§ 113. Контекстные (синтаксические) значения форм лица
В высказывании значения форм лица могут изменяться.
Меньше всего зависит от контекста форма первого лица единствен-
ного числа. Она устойчива в своем категориальном значении, и в тех
сравнительно редких случаях, когда она выражает обобщенный смысл
182
(Мыслю, следовательно, существую), отношение к субъекту речи в ней
сохраняется.
Форма первого лица множественного числа употребляется обоб-
щенно-лично:
Что имеем, не храним, потерявши, плачем (поел.). В неко-
торых речевых ситуациях форма 1-го л. мн. ч. употребляется на месте
формы второго лица:
Как чувствуем себя, больной? Как живем, подруга?
Сейчас выпьем молочко, съедим кашку (в обращении к ребенку).
Форма первого лица множественного числа в императивном кон-
тексте имеет инклюзивное значение (см. § 106).
Форма второго лица множественного числа употребляется при об-
ращении к одному адресату (согласуясь с местоимением
вы, так назы-
ваемой формой вежливости):
Вы смеетесь, графиня (Пушкин);
«Скажи-
те, Карамазов, вы ужасно меня презираете?» — отрезал вдруг Коля
и весь вытянулся перед Алешей, как бы став в позицию (Достоевский). Это
этикетная функция формы второго лица. Она мотивирована узусом.
Форма второго лица, особенно единственного числа, если она не
обращена к конкретному адресату (в неадресатном употреблении) име-
ет значение, называемое обобщенно-личным:
Если хочешь быть счаст-
ливым, будь им (К. Прутков);
День ясный, прозрачный, слегка морозный,
один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и
с сыростью, и с тяжелыми калошами (Чехов);
<Чуть приметна тропин-
ка росистая. > Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг С листьев
брызнет роса серебристая (Никитин). При обобщенно-личном значении
формы второго лица называют действие, соотнесенное с любым лицом,
в том числе и первьм. Кроме этого, они не охарактеризованы по число-
вой семантике, по мнению М. В. Панова, находятся вне числа
92.
При обобщенно-личном употреблении форма второго лица единст-
венного числа может также называть повторяющееся действие первого
лица:
Как подумаешь порою, что Дуня, может быть, тут же пропада-
ет, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы... (Пушкин);
Чита-
ешь четверть часа, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают
поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича (Чехов).
Форма третьего лица множественного числа (а также несобствен-
ноличная форма мн. ч.) в условиях, не позволяющих ей реализовать
синтаксический компонент значения (позиция подлежащего закрыта),
оказывается неопределенно-личной:
А в трактир, говорят, привезли те-
перь свежей сёмги (Гоголь);
Проезжая по Волге, обязательно едят стер-
ляжъю уху (Горький);
Наконец к барышне привезли лекаря (Бунин).
При неопределенно-личном значении, в отличие от обобщенно-
личного, исключается отнесенность действия к говорящему, субъекту
92
М. В. Панов. Русский язык // Языки народов СССР. Т. 1. Индоевропейские языки. М.,
1966. С. 82.
183
речи. Формы с неопределенно-личным значением имеют немаркирован-
ное число.
И обобщенно-личное, и неопределенно-личное значение могут
иметь глаголы, называющие такие действия, которые производятся че-
ловеком.
§ 114. Безличные глаголы
В русском языке есть безличные глаголы, другими словами, глаго-
лы, не изменяющиеся по лицам. «Категория безличности соотноситель-
на с категорией лица»
93, т. е. безличной глагольной формой может
быть только такая морфологическая форма, которой свойственно
и личное употребление.
Для того, чтобы какой-нибудь глагол в русском языке был воспри-
нят как безличный, необходимо соблюдение трех условий: 1) глагол
должен быть в форме 3 л. ед. ч. или прошедшего времени среднего рода,
2) названные формы не должны входить в парадигму лица, 3) позиция
подлежащего при глаголе не должна замещаться (она или отсутствует,
или «закрыта»).
Примечания. 1, Отмеченное в литературе безличное употребление фор-
мы повелительного наклонения
(Светай раньше, мы успели бы) непро-
дуктивно и, судя по всему, возможно лишь у некоторых безличных
глаголов,
2, В русском языке есть особый тип односоставных бесподлежащ-
ных инфинитивных предложений:
Здесь нам не проехать. Это не дела-
ет, однако, инфинитив безличной формой; в морфемной структуре
инфинитива нет аффикса, связанного с категорией лица.
Что касается семантического субъекта, то абсолютное большинст-
во безличных глаголов имеют субъектную валентность. Семантический
субъект безличных глаголов чаще всего выражается дательным паде-
жом
(ему взгрустнулось), но и другие падежи могут быть связаны с обо-
значением носителя признака, названного безличным глаголом: в
голове
шумит, в ухе стреляет, плечо ломит. Безличность не следует отождеств-
лять с бессубъектностью. Безличность — это грамматическое (морфоло-
го-синтаксическое) свойство глагола.
В русском языке в глаголе нет безличных окончаний, поэтому без-
личные и личные формы 3 л. ед. ч. или формы прошедшего времени
среднего рода образуют морфологические омонимы. В некоторых гла-
голах безличность дополнительно обозначается постфиксом -ел:
Как
нам любилось! Как улыбалось! (Яшин);
Не спится, няня: здесь так душно
(Пушкин).
93 В. В. Виноградое. Русский язык. 1972. С. 370.
184
Одни безличные глаголы употребляются только как безличные или
преимущественно как безличные
(тошнит, вечереет, холодает, спится,
работается, сидится, дремлется), другие могут иметь и личное употреб-
ление:
За лесом загрохотало; Я не сам сюда пришел, меня сюда привело
(Тургенев);
В носу чешется; В дверь дует; Пахнет сиренью. В таких слу-
чаях безличность определяется как явление вторичное по отношению
к личному употреблению глагола.
§ 115. Категории рода и числа в глаголе
Род как словоизменительная категория представлен в причастиях,
где он ничем не отличается от рода прилагательных, в формах прошед-
шего времени и сослагательного наклонения.
Род в спрягаемых формах глагола тоже выражает согласование,
а именно согласование сказуемого с подлежащим (при словах общего
рода и личных местоимениях я,
ты наблюдается так называемое согла-
сование по смыслу). Но полного функционального совпадения между
родом глагола и родом прилагательного нет. Разница, по наблюдению
В. В. Виноградова, состоит в том, что родовые различия в глаголе
«спаяны с категорией лица»
94. Форма среднего рода может, как мы ви-
дели, употребляться безлично, и в этом своем качестве она противопос-
тавляется формам мужского и женского родов, которые безличными ни-
когда не бывают. Мужской и женский род всегда являются знаком лич-
ного содержания глагола. Именно это и является основанием для выде-
ления несобственноличных форм.
По числам изменяются причастия и все спрягаемые формы, кроме
безличных.
В причастиях число, как и в прилагательных, выражает согласова-
ние.
В спрягаемом глаголе употребление форм числа не всегда объясня-
ется согласованием. В русском языке есть бесподлежащные односостав-
ные глагольные предложения, в которых согласование просто не может
быть реализовано. Выбор формы числа при этом осуществляется на ос-
нове номинативного значения (один / не один) только в так называе-
мых определенно-личных предложениях:
Люблю видеть тебя поэтом
(Горький) — и предложениях обобщенно-личных, обозначающих дейст-
вие первого лица. В остальных случаях выбор формы числа скорее
подчиняется синтаксическим правилам: в неопределенно-личных пред-
ложениях глагол ставится во мн. ч. независимо от количества действую-
щих лиц (а их может быть одно или несколько). В собственно обобщен-
но-личных предложениях глагол регулярно употребляется в форме
94
Там же. С. 377.
185
ед. ч., не имея при этом числового значения. В безличных предложениях
родо-числовая флексия всегда асемантична, она является знаком без-
личности.
§ 116. Категории падежа и полноты / краткости у причастий
Причастия изменяются по падежам по адъективным парадигмам,
и их падеж также выражает согласование.
Причастие, как прилагательное, имеет краткую форму. Продуктив-
ными являются только краткие формы страдательных причастий про-
шедшего времени глаголов СВ:
написан, написана, написано, написаны.
Эти формы втянуты в выражение страдательного залога у глаголов СВ.
Кроме этого, они употребляются, как и краткие формы прилагатель-
ных, в качестве обособленного определения к подлежащему:
Канарейку
из-за моря Привезли, и вот она Золотая стала с горя. тесной клеткой пле-
нена (Бунин);
И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я.
Как ветер звоном однотонным Гудит-поет в стволы ружья (Бунин).
У глаголов НСВ страдательные причастия прошедшего времени
в целом нерегулярны, но если такое причастие образуется, от него мо-
гут быть получены краткие формы:
обещать —> обещанный —> обещан,
обещана, обещано, обещаны, которые также используются для выраже-
ния залога в спрягаемом глаголе.
Краткие формы страдательных причастий настоящего времени не-
регулярны, стилистически маркированы, встречаются в основном
в книжной речи:
Мы знаем: не единый клад Тобой вДиканьке укрываем
(Пушкин);
А я вот был ненавидим, ненавидим хорошенькой девушкой (Че-
хов, пример из «Грамматики-80»);
Как верный ученик, я был ласкаем все-
ми (Брюсов, пример из «Грамматики-80»).
От действительных причастий настоящего и прошедшего времени
краткие формы в современном языке не употребляются.
Краткие причастия не изменяются по падежам. Они образуются от
полных форм при помощи субстантивных окончаний.
В прошедшем времени краткие причастия от полных форм на -енн-
и
-нн- имеют суффикс
-ен- или -н-:
обиженный -> обижен, прочитанный
-> прочитан. В кратких формах от причастий с суффиксом
-т- основа
не сокращается:
расколотый —> расколот. Точно так же не изменяется
основа при образовании кратких форм от страдательных причастий
настоящего времени:
ведомый -> ведом, уважаемый —> уважаем, люби-
мый —> любим.
В связи с тем, что краткие причастия употребляются регулярно при
связке, их собственная временная семантика ослаблена. В пассивных
конструкциях типа
Она была любима мною. Она будет любима мною вы-
ражается значение страдательного залога в прошедшем и будущем вре-
186
мени, соответственно Дом построен известным архитектором имеет
значение страдательного залога
в настоящем времени.
§ 117. Особенности глагольного формообразования
В отличие от других частей речи глагольное слово является двуос-
новным. В глаголе выделяют основу прошедшего времени и основу на-
стоящего времени. Основа прошедшего времени у абсолютного боль-
шинства глаголов совпадает с основой инфинитива, поэтому при обра-
зовании форм обычно определяется основа инфинитива.
Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отбросить окончание
(или формообразующий суффикс) инфинитива. Окончанием инфинити-
ва чаще всего бывает аффикс
-тъ: читать, белеть, крикнуть, бить,
жать и т. п. Кроме этого, им бывает аффикс
-ти: нести, пасти (-сти
в глаголе
грести) — и нулевой аффикс:
печь, беречь.
В глаголах на -сти и на -чь основа прошедшего времени совпадает
с основой настоящего времени, и ее лучше находить по личной форме
глагола:
грести ->
гребу, основа наст. вр. -
греб-, основа прош. вр. -
греб-; вести ->
веду, основа наст. вр. -
вед-, основа прош. вр. -
вед-; бе-
речь —> берегу, основа наст. вр. -
берег-, основа прош. вр. -
берег-.
В глаголах на -чь и некоторых глаголах на -сти (вести, мести) ос-
нова инфинитива и основа прошедшего времени не совпадают. В фор-
мообразовании используется основа прошедшего времени.
Не совпадают основы инфинитива и прошедшего времени и у дру-
гих непродуктивных глаголов:
сохнуть ->
сохну — основа инфинитива,
сох — основа прош. вр.;
умереть -> умере — основа инфинитива,
умер — основа прош. вр.
От основы инфинитива (или прошедшего времени) образуются
формы прошедшего времени спрягаемого глагола, действительные
и страдательные причастия прошедшего времени (образование страда-
тельных причастий при этом ограничено переходностью), деепричастия
СВ.
Основа настоящего времени определяется по личным формам на-
стоящего времени у глаголов НСВ и будущего простого у глаголов
СВ — отсекается личное окончание. В определенных глагольных клас-
сах основа настоящего времени представлена в двух вариантах:
простить -> прощу (основа наст. вр.
-прощ-), простишь (основа наст. вр.
-прост'-). В формообразовании в таких случаях используется тот вари-
ант, который выделяется в форме 3 л. мн. ч.
Основы настоящего времени в отличие от основы инфинитива, ко-
торая регулярно оканчивается на гласный (обратите внимание на
структуру глагольных суффиксов), имеют в конце согласный. Исключе-
нием являются некоторые словоформы:
дам, дашь, ем, ешь.
187
От основы настоящего времени образуются собственноличные фор-
мы изъявительного наклонения, форма повелительного наклонения
в единственном числе, действительные и страдательные причастия на-
стоящего времени, деепричастие НСВ.
§ 118. Классы глаголов
Все глаголы в зависимости от соотношения основ настоящего
и прошедшего времени и флексии инфинитива делятся на классы. В од-
ном классе оказываются глаголы с одинаковыми основами и одинако-
вым формообразованием.
Описание классов в разных грамматиках и пособиях полностью не
совпадает. Наиболее полно они даны в Грамматическом словаре
А. А. Зализняка. В предложенном перечне использована (с некоторыми
добавлениями) классификация И. Г. Милославского.
Одни классы объединяют продуктивные глаголы. Они пополняют-
ся основами, образующимися живыми глагольными суффиксами. Про-
дуктивные глаголы распределяются между 1-м, 2-м, 3-м и 4-м классами.
Другие классы объединяют глаголы непродуктивные и могут быть
представлены закрытыми списками глагольных основ (нумерация клас-
сов условная).
В 1-й класс входят глаголы с инфинитивом на -ать1-ятъ и •еть, ос-
новы настоящего времени сохраняют гласный инфинитива и оканчива-
ются на
-j-: читать, перечитать, перечитывать, прощать, доливать, хо-
зяйничать, охать, белеть, побелеть, стрелять.
Во 2-й класс входят глаголы с инфинитивом на -овать (-ировать,
-изироватъ,
-фицировать) 1 -еватъ, основы настоящего времени на
-yj-
(•yul-юй): ковать, горевать, атаковать, беседовать, маршировать, экра-
низировать,
В 3-й класс входят глаголы СВ на -путь. В основах настоящего вре-
мени
-у- отсекается. Формы прошедшего времени
-ну- сохраняют:
крик-
нуть, толкнуть, подтолкнуть, охнуть, пульнуть, гульнуть.
В 4-й класс входят глаголы в инфинитиве на -итъ. В основах на-
стоящего времени -и- не сохраняется, и в первом лице ед. ч. происходит
чередование согласных:
б'/бл', пЧпл'. в7вл', ф'/фл'. мЧмл', д'1ж, т'/ч. з'/ж,
с'1ш: грабить, графить, просить, родить, строить, шевелить, нянчить,
сорить, стоить.
В 5-й класс входят глаголы в инфинитиве на -ать1-ятъ и -еть. В ос-
нове настоящего времени гласный не сохраняется. В первом лице ед. ч.
происходят чередования, отмеченные для глаголов 4-го класса:
спать,
видеть, зависеть, ненавидеть, дрожать, слышать, гнать, стоять, боять-
ся, гореть, молчать.
188
В 6-й класс входят глаголы в инфинитиве на
-ать1-ятъ. В основе
настоящего времени инфинитивный гласный не сохраняется. В одних
лексемах во всех лицах ед. и мн. числа происходит чередование задне-
небных и переднеязычных согласных с шипящими,
ск/щ, губных соглас-
ных с губной + л':
писать, сказать, плакать, прятать, искать, сыпать,
дремать. В других словах наблюдается чередование гласных (также во
всех лицах):
брать 1 беру, звать 1 зову, драть 1 деру. Наконец, у некото-
рых глаголов основа настоящего времени отличается от основы инфи-
нитива только отсутствием
-а1-я-: ткать - тку, ждать - жду, лаять -
лаю, сеять - сею.
В 7-й класс входят глаголы в инфинитиве с окончанием -ти/-ть по-
сле конечного согласного основы, чаще -с-, иногда
-з-: пасти, нести,
вести, расти, ползти, лезть, мести, грести. Основа настоящего времени
совпадает с основой прошедшего времени, которая может совпадать
с основой инфинитива (нести, ползти, вести), но может и отличаться от
неё (вести, мести, грести).
В 8-й класс входят глаголы на -чь с нулевым окончанием. Истори-
чески
-чь образовалось из сочетания конечного согласного основы
-к-
или -г- с суффиксом инфинитива. В основе прошедшего времени восста-
навливается исходный согласный основы. Основа настоящего времени
совпадает с основой прошедшего времени. Во всех лицах, кроме 1 л. ед.
ч. и 3 л. мн. ч. задненебный чередуется с шипящим:
печь, мочь. стеречь,
беречь.
В 9-й класс входят глаголы на -ереть, связанные с тремя лексемами:
тереть, мереть, переть. Основа прошедшего времени не совпадает с ос-
новой инфинитива. В основе настоящего времени отсекается конечное
•е- и наблюдается чередование
е/в во всех лицах.
В 10-й класс входят глаголы на -оть в инфинитиве. В основе на-
стоящего времени нет -о-, твердый согласный чередуется с мягким во
всех лицах. В глаголе
молоть чередуются гласные в корне:
молоть 1 ме-
лю, мелешь, мелет.
В 11-й класс входят глаголы с корневым гласным перед окончанием
инфинитива, кроме слов типа
жать: 1)бить, вить, лить, 2) крыть.
рыть, 3)
гнить, 4)
дуть. Основа настоящего времени во всех случаях за-
канчивается на
-j: В глаголах первой группы
-и- чередуется с нулевым
гласным во всех лицах изъявительного наклонения, а в повелительном
наклонении с
-е-: пить 1 пью 1 пей. В глаголах второй группы гласный
инфинитива чередуется с -о- во всех лицах. В глаголах
гнить и
дуть
гласный инфинитива сохраняется.
12-й класс объединяет глаголы на -путь НСВ и образованные от
них перфективированные (т. е. СВ) глаголы. В основах настоящего вре-
мени
-у- отсекается. Основы прошедшего времени не совпадают с осно-
вой инфинитива (суффикс
-ну- отбрасывается):
сохнуть -+
сох, вянуть
189
-> вял, мерзнуть -> мерз, глохнуть -> глох, высохнуть -> высох, промерз-
нуть —> промерз, заглохнуть —> заглох.
В 13-м классе представлены глаголы с суффиксом -ва- трех мотиви-
рующих основ:
знава-тъ, става-тъ, дава-тъ. В основе настоящего време-
ни суффикса
-ва- нет, основа оканчивается
-]-: узнавать -> узнаю, пере-
ставать —> перестаю, отдавать —> отдаю.
В 14-й класс входят глаголы с корневым гласным -а-1-я- перед окон-
чанием инфинитива, восходящим к носовому. В основе настоящего вре-
мени наблюдается мена корневых морфов:
жать 1 жну, жать 1 жму.
понять 1 пойму (соответствует исходному глаголу тяти), взять 1 возь-
му, начать 1 начну, мять 1 мну, распять 1 распну.
В 15-й класс входят глаголы с корневым гласным -а- и -е- перед
окончанием инфинитива. В основе настоящего времени корневой глас-
ный сохраняется, основа закрывается согласным -н-:
стать -> стану,
одеть —> одену.
16-й класс объединяет глаголы жить, плыть, слыть и их приста-
вочные дериваты. В основе настоящего времени сохраняется гласный
инфинитива, основа закрывается согласным
-в-: жить -> живу, слыть
-> слыву, плыть -> плыву.
В названные классы не входят следующие глаголы (эти глаголы на-
зываются изолированными):
1) образованные от не употребляющегося в литературном языке
шибитъ лексемы
ушибить, зашибить и производный глагол
ушибиться.
По инфинитиву они должны были бы относиться к 4-му классу, но
у них в 1 л. ед. ч. отсутствует чередование, и они изменяются по перво-
му спряжению;
2) реветь, который должен бы относиться к 5-му классу, но также
не имеет чередования в 1 л. ед. ч. и относится к первому спряжению;
3) чтить, у которого формы 1 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. образуются не по
4-му классу:
чту - чтут (есть также форма
чтят), а остальные формы
образуются по второму спряжению;
4) зыбить (ся), зиждиться, формы которых образуются по первому
спряжению
(зыблется, зыблющийся, зиждется, зиждущийся);
5) бежать и
хотеть, являющиеся разноспрягаемыми;
6) ехать и идти, у которых основы настоящего и прошедшего вре-
мени связаны супплетивными отношениями
(еду - ехал, иду - шел - шед-
ший);
7) быть — имеет нулевую форму настоящего времени, будущее вре-
мя образуется от другого корня (вышедшие из употребления формы на-
стоящего времени тоже образовывались от другого корня. Сохранив-
шиеся в книжной речи формы
есть и
суть значение лица утратили пол-
ностью);
190
8)
живописать — образует личные формы по 2-му классу
(живописую);
9) дать, есть — имеют нестандартные личные формы:
|
единственное число
|
множественное число
|
1л.
|
дам
|
ем
|
дадим
|
едим
|
2л.
|
дашь
|
ешь
|
дадите
|
едите
|
Зл.
|
даст
|
ест
|
дадут
|
едят
|
10) стелить(ся) — по инфинитиву должен был бы относиться
к 4-му классу, но (по причине контаминации с глаголом
стлать) обра-
зует личные формы по первому спряжению.
Некоторые глаголы принадлежат не к одному классу, при этом
один тип формообразования обычно бывает стилистически маркиро-
ванным, если словоизменение не становится средством разграничения
значений, например,
колыхать (1-й и 6-й),
мяукать (1-й)
нмяучить
(4-й),
полоскать (1-й и 6-й),
мурлыкать (1-й и 6-й).
<предыдущая страница | следующая страница>