Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок № 18

Музыка и движение

Цель: показать способность музыки передавать движение.

Музыкальный материал: А.Вивальди «Времена года», симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк» - темы утки и птички; Р.Шуман «Смелый наездник», муз.В. Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки».

Дополнительный материал: ксилофон.

Ход урока



№ п\п

Учебная ситуация

Микроцели

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Формы

1.Организация учебного процесса

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3.Актуализация исполнительского мастерства, развитие музыкальных способностей

Задание для пробного действия.

Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.

4.Реализация построенного проекта.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.


- На прошлом уроке мы убедились в том, что музыка может нарисовать картины природы.

_ Какое время года нарисовала музыка А.Вивальди?

- Почему мы решили (услышали), что это холодная зима? Как звуки помогли нарисовать холодную зиму?

_ Оказывается, звуки не просто так двигаются – они нам помогают увидеть и услышать то, о чем хотел рассказать композитор.

_ Послушайте, что я вам сыграю, и угадайте, куда ведет нас лестница – вверх или вниз? (Учитель играет гамму на ксилофоне).

- Послушайте, как чирикают две птички. У какой из них голос более высокий – у первой или у второй? Какая из инх меньше? (Звучат отрывки из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк» темы утки и птички).



  • Сформулируйте тему урока. О чем сегодня на уроке будем вести речь?

  • Я желаю вам удачной работы по открытию нового знания.

  • А как двигается мальчик в этой пьесе?

  • Как в музыке композитор передает движение мальчика?

  • Какое настроение передается в пьесе?

На доске записаны слова:




энергично спокойно

гордо звонко

мужественно легко

бодро мечтательно


-Как бы вы назвали эту пьесу?

_ Композитор Роберт Шуман назвал эту пьесу «Смелый наездник». Он очень любил детей и сочинил для них много разных пьес. «Смелый наездник – одно из таких произведений. Оно входит в «Альбом для юношества».


  • Как двигаются звуки в песенке «Пешком шагали мышки»?

- Какой характер музыки?

- А теперь разучим песню с импровизацией-игрой.

_ Как шагали мышки? Почему вы так решили?

- Как более точно передать настроение песни?

_ Что сделает песню более красочной, более выразительной?

_ Что же музыка изображала сегодня на уроке?

- Оцените свой вклад сегодня в работу классного хора. Всегда ли точно удавалось каждому из вас передать характер музыки.

- На стрелочке отметьте работу класса сегодня на уроке. Отметьте красным карандашом свою работу в классе над открытием нового знания.




Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: музыка выражает настроение и чувства;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

4) организовать постановку цели и темы урока;

Цель:

1) актуализировать понятия «музыка всегда выражает чувства, настроение», «музыка может изображать»;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к к рассуждению, размышлению и обоснованию;



Цель:

выявить место и причину затруднения.



Цель:

построить план и определить средства достижения цели.


Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию преодоления затруднения;

Цель:

зафиксировать во внешней речи смысл того, что «музыка способна передавать движение».



Цель:

тренировать способность к самоконтролю и самооценке;



Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;




Слушание А.Вивальди «Зима».

- Это зима.

_ Мы слышим звон бубенцов и быстрый топот коня по снегу. Дети скользят по льду на коньках…

_ Звуки становятся «тоньше», лестница поднимается вверх;

звуки становятся «толще», лестница ведет нас вниз.

- Сегодня будем говорить о характерах, овысоких и низких звуках, о том, как музыка передает движение.



Звучит пьеса Р.Шумана «Смелый наездник»

- Звуки скачут.

_Веселые прыжки, скачки.

_ Прыг-скок.



Слушание муз.В. Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки»

Дети исполняют песню с игрой-импровизацией.

_Мышки шагали весело, задорно, осторожно и т.д.

- Можно добавить движения руками; улыбку, слова произносить более быстро и четко.

Исполнение песни:

1.Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки

У них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки

Поехали на кошке.

Если кошке по пути,

Отчего ж не подвезти?

Отчего ж не подвезти?

2. И пели до порожка,

И щелкали орешки,-

От деревушки Ложки

До деревушки Пешки.

Пешком идти не близко,

Когда идешь обратно,

А на пушистой киске

И мягко, и приятно.

Если кошке по пути,

Отчего ж не подвезти?

- Чтобы передать радостное настроение, мы исполняли песню с улыбкой, выполняли танцевальные движения руками и ногами.

Дети отрабатывают простые движения ногами и руками.



Повторное исполнение песни «Пешком шагали мышки»

- Музыка передавала разные движения: то смелые, быстрые, ритмичные, отрывистые, то осторожные, тихие, плавные.



Вопросно-ответная технология

Побуждающий диалог

Метод применения знаний, взаимообучения

Подводящий диалог

Создание проблемной ситуации ,метод проблемного изложения .

Активизация деятельности учащихся

Обучение анализу, умению делать выводы и обобщать.

Метод контроля и оценки



Фронтальная работа

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Фронтальная и индивидуальная работа

Фронтальная работа


энергично спокойно

гордо звонко

мужественно легко

бодро мечтательно

«Пешком шагали мышки»

муз.В. Калистратова, сл. В.Приходько

1.Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки

У них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки

Поехали на кошке.

Если кошке по пути,

Отчего ж не подвезти?

Отчего ж не подвезти?

2. И пели до порожка,

И щелкали орешки,-

От деревушки Ложки

До деревушки Пешки.

Пешком идти не близко,

Когда идешь обратно,

А на пушистой киске

И мягко, и приятно.

Если кошке по пути,

Отчего ж не подвезти?



Урок № 19

Где живут ноты

Цель: познакомить детей с нотами, нотным станом, звукорядом.

Музыкальный материал: муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз В.Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек»

Дополнительный материал: Звуки: шум деревьев, шум ручейка,пение синицы

Ход урока



№ п\п

Учебная ситуация

Микроцели

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Формы

1.Организация учебного процесса

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3.Актуализация

Задание для пробного действия.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

4.Реализация построенного проекта.


5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.


_ Вы уже знаете все буквы? Для чего вам нужны буквы?


День за днём, за годом год

Водят ноты хоровод,

И давно известно всем –

Их на свете ровно семь.


Н.Френкель

- Композиторам, для того, чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже нужны буквы. Но эти буквы особенные – музыкальные. Их называют ноты. Всего нот - семь. У каждой есть свое имя: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

_Жили-были нотки, родные сестрички, добрые подружки. Где жили? То ли в лесу, то ли в поле, то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Жили они поживали, песню напевали.

Очень нотки свою песню любили. Одного было жаль – никто их песни не знает. И захотелось ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому?

Огляделись нотки. Вокруг деревья стоят, высокие красивые, ветвями небо метут.

_ Деревья, - сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.

И они запели.

_ Спасибо! – сказали деревья.- Очень хороша ваша песенка, да только у нас есть своя, не хуже.

И они зашелестели листьями и зашуршали иглами:

_ Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!

Ну что тут поделаешь?

- Своя так своя! – согласились нотки.

Пошли они по лесу. Идут-идут, видят – ручеек бежит, веселый, прозрачный, камушками да веточками играем.

_ Ручеек!- сказали нотки.- Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

-Спасибо! – сказал ручеек.- Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится.

И он побежал по камешкам да по песочку:

- Дзынь-дили-динь, дзынь-дили-динь!

Вздохнули нотки:

- И ручейку наша песенка не нужна.

Пошли они дальше. Идут-идут, видят – на кусте птица-синица сидит, грудка жёлтая, спинка серая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает.

- Синица!- сказали нотки.- Ты такая нарядная, так аккуратно перышки чистишь, что захотелось нам подарить тебе нашу песенку.

И они запели

- Спасибо!- сказала синица- Званкая у вас песенка, но и моя неплоха.

И она вспорхнула с куста, напевая:

-Пинь-пинь-пинь-пинь!

«Кому бы еще нашу песенку предложить?» - задумались нотки.

И тут вдруг налетел на них сзади горячий степной вихрь, закружил-закрутил и понес в поднебесье.

- Степной вихрь!- закричали нотки.- Ты такой горячий, такой могучий. Мы за это подарим тебе нашу песенку.

-Ха-ха-ха!- захохотал вихрь.- Славная у вас песенка, да моя получше будет. Слышите, какая она громкая? У-у-у-у!

Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукой, дунул на них легонько, и помчались они, полетели вс е дальше и дальше по небу.

Под вечер долетели нотки до большого города и влетели прямо в окошко дома, где жил композитор.

Весь этот день с самого утра композитор пытался сочинить музыку. Уж он итак ее сочинял, и этак.То сядет за стол, то к роялю подойдет, то к окошку. Но все было напрасно – ничего у него не выходило.

- Послушай нашу песенку!- закричали нотки. И они запели.

- Какая прекрасная песенка!-воскликнул композитор.- Да ведь я ее весь день сочинял!

- Тогда мы тебе её дарим!- закричали нотки.

- Вот спасибо!- обрадовался композитор и тут же побежал к стлу и записал песенку на нотной бумаге.

А нотки остались жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.

- Так кто же из вас знает, а как записывается музыка?

- Подумайте, какова основная мысль сказки и сформулируйте тему сегодняшнего урока.


  • Я желаю вам удачной работы по открытию нового знания.

- Ноты живут в специальном доме. У каждой нотки есть свои окошки в общем доме, где они живут. Этот дом называется нотный стан, или нотоносец. Он необычный – всего 5 линеечек, расположенных друг над другом горизонтально.

- Посмотрите на наш нотный стан–дом. Сколько в нем этажей? Можем ли мы открыть окошки – ноты? Что надо сделть, чтобы зайти в дом?

- Чем мы открываем дом?

- Такой ключ есть и у наших нот.

Он помощник наш отличный

И зовется… ключ скрипичный.

- У нашего скрипичного ключа хвостик открывает вторую линеечку – на ней живет нота соль. Каждая нота живет на отдельном этаже – на линеечке или под линеечкой.

- Что же получилось у нас?

Встали ноты в один ряд-

Получился звукоряд!

- Чтобы легче вам было запомнить название нотного дома, мы с вами выучим стишок:



Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты – точки –

Разместили по местам.

- Наши ноты так обрадовались тому, что мы помогли им открыть окошки, что тотчас разлетелись. Поднялись к верхушкам деревьев

- Деревья, - сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.

Опустились к ручейку.

- Ручеек!- сказали нотки.- Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку.

Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукой…и помчались они, полетели все дальше и дальше по небу. И залетели… в дом композитора.

Остались ноты жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.

- Такие песни о нотах мы сейчас выучим. Они помогут вам запомнить названия нот.



Разучивание и обыгрывание песен«Нотный хоровод», «Семь подружек».

- Повторите названия всех семи нот.

- Как называется домик нот?

- Что такое звукоряд?

- Дайте оценку тому, насколько успешно вы сегодня на уроке работали. Насколько точно вы можете воспроизвести новые слова и объяснить, что означает каждое слово.

- На стрелочке отметьте работу класса сегодня на уроке. Отметьте красным карандашом свою работу в классе над открытием нового знания.




Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: музыка выражает настроение и чувства;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

4) организовать постановку цели и темы урока;

Цель:

1) актуализировать понятия «ноты, ноный стан, звукоряд»,

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к к рассуждению, размышлению и обоснованию.


Цель:

выявить место и причину затруднения.



Цель:

построить план и определить средства достижения цели.




Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию преодоления затруднения;

Цель:

зафиксировать во внешней речи названия но, закрепить понятие нотного стана, звукоряда.


Цель:

тренировать способность к самоконтролю и самооценке;



Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке.


_ Чтобы написать слова, прочитать сказку, поделиться своими мыслями, оставить на память какие-то размышления и т.д.

Слушание сказки В.Лунина «Песенка» (в сокращении)

- Музыку можно записать с помощью специальных знаков – нот.

Дети рисуют в терадях нотный стан.

- Открыть его.

- Ключом.

Дети учатся рисовать скрипичный ключ.

Дети рисуют ноты.

Окошки открылись, а в них - ноты!



Вопросно-ответная технология

Побуждающий диалог

Метод применения знаний, взаимообучения

Подводящий диалог

Создание проблемной ситуации ,метод проблемного изложения .

Активизация деятельности учащихся

Метод контроля и оценки


Фронтальная работа

Работа в парах

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Фронтальная и индивидуальная работа

Фронтальная работа



День за днём, за годом год

Водят ноты хоровод,

И давно известно всем –

Их на свете ровно семь.
Н.Френкель

Он помощник наш отличный

И зовется… ключ скрипичный.

Встали ноты в один ряд-

Получился звукоряд!
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали «нотный стан».
И на нем все ноты – точки –
Разместили по местам.

Урок № 20

Музыка передает характер сказочных героев

Цель: показать способность музыки описывать характер сказочных героев.

Музыкальный материал: В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки».

Дополнительный материал:.иллюстрации Бабы Яги

Ход урока



№ п\п

Учебная ситуация

Микроцели

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Формы

1.Организация учебного процесса

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3.Актуализация исполнительского мастерства, развитие музыкальных способностей

Задание для пробного действия.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.


- Мы с вами говорили о том, что если внимательно слушать музыку, то она о многом может нам рассказать. Например, изобразить…

- Что может изобразить музыка? Вам поможет эта пьеса. («Деревянный поезд»)

- Что изображает эта пьеса?

- Сегодня на уроке мы обратимся к сказке, точнее, к сказочной героине. Может быть, вы ее сами назовете? Вредная такая, живет в избушке на курьих ножках.




Баба Яга,

Костяная нога,

Нос крючком,

Голова сучком,

Не ходи за селом,

Не мети помелом,

Не стучи ступкою,

Не тряси клюшкою.


- Итак, жила бабушка с внучком. Положила она его в кроватку спать и, укачивая, стала напевать:

- А Баба Яга тут как тут, в ступе едет, клюкой упирает, помелом след заметает, пугает: «Ты почто, бабка, меня гонишь да ругаешь? Отдай внучка!» Бабка испугалась да решила схитрить: «Отдам внучка, только возьми его одежку в сундуке». Та полезла в сундук, а бабка крышку и прихлопнула, закрыла на замок. Позвала людей. Взяли они сундук и бросилс в реку: «Плыви, плыви, Баба Яга, до конца веку».

В народе не только сказки, но и игры придумывали про Бабу Ягу. Мы сейчас одну такую игру разучим.

Корректировка игры, уточнение правил игры, анализ учебных действий, способных улучшить игру.

- А сейчас послушайте «Бабу Ягу» В.Кикты. Какой ее представил композитор?

- Что рассказала нам музыка сегодня на уроке?

- На стрелочке отметьте работу класса сегодня на уроке. Отметьте красным карандашом свою работу в классе над открытием нового знания.


Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: музыка изображает разных персонажей, различные движения;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

4) организовать постановку цели и темы урока;

Цель:

1)актуализировать понятия «музыка изображает разных персонажей, различные движения»;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к к рассуждению, размышлению и обоснованию;



Цель:

выявить место и причину затруднения.



Цель:

построить план и определить средства достижения цели.



Цель:

зафиксировать во внешней речи смысл того, что

«музыка изображает разных персонажей, различные движения»;

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;




Слушание пьесы «Деревянный поезд»

- Движение.

-Баба Яга.

Дети читают с доски и подпевают с пластическим интонированием.



Физкультминутка

В центре круга стоит водящий с завязанными глазами – это Баба Яга. В руках у него ветка – помело. Вокруг бегают ребеята и дразнят Бабу Ягу:

Бабка-ежка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла на базар,

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку,

Испугала зайку.


Баба Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба Яга с завязанными глазамидолжна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то осаленный становится водящим.

Слушание и обсуждение

В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка)

- Музыка изображает разных персонажей,Бабу Ягу, с разным характером, различные движения.


Вопросно-ответная технология

Метод взаимообучения

Создание проблемной ситуации ,метод проблемного изложения .

Метод применения знаний, взаимообучения

Подводящий диалог


Фронтальная работа

Работа в группе

Фронтальная работа

Фронтальная и индивидуальная работа




Баба Яга,

Костяная нога,

Нос крючком,

Голова сучком,

Не ходи за селом,

Не мети помелом,

Не стучи ступкою,



Не тряси клюшкою.

Урок №18 Музыка и движение Цель: показать способность музыки передавать движение

Музыкальный материал: А. Вивальди «Времена года», симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк» темы утки и птички; Р. Шуман «Смелый наездник», муз. В. Калистратова, сл. В. Прих

281.96kb.

17 12 2014
1 стр.


Урок музыки во 2 классе «Как музыка передает характер человека?»

Обучающая задача: Сформировать представление о том, что музыка может передавать не только настроение человека, но и его характер

39.1kb.

04 09 2014
1 стр.


Урок музыки в 5 классе. Тема: Музыка в театре в кино на телевидении. Ц ель

Ц ель: Учить высказывать суждения об основной идее, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме

34.12kb.

29 09 2014
1 стр.


Урок по музыке в 5-в классе. Учитель моу сош №4 Пушняк. Е. В. Первая четверть. 2005 год. Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы»

Цель: через сопоставление произведений различных жанров показать взаимодействие музыки и литературы как творческого союза и его влияние на музыкальный образ

65.34kb.

04 09 2014
1 стр.


План урока музыки в 5 «Б» классе 11. 02. 2013 г. Учитель: Рютин С. М. первой квалификационной категории Тема урока : «Музыка изображает движение. Богатырские образы в искусстве»

Образовательная: познакомить учащихся с творчеством М. Б. Грекова, А. Дополнительный материал: репродукция Грекова «Тачанка», Васнецов «Три богатыря»

26.33kb.

14 10 2014
1 стр.


1 Равномерное прямолинейное движение I уровень. Прочитайте +§ 4

В зависимости от формы траектории движение может быть прямолинейным или криволинейным. При движении скорость тела оставаться постоянной или с течением времени изменяться. В зависим

34.79kb.

01 10 2014
1 стр.


План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока: «Музыка сша» Учитель музыки Козырялова О. Г. Оренбургская область г. Гай 2011 2012гг

Изучение нового материала. Знакомство с различными видами музыки, возникшими в США

48.52kb.

04 09 2014
1 стр.


Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и теория // Гендерная реконструкция политических систем / Ред сост. Н. М. Степанова и Е. В. Кочкина. Спб., 2004. С. 41-75
52.99kb.

12 10 2014
1 стр.