Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Российский государственный социальный университет
Гуманитарный факультет

Е.М.Шемякина

У.Г.Николаева

Т.В.Пушкарева

Н.А.Асеева

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Учебно-методические материалы

Москва

2007

Сборник учебно-методических материалов кафедры культурологии и социокультурной деятельности подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования авторским коллективом в составе:

Шемякина Е.М. – к.филос. н., доцент;

Николаева У.Г. – д. эконом. н., доцент;

Пушкарева Т.В. – к. филос. н., доцент;

Асеева Н.А. – к. филос. наук, доцент.


Учебно-методические материалы утверждены на заседании кафедры культурологии и социокультурной деятельности Гуманитарного факультета РГСУ 28 февраля 2007 года (протокол №).

Образец последней страницы


СОДЕРЖАНИЕ
Стандарт дисциплины

Программа дисциплины

Учебно-тематический план для студентов дневного отделения

Учебно-тематический план для студентов вечернего отделения

Учебно-тематический план для студентов заочного отделения

Планы семинарских занятий

Вопросы для подготовки к экзаменам/зачетам

Темы рефератов

Типовые задания контрольной работы для студентов заочного

отделения

Тематика курсовых и дипломных работ

Список литературы

Список интернет-ресурсов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста


МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
(третий уровень высшего профессионального образования)
Всего часов на освоение дисциплины:
Дневная форма обучения - 60, в т.ч. аудитор. – 32;

Вечерняя форма обучения – 30, в т.ч. аудитор. – 16;

Заочная форма обучения - 24, в т.ч. аудитор. – 12.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ


В результате изучения курса “Мировая художественная культура” студенты должны:
Знать:
Особенности взаимосвязей культуры и искусства.

Сущность и структуру мировой художественной культуры.

Основные этапы культурно-исторического развития человечества.

Культурные доминанты эпох в развитии мировой художественной культуры.

Основные стили и направления в мировой художественной культуре.

Роль и место мирового художественного наследия в современной культуре.

Основные этапы развития и особенности русской художественной культуры.

Памятники и произведения искусства различных эпох в истории мировой и отечественной культуры.


Уметь:
Отличать произведения искусства различных стилей.

Самостоятельно оценивать произведения искусства различных эпох.

Объяснять роль и место произведений классики в современной культуре.

Показать роль и место художественной культуры России в мировой художественной культуре.

Пользоваться справочной и специальной литературой по мировой художественной культуре.

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ


Мировая художественная культура: понятие, предмет, метод, место в системе гуманитарного знания;

Искусство как феномен культуры;

Виды искусства: изобразительные, выразительные, словесные, синтетические; пространственные, временные;

Генезис искусства;

Морфология искусства;

Стили и направления в мировой художественной культуре;

Синтез искусств;

Восприятие, рецепция искусства;

Закономерности развития мировой художественной культуры;

Синкретизм искусства;

Первобытное, примитивное и фольклорное искусство;

Памятники архитектуры и искусства Востока;

Античная скульптура, живопись, мозаика;

Иконопись Византии;

Художественная культура европейского Средневековья;

Художественная культура Возрождения;

Основные художественные стили в искусстве Нового времени: маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм;

Направления и проблемы искусства конца XIX - первой половины XX века;

Модернизм и постмодернизм в искусстве второй половины XX века;

Отечественная художественная культура;

Историческое своеобразие русской художественной культуры: стили и направления;

Памятник культуры как исторический источник;



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Специальности:

Психология (Б) 030300.65

Психология 030301.65

Специальная психология 050716.65

Количество часов по 5-летнему плану:

Дневное отделение – 60, в том числе аудитор. – 32





п/п




Раздел, тема



Количество часов

Контрольные мероприятия







всего

На самост. работу

всего аудиторн.

лекционных

групповых

контр. р.

Контр.т.

зачет

экзамен

I.


Теоретические проблемы исследования мировой художественной культуры

20

10

4

2

2













1.1.



Культурология и искусствознание в решении задач изучения мировой художественной культуры. Методы изучения мировой художественной культуры. Основные этапы становления искусствознания, искусствоведения и культурологических исследований художественной культуры. Искусство и его место в культуре.

Морфология искусств. Искусство и его восприятие











2

2













II.

Основные этапы и закономерности развития мировой и отечественной художественной культуры.

40

10

28

16

16













2.1.

Генезис культуры и искусства. Первобытное, примитивное и фольклорное искусство. Художественная культура стран Древнего Востока.









2


4













2.2.

Искусство и художественная культура Античности.











2













2.3.

Художественная культура и искусство средневековой Европы.











2

8













2.4.

Искусство Возрождения.










2

*










2.5.

Искусство Европы XVII-XVIII веков.









2














2.6.

Культура и искусство Европы XIX века.









2














2.7.

Основные проблемы художественной культуры и искусства XX века.









2

2














2.8

Русская художественная культура от древности до XX века.









2


2




*











ВСЕГО ПО КУРСУ:


60


20


32


16



16

*

*

*






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ ВЕЧЕРНЕГО ОТДЕЛЕНИЯ
Количество часов по 5-летнему плану:

Вечернее отделение 60, в т.ч. аудитор. 20





п/п




Раздел, тема


Количество часов

Контрольные мероприятия







всего

на самост. работу

всего аудиторн.

лекционных

групповых

контр. работ

Конр.т.

зачет

экзамен

I

Теоретические проблемы исследования мировой художественной культуры

26

20

6

6






*








1.1.

Культурология и искусствознание в решении задач изучения мировой художественной культуры.










2

















1.2.

Основные этапы становления научных знаний об искусстве и художественной культуре.

























1.3.

Искусство и его место в культуре.









2















1.4.

Морфология искусств. Искусство и его восприятие.









2














II.

Основные закономерности развития мировой и отечественной художественной культуры.

34

20

14

10

4

*











2.1. – 2.2.

Первобытное, примитивное и фольклорное искусство. Художественные достижения Древнего Востока.









2

2














2.3.

Искусство и художественная культура Античности.










2













2.4. – 2.5.

Искусство средневековой Европы. Искусство Возрождения.










2













2.6. – 2.8.


Искусство Европы Нового времени (XVII – XX вв.).










2













2.9.

Русская художественная культура от древности до современности.










2

2

















ВСЕГО ПО КУРСУ:

60

40

20

16

4

*

*

*






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Специальность: Психология (Б) 030300.65

Психология 030301.65

Специальная психология 050716.65

Количество часов по 5-летнему плану:

Заочное отделение 60, в т.ч. аудитор. 12;




п/п


Раздел, тема


Количество часов

Контрольные мероприятия







всего

на самост. работу

все-го аудиторн.

лекционных

групповых

контр. работ

Контр.т.

зачет

экзамен

I

Теоретические проблемы исследования мировой художественной культуры

30

24

6

6

















1.1.

Основные этапы становления научных знаний об искусстве и художественной культуре.









2

















1.2.

Искусство и его место в культуре.










2
















1.3.

Сущность и строение искусства.










2
















II.

Основные этапы и закономерности развития мировой и отечественной художественной культуры.

30

24

6

6



*











2.1.

Первобытное и традиционное искусство.

Художественные достижения Древнего Востока и Античности.











2

















2.2.

Европейская культура Средневековья, Возрождения и Нового времени.









2

















2.3.

Русская художественная культура от древности до современности.










2




















ВСЕГО ПО КУРСУ:

60

48

12

12




*




*






Программа курса

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 1.1. Культурология и искусствознание в решении задач изучения мировой художественной культуры. Методы изучения мировой художественной культуры.
Художественная культура: специфика и место в общей системе культуры. Проблемы трансдисциплинарности в исследованиях мировой художественной культуры. Мировая художественная культура как учебная дисциплина.

Методы исследования мировой художественной культуры. Сравнительно–исторический, системный, функциональный, психоаналитический, синтетический подходы к художественной культуре. Семиотические методы исследования культуры.

Задачи и практическое значение курса истории мировой художественной культуры.
Тема 1.2. Становление и основные этапы развития искусствоведческих и культурологических исследований художественной культуры.

Зарождение представлений о сущности и специфике искусства и художественной культуры. Древнегреческие мыслители о сущности прекрасного и назначении искусства. Средневековая трактовка искусства. Складывание понятий “культура” и "эстетическое" в философских теориях XVII-XVIII веков. Просвещение в понимании искусства как воспитывающей силы. Эстетическое как чувство в учении Баумгартена. Теоретическое понимание искусства в «Критике способности суждения» И.Канта. Эстетика Г.Гегеля. Культура и свобода в “Письмах об эстетическом воспитании" Ф.Шиллера. Романтические концепции искусства. Становление и развитие фольклористики.

Эстетика XIX века. Реализм и его социально-критическая направленность. Искусство в концепциях русских революционных демократов. Искусство и мораль, искусство и познание. Искусство и прогресс.

Концепции искусства в ХХ веке: позитивизм, интуитивизм, семиотические подходы, игровая теория, феноменология, герменевтика и др. Проблемы массового и элитарного искусства. Развитие психологии и социологии искусства. Проблема авторства и транстекстуальности в искусстве. Структурализм и постструктурализм об искусстве и его познании. Проблемы художественного языка в современном искусствознании.




Тема 1.3. Искусство и его место в культуре.
Эссенциальный подход к художественной культуре и искусству. От сущности культуры - к пониманию сущности искусства.

Культура как социально значимый опыт деятельности. Категория “опыт” в теории познания. Два главные смысла понятия “опыт” в истории идей. Рационализм и сенсуализм. Теоретизм и эмпиризм об опыте. Опыт, чувство, чувственность, чувственное познание, живое созерцание. Материалистический взгляд на опыт как порождение и отражение действительности. Практика и опыт, эмпирия. Опыт как фиксированная сторона практики, “застывшая практика”. Знания, умения и навыки в опыте.

Рациональное и эмоционально-образное отражение действительности. Роль художественного отражения в познании действительности, в человеческой практике. Роль творчества в деятельности. Искусство как генератор творческой способности, фантазии, воображения, интуиции.

Искусство: сущность, место в социуме. История представлений об искусстве. Искусство и действительность. Отражение и творчество. Искусство и социальный идеал. Эстетика и искусствознание в процессе познания искусства. Культурологические аспекты исследования искусства.

Художественное сознание общества и его роль в культуре. Особенности взаимосвязей культуры и искусства. Культура, художественная жизнь общества и художественное творчество индивида. Художественный символ, метафора.

Культура – искусство – идеал. Социальный идеал как высшая ступень в структуре культуры. Место социального идеала в иерархии социальных ролей и ценностей. Внутреннее единство социального идеала. Структура социального идеала. Социальный идеал как единство познавательного, этического и эстетического. Природа художественного сознания и место эстетического в идеале. Конкретно-чувственный характер социального идеала, значение образности в социальном идеале.

Социальный идеал как фермент социальной динамики. Индивидуальный и социальный идеал. Творческая природа идеала. Принципиальная внутренняя диалогичность творчества. Интуиция, фантазия, воображение - моменты творческого процесса. Личность, идеал, культура. Роль искусства в развитии и изменении культуры и общества.
Тема 1.4. Морфология искусств. Искусство и его восприятие.

Формы художественной культуры: изобразительное искусство, художественное слово, музыка, театр, скульптура, архитектура.

Строение художественной культуры: творчество (создание художественного произведения), сами художественные произведения, носители художественных образов, художественное сознание воспринимающих, их эстетические представления, учреждения художественной культуры (художественные школы, направления, движения; музеи и выставочные залы).

Художественный образ. Изобразительное и выразительное в художественном образе. Систематика искусства. Изобразительные и выразительные искусства. Словесные и синтетические искусства. Временные и пространственные искусства. Пластические искусства.

Эстетические категории: возвышенное, прекрасное, героическое, трагическое; низменное, безобразное, комическое.

Художественное произведение: замысел, средства художественного выражения, жанр, сюжет, художественный образ, сила художественного воздействия.


Литература основная:

Борев Ю. Эстетика. – М., 2001.

Выготский А.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. – М.: Лабиринт, 1997.

Гилберт К., Кун Г. История эстетики. – М.: Прогресс, 2000.

Каган М.С. Морфология искусства. – М., 1972.

Янсон Х.В. Основы истории искусств. – Спб. : Икар, 1996.


Литература дополнительная:

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. – М.: Пометей, 1994. – 353 с.

Гордом Грэм Философия искусства. М.: Слово, 2004.

Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. - М.: 1984.

Какабадзе З.М. Феномен искусства. – Тбилиси, 1980.

Кьярини Л. Сила кино. – М., 1955.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: 1970.

Мандельштам О. Слово и культура. - М.: 1987.

Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

Муриан В. Художественный мир фильма. – М., 1984.

Наливайко Д.Ф. Искусство: направления, течения, стили.- Киев:1981.

О возвышенном. – М.–Л.: «Наука», 1966. – 149 с.

Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? – М.: «Искусство», 1992. – 271 с.

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, эссе, статьи. - М.: 1987.

Лотман Ю.М. Знаковый механизм культуры // Cб. ст. по вторичным моделирующим системам. Тарту: Изд-во Тарт. ун. 1973.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч. т. 6. - М.: 1957.

Художественные модели мироздания. – М., 1997.

Вийранд Т. Молодежи об искусстве. – Таллин, 1990.

Человек в мире художественной культуры. – М., 1982.

Человек в мире художественной культуры. – М., 1982.



РАЗДЕЛ II

Основные этапы и закономерности развития

Мировой и отечественной художественной культуры.
Тема 2.1. Генезис культуры и искусства. Особенности первобытного искусства.
Антропосоциогенез и культурогенез. Возникновение праморали. Первые нормы поведения – табу. Эмоциональная жизнь первобытного человека. Формирование мышления и языка.

Магико-тотемическая обрядность. Мифологическое мышление и его эволюция. Синкретизм первобытного мифологического мышления. Конкретно-чувственный характер первобытного мифологического мышления. Мифологическое время. Герои мифа.

Возникновение искусства. Образ в эмоциях. Происхождение символа и символического образа мышления. Современные дискуссии о происхождении искусства. Два взгляда на возникновение искусства: что раньше, пещерная живопись и натуралистическая скульптура или геометрические фигуры?

Первые формы искусства. Человек - художник. Животное, охотник, женщина - объекты первобытного искусства. Специфика мезолитического искусства. Микролитическая техника. Искусство и каменная индустрия. Кьёкенмёдинги. Одежда и жилища. Гончарное дело. Орнамент и открытие волюты. Художественные детали, воспроизводящие форму рогов животных. Пути совершенствования искусства. Особое значение эволюции искусства для судеб культуры.

География и периодизация первобытного искусства:

Искусство эпохи палеолита. «Палеолитические Венеры» – символ плодородия и хранительницы очага. Пещерная живопись. Периодизация. Ранний период (с XXX тысячелетия до н.э.). Заполнение рисунка внутри контура. Древнейший период (с XVIII – XV тыс. до н.э.): детализация рисунка, оттенки краски, попытки передать объем. Расцвет палеолитического искусства (XII тыс. до н.э.): передача объема, перспективы, пропорций и движения.

Наскальная живопись пещеры Альтамира (Сантадер, в Испании), пещеры Ласко (Франция). Упадок палеолитического искусства.



Искусство эпохи мезолита (XII – VIII тыс. до н.э.). Перемены в образе жизни и сознании первобытного человека. Наскальные рисунки близ Барселоны и Валенсии (Восточная Испания). Многофигурные композиции. Сцены охоты. Человеческие фигуры и массовые сцены.

Искусство эпохи неолита (V-III тыс. лет до н.э). Заселение новых пространств в связи с таянием ледников. Межплеменная борьба. Дальнейшая схематизация изображений в наскальных рисунках.

Наскальное искусство в Африке. Первобытность нового времени.

Мегалиты: менгиры, дольмены, кромлехи. Стоунхендж (Солсбери, Великобритания, II тыс. до н.э.)

Всемирно-историческое значение первобытного искусства.
Литература основная:

Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре. – М.: Просвещение, 1999.

Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусства: от древнейших времен по XVI век. – М., 1986. – Вып. 1.

Янсон Х.В. Основы истории искусств. – Спб. : Икар, 1996.

Емохонова Л.Е. Мировая художественная культура. – М., 1999.

Древние цивилизации. - М., 1989.

Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. – М.; Л., 1966.

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. – М., 1980.

Первобытное искусство. – Новосибирск, 1976.

Семенов Ю.И. Как возникло человечество. - М.: 1966.

Мифы народов мира. – Т.1–2. – М., 1980, 1982.



Литература дополнительная:

Звери в камне. – Новосибирск, 1980.

Окладников А.П. Утро искусства. – Л., 1967.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.

Ранние формы искусства. - М.: Искусство, 1972 (1985).

Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. – М., 1982.

Семантика древних образов. – Новосибирск, 1990.

Семенов Ю.И. Возникновение культуры и её ранние формы / История культуры России. - М.: Знание, 1993. - С. 13 - 34.

Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. – М., 1974.

Смоляк А.В. Шаман: личность, функция, мировоззрение. - М., 1991.

Соколова З.П. Культ животных в религиях. – М., 1972.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989.

Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

У истоков творчества. – Новосибирск, 1978.

Угринович Д.М. Искусство и религия. – М., 1983.

Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. – М., 1969.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М.: 1976.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: «Лабиринт», 1997. – 448 с.

Фролов Б.А. Первобытная графика Европы. - М., 1992.

Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа. – М., 1972.

Художественная культура в докапиталистических формациях: Структурно-типологическое исследование / Под редакцией М.С.Кагана. – Л., 1984.

Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. – Л., 1971.


следующая страница>


Учебно-тематический план для студентов дневного отделения Учебно-тематический план для студентов вечернего отделения
1625.76kb.

23 09 2014
7 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям 071401 «Социально культурная деятельность»

Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям

1122.76kb.

25 12 2014
4 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольны

359.69kb.

15 12 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 071301 «Народное художественное творчество»

Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности

224.16kb.

09 10 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 0 71301 «Народное художественное творчество»

Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности

167.46kb.

11 09 2014
1 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов II курса ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры»

Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирско

679.82kb.

10 10 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс для студентов IV-V курсов дневного отделения специальности «История» по «Исторической тюркологии»

Охватывает историю тюркских народов с древнейших времен до первой трети XV в. Во второй части учебно-методического комплекса помещены материалы, относящиеся ко второй трети XVI – н

1590.16kb.

16 12 2014
7 стр.


Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения филологического факультета Специальность: 050301 русский язык и литература

«История русского литературного языка» предназначено для студентов 5 курса заочного отделения филологического факультета. В него входят задания для самостоятельной работы, системы

593.39kb.

15 10 2014
7 стр.