
|
|
2.8 |
Русская художественная культура от древности до XX века. |
|
|
|
2
|
2 |
|
* |
|
|
|
ВСЕГО ПО КУРСУ: |
60 |
20 |
32 |
16 |
16 |
* |
* |
* |
|
Вечернее отделение 60, в т.ч. аудитор. 20
№
|
Раздел, тема |
Количество часов |
Контрольные мероприятия | |||||||
|
|
всего |
на самост. работу |
всего аудиторн. |
лекционных |
групповых |
контр. работ |
Конр.т. |
зачет |
экзамен |
I |
Теоретические проблемы исследования мировой художественной культуры |
26 |
20
|
6
|
6
|
|
|
*
|
|
|
1.1. |
Культурология и искусствознание в решении задач изучения мировой художественной культуры. |
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Основные этапы становления научных знаний об искусстве и художественной культуре. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
1.3. |
Искусство и его место в культуре. |
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
1.4. |
Морфология искусств. Искусство и его восприятие. |
|
|
|
2
|
|
|
|
| |
II. |
Основные закономерности развития мировой и отечественной художественной культуры. |
34
|
20
|
14
|
10
|
4
|
*
|
|
|
|
2.1. – 2.2. |
Первобытное, примитивное и фольклорное искусство. Художественные достижения Древнего Востока. |
|
|
|
2
|
2
|
|
|
|
|
2.3. |
Искусство и художественная культура Античности. |
|
|
|
2 |
|
|
|
| |
2.4. – 2.5. |
Искусство средневековой Европы. Искусство Возрождения. |
|
|
|
2 |
|
|
|
| |
2.6. – 2.8. |
Искусство Европы Нового времени (XVII – XX вв.). |
|
|
|
2 |
|
|
|
| |
2.9. |
Русская художественная культура от древности до современности. |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
ВСЕГО ПО КУРСУ: |
60 |
40 |
20 |
16 |
4 |
* |
* |
* |
|
Психология 030301.65
Специальная психология 050716.65
Количество часов по 5-летнему плану:
Заочное отделение 60, в т.ч. аудитор. 12;
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
Контрольные мероприятия | |||||||
|
|
всего |
на самост. работу |
все-го аудиторн. |
лекционных |
групповых |
контр. работ |
Контр.т. |
зачет |
экзамен |
I |
Теоретические проблемы исследования мировой художественной культуры |
30
|
24
|
6
|
6
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Основные этапы становления научных знаний об искусстве и художественной культуре. |
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Искусство и его место в культуре. |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
1.3. |
Сущность и строение искусства. |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
II. |
Основные этапы и закономерности развития мировой и отечественной художественной культуры. |
30 |
24 |
6 |
6 |
|
*
|
|
|
|
2.1. |
Первобытное и традиционное искусство. Художественные достижения Древнего Востока и Античности. |
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
2.2. |
Европейская культура Средневековья, Возрождения и Нового времени. |
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
2.3. |
Русская художественная культура от древности до современности. |
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО ПО КУРСУ: |
60 |
48 |
12 |
12 |
|
* |
|
* |
|
Методы исследования мировой художественной культуры. Сравнительно–исторический, системный, функциональный, психоаналитический, синтетический подходы к художественной культуре. Семиотические методы исследования культуры.
Задачи и практическое значение курса истории мировой художественной культуры.
Тема 1.2. Становление и основные этапы развития искусствоведческих и культурологических исследований художественной культуры.
Зарождение представлений о сущности и специфике искусства и художественной культуры. Древнегреческие мыслители о сущности прекрасного и назначении искусства. Средневековая трактовка искусства. Складывание понятий “культура” и "эстетическое" в философских теориях XVII-XVIII веков. Просвещение в понимании искусства как воспитывающей силы. Эстетическое как чувство в учении Баумгартена. Теоретическое понимание искусства в «Критике способности суждения» И.Канта. Эстетика Г.Гегеля. Культура и свобода в “Письмах об эстетическом воспитании" Ф.Шиллера. Романтические концепции искусства. Становление и развитие фольклористики.
Эстетика XIX века. Реализм и его социально-критическая направленность. Искусство в концепциях русских революционных демократов. Искусство и мораль, искусство и познание. Искусство и прогресс.
Концепции искусства в ХХ веке: позитивизм, интуитивизм, семиотические подходы, игровая теория, феноменология, герменевтика и др. Проблемы массового и элитарного искусства. Развитие психологии и социологии искусства. Проблема авторства и транстекстуальности в искусстве. Структурализм и постструктурализм об искусстве и его познании. Проблемы художественного языка в современном искусствознании.
Культура как социально значимый опыт деятельности. Категория “опыт” в теории познания. Два главные смысла понятия “опыт” в истории идей. Рационализм и сенсуализм. Теоретизм и эмпиризм об опыте. Опыт, чувство, чувственность, чувственное познание, живое созерцание. Материалистический взгляд на опыт как порождение и отражение действительности. Практика и опыт, эмпирия. Опыт как фиксированная сторона практики, “застывшая практика”. Знания, умения и навыки в опыте.
Рациональное и эмоционально-образное отражение действительности. Роль художественного отражения в познании действительности, в человеческой практике. Роль творчества в деятельности. Искусство как генератор творческой способности, фантазии, воображения, интуиции.
Искусство: сущность, место в социуме. История представлений об искусстве. Искусство и действительность. Отражение и творчество. Искусство и социальный идеал. Эстетика и искусствознание в процессе познания искусства. Культурологические аспекты исследования искусства.
Художественное сознание общества и его роль в культуре. Особенности взаимосвязей культуры и искусства. Культура, художественная жизнь общества и художественное творчество индивида. Художественный символ, метафора.
Культура – искусство – идеал. Социальный идеал как высшая ступень в структуре культуры. Место социального идеала в иерархии социальных ролей и ценностей. Внутреннее единство социального идеала. Структура социального идеала. Социальный идеал как единство познавательного, этического и эстетического. Природа художественного сознания и место эстетического в идеале. Конкретно-чувственный характер социального идеала, значение образности в социальном идеале.
Социальный идеал как фермент социальной динамики. Индивидуальный и социальный идеал. Творческая природа идеала. Принципиальная внутренняя диалогичность творчества. Интуиция, фантазия, воображение - моменты творческого процесса. Личность, идеал, культура. Роль искусства в развитии и изменении культуры и общества.
Тема 1.4. Морфология искусств. Искусство и его восприятие.
Формы художественной культуры: изобразительное искусство, художественное слово, музыка, театр, скульптура, архитектура.
Строение художественной культуры: творчество (создание художественного произведения), сами художественные произведения, носители художественных образов, художественное сознание воспринимающих, их эстетические представления, учреждения художественной культуры (художественные школы, направления, движения; музеи и выставочные залы).
Художественный образ. Изобразительное и выразительное в художественном образе. Систематика искусства. Изобразительные и выразительные искусства. Словесные и синтетические искусства. Временные и пространственные искусства. Пластические искусства.
Эстетические категории: возвышенное, прекрасное, героическое, трагическое; низменное, безобразное, комическое.
Художественное произведение: замысел, средства художественного выражения, жанр, сюжет, художественный образ, сила художественного воздействия.
Борев Ю. Эстетика. – М., 2001.
Выготский А.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. – М.: Лабиринт, 1997.
Гилберт К., Кун Г. История эстетики. – М.: Прогресс, 2000.
Каган М.С. Морфология искусства. – М., 1972.
Янсон Х.В. Основы истории искусств. – Спб. : Икар, 1996.
Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. – М.: Пометей, 1994. – 353 с.
Гордом Грэм Философия искусства. М.: Слово, 2004.
Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. - М.: 1984.
Какабадзе З.М. Феномен искусства. – Тбилиси, 1980.
Кьярини Л. Сила кино. – М., 1955.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: 1970.
Мандельштам О. Слово и культура. - М.: 1987.
Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.
Муриан В. Художественный мир фильма. – М., 1984.
Наливайко Д.Ф. Искусство: направления, течения, стили.- Киев:1981.
О возвышенном. – М.–Л.: «Наука», 1966. – 149 с.
Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? – М.: «Искусство», 1992. – 271 с.
Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, эссе, статьи. - М.: 1987.
Лотман Ю.М. Знаковый механизм культуры // Cб. ст. по вторичным моделирующим системам. Тарту: Изд-во Тарт. ун. 1973.
Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч. т. 6. - М.: 1957.
Художественные модели мироздания. – М., 1997.
Вийранд Т. Молодежи об искусстве. – Таллин, 1990.
Человек в мире художественной культуры. – М., 1982.
Человек в мире художественной культуры. – М., 1982.
Магико-тотемическая обрядность. Мифологическое мышление и его эволюция. Синкретизм первобытного мифологического мышления. Конкретно-чувственный характер первобытного мифологического мышления. Мифологическое время. Герои мифа.
Возникновение искусства. Образ в эмоциях. Происхождение символа и символического образа мышления. Современные дискуссии о происхождении искусства. Два взгляда на возникновение искусства: что раньше, пещерная живопись и натуралистическая скульптура или геометрические фигуры?
Первые формы искусства. Человек - художник. Животное, охотник, женщина - объекты первобытного искусства. Специфика мезолитического искусства. Микролитическая техника. Искусство и каменная индустрия. Кьёкенмёдинги. Одежда и жилища. Гончарное дело. Орнамент и открытие волюты. Художественные детали, воспроизводящие форму рогов животных. Пути совершенствования искусства. Особое значение эволюции искусства для судеб культуры.
География и периодизация первобытного искусства:
Искусство эпохи палеолита. «Палеолитические Венеры» – символ плодородия и хранительницы очага. Пещерная живопись. Периодизация. Ранний период (с XXX тысячелетия до н.э.). Заполнение рисунка внутри контура. Древнейший период (с XVIII – XV тыс. до н.э.): детализация рисунка, оттенки краски, попытки передать объем. Расцвет палеолитического искусства (XII тыс. до н.э.): передача объема, перспективы, пропорций и движения.
Наскальная живопись пещеры Альтамира (Сантадер, в Испании), пещеры Ласко (Франция). Упадок палеолитического искусства.
Мегалиты: менгиры, дольмены, кромлехи. Стоунхендж (Солсбери, Великобритания, II тыс. до н.э.)
Всемирно-историческое значение первобытного искусства.
Литература основная:
Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре. – М.: Просвещение, 1999.
Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусства: от древнейших времен по XVI век. – М., 1986. – Вып. 1.
Янсон Х.В. Основы истории искусств. – Спб. : Икар, 1996.
Емохонова Л.Е. Мировая художественная культура. – М., 1999.
Древние цивилизации. - М., 1989.
Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. – М.; Л., 1966.
Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. – М., 1980.
Первобытное искусство. – Новосибирск, 1976.
Семенов Ю.И. Как возникло человечество. - М.: 1966.
Мифы народов мира. – Т.1–2. – М., 1980, 1982.
Звери в камне. – Новосибирск, 1980.
Окладников А.П. Утро искусства. – Л., 1967.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.
Ранние формы искусства. - М.: Искусство, 1972 (1985).
Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. – М., 1982.
Семантика древних образов. – Новосибирск, 1990.
Семенов Ю.И. Возникновение культуры и её ранние формы / История культуры России. - М.: Знание, 1993. - С. 13 - 34.
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. – М., 1974.
Смоляк А.В. Шаман: личность, функция, мировоззрение. - М., 1991.
Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М., 1972.
Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989.
Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.
У истоков творчества. – Новосибирск, 1978.
Угринович Д.М. Искусство и религия. – М., 1983.
Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. – М., 1969.
Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М.: 1976.
Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: «Лабиринт», 1997. – 448 с.
Фролов Б.А. Первобытная графика Европы. - М., 1992.
Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. – М., 1972.
Художественная культура в докапиталистических формациях: Структурно-типологическое исследование / Под редакцией М.С.Кагана. – Л., 1984.
Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. – Л., 1971.
23 09 2014
7 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям
25 12 2014
4 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны
15 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
09 10 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
11 09 2014
1 стр.
Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирско
10 10 2014
3 стр.
Охватывает историю тюркских народов с древнейших времен до первой трети XV в. Во второй части учебно-методического комплекса помещены материалы, относящиеся ко второй трети XVI – н
16 12 2014
7 стр.
«История русского литературного языка» предназначено для студентов 5 курса заочного отделения филологического факультета. В него входят задания для самостоятельной работы, системы
15 10 2014
7 стр.