Ход урока
№ п\п |
Учебная ситуация |
Микроцели |
Деятельность учащихся |
Методы, приемы |
Формы |
1.Организация учебного процесса 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 3.Актуализация исполнительского мастерства, развитие музыкальных способностей Задание для пробного действия. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. 4.Реализация построенного проекта. 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону. 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
- На прошлом уроке мы убедились в том, что музыка может нарисовать картины природы. _ Какое время года нарисовала музыка А.Вивальди? - Почему мы решили (услышали), что это холодная зима? Как звуки помогли нарисовать холодную зиму? _ Оказывается, звуки не просто так двигаются – они нам помогают увидеть и услышать то, о чем хотел рассказать композитор. _ Послушайте, что я вам сыграю, и угадайте, куда ведет нас лестница – вверх или вниз? (Учитель играет гамму на ксилофоне). - Послушайте, как чирикают две птички. У какой из них голос более высокий – у первой или у второй? Какая из инх меньше? (Звучат отрывки из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк» темы утки и птички).
На доске записаны слова: энергично спокойно гордо звонко мужественно легко бодро мечтательно -Как бы вы назвали эту пьесу? _ Композитор Роберт Шуман назвал эту пьесу «Смелый наездник». Он очень любил детей и сочинил для них много разных пьес. «Смелый наездник – одно из таких произведений. Оно входит в «Альбом для юношества».
- Какой характер музыки? - А теперь разучим песню с импровизацией-игрой. _ Как шагали мышки? Почему вы так решили? - Как более точно передать настроение песни? _ Что сделает песню более красочной, более выразительной? _ Что же музыка изображала сегодня на уроке? - Оцените свой вклад сегодня в работу классного хора. Всегда ли точно удавалось каждому из вас передать характер музыки. - На стрелочке отметьте работу класса сегодня на уроке. Отметьте красным карандашом свою работу в классе над открытием нового знания. |
Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока: музыка выражает настроение и чувства; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 4) организовать постановку цели и темы урока;
1) актуализировать понятия «музыка всегда выражает чувства, настроение», «музыка может изображать»; 2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия; 3) мотивировать к к рассуждению, размышлению и обоснованию; Цель: выявить место и причину затруднения. Цель: построить план и определить средства достижения цели. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) организовать фиксацию преодоления затруднения;
зафиксировать во внешней речи смысл того, что «музыка способна передавать движение». Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить свою работу и работу класса на уроке; 4) наметить направления будущей учебной деятельности; |
Слушание А.Вивальди «Зима». - Это зима. _ Мы слышим звон бубенцов и быстрый топот коня по снегу. Дети скользят по льду на коньках… _ Звуки становятся «тоньше», лестница поднимается вверх; звуки становятся «толще», лестница ведет нас вниз. - Сегодня будем говорить о характерах, овысоких и низких звуках, о том, как музыка передает движение. Звучит пьеса Р.Шумана «Смелый наездник» - Звуки скачут. _Веселые прыжки, скачки. _ Прыг-скок. Слушание муз.В. Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки» Дети исполняют песню с игрой-импровизацией. _Мышки шагали весело, задорно, осторожно и т.д. - Можно добавить движения руками; улыбку, слова произносить более быстро и четко.
1.Пешком шагали мышки По узенькой дорожке От деревушки Пешки До деревушки Ложки. А в деревушке Ложки У них устали ножки. Обратно в Пешки мышки Поехали на кошке. Если кошке по пути, Отчего ж не подвезти? Отчего ж не подвезти? 2. И пели до порожка, И щелкали орешки,- От деревушки Ложки До деревушки Пешки. Пешком идти не близко, Когда идешь обратно, А на пушистой киске И мягко, и приятно. Если кошке по пути, Отчего ж не подвезти? - Чтобы передать радостное настроение, мы исполняли песню с улыбкой, выполняли танцевальные движения руками и ногами. Дети отрабатывают простые движения ногами и руками. Повторное исполнение песни «Пешком шагали мышки» - Музыка передавала разные движения: то смелые, быстрые, ритмичные, отрывистые, то осторожные, тихие, плавные. |
Вопросно-ответная технология Побуждающий диалог Метод применения знаний, взаимообучения Подводящий диалог Создание проблемной ситуации ,метод проблемного изложения . Активизация деятельности учащихся Обучение анализу, умению делать выводы и обобщать. Метод контроля и оценки |
Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная и индивидуальная работа Фронтальная работа
|
энергично спокойно
гордо звонко
мужественно легко
бодро мечтательно
«Пешком шагали мышки»
муз.В. Калистратова, сл. В.Приходько
1.Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки
У них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки
Поехали на кошке.
Если кошке по пути,
Отчего ж не подвезти?
Отчего ж не подвезти?
2. И пели до порожка,
И щелкали орешки,-
От деревушки Ложки
До деревушки Пешки.
Пешком идти не близко,
Когда идешь обратно,
А на пушистой киске
И мягко, и приятно.
Если кошке по пути,
Отчего ж не подвезти?
Ход урока
№ п\п |
Учебная ситуация |
Микроцели |
Деятельность учащихся |
Методы, приемы |
Формы |
1.Организация учебного процесса 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 3.Актуализация Задание для пробного действия. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. 4.Реализация построенного проекта. 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону. 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
_ Вы уже знаете все буквы? Для чего вам нужны буквы? День за днём, за годом год Водят ноты хоровод, И давно известно всем – Их на свете ровно семь. Н.Френкель - Композиторам, для того, чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже нужны буквы. Но эти буквы особенные – музыкальные. Их называют ноты. Всего нот - семь. У каждой есть свое имя: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. _Жили-были нотки, родные сестрички, добрые подружки. Где жили? То ли в лесу, то ли в поле, то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Жили они поживали, песню напевали. Очень нотки свою песню любили. Одного было жаль – никто их песни не знает. И захотелось ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому? Огляделись нотки. Вокруг деревья стоят, высокие красивые, ветвями небо метут. _ Деревья, - сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку. И они запели. _ Спасибо! – сказали деревья.- Очень хороша ваша песенка, да только у нас есть своя, не хуже. И они зашелестели листьями и зашуршали иглами: _ Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ну что тут поделаешь? - Своя так своя! – согласились нотки. Пошли они по лесу. Идут-идут, видят – ручеек бежит, веселый, прозрачный, камушками да веточками играем. _ Ручеек!- сказали нотки.- Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку. И они запели. -Спасибо! – сказал ручеек.- Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится. И он побежал по камешкам да по песочку: - Дзынь-дили-динь, дзынь-дили-динь! Вздохнули нотки: - И ручейку наша песенка не нужна. Пошли они дальше. Идут-идут, видят – на кусте птица-синица сидит, грудка жёлтая, спинка серая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает. - Синица!- сказали нотки.- Ты такая нарядная, так аккуратно перышки чистишь, что захотелось нам подарить тебе нашу песенку. И они запели - Спасибо!- сказала синица- Званкая у вас песенка, но и моя неплоха. И она вспорхнула с куста, напевая: -Пинь-пинь-пинь-пинь! «Кому бы еще нашу песенку предложить?» - задумались нотки. И тут вдруг налетел на них сзади горячий степной вихрь, закружил-закрутил и понес в поднебесье. - Степной вихрь!- закричали нотки.- Ты такой горячий, такой могучий. Мы за это подарим тебе нашу песенку. -Ха-ха-ха!- захохотал вихрь.- Славная у вас песенка, да моя получше будет. Слышите, какая она громкая? У-у-у-у! Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукой, дунул на них легонько, и помчались они, полетели вс е дальше и дальше по небу. Под вечер долетели нотки до большого города и влетели прямо в окошко дома, где жил композитор. Весь этот день с самого утра композитор пытался сочинить музыку. Уж он итак ее сочинял, и этак.То сядет за стол, то к роялю подойдет, то к окошку. Но все было напрасно – ничего у него не выходило. - Послушай нашу песенку!- закричали нотки. И они запели. - Какая прекрасная песенка!-воскликнул композитор.- Да ведь я ее весь день сочинял! - Тогда мы тебе её дарим!- закричали нотки. - Вот спасибо!- обрадовался композитор и тут же побежал к стлу и записал песенку на нотной бумаге. А нотки остались жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни. - Так кто же из вас знает, а как записывается музыка? - Подумайте, какова основная мысль сказки и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Ноты живут в специальном доме. У каждой нотки есть свои окошки в общем доме, где они живут. Этот дом называется нотный стан, или нотоносец. Он необычный – всего 5 линеечек, расположенных друг над другом горизонтально. - Посмотрите на наш нотный стан–дом. Сколько в нем этажей? Можем ли мы открыть окошки – ноты? Что надо сделть, чтобы зайти в дом? - Чем мы открываем дом? - Такой ключ есть и у наших нот.
- У нашего скрипичного ключа хвостик открывает вторую линеечку – на ней живет нота соль. Каждая нота живет на отдельном этаже – на линеечке или под линеечкой. - Что же получилось у нас?
- Чтобы легче вам было запомнить название нотного дома, мы с вами выучим стишок: Пять линеек нотной строчки Мы назвали «нотный стан». И на нем все ноты – точки – Разместили по местам. - Наши ноты так обрадовались тому, что мы помогли им открыть окошки, что тотчас разлетелись. Поднялись к верхушкам деревьев - Деревья, - сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку. Опустились к ручейку. - Ручеек!- сказали нотки.- Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку. Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукой…и помчались они, полетели все дальше и дальше по небу. И залетели… в дом композитора. Остались ноты жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни. - Такие песни о нотах мы сейчас выучим. Они помогут вам запомнить названия нот. Разучивание и обыгрывание песен«Нотный хоровод», «Семь подружек». - Повторите названия всех семи нот. - Как называется домик нот? - Что такое звукоряд? - Дайте оценку тому, насколько успешно вы сегодня на уроке работали. Насколько точно вы можете воспроизвести новые слова и объяснить, что означает каждое слово. - На стрелочке отметьте работу класса сегодня на уроке. Отметьте красным карандашом свою работу в классе над открытием нового знания. |
Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока: музыка выражает настроение и чувства; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 4) организовать постановку цели и темы урока;
1) актуализировать понятия «ноты, ноный стан, звукоряд», 2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия; 3) мотивировать к к рассуждению, размышлению и обоснованию. Цель: выявить место и причину затруднения. Цель: построить план и определить средства достижения цели. Цель: 1) реализовать построенный проект в соответствии с планом; 2) организовать фиксацию преодоления затруднения;
зафиксировать во внешней речи названия но, закрепить понятие нотного стана, звукоряда. Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить свою работу и работу класса на уроке.
|
_ Чтобы написать слова, прочитать сказку, поделиться своими мыслями, оставить на память какие-то размышления и т.д. Слушание сказки В.Лунина «Песенка» (в сокращении) - Музыку можно записать с помощью специальных знаков – нот. Дети рисуют в терадях нотный стан. - Открыть его. - Ключом. Дети учатся рисовать скрипичный ключ. Дети рисуют ноты. Окошки открылись, а в них - ноты! |
Вопросно-ответная технология Побуждающий диалог Метод применения знаний, взаимообучения Подводящий диалог Создание проблемной ситуации ,метод проблемного изложения . Активизация деятельности учащихся Метод контроля и оценки
|
Фронтальная работа Работа в парах Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная и индивидуальная работа Фронтальная работа |
День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь.
Н.Френкель
Он помощник наш отличный
И зовется… ключ скрипичный.
Встали ноты в один ряд-
Получился звукоряд!
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали «нотный стан».
И на нем все ноты – точки –
Разместили по местам.
Урок № 20
Музыка передает характер сказочных героев
Цель: показать способность музыки описывать характер сказочных героев.
Музыкальный материал: В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки».
Дополнительный материал:.иллюстрации Бабы Яги
Ход урока
№ п\п |
Учебная ситуация |
Микроцели |
Деятельность учащихся |
Методы, приемы |
Формы |
1.Организация учебного процесса 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 3.Актуализация исполнительского мастерства, развитие музыкальных способностей Задание для пробного действия. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. 4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 5.Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
- Мы с вами говорили о том, что если внимательно слушать музыку, то она о многом может нам рассказать. Например, изобразить… - Что может изобразить музыка? Вам поможет эта пьеса. («Деревянный поезд») - Что изображает эта пьеса? - Сегодня на уроке мы обратимся к сказке, точнее, к сказочной героине. Может быть, вы ее сами назовете? Вредная такая, живет в избушке на курьих ножках. Баба Яга, Костяная нога, Нос крючком, Голова сучком, Не ходи за селом, Не мети помелом, Не стучи ступкою, Не тряси клюшкою. - Итак, жила бабушка с внучком. Положила она его в кроватку спать и, укачивая, стала напевать: - А Баба Яга тут как тут, в ступе едет, клюкой упирает, помелом след заметает, пугает: «Ты почто, бабка, меня гонишь да ругаешь? Отдай внучка!» Бабка испугалась да решила схитрить: «Отдам внучка, только возьми его одежку в сундуке». Та полезла в сундук, а бабка крышку и прихлопнула, закрыла на замок. Позвала людей. Взяли они сундук и бросилс в реку: «Плыви, плыви, Баба Яга, до конца веку». В народе не только сказки, но и игры придумывали про Бабу Ягу. Мы сейчас одну такую игру разучим. Корректировка игры, уточнение правил игры, анализ учебных действий, способных улучшить игру. - А сейчас послушайте «Бабу Ягу» В.Кикты. Какой ее представил композитор? - Что рассказала нам музыка сегодня на уроке? - На стрелочке отметьте работу класса сегодня на уроке. Отметьте красным карандашом свою работу в классе над открытием нового знания.
|
Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока: музыка изображает разных персонажей, различные движения; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 4) организовать постановку цели и темы урока;
1)актуализировать понятия «музыка изображает разных персонажей, различные движения»; 2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия; 3) мотивировать к к рассуждению, размышлению и обоснованию; Цель: выявить место и причину затруднения. Цель: построить план и определить средства достижения цели. Цель: зафиксировать во внешней речи смысл того, что «музыка изображает разных персонажей, различные движения»;
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) оценить свою работу и работу класса на уроке; 4) наметить направления будущей учебной деятельности; |
Слушание пьесы «Деревянный поезд» - Движение. -Баба Яга. Дети читают с доски и подпевают с пластическим интонированием. Физкультминутка В центре круга стоит водящий с завязанными глазами – это Баба Яга. В руках у него ветка – помело. Вокруг бегают ребеята и дразнят Бабу Ягу: Бабка-ежка, Костяная ножка, С печки упала, Ножку сломала. А потом и говорит: «У меня нога болит». Пошла она на улицу, Раздавила курицу. Пошла на базар, Раздавила самовар. Пошла на лужайку, Испугала зайку. Баба Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба Яга с завязанными глазамидолжна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то осаленный становится водящим. Слушание и обсуждение В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка) - Музыка изображает разных персонажей,Бабу Ягу, с разным характером, различные движения. |
Вопросно-ответная технология Метод взаимообучения Создание проблемной ситуации ,метод проблемного изложения . Метод применения знаний, взаимообучения Подводящий диалог
|
Фронтальная работа Работа в группе Фронтальная работа Фронтальная и индивидуальная работа |
Баба Яга,
Костяная нога,
Нос крючком,
Голова сучком,
Не ходи за селом,
Не мети помелом,
Не стучи ступкою,
17 12 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
29 09 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
14 10 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.
04 09 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.