§ 119. Первое и второе спряжение глаголов
Термин спряжение имеет два употребления. В узком смысле слова
спряжением называют изменение глагола по лицам в единственном и во
множественном числе. В широком смысле спряжением называют изме-
нение глагола по лицам, числам, роду, наклонениям и временам.
Когда речь идет о первом и втором спряжении имеется в виду пер-
вое употребление слова.
В зависимости от того, какими окончаниями образуются формы
лица, глаголы относятся к 1-му или ко 2-му спряжению.
В 1-м спряжении глаголы имеют следующие окончания (в орфогра-
фической записи): в ед. ч. — 1л.
-у. -ю; 2 л.
-ешь, -ешь; 3 л.
-ёт, -ет; во
мн. ч. — 1л.
-ем, -ем; 2 л. -ёте, -ете; 3 л.
-ут. ют.
Основа наст. вр. глаголов первого спряжения оканчивается на -j, на
парно-твердую согласную, шипящую, мягкие
-р'и -л'.
При образовании форм 2 и 3 л. ед. ч., 1 и 2 л. мн. ч. конечные твер-
дые согласные основы, кроме шипящих, чередуются: парно-твердые
с соответствующей мягкой, задненебные с шипящими. Исключением яв-
ляется глагол
ткать (тку, ткёшь, ткёт, ткём. ткёте, ткут).
191
Образцы 1-го спряжения
читать толкнуть печь вести
единственное число
1л.
|
читаю
|
толкну
|
пеку
|
веду
|
2л.
|
читаешь
|
толкнёшь
|
печёшь
|
ведёшь
|
Зл.
|
читает
|
толкнет
|
печёт
|
ведёт
|
множественное число
1л.
|
читаем
|
толкнём
|
печём
|
ведём
|
2л.
|
читаете
|
толкнёте
|
печёте
|
ведёшь
|
Зл.
|
читают
|
толкнут
|
пекут
|
ведёт
|
К первому спряжению относятся глаголы всех классов, кроме 4-го
и 5-го
(бомбить, видеть, дрожать),
Во втором спряжении глаголы имеют следующие личные оконча-
ния: в ед. ч. — 1л.
-у, -ю; 2 л.
-ишь, 3 л.
-ит; во мн. ч. —1л.
-им, 2 л.
-ите,
3 л.
-am, -ят.
Основа наст. вр. глаголов 2-го спряжения оканчивается на парно-
мягкую согласную, шипящую и
-j. При образовании формы 1 л. ед. ч.
согласные чередуются;
б7бл', n'lwi', м'1мл', в'1вл', ф'1фл', т'1ч, т'1щ, д'1ж,
з'1ж, c'lm, c'm'/щ.
Образцы 2-го спряжения
белить кормить зависеть дышать
единственное число
1 л.
|
белю
|
кормлю
|
завишу
|
дышу
|
2л.
|
белишь
|
кормишь
|
зависишь
|
дышишь
|
Зл.
|
белит
|
кормит
|
зависит
|
дышит
|
множественное число
1л,
|
белим
|
кормим
|
зависим
|
дышим
|
2л.
|
белите
|
кормите
|
зависите
|
дышите
|
Зл.
|
белят
|
кормят
|
зависят
|
дышат
|
192
Ко 2-му спряжению относятся глаголы 4-го и 5-го классов.
Образование форм глагола может сопровождаться перемещением
ударения, что подробно описано А. А. Зализняком (см. «Грамматиче-
ский словарь русского языка»), а также в «Русской грамматике-80». Су-
ществуют три основные схемы ударения для личных форм и три схемы
для инфинитива и форм прошедшего времени.
В личных формах (т. е. в формах первого, второго, третьего лица
изъявительного наклонения и второго лица повелительного наклоне-
ния) ударение может быть: 1) постоянно на окончании
(веду, ведешь, ве-
дет, ведем, ведёте, ведут, веди, ведите), 2) постоянно на основе
(читаю,
читаешь, читает, читаем, читаете, читают, читай, читайте), 3) в фор-
мах 1 -го лица единственного числа и повелительного наклонения — на
окончании. В остальных формах — на основе
(пишу, пиши, пишите, пи-
шешь, пишет, пишем, пишете, пишут).
В инфинитиве и формах прошедшего времени ударение может
быть: 1) постоянно на окончании
(ползти, полз. ползла, ползло, ползли),
1) постоянно на основе
(читать, читал, читала, читало, читали),
3) в форме женского рода — ударение на окончании, в остальных фор-
мах — на основе
(брать, брал, брала, брало, брали).
У большинства русских глаголов в личных формах, инфинитиве
и формах прошедшего времени бывает постоянное ударение на основе,
но в принципе возможны комбинации разных схем ударения: 1)
беру.
берёшь, берёт, берём, берёте, бери, берите — постоянное ударение на
окончании. В формах прошедшего времени ударение подвижное.
2)
Люблю, люби, любите, любишь, любит, любим, любите, любят — уда-
рение подвижное. В прошедшем времени постоянное ударение на осно-
ве. 3)
Боюсь, боишься, боится, боимся, боитесь, боятся, бойся, бойтесь
(при нулевой флексии ударение падает на предыдущий гласный) — по-
стоянное ударение на окончании.
Бояться, боялся, боялась, боялось, боя-
лись — постоянное ударение на основе.
§ 120. Образование причастий
Действительные причастия настоящего времени образуются от ос-
новы настоящего времени (необходимый вариант основы определяется
по 3-му л. мн. ч.) глаголов НСВ при помощи суффикса
-ущ-(-ющ-) у гла-
голов 1-го спряжения и суффикса
-ащ-(-яш-) у глаголов 2-го спряжения:
читающий, пишущий, дрожащий, белящий.
Действительные причастия настоящего времени не образуются
к глаголам многократного способа действия и собственно безличным
(сказывать, говаривать, спится, смеркается).
Если глагол входит в два класса, у него могут быть образованы два
причастия наст. вр.
(колышущий к колыхающий, машущий и
махающий,
13 Зак. 4163 193
брызжущий и
брызгающий). Причастия
движущий (фактор) и
двигающий
(человек) не совпадают по значению.
Встречающиеся иногда причастия настоящего времени к глаголам
СВ (предсказующая синтаксическая связь) ненормативны.
Действительные причастия прошедшего времени образуются от ос-
новы инфинитива (иногда от основы прошедшего времени) при помо-
щи суф.
-еш-(-ий-), если основа оканчивается гласным, и суф.
-ш-(-ий-),
если основа оканчивается на согласный:
читавший, беливший, несший,
шедший, приберегший.
Когда основа инфинитива не совпадает с основой прош. вр., в от-
дельных глаголах образуются 2 причастия прош. вр.
(замерзший и
за-
мерзнувший, воскресший и
воскреснувший, охрипший и
охрипнувший).
Действительные причастия прош. вр. в целом регулярны. Не обра-
зуются они от глаголов на
-честь: вычесть, зачесть, счесть.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от ос-
новы настоящего времени переходных глаголов НСВ при помощи суф.
-ом-1-ем- у глаголов 1-го спряжения и суф.
-им- у глаголов 2-го спряже-
ния:
ведомый, читаемый, гонимый.
Страдательные причастия прош. вр. образуются от основы инфи-
нитива переходных глаголов при помощи суффиксов
-нн-, если основа
на
-ать (обещать -> обещанный, прочитать -> прочитанный), -ённ-1-енн-,
если основа на
-итъ, -етъ и согласную
(побежденный, спрошенный, уви-
денный, принесённый, сбережённый), -т, если основа на
-ну, -о, корневой
гласный
(вытолкнутый, расколотый, перелитый, вырытый, сжатый).
При образовании страдательных причастий происходят чередова-
ния согласных:
дЧжд', т'1щ, зд'1жд', з'/ж, с'1ш, к/ч, г/ж, с/с', з/з', мягкий
губной / губной +
л' (разграбить -> разграбленный, привезти -> привезён-
ный, принести -> принесённый, спросить -> спрошенный, поразить -> по-
раженный).
Страдательные причастия, как уже отмечалось, образуются далеко
не от всех переходных глаголов. Регулярными в употреблении являются
только страдательные причастия СВ.
Значение страдательного причастия могут иметь возвратные дейст-
вительные причастия, соотносительные со страдательным залогом
спрягаемого глагола:
дома, строящиеся молодежью..., письма, пишущие-
ся больными людьми...
Действительные и страдательные причастия склоняются по адъек-
тивным образцам.
Краткие формы страдательных причастий (об их образовании го-
ворилось в (§) 104) не склоняются и изменяются только по родам и чис-
лам. Форма среднего рода (подобно среднему роду в глаголе) может
употребляться безлично:
в избе натоплено, здесь накурено, у них не при-
брано. В таких случаях она выражает статальное значение.
194
§ 121. Образование деепричастий
Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени при
помощи суффикса -д/-я, при этом парные твердые согласные чередуются
с мягкими:
читая, прощая, везя, ведя, лежа, вороша. От многих беспри-
ставочных глаголов непродуктивных классов деепричастия НСВ не
употребляются (см.
тереть, переть, вить, шить, лизать, пахать, глох-
нуть).
От глаголов 13-го класса деепричастия образуются от основы ин-
финитива, к которой прибавляется
-j: давать - давая (не
дая), узнавать -
узнавая, переставать - переставая.
Деепричастием глагола быть является форма будучи (у некоторых
глаголов форма на
-учи употребляется в разговорном языке параллель-
но со стилистически нейтральной, образованной регулярным суффик-
сом:
играя и
играючи, жалея и
жалеючи. идя и идучи).
От некоторых глаголов образуются вариантные формы- пиша
и
писав 1 писавши, зная и
знав 1 знавши, имея и
имев 1 имевши.
Вариантные формы деепричастий НСВ могут образовываться
в связи с отнесенностью глагола к разным классам, например,
курлыкать —> курлыкая (по 1 -му кл.)
-> курлыча (по 6-му кл.),
мурлыкать
-> мурлыкая ->
мурлыча, щипать ->
щипая -> щипля.
Деепричастия СВ образуются от основы инфинитива при помощи
суффикса
-el-вши, если основа оканчивается на гласный, и суф.
-ши, если
основа на согласный:
прочитать -> прочитав 1 прочитавши, нарисовать
—> нарисовав 1 нарисовавши, подтолкнуть —> подтолкнув 1 подтолкнувши,
покрасит
ь -> покрасив 1 покрасивши, принести -> принесши. Это правило
строго действует только в первых трех продуктивных классах. Что ка-
сается глаголов на
-итъ, то многие из них имеют также форму на
-а1-я:
полюбив 1 полюбивши 1 полюбя, возвратив 1 возвративши 1 возвратя. воз-
вратившись 1 возвратись.
От возвратных глаголов деепричастия образуются морфом -вши:
обувшись, причесавшись, улыбнувшись, побоявшись.
У непродуктивных глаголов с основой на согласный форма на -я
употребляется регулярнее, чем форма на
-ши, которая нередко воспри-
нимается как книжная и архаичная (ср.
приведя 1 приведши, подметя 1
подметши, привезя 1 привезши, принеся 1 принесши). У некоторых глаго-
лов она вообще является единственной:
прочесть -> прочтя.
Вариантные формы деепричастий семантически не различаются.
Если два деепричастия образуются от двувидового глагола, они
различаются видом: атакуя (НСВ), атаковав 1 атаковавши (СВ).
Деепричастия СВ образуются регулярно.
13* 195
литература
Бондарко А В, Буланин Л Л Русский глагол Л , 1967
Бондарко А В Вид и время русского глагола (значение и употребление) М ,
1971
Буланин Л Л Трудные вопросы морфологии М , 1976 (§) 26
Виноградова В Русский язык М, 1972 (§) 11-23 Категория лица (а также чис-
ла и рода)
Гловинская М Я Семантические типы видовых противопоставлений русского
глагола М,1982 С 71-104
Зализняк А А Грамматический словарь русского языка М , 1977 С 77-142
Краткая русская грамматика М , 1989 С 263-318
Пешковский А М Русский синтаксис в научном освещении С 128-133
Современный русский язык Морфология / Под ред акад В В Виноградова
М,1952 С 333-349
Современный русский язык / Под ред В А Белошапковой М , 1989 С 505-
508
Современный русский язык Ч 2 Под ред Е И Дибровой М, 1995 С 53-72,
108-120
Храковский В С, Володин А П Семантика и типология императива Русский
императив Л , 1986 С 108-131
Шату невский И Б Семантика предложения и нереферентные слова М , 1996
С 309-333
§ 122. Аналитические явления в самостоятельных частях речи
В морфологической классификации языков русский язык относится
к тем флективным языкам, которые, по выражению О. С. Широкова,
«несколько упростили флективность своего строя (развили аналитиче-
ские конструкции)»
95.
Основные приемы выражения грамматических (морфологических)
свойств слов в русском языке относятся к синтетическим языковым
средствам. Синтетические средства — это компоненты самого слова
(словоформы): аффикс, чередование, ударение.
Аналитические средства выражения грамматического значения на-
ходятся не внутри слова, а вне его. Аналитические приемы — это выра-
жение грамматических свойств слова посредством сочетания.
Изучение истории развития морфологического (и в целом грамма-
тического) строя привело исследователей к выводу о том, что в русском
языке является продуктивной тенденция к выражению грамматического
в слове аналитическим способом.
^ О С Широков Введение в языкознание М , 1985 С 232
196
Аналитические явления в самостоятельных частях речи неоднород-
ны. Условно их можно свести к четырем типам.
1) Прежде всего необходимо назвать аналитические морфологиче-
ские формы как члены словоизменительных парадигм: формы будущего
времени глаголов несовершенного вида и сослагательного наклонения,
формы степеней сравнения в прилагательном В этих аналитических со-
четаниях служебное слово функционально не противопоставляется мор-
феме.
2) Второй тип аналитических единиц представлен предложно-па-
дежными формами. В этих сочетаниях грамматическое значение одно-
временно выражается флексией и служебным словом При этом в одних
случаях предлог является средством конкретизации (дифференциации)
значения, выражаемого флексией:
на море, в море, при море, на стол.
в стол, за стол, под стол; в других предложно-падежное сочетание ока-
зывается единственным способом выразить падежное значение:
вспомнить о родителях, отговорить от поездки, походить на обман
и т. п. Предлог сохраняет статус слова, хотя и неполнозначного, прежде
всего потому, что между ним и падежной формой вставляется определе-
ние. По этой же причине преддожно-падежные сочетания не являются
особыми словоизменительными формами существительного.
3) К третьему типу относятся те случаи, когда грамматическое зна-
чение, не будучи выраженным в самом слове, передается посредством
синтаксической связи. Это наблюдается, как мы видели, в первую оче-
редь у несклоняемых существительных, которые в предложении «обра-
стают» значениями, выражаемыми в изменяемых лексемах в структуре
словоформы. К этому типу относится также выражение лица в глаголь-
ных формах прошедшего времени и сослагательного наклонения (я
при-
шел, ты пришел, он пришел), рода в местоимениях Я, ТЫ
(я пришел, я
пришла), рода и числа в местоимениях КТО, ЧТО
(кто сказал, что упа-
ло), а также значение мужского и женского рода в двуродовых словах
(наш 1 наша староста).
Аналитические структуры второго и третьего типа объясняются су-
ществующей избыточностью выражения грамматической информации.
Когда одно и то же обозначается дважды (я
пишу, ты пишешь, он пи-
шет. рассказать о походе) или трижды
(новая шуба упала) появляется
возможность функционального перераспределения языковых средств,
передающих грамматические значения.
4) Наконец, четвертый тип. Он связан с очень продуктивным
и сравнительно новым явлением в русской грамматике. Речь идет о зна-
менательных словах, частеречная принадлежность которых не может
быть определена вне синтаксической функции. Чаще всего они называ-
ются аналитическими прилагательными. Но подобная интерпретация
их условна. Если неизменяемое слово называет признак и предмет, на-
197
деленный этим признаком, оно может быть и прилагательным, и суще-
ствительным. Вне предложения дано только его лексическое значение:
плиссе, хинди, мини, макси, шоу, цунами, суахили. трико, сопрано и т. д.
К четвертому типу можно отнести выражение значений НСВ и СВ
в двувидовых глаголах посредством высказывания и контекста.
ЛИТЕРАТУРА
Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972. С. 544-548.
Костомаров В. Г. «Изафет» в русском синтаксисе словосочетания? // Словарь.
Грамматика. Текст. М., 1996. С. 212-217.
Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / Под
ред. М. В. Панова. М., 1968. С. 42-105.
МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА
<предыдущая страница | следующая страница>