Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 21страница 22страница 23страница 24страница 25 ... страница 28страница 29
§ 119. Первое и второе спряжение глаголов

Термин спряжение имеет два употребления. В узком смысле слова


спряжением называют изменение глагола по лицам в единственном и во
множественном числе. В широком смысле спряжением называют изме-
нение глагола по лицам, числам, роду, наклонениям и временам.

Когда речь идет о первом и втором спряжении имеется в виду пер-


вое употребление слова.

В зависимости от того, какими окончаниями образуются формы


лица, глаголы относятся к 1-му или ко 2-му спряжению.

В 1-м спряжении глаголы имеют следующие окончания (в орфогра-


фической записи): в ед. ч. — 1л. -у. -ю; 2 л. -ешь, -ешь; 3 л. -ёт, -ет; во
мн. ч. — 1л. -ем, -ем; 2 л. -ёте, -ете; 3 л. -ут. ют.

Основа наст. вр. глаголов первого спряжения оканчивается на -j, на


парно-твердую согласную, шипящую, мягкие -р'и -л'.

При образовании форм 2 и 3 л. ед. ч., 1 и 2 л. мн. ч. конечные твер-


дые согласные основы, кроме шипящих, чередуются: парно-твердые
с соответствующей мягкой, задненебные с шипящими. Исключением яв-
ляется глагол ткать (тку, ткёшь, ткёт, ткём. ткёте, ткут).

191


Образцы 1-го спряжения
читать толкнуть печь вести

единственное число



1л.


читаю


толкну


пеку


веду


2л.


читаешь


толкнёшь


печёшь


ведёшь


Зл.


читает


толкнет


печёт


ведёт

множественное число



1л.


читаем


толкнём


печём


ведём


2л.


читаете


толкнёте


печёте


ведёшь


Зл.


читают


толкнут


пекут


ведёт

К первому спряжению относятся глаголы всех классов, кроме 4-го


и 5-го (бомбить, видеть, дрожать),

Во втором спряжении глаголы имеют следующие личные оконча-


ния: в ед. ч. — 1л. -у, -ю; 2 л. -ишь, 3 л. -ит; во мн. ч. —1л. -им, 2 л. -ите,
3 л. -am, -ят.

Основа наст. вр. глаголов 2-го спряжения оканчивается на парно-


мягкую согласную, шипящую и -j. При образовании формы 1 л. ед. ч.
согласные чередуются; б7бл', n'lwi', м'1мл', в'1вл', ф'1фл', т'1ч, т'1щ, д'1ж,
з'1ж, c'lm, c'm'/щ.

Образцы 2-го спряжения
белить кормить зависеть дышать

единственное число



1 л.


белю


кормлю


завишу


дышу


2л.


белишь


кормишь


зависишь


дышишь


Зл.


белит


кормит


зависит


дышит

множественное число



1л,


белим


кормим


зависим


дышим


2л.


белите


кормите


зависите


дышите


Зл.


белят


кормят


зависят


дышат

192


Ко 2-му спряжению относятся глаголы 4-го и 5-го классов.

Образование форм глагола может сопровождаться перемещением


ударения, что подробно описано А. А. Зализняком (см. «Грамматиче-
ский словарь русского языка»), а также в «Русской грамматике-80». Су-
ществуют три основные схемы ударения для личных форм и три схемы
для инфинитива и форм прошедшего времени.

В личных формах (т. е. в формах первого, второго, третьего лица


изъявительного наклонения и второго лица повелительного наклоне-
ния) ударение может быть: 1) постоянно на окончании (веду, ведешь, ве-
д
ет, ведем, ведёте, ведут, веди, ведите), 2) постоянно на основе итаю,
чи
таешь, читает, читаем, читаете, читают, читай, читайте), 3) в фор-
мах 1 -го лица единственного числа и повелительного наклонения — на
окончании. В остальных формах — на основе (пишу, пиши, пишите, пи-
шеш
ь, пишет, пишем, пишете, пишут).

В инфинитиве и формах прошедшего времени ударение может


быть: 1) постоянно на окончании (ползти, полз. ползла, ползло, ползли),
1)
постоянно на основе (читать, читал, читала, читало, читали),
3) в форме женского рода — ударение на окончании, в остальных фор-
мах — на основе (брать, брал, брала, брало, брали).

У большинства русских глаголов в личных формах, инфинитиве


и формах прошедшего времени бывает постоянное ударение на основе,
но в принципе возможны комбинации разных схем ударения: 1) беру.
берёшь, берёт
, берём, берёте, бери, берите — постоянное ударение на
окончании. В формах прошедшего времени ударение подвижное.
2) Люблю, люби, любите, любишь, любит, любим, любите, любят — уда-
рение подвижное. В прошедшем времени постоянное ударение на осно-
ве. 3) Боюсь, боишься, боится, боимся, боитесь, боятся, бойся, бойтесь
(при нулевой флексии ударение падает на предыдущий гласный) — по-
стоянное ударение на окончании. Бояться, боялся, боялась, боялось, боя-
лис
ь постоянное ударение на основе.

§ 120. Образование причастий

Действительные причастия настоящего времени образуются от ос-


новы настоящего времени (необходимый вариант основы определяется
по 3-му л. мн. ч.) глаголов НСВ при помощи суффикса -ущ-(-ющ-) у гла-
голов 1-го спряжения и суффикса -ащ-(-яш-) у глаголов 2-го спряжения:

читающий, пишущий, дрожащий, белящий.

Действительные причастия настоящего времени не образуются


к глаголам многократного способа действия и собственно безличным
казывать, говаривать, спится, смеркается).

Если глагол входит в два класса, у него могут быть образованы два


причастия наст. вр. (колышущий к колыхающий, машущий и махающий,

13 Зак. 4163 193



брызжущий и брызгающий). Причастия движущий (фактор) и двигающий
(человек) не совпадают по значению.

Встречающиеся иногда причастия настоящего времени к глаголам
СВ (предсказующая синтаксическая связь) ненормативны.

Действительные причастия прошедшего времени образуются от ос-


новы инфинитива (иногда от основы прошедшего времени) при помо-
щи суф. -еш-(-ий-), если основа оканчивается гласным, и суф. -ш-(-ий-),
если основа оканчивается на согласный: читавший, беливший, несший,
шедший,
приберегший.

Когда основа инфинитива не совпадает с основой прош. вр., в от-


дельных глаголах образуются 2 причастия прош. вр. (замерзший и за-
мерзнув
ший, воскресший и воскреснувший, охрипший и охрипнувший).

Действительные причастия прош. вр. в целом регулярны. Не обра-


зуются они от глаголов на -честь: вычесть, зачесть, счесть.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от ос-


новы настоящего времени переходных глаголов НСВ при помощи суф.
-ом-1-ем- у глаголов 1-го спряжения и суф. -им- у глаголов 2-го спряже-
ния: ведомый, читаемый, гонимый.

Страдательные причастия прош. вр. образуются от основы инфи-


нитива переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, если основа
на -ать (обещать -> обещанный, прочитать -> прочитанный), -ённ-1-енн-,
если основа на -итъ, -етъ и согласную (побежденный, спрошенный, уви-
денн
ый, принесённый, сбережённый), -т, если основа на -ну, -о, корневой
гласный ытолкнутый, расколотый, перелитый, вырытый, сжатый).

При образовании страдательных причастий происходят чередова-


ния согласных: дЧжд', т'1щ, зд'1жд', з'/ж, с'1ш, к/ч, г/ж, с/с', з/з', мягкий
губной / губной + л' (разграбить -> разграбленный, привезти -> привезён-
н
ый, принести -> принесённый, спросить -> спрошенный, поразить -> по-
раженн
ый).

Страдательные причастия, как уже отмечалось, образуются далеко


не от всех переходных глаголов. Регулярными в употреблении являются
только страдательные причастия СВ.

Значение страдательного причастия могут иметь возвратные дейст-


вительные причастия, соотносительные со страдательным залогом
спрягаемого глагола: дома, строящиеся молодежью..., письма, пишущие-
ся бол
ьными людьми...

Действительные и страдательные причастия склоняются по адъек-


тивным образцам.

Краткие формы страдательных причастий (об их образовании го-


ворилось в (§) 104) не склоняются и изменяются только по родам и чис-
лам. Форма среднего рода (подобно среднему роду в глаголе) может
употребляться безлично: в избе натоплено, здесь накурено, у них не при-
брано.
В таких случаях она выражает статальное значение.

194


§ 121. Образование деепричастий

Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени при


помощи суффикса -д/-я, при этом парные твердые согласные чередуются
с мягкими: читая, прощая, везя, ведя, лежа, вороша. От многих беспри-
ставочных глаголов непродуктивных классов деепричастия НСВ не
употребляются (см. тереть, переть, вить, шить, лизать, пахать, глох-
нуть).

От глаголов 13-го класса деепричастия образуются от основы ин-


финитива, к которой прибавляется -j: давать - давая (не дая), узнавать -
узнавая
, переставать - переставая.

Деепричастием глагола быть является форма будучи (у некоторых


глаголов форма на -учи употребляется в разговорном языке параллель-
но со стилистически нейтральной, образованной регулярным суффик-
сом: играя и играючи, жалея и жалеючи. идя и идучи).

От некоторых глаголов образуются вариантные формы- пиша


и писав 1 писавши, зная и знав 1 знавши, имея и имев 1 имевши.

Вариантные формы деепричастий НСВ могут образовываться


в связи с отнесенностью глагола к разным классам, например,
курлыкать —> курлыкая (по 1 -му кл.) -> курлыча (по 6-му кл.), мурлыкать

-> мурлыкая -> мурлыча, щипать -> щипая -> щипля.

Деепричастия СВ образуются от основы инфинитива при помощи


суффикса -el-вши, если основа оканчивается на гласный, и суф. -ши, если
основа на согласный: прочитать -> прочитав 1 прочитавши, нарисовать

> нарисовав 1 нарисовавши, подтолкнуть —> подтолкнув 1 подтолкнувши,


покрасит
ь -> покрасив 1 покрасивши, принести -> принесши. Это правило
строго действует только в первых трех продуктивных классах. Что ка-
сается глаголов на тъ, то многие из них имеют также форму на -а1-я:

полюбив 1 полюбивши 1 полюбя, возвратив 1 возвративши 1 возвратя. воз-
вратившись 1 возвратись.

От возвратных глаголов деепричастия образуются морфом ши:



обувшись, причесавшись, улыбнувшись, побоявшись.

У непродуктивных глаголов с основой на согласный форма на -я


употребляется регулярнее, чем форма на -ши, которая нередко воспри-
нимается как книжная и архаичная (ср. приведя 1 приведши, подметя 1
подметши, привезя 1 привез
ши, принеся 1 принесши). У некоторых глаго-
лов она вообще является единственной: прочесть -> прочтя.

Вариантные формы деепричастий семантически не различаются.

Если два деепричастия образуются от двувидового глагола, они
различаются видом: атакуя (НСВ), атаковав 1 атаковавши (СВ).

Деепричастия СВ образуются регулярно.

13* 195

литература



Бондарко А В, Буланин Л Л Русский глагол Л , 1967
Бондарко А В Вид и время русского глагола (значение и употребление) М ,

1971


Буланин Л Л Трудные вопросы морфологии М , 1976 (§) 26
Виноградова В Русский язык М, 1972 (§) 11-23 Категория лица (а также чис-
ла и рода)
Гловинская М Я Семантические типы видовых противопоставлений русского

глагола М,1982 С 71-104



Зализняк А А Грамматический словарь русского языка М , 1977 С 77-142
Краткая русская грамматика М , 1989 С 263-318
Пешковский А М Русский синтаксис в научном освещении С 128-133
Современный русский язык Морфология / Под ред акад В В Виноградова

М,1952 С 333-349


Современный русский язык / Под ред В А Белошапковой М , 1989 С 505-

508
Современный русский язык Ч 2 Под ред Е И Дибровой М, 1995 С 53-72,

108-120
Храковский В С, Володин А П Семантика и типология императива Русский

императив Л , 1986 С 108-131


Шату невский И Б Семантика предложения и нереферентные слова М , 1996

С 309-333



§ 122. Аналитические явления в самостоятельных частях речи

В морфологической классификации языков русский язык относится


к тем флективным языкам, которые, по выражению О. С. Широкова,
«несколько упростили флективность своего строя (развили аналитиче-
ские конструкции)» 95.

Основные приемы выражения грамматических (морфологических)


свойств слов в русском языке относятся к синтетическим языковым
средствам. Синтетические средства — это компоненты самого слова
(словоформы): аффикс, чередование, ударение.

Аналитические средства выражения грамматического значения на-


ходятся не внутри слова, а вне его. Аналитические приемы — это выра-
жение грамматических свойств слова посредством сочетания.

Изучение истории развития морфологического (и в целом грамма-


тического) строя привело исследователей к выводу о том, что в русском
языке является продуктивной тенденция к выражению грамматического
в слове аналитическим способом.

^ О С Широков Введение в языкознание М , 1985 С 232

196


Аналитические явления в самостоятельных частях речи неоднород-
ны. Условно их можно свести к четырем типам.

1) Прежде всего необходимо назвать аналитические морфологиче-


ские формы как члены словоизменительных парадигм: формы будущего
времени глаголов несовершенного вида и сослагательного наклонения,
формы степеней сравнения в прилагательном В этих аналитических со-
четаниях служебное слово функционально не противопоставляется мор-
феме.

2) Второй тип аналитических единиц представлен предложно-па-


дежными формами. В этих сочетаниях грамматическое значение одно-
временно выражается флексией и служебным словом При этом в одних
случаях предлог является средством конкретизации (дифференциации)
значения, выражаемого флексией: на море, в море, при море, на стол.
в стол, за стол,
под стол; в других предложно-падежное сочетание ока-
зывается единственным способом выразить падежное значение:

вспомнить о родителях, отговорить от поездки, походить на обман
и т. п. Предлог сохраняет статус слова, хотя и неполнозначного, прежде
всего потому, что между ним и падежной формой вставляется определе-
ние. По этой же причине преддожно-падежные сочетания не являются
особыми словоизменительными формами существительного.

3) К третьему типу относятся те случаи, когда грамматическое зна-


чение, не будучи выраженным в самом слове, передается посредством
синтаксической связи. Это наблюдается, как мы видели, в первую оче-
редь у несклоняемых существительных, которые в предложении «обра-
стают» значениями, выражаемыми в изменяемых лексемах в структуре
словоформы. К этому типу относится также выражение лица в глаголь-
ных формах прошедшего времени и сослагательного наклонения (я при-
шел,
ты пришел, он пришел), рода в местоимениях Я, ТЫ (я пришел, я
пришла
), рода и числа в местоимениях КТО, ЧТО (кто сказал, что упа-
л
о), а также значение мужского и женского рода в двуродовых словах
(наш 1 наша староста).

Аналитические структуры второго и третьего типа объясняются су-


ществующей избыточностью выражения грамматической информации.
Когда одно и то же обозначается дважды (я пишу, ты пишешь, он пи-
шет. рассказат
ь о походе) или трижды (новая шуба упала) появляется
возможность функционального перераспределения языковых средств,
передающих грамматические значения.

4) Наконец, четвертый тип. Он связан с очень продуктивным


и сравнительно новым явлением в русской грамматике. Речь идет о зна-
менательных словах, частеречная принадлежность которых не может
быть определена вне синтаксической функции. Чаще всего они называ-
ются аналитическими прилагательными. Но подобная интерпретация
их условна. Если неизменяемое слово называет признак и предмет, на-

197


деленный этим признаком, оно может быть и прилагательным, и суще-
ствительным. Вне предложения дано только его лексическое значение:

плиссе, хинди, мини, макси, шоу, цунами, суахили. трико, сопрано и т. д.

К четвертому типу можно отнести выражение значений НСВ и СВ


в двувидовых глаголах посредством высказывания и контекста.

ЛИТЕРАТУРА

Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972. С. 544-548.
Костомаров В. Г. «Изафет» в русском синтаксисе словосочетания? // Словарь.

Грамматика. Текст. М., 1996. С. 212-217.


Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / Под

ред. М. В. Панова. М., 1968. С. 42-105.



МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА


<предыдущая страница | следующая страница>


Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов Издательство Московского университета 1999

Охватывают все лексемы без соотносительных форм

5756.13kb.

03 09 2014
29 стр.


Учебное пособие Москва Издательство Российского университета дружбы народов 1999 Утвержден о рис ученого совета

К 46 Гигиена труда и профилактика профессиональных заболеваний в отдельных отраслях промышленности: Учеб пособие. М.: Изд-во рудн, 1999. 95 с

1763.61kb.

11 09 2014
7 стр.


Учебное пособие разработал

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, слушателей бизнес-школ. Будет полезно преподавателям экономических факультетов и руководителям организаций

3083.57kb.

17 12 2014
32 стр.


Учебное пособие владивосток издательство дальневосточного университета

Пособие содержит большое количество практических примеров и завершается специально подобранными тестовыми заданиями для самопроверки. Предназначено для студентов востоковедных вузо

1222.11kb.

08 10 2014
10 стр.


Учебное пособие для студентов экономистов: учеб пособие по англ яз. / сост. О. А. Михайлина, С. В. Борисова. Краснодар: Краснодар ун-т мвд россии, 2011. 200 с

В. В. Катермина, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии факультета ргф кубанского государственного университета

1894.18kb.

17 12 2014
18 стр.


Учебное пособие Архангельск

Зыкина Т. А. Черноудова М. Г. Трудовое право: Учебное пособие для студентов юридического института. – Архангельск: Изд-во Северного (Арктического) федерального университета 2011. –

1192.26kb.

14 10 2014
11 стр.


Учебное пособие для студентов всех факультетов

Фгоу впо московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии

573.91kb.

16 12 2014
3 стр.


Биология пособие для поступающих в вузы под редакцией М. В. Гусева и Л. А. Каменского Издательство Московского университета 2002 Москва мир 2002
8254.97kb.

01 09 2014
52 стр.