Открытый урок в 1 классе .
Учитель: Козорезова Е.А.
Урок по теме: "Звуки [д], [д']. Буква Д"
Тема: Звуки д, д'. Буква Д.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели:
Знакомство с буквой Д, овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.
Развивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.
Ход урока
1. Орг. момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес-
Чудеса посмотреть.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Для чего можно пойти в лес?
- А мы пойдем в сказочный лес за новой буквой и звуками и возьмем с собой корзинки.
- Эта корзинка для букв (
выставляется корзинка).
- А вот вторая корзина – для звуков. Вы ее видите? А почему?
- А почему корзинка для букв пустая, мы ведь с вами столько букв изучили, давайте соберем их в корзинку? (
буквы рассыпаны по всему классу)
- На какие 2 группы делятся все буквы? (
гласные, согласные)
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- Какими могут быть согласные звуки? (
При ответе пользуйтесь схемой)
- Итак, в добрый путь! (
музыка)
Презентация
По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем и мы в сказочном лесу.
3. Работа над новой темой.
Слайд : Перед нами – дом. В этом доме живет лесовичок Дима. У него много друзей, которые приготовили для вас интересные задания.
Слайд : Леший: Сделайте звукобуквенный анализ слова
дом. Произнесите.
- Назовите первый звук в слове дом. Дайте характеристику звуку. (Конверты)
Работа в парах:
- Составьте схему к слову дом. (
1 учащийся у доски)
- Сколько слогов в слове? (1,
почему?)
- Будем ли в слове ставить знак ударения?
Слайд: - А у лесовичка Димы в доме живет Домовенок Кузя. Он просит сделать вас звукобуквенный анализ слова Дима.
- Произнесите слово Дима. Назовите 1 звук. Составьте схему слова.
– Сравните звуки.
– Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звуки? (Согласные; при произнесении этих звуков воздух встречает преграду.)
– Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)
– Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)
– Узнаем, какие это звуки. Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.
– Какой же это звук? (Звонкий.)
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’].
_Правильно.
--Кто догадался, какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой Д,д)
--А какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой, научиться читать слоги и слова с буквой д.)
-Покажите эту букву.
- Ребята, а что похожа буква Д? (Крыша домика, печная труба, колокольчик)
На что еще похожа буква д послушайте стихотворения.
Слайд: Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.
Слайд:- Построим букву Д из карандашей.
Слайд :- Давайте расскажем лесовичку по схеме, что мы узнали про букву Д.
- Какую букву мы положим в корзинку? А звуки?
Лесовичок приготовил для нас игру: «Поймай звук»: встают мальчики – д(твердый); встают девочки – д' (мягкий).
СЛОВА: Дуб, дерево, девочки, Даша, люди, радуга, Денис, домино, подушка, дождик.
4. Чтение слогов и слов с новой буквой.
Слайд: Домовенок Кузя предлагает нам прочитать слоги с новой буквой.
- И просит назвать слоги, в которых согласный звук произносится мягко,
а потом, в которых согласный звук произносится твёрдо.
Слайд: Дядюшка Ау, предлагает нам прочитать слова с новой буквой.
- У лесовичка очень много дел в лесу, хоть лес и сказочный. Надо и за животными присмотреть и за деревьями ухаживать. А, чтобы лес всегда был молодым и красивым лесовичок просит нас вырастить молодые деревца. Давайте поможем лесовичку. А для этого мы должны напечатать как можно больше названий деревьев.
- Какие мы молодцы, сколько деревьев вырастили, помогли лесовичку.
Физминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
А потом вприсядку,
И опять вприсядку,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Слайд:
У лесовичка есть друг. Отгадайте кто это?
Слайд: Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной?
Жил в дупле пустом.
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил? (
дятел)
- Что вы знаете о дятле? Да, ребята, дятлы лечат деревья. Они прослушивают деревья, как доктора, выстукивают дерево своим клювом, ищут пустоту, где спрятался червяк, и приступают к операции, пока не вытащат вредителя. Вот так дятлы спасают лес.
- Дятел тоже ученик, как и вы. Учится в лесной школе. Предлагает прочитать текст на стр.99
_Дифференцированная работа:
-Для читающих (самостоятельное чтение стихотворения),
А остальные читают слова на стр.98.
5. Итог урока.
- Нам пора возвращаться.
(
музыка)
По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем и мы дома.
– Какую букву мы принесли из сказочного леса? –
_-_Давайте, откроем тетрадочки и напечатаем букву Д. ( Я тетрадь …..)
-Слов на Д ты встретишь много,
Слов на Д полно вокруг:
Дом, долина, день, дорога,
Доброта, доверье, друг.
6. Рефлексия – Что нового узнали? Чему научились?
Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло.
– Назовите слова с новой буквой.
– В каких словах слышится звук [д], а в каких [д’]? От чего это зависит?
– Напечатайте слоги: дя, де, до, ду.
Самооценка собственной деятельности на уроке.
– Как вы сегодня поработали?
– Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
– Что интересного было на уроке?
– Послушайте напоследок совет от
Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой!
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие, честное слово!
С. Погорельский
- Я предлагаю вам дорисовать
схему – человечка. (дорисуйте колпачок и разукрасьте башмачки). Этот звуковичок остается у вас в награду за хорошую работу.