Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Открытый урок математики во 2-б классе.

Учитель – Былкова М. В.



Тема урока. Умножение и деление круглых чисел. Свойства умножения. Закрепление изученного материала.

Цели:

  1. Закрепить изученные свойства умножения и деления для рационализации вычислений в пределах 1000 на материале краеведения: водоемы Кемеровской области.

  2. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации (основной и второстепенной) путем установления причинно-следственных связей; сравнивать разные способы вычислений, используя математическую терминологию: «значение произведения не зависит от порядка действий», «от перестановки множителей произведение не изменяется», «чтобы узнать, во сколько одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее».

  3. Воспитывать любовь к родному краю через расширение знаний о водоемах Кемеровской области.

Задачи УУД:

  1. Развивать общеучебные действия, умение пошагово контролировать алгоритм арифметических действий.

  2. Активизировать речевую направленность обучения через усвоение математических понятий: кратные числа, произведение, площадь прямоугольника, алгоритм, круглые числа.

  3. Активизировать познавательную деятельность за счет включения знаково-символических действий, эффективного способа решения задач, смыслового чтения.

  4. Развивать умение преобразовывать имеющиеся математические знания для объяснения ситуации, приобретать компетенции для прогнозирования результатов вычислений, умение планировать учебную задачу, действовать по заданному и самостоятельно составленному плану.

  5. Развивать умение обнаруживать и устранять ошибки логических действий (в ходе решения), арифметических действий (в вычислениях).

  6. Обеспечивать речевую и социальную компетентность учебного сотрудничества (учитель - ученик).

  7. Формировать собственное речевое высказывание, умение слушать других и оценивать их действия.

План урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Закрепление изученного материала.

Карта Кемеровской области

4. Итог урока.


- Добрый день! Мы дарим вам свои улыбки и хорошее настроение!

- Сегодня на уроке мы будем закреплять свойства умножения и деления в пределах тысячи на том материале, который вы приготовили.

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем.

- Но сначала, как обычно устный счет.

Устный счет.

- Приготовим к работе пальчики.



Пальчиковая гимнастика.

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – соловей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель.

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это – зяблик,

Это – стриж.

Это – развеселый чиж.

Ну а это – злой орлан!

Птички, птички, по домам.

- Давайте проверим, какие вы внимательные.

Игра «Внимание».

- Посмотрите внимательно на ваши рисунки. Каким словом их можно объединить? (вода).

- Сегодня на уроке мы еще не раз встретимся с этим словом. Об этом вы узнаете позже.

- Все вы любите играть. Давайте поиграем вместе. Но игры, которые я вам предлагаю, необычные. Они математические.



Игра «Меткий ли ты игрок?».

- Выполнив задания, вы расшифруете слова, которые спрятались в данной таблице.

- Какие числа называют кратными?

- Найдите в данной таблице числа кратные трем. Обведите их. (два ученика работают у доски)

- На какие две группы можно разделить данные числа?

- Расположите числа в порядке возрастания.

(после выполнения задания, дети составляют слова: «исток», «устье»)

- Объясните значения данных слов.

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

Игра «Раз, два, три…Кто не спрятался, я не виноват…»

- Вы не раз играли в прятки. Давайте посчитаем: раз, два, три, четыре, пять, начинаю я искать! Кто не спрятался, я не виноват!

- Посмотрите внимательно на геометрическую фигуру. Как она называется? Что вы знаете о прямоугольнике? Найдите треугольники, которые в ней спрятались. Посчитайте, сколько их.

(после выполнения задания появляется карточка со словом «русло»)

- Что означает данное слово?

- А сейчас мы отправимся туда, где плещется вода. Назовите, частью чего являются данные понятия?

- Теперь мы готовы отправиться в путешествие по водным просторам Кемеровской области.

1. Беседа о водоемах.

- Если быстро раскрутить глобус, покажется, что он одноцветный – голубой. Как вы думаете, почему?

- Действительно, вода занимает в 2 раза больше места, чем суша. Вода поит луга, леса, поля. Без нее не могут жить птицы, звери, люди. Она не только поит, но и кормит. Тысячи больших и малых рыболовных судов бороздят водные просторы. Вода работает на ГЭС – добывает электрический ток. А еще вода – самая широкая, удобная дорога. По бесчисленным рекам, озерам, океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров.

2. Умножение и деление круглых чисел.

- В Кемеровской области более 900 рек. Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых из них.

- Найдите значения выражений, чтобы узнать название водоема.

Правило: значение произведения не зависит от порядка действий.

٠ в) ٠ с = а ٠ ٠ с)

О 38 ٠ 2 ٠ 5 = 38 ٠ (2 ٠ 5) = 38 ٠ 10 = 380

М 5 ٠ 2 ٠ 41 = (5 ٠ 2) ٠ 41 = 10 ٠ 41 = 410

Ь 2 ٠ 8 ٠ 5 ٠ 6 = (2 ٠5) ٠ (8 ٠ 6) = 10 ٠ 48 = 480

Т 3 ٠ 9 ٠ 2 ٠ 5 = (3 ٠ 9) ٠ (2 ٠ 5) = 27 ٠ 10 = 270

- Расположи ответы в порядке возрастания. Как называется река?

- Чем похожи данные числа?

(рассказ ребенка о реке)

- Томь – самая большая и полноводная река Кемеровской области. Исток реки находится в Хакасии. Длина реки 827 км, по нашей области 596 км. От Хакасии Томь имеет бурный характер, а после впадения в нее реки Кондома скорость течения снижается. Река имеет 115 притоков.

- Продолжаем наше путешествие. Чтобы узнать название следующего водоема, необходимо составить все возможные равенства по рисунку.


60 ٠ 7 = 420

7 ٠ 60 = 420

420 : 60 = 7

420 : 7 = 60 Кия


Правило: от перестановки множителей произведение не изменяется.

(рассказ ребенка о реке)

- Кия берет начало на восточном склоне Кузнецкого Алатау, где течет по глубокому ущелью. Имеет много горных перекатов, порогов. Вода бурлит и шумит так, что не слышно голоса человека. Ее длина – 548 км, из них 468 км по области. Кия в переводе с тюркского «скала». Является притоком реки Чулым.

- Чулым протекает по нашей области всего 25 км.

- Какая река по протяженности длиннее? Кия или Томь?

- Как узнать, насколько река Томь длиннее?



Правило: чтобы узнать, насколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

(запись в тетради)



  1. Решение задач.

Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?

Правило: чтобы узнать, во сколько одно число больше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее.

- Во сколько раз 64 больше 8 Иня

56 больше 8 Чумыш

24 больше 8? Яя

- Иня – правый приток Оби. Ее длина – 663 км, по области 433 км. В Иню впадет несколько рек (Большой и Малый Бачаты, Ур, Касьма). У поселка Инского, недалеко от города Белово, построена плотина. Это позволило создать водохранилище – так называемое Беловское море. В нем разводят ценные породы рыб.

- Среди живописных холмов, покрытых лесами, протекает река Чумыш. Ее протяженность – 644 км. По области – 192 км.

- Река Яя – приток Чулыма. Протяженность – 380 км.

(составление задачи по схеме)


Иня Чумыш

663 км 644 км

- Насколько протяженность реки Чумыш меньше реки Иня?

- В нашей области насчитывается 850 озер. Самое крупное – Большой Берчикуль. Длина – 8 км, а ширина – 4 км. Какова приблизительно площадь данного озера?

-Самое глубокое – Среднетерсинское. Глубина – 80 м.

- Есть в нашей области и загадочное озеро. Для того, чтобы узнать о нем, нужно выполнить задание.

5. Самостоятельная работа.

- Вычисли, сделай проверку.

(три ученика работают у доски, остальные по карточкам)

Х : 30 = 8 480 : у = 60 а ٠ 7 = 490

- Чему соответствует х, число 30, число 8? Что неизвестно? Как найти сторону прямоугольника? Как найти площадь прямоугольника?

Правило: чтобы узнать площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.

Правило: чтобы узнать сторону прямоугольника, нужно площадь разделить на известную сторону.

(проверка)

- Одно из озер Кемеровской области является самым пустым среди озер России. В нем нет рыбы. Все озера рыбные, а в нем даже карасик не водится. В озеро впадают речки, но все равно в него не идет рыба. Что то ее пугает. Не раз пытались помочь Пустому обзавестись живностью: впускали в него разную рыбу, но безуспешно. Воду исследовали. Она оказалась такой же, как в других озерах. Так никто до сих пор и не знает, почему озеро пустое.

6. Обобщение.

- Расположите данные о протяженности рек в порядке возрастания.

380, 548, 663, 644, 827.

- Какое число «лишнее»? Какая река самая длинная? Что означает каждая цифра в записи данного числа?

- На территории области много городов, рабочих поселков, сел и промышленных предприятий.

Томь – Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Юрга.

Кия – Мариинск.

Иня – Ленинск – Кузнецкий.

- Борьба с загрязнением рек в нашем крае приобрела большое значение. Какие экологические проблемы могут возникнуть? Как с ними бороться?

- Какое значение имеют водоемы для человека?

- Какую посильную помощь можете вы оказать против загрязнения водоемов?

Рефлексия:

- Главная река родного края?

- Эта река протекает по области всего 25 км.

- В переводе с тюркского «скала».

- Самое большое озеро?

- Самое глубокое озеро?

- Озеро, в котором не водится рыба?

- Река, чье название состоит из двух одинаковых букв?

- Сегодня на уроке мы еще раз закрепили таблицу умножения и деления; решали задачи; узнали много интересного о водоемах нашего края.

- Для домашнего задания я предлагаю вам сегодня составить задачи по рекам, озерам, о которых мы не успели сегодня поговорить на уроке.

- Спасибо за урок.

Справка для учителя:

Томь утоляет жажду городов и поселков, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, она транспортный путь и источник электроэнергии. Томь – основа рыбного хозяйства. Томь – место отдыха, она предоставила нам свои пляжи и острова, свои берега для мичуринских садов, дач, домов отдыха, туристических лагерей. Сейчас уже нельзя считать воду неистощимым даром природы.

Кии повезло, на ее берегах нет крупных промышленных предприятий и в ее чистой воде, на дне, нерестится нельма, в низовьях осетры и стерлядь. Кия – одна из самых рыбных рек на юге Западной Сибири. Летом и осенью плывут по Кии караваны резиновых лодок, байдарок. Это отправляются по любимой реке жители Кузбасса и многих отдаленных мест. Кию знают как красивейшую реку в Сибири. Река служит людям много лет. Река с невероятно чистой водой. У нее будто бы и нет вовсе воды. Кажется лишь буквально на поверхности лежат разноцветные плоские камни. Но шагнешь с берега и очутишься по колено, по пояс в студеной воде.

Озеро Черное находится в центральной части Скалистых гор, расположено в хорошо сформированном каре с высотой стен до 250 м , из него вытекает мощный водный поток дающий начало струйному водопаду «Серебряная лента»

Верхняя часть водопада струится по более пологому склону до каменной полки. Средняя часть струится по почти отвесной скале (60м).

Южная стенка кара обрывается крутыми непроходимыми склонами. Озеро имеет глубину более 30 метров. Из озера вытекает речка Тумуяс. На озере наблюдается интересное явление: ветрами к истоку речки приносятся остатки насекомых (комаров, и их личинок, мошка), которые скапливаются сплошным ковром на поверхности воды площадью до 10 кв.м. Но рыбы в озере нет.

Водопад Сага

Этот памятник природы расположен на ручье Шолбычак в 200 метрах от реки Мрас-Су. Основным объектом охраны 15-метровый водопад «Сага». Водопад впадает в студеное озерцо. У водопада расположен небольшой грот, переходящий в пещеру с очень узким входом.

- Рекам нашей области, как и рекам всего мира, нужна постоянная забота человека. Вы, конечно видели, как в реках плавает мусор, грязь. Как по их берегам вырубается лес. Когда-то в Абе (Абушке) и Искитиме (Искитимке) водилась рыба, в чистой воде плавали дети и взрослые. А сегодня мы отворачиваемся от этих грязных, потерявших красу речушек.

Алатау – в переводе с тюркского АЛА – «пестрый», ТАУ – «гора»; таким образом, Алатау – «пестрые горы».

Бассейн – территория, по которой протекает река со своими притоками.

Иня – приток Оби. В переводе с тюркского «мать-река».

Кия – приток Чулыма. В переводе с кетского «скалистая река».

Мрассу – горная река, левый приток Томи. В переводе с шорского «кедровая река».

Перекат – мелководный участок в русле равнинной реки.

Порог – каменистое возвышение речного дна, ускоряющее течение и затрудняющее судоходство.

Приток – река, впадающая в другую реку или в озеро.

Ущелье – узкая и глубокая с обрывистыми склонами долина, расселина в горах (глубокая трещина, узкое ущелье в горах).

В Кузбассе найдены минеральные воды и лечебные грязи. Наиболее крупное месторождение углекислых вод, не уступающих по своим лечебным качествам знаменитой минеральной воде «Боржоми», находится в долине реки Верхняя Терсь (с кетского река выдры). Вода получила название «Терсинка». Минеральные воды, аналогичные северокавказским «Ессентукам», обнаружены в районе сел Борисово и Березовка («Борисовская» и «Березовоярская» минеральная воды).

В шорском селении Кунагаш бытует легенда о чудодейственном минеральном источнике.

Однажды старый шорец, почувствовав, что смерть уже совсем близко, встал рано утром, простился с женой, взял с собой в дорогу каравай ржаного хлеба и отправился в тайгу. Перед смертью он решил, в последний раз, взглянуть на горношорские дали, проститься с родным краем, в котором прожил долгую жизнь. Перед глазами проплывали годы с богатыми урожаями кедрового ореха, ягод, грибов, благоприятные для охоты на песца, лису, горностая, колонка, зайца. Одна картина жизни сменялась другой. Уже давно разлетелись из родного дома семь его сыновей. Вроде бы и жизнь прожита не зря, можно спокойно умирать. И за думой не заметил старый шорец, как солнце спряталось за горами, упал туман на траву, и наступили сумерки. Тайга приготовилась ко сну. Опомнившись от своих мыслей, старый шорец остановился, огляделся, и понял, что далеко от дома он ушел, ноги его устали, пора бы и перекусить. Присел он на пень и вдруг услышал где-то рядом журчание воды. Раздвинул шорец ветви плотного тальника и увидел бьющий из-под земли родник. Зачерпнув ладонью и испив глоток-другой живительной родниковой влаги, он почувствовал прилив сил – ноги быстро забыли об усталости, и тело стало, как в молодые годы, сильным, бодрым, здоровым. Испив еще две-три пригоршни родниковой воды и обмыв лицо, шорец встал, расправил плечи и быстрыми шагами направился к своему дому. Очень быстро он достиг родного очага, на пороге которого сидела его старая жена. «Молодец, - обратилась к нему старуха, - не встречал ли ты в тайге старца?». Возмутился шорец: «Ты что, совсем обезумела, старая, - не узнаешь своего мужа?». Только по голосу признала его старая шорка. Сели они у огня, и поведал ей муж о чудодейственном роднике, найденном в тайге. Ночью тайком отправилась старуха по следам мужа к живительному роднику. Отыскав его, припала губами к источнику и пила, пила… Проснувшись, шорец начал искать свою жену, и ее следы привели его все к тому же источнику. Стал он кликать свою жену, да в ответ из плотных зарослей кустарника услышал плач ребенка. Оказалось, что чудодейственная сила воды родника заключалась в том, что пить ее надо в меру.

Не знала об этом старуха и, испив чрезмерно, превратилась в младенца.

Так в легенде народная фантазия чудесно преобразила лечебные свойства воды из источника, который находится недалеко от станции Тенеш (с шорского белка).



карточки для игры «Внимание»:




таблицы с числами на каждого ученика:




6

10

24

27

8

18

5

30

12

3

15

4

1

23

9

21




21

23

9

27

4

1

5

30

12

15

3

8

18

10

24

6


ИСТОК, УСТЬЕ






РУСЛО

РЕКА
(на доске схема реки)
Физминутка

На болоте две подружки

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем обтирались!

Ножками топали,

Ручками хлопали!

Вправо, влево покружились

И на место возвратились.




хоровое проговаривание




270

380

410

480

Т

О

М

Ь


Томь – 827 км

карточки по вариантам

один ученик у доски
хоровое проговаривание

Кия – 548 км

хоровое проговаривание


хоровое проговаривание



Иня – 663 км


Чумыш – 644 км

Яя – 380 км


Большой Берчикуль

Формула площади

Среднетерсинское

алгоритм решения уравнения



S = a ٠b

a = S : b

b = S : a
Пустое

Томь
Чулым
Кия
Большой Берчикюль
Среднетерсинское

Пустое

Яя

Карточки для домашнего задания.




Урок математики во 2-б классе. Учитель Былкова М. В. Тема урока. Умножение и деление круглых чисел. Свойства умножения. Закрепление изученного материала

Закрепить изученные свойства умножения и деления для рационализации вычислений в пределах 1000 на материале краеведения: водоемы Кемеровской области

174.61kb.

14 10 2014
1 стр.


Урок математики "Спасательная экспедиция в Антарктиду" Тема урока : Закрепление пройденного материала. Тип урока : урок комплексного применения знаний

Оценка педагогической ситуации: дети владеют навыками табличного умножения и деления, учителем подготовлена презентация, технически урок оснащен

80.29kb.

18 12 2014
1 стр.


Урок в 4 классе, учитель начальных классов Габик Л. А.

«Решение примеров на деление круглых многозначных чисел на разрядное число. Решение задач на нахождения расстояния по скорости и времени»

42.01kb.

10 09 2014
1 стр.


Повторение и закрепление изученного материала по теме «Давайте познакомимся»

Тема урока: Повторение и закрепление изученного материала по теме «Давайте познакомимся»

44.04kb.

01 10 2014
1 стр.


Урок русского языка в 5 классе Путешествие в страну Лексика (Повторение изученного материала по теме «Лексика») Составитель

Учитель: Ребята, сегодня мы должны отправиться в путешествие с целью повторения изученного на последних уроках материала. Объект нашего путешествия — страна Лексика, а чтобы попаст

42.06kb.

16 12 2014
1 стр.


План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока: «Музыка сша» Учитель музыки Козырялова О. Г. Оренбургская область г. Гай 2011 2012гг

Изучение нового материала. Знакомство с различными видами музыки, возникшими в США

48.52kb.

04 09 2014
1 стр.


Урок окружающего мира в 3 «б» классе ( по системе Л. В. Занкова). Учитель: Богданова Е. В. Тема урока

Этот урок? 10. Домашнее задание

33.92kb.

12 10 2014
1 стр.


«Прибавление и вычитание числа 2» тип урока. Урок закрепления изученного материала

Конспект урока, разработанного и проведённого учителем начальных классов Федюшиной Е. И

91.8kb.

16 12 2014
1 стр.