14. Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве. Педагогическая мысль развивалась под влиянием текстов священного писания, их толкований,творений отцов церкви, произведений византийских ученых. Сильнейшее воздействие на формирование пед взглядов оказали такие произведения как «Премудрость Соломона»,»Псалтырь» У детей вырабатывалось целостное религиозное мировоззрение. Педагогическая мысль представлена рядом имен: Иоанн Златоуст,Василий Кесариййский,Сименон богослов.Благодаря их сочинениям на Руси познакомились с миром пед идей Востока и античности. В «Слове о законе и благодати» митрополита илариона начены исходные идеи православного взгляда на воспитание человека. 1этап –в раннем детстве закаливание и укрепление физических сил, в отроческтве- воинское воспитание, затем формирование волевых качеств и общее умственное развитие.ВЛАДИМИР МОНОМАХ- основным методом воспитания считал пример отца, основные качетсва, которые необходимо формировать у детей –религиозность,уважение к старшим,братское отношение к ровесникам, милостливость по отношению к бедным, острожность, самообладание,находчивсть и хладнокровие в опасных ситуациях. Главным умением.ю который должен выработать отец в сыне –рачительно управлять своим домом. Крилилл Туровский-монах и писатель. Считал,что в основе методики обучения должен лежать прицип соревнования, состязания в добродетелях и знаних. Способ обучения был дедуктивным – от абстрактного книжного знания к жизни, к практической деятельности.
В 15-15 вв.появляются еретические движения стригольников и жидовствующих. Говорили за обучение детей мирскими учителями из простонародной среды. Считали,что знания книжного характера должны получать все: и дети богатых и дети бедных, и мальчики, и девочки.
Педагогическая мысль в 14-16 веках развивалась в среде монашества. Начало было положено Сергием Радоножеским.Основным педагогическим требованиям было учение о личном нравственном и духовном совершенствовании. Основными методами формирования человека он считал самоочищение,молитву,самовоспитания и самообразование., которые должны были осуществляться под наблюдением духовных отцов и братьев. Лучшим местом совершенствования считал монастырь. Нил Сорский –в руководстве изложил методы, средства , приемы духовного саообразования: беседы с опытными старцами, постоянное чтение и осмысление книг. Цель воспитания – достижене духовного своершенства.
Во 2 половине 17 векак выделялось три подхода к воспитанию, обучению и образованию: 1) латинское направление, ориентированное на западноевропейскую пед мысль( симеон Полоцкий, Медведев) 2)-греко-фильское, ориентированное на византийско-русскую традицию образования3) старообрядческое. На рубеже 17-18 веков победила ориентация на западноевропейскую образованность.
15. Педагогические идеи Я.А.Коменского. Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Полагал, что те способности, которыми все дети обладают от рождения, — это “дары божьи”, но в то же время он правильно указывал, что развиваются они только в процессе воспитания. Он полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться.
Принцип природосообразности воспитания. Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть
природосообразным. великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Всеобщее обучение. Считая, что все дети способны воспринять знания, Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек: все должны получать образование. Коменский полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю.
Система школ. Содержание образования Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил следующую возрастную периодизацию. Он определил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа. Для детей от рождения до 6 лет Коменский предлагал особую
материнскую школу, т. е. воспитание и обучение малышей под руководством матери. Все дети от 6 до 12 лет обучаются в
школе родного языка, которая должна быть открыта в каждой общине, селении, местечке. Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность к научным занятиям, посещают
латинскую школу, или
гимназию, создаваемую в каждом большом города, и, наконец, для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, готовящихся стать учеными, Коменский предлагал организовать в каждом государстве
академию. Образование должно завершаться путешествием. Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Он считал, что преподавание каждого предмета следует начинать “с простейших элементов. В те времена, когда обучение велось еще на латинском языке, весьма прогрессивным было требование Коменского сделать начальную школу школой родного языка. В начальной школе, считал Коменский, дети должны научиться свободно читать и писать, познакомиться с арифметикой и некоторыми элементами геометрии, получить элементарные знания по географии и естествоведению. Отводил еще большое место религиозному обучению. Сохраняя латинский язык и “семь свободных наук”, Коменский вводил в курс гимназии физику (естествознание), географию и историю. После изучения языка (грамматики) он считал целесообразным перейти к физике и математике, а занятия риторикой и диалектикой перенести в старшие классы, т. е. развитием речи и мышления учащихся следует заниматься по приобретении ими реальных знаний. Воснову познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл
принцип наглядности. Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. Для того чтобы знания были доступны учащимся, Коменский рекомендовал идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Много внимания уделял Коменский
последовательности обучения. Занятия, по его мнению, должны быть построены таким образом, чтобы новый материал должен быть преподнесен лишь после того, как усвоен предыдущий. Коменский впервые обосновал
необходимость классно-урочной системы занятий, при которой один учитель одновременно работает со всем классом по определенному учебному материалу. Учебный год, по мнению Коменского, должен для всех учащихся начинаться и кончаться одновременно, занятия последовательно чередоваться с отдыхом. Учебный день должен быть строго регламентирован в соответствии с возрастными возможностями учащихся разных классов. Коменский высоко оценивал общественное значение деятельности учителя. Он считал, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и в совершенстве владеть искусством обучения, зависит успех работы школы; наиболее умелые и опытные учителя должны заниматься с начинающими, так как очень важно направить первые шаги ученика; учитель должен быть примером для своих учеников как в отношении внешнего вида, так и в отношении духовного облика и поведения, поэтому нужно, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свою профессию и постоянно заботятся о самосовершенствовании. Коменский считал, что в каждом классе для учащихся следует составлять специальные учебники, в которые включать весь необходимый материал по предмету, изложенный в системе. Учебники должны быть написаны точным и понятным языком. Коменский сам создал ряд замечательных учебных книг. Одной из таких книг является его “Мир чувственных вещей в картинках”. -предназначенный как для обучения детей латинскому языку в школе, так и для первоначальных занятий родным языком в семье и школе
16. Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в. Элементы новых социальных отношений, подходов к человеку, воспитанию и обучению исподволь зарождались в недрах феодализма. В преддверии нового времени в духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной к светской аргументации. В различных странах Западной Европы государственное законодательство о начальном обучении было введено в разное время. В немецких государствах указы и школьные уставы о начальном обучении детей 6-12 лет принимались на протяжении XVII-XVIII вв. В Англии, Италии, Франции соответствующие законодательства появились лишь в XIX в. Однако во Франции и ранее издавались указы о начальном обучении, и правительственными эдиктами 1698 и 1724 гг. в стране было положено начало централизации школьного дела. Посещение начальной школы постепенно становилось гражданской обязанностью. Начальные школы создавались не только для мальчиков, но и для девочек.Сельские школы оставались неустроенными с низким образовательным уровнем. Попечительство о школах в немецких княжествах, например, было отдано в руки местного дворянства и протестантского духовенства. В таких странах, как Англия, Франция, Италия и др., устройством школ ведали религиозные конгрегации: в Англии — конгрегации англиканской церкви; в Италии и Франции — католические конгрегации, поскольку сила католической традиции в этих государствах оказалась преобладающей, и католической церкви в ходе Реформации удалось сохранить свое доминирующее влияние. Начальные школы влачили жалкое существование, рост их числа происходил в целом очень медленно. Большей частью они устраивались в частных домах, часто в жалких лачугах, ученики ютились в тесноте. Народная школа скупо поддерживалась как властями, так и церковью. Содержание занятий ограничивалось по-прежнему заучиванием азбуки, чтением по слогам, зазубриванием молитв и церковным пением. Учебными книгами служили катехизис, псалтырь и сборник церковных песнопений. Народная школа по старой традиции должна была прежде всего заботиться о религиозном воспитании. Лишь в некоторых городских школах обучали также началам счета и сообщали фрагментарные сведения из церковной и отечественной истории. В них царили муштра и физические наказания. Весьма консервативный характер носили средние учебные заведения. В немецких государствах средние школы-гимназии предназначались для зажиточных сословий, преимущественно для дворянства. Содержание образования в них ограничивалось, как правило, теологией и латынью, даже греческий язык считался второстепенным предметом. Родной язык, арифметика, геометрия, естественные науки не включались в содержание образования. С середины XVII в. в гимназиях немецких городов стали использоваться учебные книги Я.А. Коменского, но их применение было узко функциональным: они служили в качестве пособий при изучении латинского языка. Коменского по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика. крупное педагогическое сочинение - "Великая дидактика".
Френсис Бэкон (1561 - 1626) целью научного познания считал освоение сил природы путем последо-вательных экспериментов.
Вольфганг Ратке (1571 - 1635) также отстаивал природосообразность обучения, которую трактовал как дедуктивное движение от простого и известного к сложному и непознанному. установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и определять содержание образования. Он расширил предмет дидактики как науки о формировании личности.
Рене Декарт полагал, что если окружающая человека природа (мировая материя) подчинена универсальным законам механики, то человек - не только материальная, но и мыслящая, духовная субстанция, производная от Бога. При воспитании, следовательно, нужно учитывать подобный дуализм человеческой сущности.
17. Движение за обновление школьного образования и методов обучения в странах Западной Европы XVII начала XVIII вв. Преобладание схоластической ортодоксии и формализма в содержании школьного образования и методах обучения превратились к началу XVII в. в архаизм, который противоречил росту естественнонаучных знаний, а также развитию национальных языков и литератур. На этом фоне в Германии, Франции, Англии и других странах Западной Европы нарастала оппозиция схоластике и формализму в образовании, которая все настойчивее проявлялась в движении за переустройство школ. Важную роль в этом процессе сыграло возникновение в рамках господствовавших в Западной Европе религий своего рода диссидентских течений: в католицизме — янсенизма, в протестантизме лютеранского толка — пиетизма. Толчком к его возникновению послужили опубликованные в 1640 г. сочинения голландского теолога К. Янсения — «Исповедь» и «О граде Божием» — об одном из «учителей церкви» Средневековья — Августине. Репрессии против янсенистов. сделали янсенизм привлекательным в кругах среднего сословия и даже некоторой части французской аристократии. Оплотом янсенизма во Франции стал расположенный в окрестностях Парижа монастырь Пор-Рояль. Деятели Пор-Рояля организовали ряд интернатных учебно-воспитательных учреждений, предназначенных не только. Для мальчиков, но и для девочек, так называемых «маленьких школ», каждая из которых была рассчитана на 20-25 учеников, распределявшихся между 4-5 учителями и воспитателями. 20 лет существовали школы Пор-Рояля. Деятельность педагогов Пор-Рояля, как и деятельность их современника Я.А. Коменского, испытывала значительное влияние философии. центр тяжести обучения смещался с количества запоминаемых знаний к рациональному методу их усвоения, развивающему способность наблюдать и самостоятельно мыслить.
18. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Д.Локка. английский философ, просветитель, государственный деятель.В педагогической концепции нашли отражение его социально-политические и философские взгляды, а также педагогический опыт, накопленный им в качестве преподавателя и домашнего воспитетеля. Критика Д. Локком учения о врожденных идеях и разработанная в связи с этим концепция опытного происхождения человеческого знания составляют краеугольный камень как его теории познания, так и системы педагогических идей. Идеи не врождены, в том числе идея Бога и нравственные правила, они не рождаются вместе с человеком. От рождения до приобретения личного опыта ум ребенка подобен «чистому листу». Во внутренней структуре человеческого опыта Д. Локк выделял два источника знаний, идей: первый — материальные объекты ощущений и обусловленные ими идеи; чувственных качеств и представлений, с которыми связаны простые первичные идеи. Они составляют содержание так называемого «внешнего опыта»; второй источник знаний определяет идеи так называемого «внутреннего опыта». С «внутренним опытом», или «рефлексией», связан акт мышления. В итоге происходит процесс комбинирования простых идей внешнего опыта, их обобщение, абстрагирование. Разработал положение о том, что искусство сенсорного чувственного восприятия является делом опыта и привычки и что ) поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит все; развитие человека. Процесс становления и воспитания человека рассматривался им как единство физического и умственного развития. Его трактат «Мысли о воспитании» открывается разделом о физическом развитии и воспитании ребенка, и лишь после этого рассматриваются содержание и методы умственного и нравственного воспитания. Полагал, что физический труд — различные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ — снимает усталость от учебных занятий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепляет здоровье, дает жизненную закалку. К вопросу о социальном значении детского труда Д. Локк обратился в составленной им записке к проекту закона о бедных «Рабочие школы» (1696). В этой записке Д. Локк предлагал создавать в каждой общине воспитательные учреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошкольных учреждений и элементарных школ. Локк рассматривал гуманное отношение к ребенку как принцип, определяющий выбор педагогических средств. Д. Локк рекомендовал пользоваться в процессе обучения, где возможно, игровыми приемами, применять наглядность, практически закреплять приобретенные знания и умения и т.д. На первых этапах обучения ребенок должен получить ясные представления о реальных вещах и явлениях, что явится основой для последующего развития логического мышления. Говорил о том, что умение рассуждать делает ум способным самостоятельно приобретать знания.При воспитании и обучении нужно учитывать природную конституцию ребенка и специфику индивидуальных способностей. Д. Локк расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Д. Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения и обусловленных этим рациональных привычек и черт характера рассматривались Д. Локком в качестве важнейших средств воспитания. В качестве важнейшего метода нравственного воздействия он рекомендовал убеждение, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению или порицанию, усваивают наглядные примеры поведения со стороны взрослых и т.д.
19. Педагогическая мысль во Франции XVIII в. Педагогическая концепция Ж.Ж.Руссо. К середине XVIII в. произошел мощный подъем общественной мысли во Франции, известный в истории под названием французского Просвещения. основной ее задачей было религиозно-нравственное воспитание, в традиционных школах царили схоластика и муштра, что никак не отвечало идеям просветителей, мечтавших воспитать людей, способных построить свою жизнь на разумных началах. Среди этой группы мыслителей следует особо выделить К.А. Гельвеция и Д. Дидро. Средством для создания всеобщего счастья К.А. Гельвеций считал изменение законов и улучшение воспитания. Различие в человеческих воззрениях, идеях, умственных способностях он относил исключительно к влиянию внешней среды, не признавая врожденных способностей человека. В процессе воспитания на первое место он ставил формирование интересов, «страстей», а не умственное развитие. Главным условием успешного воспитания К.А. Гельвеций считал совпадение интересов правителей и народа. Отсюда вытекала и его мысль об общественном воспитании. Дени Дидро главной задачей которого были пропаганда естественнонаучных знаний — сильнейшего оружия против традиционной идеологии. Призывал в процессе воспитания учитывать его анатомо-физиологические особенности, а также социальные условия, в которых происходит становление личности. Наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Особое внимание Д. Дидро уделял подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами: глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям. Предлагал создать новую систему государственных школ, которая обеспечивала бы бесплатное всеобщее начальное обучение. Ж-Ж Руссо - Свою теорию воспитания Ж.-Ж. Руссо изложил в произведении, в котором он сконцентрировал свои размышления о врожденной доброте человека: это «Эмиль, или О воспитании» Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами. Воспитание, получаемое от природы, — это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, — это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей — это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все эти три фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно. Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь, и главная задача воспитания — создать человека. Отрицал общественное воспитание. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность человека и все полезные и разумные ее склонности. Ребенка Ж.-Ж. Руссо поставил в центр воспитательного процесса, но в то же время он выступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам. Воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но никогда не навязывать ему своей воли. В обучении важно не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Ж.-Ж. Руссо постоянно акцентировал внимание на значении труда в воспитании. Труд внушает ребенку чувство долга, ответственности за то, что он делает. Ж.-Ж. Руссо жизнь ребенка делил на четыре периода.
В первый период — от рождения ребенка до двух лет — он считал необходимым главное внимание уделять физическому воспитанию;
во второй — от 2 до 12 лет — воспитанию чувств Ж.-Ж. Руссо был противником использования книг в этот период развития ребенка. Ребенок должен изучать мир сам при помощи органов чувств;
в третий — от 12 до 15 лет — умственному воспитанию. Идею самостоятельного получения знаний ребенком считал ведущей и на этом этапе.Воспитание должно осуществляться без программ, расписаний и учебников. Ребенка следует ставить в такие условия, когда он постоянно задает вопросы, а воспитатель отвечает на них. К полезным наукам, с которыми должен знакомиться ребенок относил географию, химию, физику, биологию, развивающие у ребенка интерес и любовь к природе. Предлагал изучать древних философов и писателей. Из современных книг рекомендовал лишь роман Д. Дефо «Робинзон Крузо». Одним из важнейших средств развития умственных сил ребенка Ж.-Ж. Руссо считал труд. Ребенок должен научиться пользоваться всеми наиболее необходимыми в быту инструментами, должен быть знаком с основами различных ремесел. ; в
четвертый — от 15 до 18 лет(назвал периодом «бурь и страстей»)— нравственному воспитанию. Ж.-Ж. Руссо ставил перед нравственным воспитанием три главные задачи: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Прежде всего, у ребенка и юноши необходимо развивать положительные эмоции, направленные на гуманное отношение к людям, доброту, сострадание. Все это достигается не нравоучениями, а непосредственным общением с хорошими людьми и хорошими примерами. Особое внимание в нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо отводил изучению истории, которая как бы позволяет видеть сцену человеческой жизни, не участвуя в ней. С религией Ж.-Ж. Руссо предлагал знакомить молодых людей в возрасте не моложе восемнадцати лет, так как, по его мнению, по-настоящему до понимания Бога человек доходит лишь в зрелые годы. Жизненное назначение женщины он ограничивал ролью жены и матери, считая, что ей нет необходимости углубляться в науки.
20. Просвещение в России в первой половине XVIII в. Особенностью русского Просвещения стало не только стремление освободить человеческий разум от церковных догм, но и переосмысление самого христианского учения.. Вместо традиционного на Руси слова «училище» в русский язык прочно входит слово «школа». История просветительской педагогики в России начинается с деятельности двух академий — Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве. Основателем коллегии был Петр Могила - был известен как богослов и философ, книгоиздатель и дипломат.Преподавались: богословие европейская философия, риторика, логика, латинский, старославянский, древнегреческий и древнееврейский языки и такие науки, как география, математика, астрономия, механика и др. В Киево-Могилянскую академию принимали всех способных к учебе молодых людей независимо от социального положения и этнической принадлежности. В первых четырех Классах им преподавали традиционные для Европы семь свободных искусств с добавлением поэтики стихосложения и языков — украинского, русского, польского и греческого. Два последующих года отводились изучению философии, а последние четыре года — богословия. Нужно отметить, что в процессе учебных занятий не обходились вниманием и достижения европейской науки — философские и специально-научные труды Лейбница, Спинозы, Ньютона, Паскаля, Эйлера и других ученых. В лекциях соратников П. Могилы — Феофана Прокоповича по натурфилософии, Стефана Яворского по психологии — в центре внимания была идея о «самораскрытии» природы человека через науку и откровение Божие. Непременным атрибутом процесса познания признавалась «рассудительность», т.е. действие рассудка и ума. Большое значение в этом учебном заведении придавали проблеме изучения человека, его месту в мире, воспитанию, духовно-нравственному совершенствованию. Целью обучения была подготовка образованных людей, способных решать различные задачи, прежде всего, в области просвещения и образования.
Преподаватели и выпускники академии и стали видными носителями и проводниками просветительских идей в России. Часть их, в первую очередь Феофан Прокопович и Стефан Яворский, стали ядром так называемой «петровской ученой дружины» — интеллектуального объединения деятелей русского Просвещения эпохи Петра I
<предыдущая страница | следующая страница>