Перейти на главную страницу
• соотносить исторические события, явления и процессы отечественной истории с событиями, явлениями и процессами европейской и всемирной истории;
• характеризовать политическое положение стран с опорой на историческую карту;
• характеризовать и оценивать деятельность политических и государственных деятелей и деятелей культуры;
• раскрывать причинно-следственные связи между историческими фактами;
• систематизировать, классифицировать и обобщать исторические факты и делать на основе этого аргументированные выводы;
• сравнивать исторические факты по самостоятельно определенным критериям;
• объяснять различные точки зрения на одни и те же исторические факты;
• высказывать аргументированную точку зрения при обсуждении исторических проблем;
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• использовать методы учебного исторического исследования: формулировать проблемы, осуществлять сбор, систематизацию и обобщение материала, проводить презентацию результатов исследования.
11 класс
Всемирная история: XIX – начало XXI в.
70 часов
Кошелев В.С. Всемирная история: XIX – начало XXI в. Учеб. пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. – Минск, Издательский центр БГУ, 2009.
№ п/п |
Тема урока, план изучения нового материала |
Понятия |
Рекомендуемые формы организации обучения |
Кол-во часов |
Материал учебного пособия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Введение |
|
|
9 |
|
1–2 |
Смысл и назначение истории 1. Что такое история? 2. Предмет истории 3. Связь истории с другими гуманитарными науками 4. Функции исторического познания 5. Периодизация всемирной истории 6. Основные концепции исторического процесса
|
История, историческая периодизация, формационный подход к изучению истории, цивилизационный подход к изучению истории |
Лекция диалог |
2 |
§ 1 |
Урок-обсуждение «Смысл и назначение истории» | |||||
3–4 |
Цивилизационное наследие Древнего мира и Средних веков 1. Последствия неолитической революции и возникновение цивилизаций 2. Восточный и античный (западный) пути развития 3. Развитие восточных цивилизаций 4. Становление западноевропейской цивилизации 5. Особенности развития славянского мира |
Неолитическая революция, производящее хозяйство, государство, цивилизация, восточный тип культуры, западный тип культура, деспотия, западноевропейская цивилизация, феодальные отношения |
Теоретическая лекция с элементами беседы |
2 |
§ 2 |
Урок-«круглый стол» на тему: «Цивилизационное наследие Древнего мира м Средних веков» | |||||
5–7 |
У истоков индустриальной цивилизации (XVI—XVIII вв.) 1. Смысл и содержание истории Нового времени 2. Восток и Запад: встреча цивилизаций и ее последствия 3. Зарождение капитализма 4. Эпоха Возрождения 5. Реформация 6. Эпоха Просвещения
|
Индустриальное общество, колониальная экспансия, капитализм, Возрождение (Ренессанс), гуманизм, Реформация, Контрреформация, Просвещение |
Теоретическая лекция с элементами беседы |
3 |
§ 3–4 |
Семинарское занятие | |||||
8 |
Урок обобщения |
|
|
1 |
|
9 |
Контроль знаний учащихся |
|
|
1 |
|
|
Раздел I. Страны мира в XIX — начале ХХ в. |
|
|
18 |
|
10 |
Место ХIХ столетия в мировой истории 1. Европа и США 2. Россия 3. Особенности модернизации в странах Азии, Африки и Латинской Америки |
Промышленная революция, модернизация, территориальный раздел мира, «пробуждение» Азии |
Комбинированный урок |
1 |
§ 5 |
11–12 |
Промышленная революция XIX в. 1. Понятие «промышленная революция» 2. Экономический рост и индустриализация Европы 3. Аграрная революция 4. Промышленная революция и наука 5. Социальные проблемы |
Промышленная революция, индустриализация, аграрная революция |
Теоретическая лекция с элементами беседы |
2 |
§ 6 |
Семинарское занятие | |||||
13–14 |
Франция и Европа в эпоху наполеоновских войн 1. Франция: от республики к империи 2. Наполеоновские войны и перемены в Европе 3. Создание Венской системы международных отношений |
Гражданский кодекс (Кодекс Наполеона), захватнические войны, Венская система международных отношений, |
Групповая работа по изучению новой темы |
2 |
§ 7 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала, | |||||
15–16 |
Европа в эпоху национальных движений и революций 1. Европа в период реакции (1815—1830 гг.) 2. Революции 1830-х гг. 3. Революции 1848—1849 гг. 4. Возникновение новых национальных государств в Европе
|
Консерватизм, либерализм, национально-освободительное движение, буржуазная революция, буржуазно-демократическая революция |
Групповая работа по изучению новой темы |
2 |
§ 8 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала | |||||
17–18 |
Страны Запада во второй половине XIX — начале ХХ в. 1. Экономическое развитие стран Запада 2. Новые явления в мировой экономике 3. Политическое развитие западного мира 4. Политические партии
|
Монополии, монополистический капитализм (империализм), конституционная (парламентская) монархия, президентская республика, парламентская республика, политическая партия, содиал-демократия, новый либерализм |
Теоретическая лекция |
2 |
§ 9 |
Семинарское занятие | |||||
19–21 |
Российская империя в XIX — начале ХХ в. 1. Россия в первой половине XIX в. 2. Экономический рост 3. Революционное движение |
Дворянские революционеры, буржуазная модернизация, буржуазные реформы, революция 1905–1907 гг. |
Проблемная лекция |
3 |
§ 10 |
Семинарское занятие | |||||
Урок-дискуссия «Буржуазно-демократическая революция 1905–1907 гг. в процессе модернизации России» | |||||
22–23 |
Наука, литература и искусство в ХІХ – начале ХХ в. 1. Влияние технического прогресса на общество 2. Развитие науки 3. Развитие культуры 4. «Эпоха конца века»
|
Романтизм, реализм, позитивизм, символизм, декаданс, футуризм, |
Обзорная лекция (желательно с использовнаием медиа-ресурсов) |
2 |
§ 11 |
Практическое занятие с использованием исторических источников, иллюстративного материала | |||||
24–25 |
Кризис традиционного общества в странах Востока 1. Основные черты восточных обществ к началу XIX в. 2. Япония 3. Китай
4. Индия 5. Страны Востока в эпоху «пробуждения Азии» |
Традиционное общество, кризис традиционного общества, колония, полуколония, «пробуждение» Азии, национально-освободительное движение, идеологии национализма |
Лекция-диалог |
2 |
§ 12 |
Семинарское занятие | |||||
26 |
Урок обобщения |
|
|
1 |
Стр. |
27 |
Контроль знаний учащихся |
|
|
1 |
|
|
Раздел II. Мир в первой половине XX в. |
|
|
25 |
|
28 |
Начало кризиса индустриального общества 1. Страны Запада: основные тенденции развития 2. Первая мировая война и ее последствия 3. Мировой экономический кризис 4. Россия 5. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине ХХ в. |
Кризис западного общества, фашизм, социалистическая революция, советская модель модернизации |
Комбинированный урок |
1 |
§ 13 |
29–30 |
Первая мировая война 1. Причины войны 2. Ход военных действий и основные сражения 3. Новый облик войны 4. Итоги войны
|
Первая мировая война, империалистическая война, |
Обзорная лекция |
2 |
§ 14 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала | |||||
31–32 |
Создание Версальско-Вашингтонской системы международных отношений 1. Проблемы победителей 2. Версальский мирный договор 3. Создание Лиги Наций 4. Мирные договоры с союзниками Германии 5. Вашингтонская конференция |
Версальско-Вашингтонская система международных отношений, Лига наций |
Проблемная лекция |
2 |
§ 15 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала | |||||
33–34 |
Россия 1917 года: Февральская и Октябрьская революции 1. Победа Февральской революции 2. Кризис власти 3. Октябрьская революция |
Февральская революция, Октябрьская революция, общенациональный кризис, политический кризис, |
Проблемная лекция |
2 |
§ 16 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала | |||||
35–36 |
Страны Запада в межвоенный период 1. Послевоенные проблемы 2. Социальные перемены 3. США
4. Великобритания 5. Франция 5. «Великая депрессия»
|
Экономическая стабилизация, мировой экономический кризис («великая депрессия») |
Групповая работа по изучению новой темы |
2 |
§ 17 |
Семинарское занятие | |||||
37–38 |
Утверждение фашистских режимов в Европе 1. Истоки фашизма в Европе 2. Установление фашистского режима в Италии 3. Установление нацистского режима в Германии 4. Идеология и практика фашизма
|
Тоталитарный режим, фашизм, нацизм, расизм, авторитарный режим |
Проблемная лекция |
2 |
§ 18 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала | |||||
39–40 |
Советское государство в 1917—1939 гг. 1. Гражданская война и ее последствия 2. Советская модель модернизации 3. Образование СССР. Индустриализация и коллективизация |
Гражданская война в России, советская модель модернизации, Союз Советских Социалистических Республик (СССР), советская политическая система, индустриализация, коллективизация |
Групповая работа по изучению новой темы |
2 |
§ 19 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала | |||||
41–42 |
Развитие науки и культуры в межвоенный период 1. Наука и культура 2. Противоречивый характер развития науки 3. Литература и искусство |
Массовая культура, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, «баухауз», |
Обзорная лекция (желательно с использовнаием медиа-ресурсов) |
2 |
§ 20 |
Практическое занятие с использованием исторических источников, иллюстративного материала | |||||
43–44 |
Страны Азии, Африки и Латинской Америки в межвоенный период 1. Территориальный передел мира 2. Национально-освободительное движение за независимость и модернизацию (Китай, Индия, Турция, Иран, Африка) 3. Особенности развития Японии 4. Латинская Америка
|
Территориальный передел мира, мандатная система, гандизм, кемализм, экспортно-сырьевой характер экономики |
Индивидуально-групповая работа по изучению новой темы |
2 |
§ 21 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала | |||||
45–46 |
На пути к новой мировой войне 1. Крах Версальской системы 2. Политика «умиротворения» 3. Причины политики «умиротворения» |
Крах Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, политика «умиротворения», очаги международной напряженности, |
Проблемная лекция с элементами беседы |
2 |
§ 22 |
Урок-дискуссия «Можно ли было избежать войны» | |||||
47–50 |
Вторая мировая и Великая Отечественная войны 1. Причины, характер и цели войны, ее периодизация 2. Первый этап войны 3. Великая Отечественная война 4. Завершающий этап Второй мировой войны
|
Вторая мировая война, «странная война», Великая Отечественная война, антигитлеровская коалиция, «новый порядок», безоговорочная капитуляция |
Обзорная лекция |
4 |
§ 23–24 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала | |||||
Урок-конференция «Уроки Второй мировой войны» | |||||
Урок-конференция (продолжение) | |||||
51 |
Урок обобщения |
|
|
1 |
|
52 |
Контроль знаний учащихся |
|
|
1 |
|
|
Раздел III. Мир во второй половине ХХ –– начале ХХІ в. |
|
|
17 |
|
53–54 |
Мир во второй половине ХХ в.: общая характеристика 1. «Холодной войны» 2. Разрядка международной напряженности 3. Поворот от разрядки к конфронтации 4. Распад социалистического лагеря и СССР. Конец враждебного противостояния 5. Углубление интеграции и процессы дезинтеграции 6. Китайский эксперимент
|
«Холодная» война, разрядка международной напряженности, конфронтация, интеграция, дезинтеграция |
Обзорная лекция |
2 |
§ 25–26 |
Семинарское занятие | |||||
55–56 |
Западная Европа и создание Европейского Союза 1. Государство всеобщего благоденствия 2. Нефтяной шок 3. Экономические сдвиги 4. К европейскому единству 5. Социальные тенденции |
Государство всеобщего благоденствия, европейская интеграция |
Групповая работа по изучению новой темы |
2 |
§ 27 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала | |||||
57–58 |
СССР в 1945 – 1991 гг. 1. СССР после войны 2. Реформы Н.С. Хрущева 3. Эпоха «развитого социализма» (1964–1985) 4. Проблемы внешней политики СССР 5. Перестройка и кризис политики М.С. Горбачева |
Десталинизация, демократизация, общество «развитого социализма», перестройка, хрущевская «оттепель», брежневский «застой», горбачевская «перестройка», новое политическое мышление |
Групповая работа по изучению новой темы |
2 |
§ 28 |
Урок-дискуссия «Достижения и проблемы построения социализма в СССР» | |||||
59–60 |
Российская Федерация 1. Радикальная экономическая реформа 2. Октябрьские события 1993 г. и принятие конституции РФ 3. Социально-экономическое и политическое развитие России в 1994 – 1999 гг. 4. Россия в начале XXI в. 5. Внешнеполитические вызовы |
Системный кризис, Российская Федерация, рыночная экономика, «шоковая терапия», либерализация, приватизация, Содружество Независимых Государств (СНГ), |
Групповая работа по изучению новой темы |
2 |
§ 29 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала | |||||
61–62 |
Страны Восточной Европы 1. В советской орбите влияния 2. Кризисы и потрясения 3. Независимый курс Тито 4. Борьба Польши за демократию 5. «Бархатные революции» 6. Проблемы переходного периода 7. Распад Югославского федеративного государства |
Восточная Европа, советская модель социализма, «бархатные революции» |
Групповая работа по изучению новой темы |
2 |
§ 30 |
Лабораторно-практическое занятие с использованием исторических источников, картографического и иллюстративного материала | |||||
63–64 |
Распад колониальной системы и проблемы развития стран «третьего мира» 1. Обретение независимости 2. Развивающиеся страны 3. «Холодная война» и «третий мир» 4. Неприсоединившиеся страны 5. «Горячие точки» 6. Новые государства в поисках стабильности 7. Препятствия на пути развития |
Страны «третьего мира», деколонизация, Движение неприсоединения, «горячие точки» |
Лекция-диалог |
2 |
§ 31 |
Семинарское занятие | |||||
65–67 |
Наука и культура во второй половине ХХ – начале XXI в. 1. Научно-техническая революция 2. Новые явления в развитии культуры а) образование б) развитие общественной мысли в) изобразительное искусство, литература, архитектура г) сохранение древних культур |
Научно-техническая революция (НТР), вестернизация, постиндустриальное (информационное) общество, постмодернизм, авангардизм, абстракционизм, поп-арт, гиперреализм, концептуальное искусство, магический реализм, экзистенциализм, функционализм |
Обзорная лекция |
3 |
§ 32–33 |
Семинарское занятие | |||||
Практическое занятие с использованием исторических источников, иллюстративного материала | |||||
68 |
Урок обобщения |
|
|
1 |
|
69 |
Контроль знаний учащихся |
|
|
1 |
|
70 |
Итоговое обобщение |
|
|
1 |
|
Беларуси во всемирно-историческом процессе, осознание своеобразного пути белорусского народа, воспитание чувства ответственности за его дальнейшую историческую судьбу
13 12 2014
12 стр.
Всемирная история новейшего времени, 1945-2005 гг.: учеб пособие для 10-го кл учреждений, обеспечивающих получение общ сред образования, с рус яз обучения / Г. А. Космач, Г. Г. Лаз
15 10 2014
2 стр.
Календарно-тематическое планирование курса «история нового времени» 8 класс. Учитель истории Втюрина И. И
14 10 2014
1 стр.
Календарно-тематическое планирование курса «история россии XIX в». 8 класс. Учитель истории Втюрина И. И
11 10 2014
1 стр.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Всеобщая история» 10 класс
11 09 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по этнокультуроведческой теме
17 12 2014
1 стр.
Календарно-тематическое планирование к учебно-методическому комплексу издательства Оксфордского Университета
15 10 2014
12 стр.