21. Просвещение в России второй половины XVIII в. Считается веком Прсвещения.Особенность –стремление освободить человеческий разум от церковных догм и переосмысление самого христианского учения. При Петре 1 вместо слова «училище» входит слова «школа»История просветительской педагогики начинается с деятлеьности 2 академий – могилянской в Киеве и славяно-греко-латинской в Москве.
В Могилянской коллегии кроме богословия входили европейская философия, риторика. Логика, латинский, старославянский, древнегреческий, география, математика, астрономия, механика и др. Основателем был Петр Могила. Принимались всех способных к учебе независимо от социального положения и этнической принадлежности.большое значение придавали проблеме изучения человеа, его месту в мире, воспитанию, духовно –нравственному воспитанию.Цель обучения – подготовка образованных людей, спосбных решать задачив области просвещения и образования.
Московская словяно-греческо-латинская академия. Была богословским заведением , давало общее начальное, среднее и высшее образование.Иван Посошков поддержал преобразование пЕтра 1. Говорил о том,что необходимо рапсространять грамотность среди населения, создавать профессиональные и общеобразовательные учебные заведения, это является путем к просвещению народа и подъему православной культуры.Федор сАлтыков –говорил об открытии в каждой губернии 1или 2 академий, пригласить инстранный ученых и набирать учеников из дрвоянских и других сословий, обучать с 6до 23 лет. Содержание обучния-латинский, греческий, немецкий,англ,франц,грамматика рус языка, риторика, поэтика, философия, богословие, история, арифметика,география,механика, статистика,музка, рисование и др.Считал необходимым развивать женское образование. Прокопович изложил программу нового школьного обучения.Центром должна была стать академия, многоступенчатая и многолетняя.При ней планировалось создать семинарии по образцу монастыря.Петр 1 видел необходимость в создании раздичного типа школ, задаей которых была профессиональная подготовка. Были созданы,гарнионные,медицинские,адмилартейские,переводческие, типографские и др школы при личном контрле ПЕрп. Бразцом тсала Школа мтаемаических и навигационных наук.
22. Развитие школы в XIX в. (до 90-х годов) в странах Западной Европы и США. В жизни общества происходят изменения, связанные с переходом от феодальных отношений к капиталистическим, что, в свою очередь, было обусловлено бурным развитием промышленности, потребовавшей от всех участников производства нового уровня и содержания образованности. Одновременно на протяжении всего XIX в. шла борьба между церковью и государством за руководство школьным делом. Общим же итогом развития общеобразовательной школы явилось принятие практически во всех экономически развитых странах Европы законов об обязательном начальном образовании. Существенные изменения произошли и в области среднего образования — увеличилась сеть средних учебных заведений, наряду с классическими школами, называвшимися в разных странах по-разному — гимназии в Германии, лицеи во Франции, грамматические школы в Англии. Начальное образование в странах Западной Европы на протяжении XIX столетия вплоть до 90-х годов претерпело очень мало серьезных изменений. Как правило, оно по-прежнему находилось в ведении церкви — католической или протестантской разных направлений. Содержание обучения в школах для простого народа ограничивалось чтением, письмом, элементами арифметики, центральное же место по-прежнему занимало обучение религии в том или ином ее варианте. Принимавшиеся же в разных странах законы о школе в самом содержании начального образования принципиально ничего не меняли. Они касались преимущественно вопросов материального обеспечения школ и их подчиненности и лишь в отдельных случаях содержали попытки введения в государственном порядке более или менее обязательного обучения детей в начальной школе. Несмотря на то что на протяжении большей части XIX в. с точки зрения политико-экономического уровня развития Германия занимала среди европейских государств далеко не ведущее место, чему мешала ее раздробленность на множество мелких княжеств-государств и сохранение в них феодального уклада жизни, именно здесь в течение XIX столетия наблюдались наиболее серьезные попытки введения изменений в школьное дело, послужившие как бы образцом для других стран, в том числе и России. Причину этого в значительной степени можно объяснить стремлением к объединению немцев в единую нацию, что нашло наиболее яркое выражение в знаменитых «Речах к немецкой нации» известного немецкого философа И.Г. Фихте (1762-1814), в которых он изложил свой план организации единого для всех немцев национального воспитания, способного консолидировать население всех немецких княжеств.
23. Педагогические идеи И.Г.Песталоцци. выдающийся швейцарский педагог-демократ, свыше 50 лет своей жизни посвятил воспитанию и обучению детей. Он внес существенный вклад в историю развития прогрессивной педагогической мысли и выступил одним из основоположников методики начального обучения. Руководя на протяжении трети века учебно-воспитательными учреждениями в Неигофе и Станце, Бургдорфе и Ивердоне, Песталоцци систематически осуществлял педагогическое экспериментирование, которое послужило фундаментом для разработки его теории трудового воспитания и элементарного образования, а также идей развивающего школьного обучения. Вся теоретическая и практическая деятельность великого педагога была направлена на то, чтобы привлечь внимание прогрессивных сил общества к делу воспитания и образования широких народных масс. Организовал приют для нищих и обездоленных крестьянских детей - «Учреждение для бедных» и осуществил в Нейгофе свои всемирно известный педагогический эксперимент. Поскольку подрастающему поколению народа предстоит трудиться, Песталоцци мыслит народную школу как школу труда, дающую своим воспитанникам надлежащую подготовку к их жизненному назначению. Воспитанники Нейгофского приюта работали в сельском хозяйстве, прядильной и ткацкой мастерских (под руководством трех квалифицированных ткачей и трех опытных прях). В опыте Песталоцци разносторонняя трудовая подготовка предусматривала овладение воспитанниками минимумом общеобразовательных знаний (чтение, письмо, счет и пение), поскольку труд отнимал у детей значительное время из-за низкой его производительности. Песталоцци ставил перед «Учреждением для бедных» большие воспитательные задачи: развивать физические и духовные силы, укреплять здоровье, учить мыслить, вырабатывать трудолюбие, скромность, выдержку, уважение к человеческому достоинству и другие ценные нравственные качества. он приходит к необычайно ценному в теоретическом и практическом отношении выводу о том, что детский труд может дать должный педагогический эффект, если он правильно организован, умело и последовательно используется в воспитательных целях. Отражением нейгофского опыта Песталоцци несомненно является школа для народа, изображенная им в романе «Лингард и Гертруда».В 1798 г открывает приют в Станце в здании монастыря. Песталоцци считал необходимым построить приют по типу семьи, в которой он взял на себя роль любящего и заботливого отца. Песталоцци отказывается от механического соединения обучения с трудом.- с шести часов утра до восьми - учебные занятия, затем часы до четырех дня отводятся работе, после этого до восьми часов вечера - снова учебные занятия. Обобщая опыт своей воспитательной деятельности в Станце, он сделал важнейший для педагогической науки вывод о необходимости установления внутренней связи между обучением и трудом, который был сформулирован следующим образом: «...прежде чем могла зайти речь о таком слиянии, необходимо было организовать начальную стадию учения и труда отдельно и независимо друг от друга, а также выяснить своеобразие и особенности каждого из этих видов деятельности». Однако плодотворные начинания Песталоцци в Станце были прерваны через полгода, так как помещение приюта понадобилось под госпиталь. В июле 1799 г. он добивается назначения в начальную школу Бургдорфа, с которым связан новый этап его деятельности. Песталоцци плодотворно трудился над разработкой методики изучения детьми формы предметов, развития у них числовых представлений и речи. В 1801 г. выдающийся педагог публикует свое произведение «Как Гертруда учит своих детей», а в 1803-1804 гг. создает при участии учителей Бургдорф-ского института шесть книг для первоначального обучения: «Книгу матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбуку наглядности, или Наглядное учение об измерении» (в двух частях), «Наглядное учение о числе». Песталоцци разработал теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному. Процесс обучения, согласно его требованиям, должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для чего следует глубоко изучать детскую психологию. Исходным моментом познания он считал сенсорное, чувственное восприятие человеком предметов и явлений реального мира - так называемое внешнее созерцание, которое дает толчок и приводит в движение внутренние силы нашего сознания (внутреннее созерцание). В процессе их развития происходит формирование представлений и понятий. Основная задача обучения- развить способности детей: их внимание, память, мышление; формировать у них умение логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных ими понятии. Песталоцци придавал огромное значение наглядности обучения. он в более значительной мере выявил роль наглядности в развитии у детей логического мышления. требовал, чтобы педагог умело подбирал соответствующие объекты детского наблюдения и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей их наблюдательность, вырабатывая у них в процессе наблюдения умение сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки, выяснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объединять родственные предметы. Иными словами, необходимо содействовать развитию у детей способности к таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, установление связей между новыми и ранее приобретенными знаниямиОсновой физического воспитания является стремление ребенка к движению. Физическое воспитание должно начинаться и семье с раннего возраста, когда мать учит ребенка делать первые шаги; упражнения суставов положены в основу создания «естественной домашней гимнастики». По мысли Песталоцци, система физических упражнений не только развивает ребенка в физическом отношении, но и готовит его к труду, формирует трудовые умения. Большое место в физическом воспитании отводилось играм, военным упражнениям. В интернатах, где работал Песталоцци, детские игры чередовались со строевыми занятиями, экскурсиями, походами. Физическое воспитание осуществлялось в неразрывной связи с трудовым и нравственным воспитанием.
24. Педагогические идеи И. Гербарта. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления. Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. Цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные( которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности), 2) цели необходимые(.те, которые нужны ему в любой области его деятельности, касаются личных качеств человека) Первичные этические идеи по Гербарту: идея внутренней свободы, идея совершенства, идея благожелательности, идея права, идея справедливости.
Главным средством развития многостороннего интереса детей является
обучение, а средством развития их нравственных сил нравственное
воспитание. Им были выделены три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.
Управление- поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность.Является обязательным условием воспитания. Мерами управления являются: угроза, надзор, приказания, запрещения, авторитет. Гербарт настаивал на необходимости занять воспитанника настолько, чтобы у того не оставалось свободного времени.Система управления построена на насилии, дрессировки и муштре.
Теория обучения. Ситал обучение главнейшим средством воспитания. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений,. Один из центральных вопросов дидактики Гербарта вопрос о роли
интереса в процессе обучения. Придавал большое значение развитию внимания, различал произвольное и непроизвольное внимание. Выделял так называемый опосредованный интерес, основанный на стремлении ученика получить поощрение или избежать наказания.Дал советы как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание. С детства у детей быть определенные представления,которые помогут в школе усвоить материал.В преподавании следует пользоваться принципом наглядности. Обучение должно быть посильным. Выступал за многостороннее обучение с учетом скольнностей ребенка, который в последствии выберет себе направление.Разделял учебные предметы на 2 группы: 1) натуралистическое познание природы 2) историко- филологическое познание человечества. В качестве связующего звена между ними выступала религия. По содержанию интересы Гербарт делил на две группы:1) - охватывают интересы, направленные на внешнюю природу, к познанию которой приходят опытным путем. 2) ориентированные на участие и эмоциональное отношение к человеку, включенному в социальное общение: семья и круг знакомых, народ, человечество, религиозный интерес. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те, кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом и другим видом практической деятельности. Для тех же, кто предназначалось для умственных занятий, руководства и управления, для избранных, Гербарт рекомендовал классическое образование.
Ступени в процессе обучения.1) ясность- Изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается.2) ассоциация - Новый материал вступает в связь с уже имеющимися у учащегося представлениями 3)система осознания в покое- Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями 4) метод это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Гербартом определены три универсальных метода обучения:Описательный метод.Аналитический. Включает в себя анализ свойств и характеристик предмета.Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений.Все эти методы следовало применять в совокупности.
Нравственное воспитание - Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. Нравственное воспитание заключается в том, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него, формировать волю и характер будущего члена общества.
Религиозное воспитание. Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался. Учитель обязан призвать к порядку всякого ученика, который бы позволил себе критическое отношение к религии.
25. Педагогические идеи А. Дистервега. Дистервег выступил в защиту единой и всеобщей школы. Он настаивал на создании школы, которая бы была доступна всем детям независимо от сословной принадлежности, общественного положения и религиозных взглядов их родителей. А. Дистервег выдвинул идею
общечеловеческого воспитания.Дистервег выдвинул три
ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени. Для детей
первой возрастной ступени (6 – 9 лет) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следует уделять чувственному познанию и упражнению чувств.Школьникам
второй возрастной ступени (9 – 14 лет) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать. Анализировать.
Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые современем превратятся в убеждения.В педагогическом наследии Дистервега особый интерес представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения
природосообразности,
культуросообразности и самодеятельности. Под
природосообразностью Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем природой хороших задатков и учет его возрастных и индивидуальных особенностей.Принцип
культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, - всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова…».
Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания. По мнению великого немецкого педагога, развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания.Большой заслугой Дистервега является разработка им идеи
развивающего обучения, которые изложил в 33
дидактических правилах. Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но обучение должно способствовать не только всестороннему развитию человека, но и нравственному воспитанию. Дистервег выделил 4 группы дидактических правил.К
первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.
Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по содержанию.
Третья группа правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.
Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания. Особое значение Дистервег придавал следующим дидактическим правилам: обучать природосообразно, учитывать особенности детского восприятия, идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, широко использовать наглядность, сознательно усваивать учебный материал, закреплять пройденный материал на практике и др. Большую роль отводил профессии учителя. Хороший учитель, по мнению Дистервега, должен в соверщенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей.
26. Педагогические идеи Г.Спенсера. Г. Спенсер, автор педагогического трактата «Воспитание умственное, нравственное и физическое» - английский философ-позитивист, противник революционных преобразований. В своих философских идеях обосновывает эволюционные законы развития природы и общества: согласно законам естественного отбора, выживают наиболее приспособленные в жизни, следовательно, воспитание должно помогать в приспособлении к жизни, человеку необходимо давать только то, что пригодится в жизни, будет ему полезно. Нравственность - средство смягчения борьбы между эгоизмом и альтруизмом, в ее основе лежит не борьба, а стремление к счастью, что является моментом всеобщей эволюции. По Спенсеру, действия индивида, направленные на удовлетворение собственных потребностей способствуют удовлетворению потребностей всего общества. Назначение воспитания - устранить противоречия между личностью и обществом. Цель - сделать человека способным жить полной жизнью. Задача - готовить к практической жизни с учетом реальных внешних условий. Считал, что образование должно отвечать принципу полезности знаний и их соответствия различным видам человеческой деятельности. Задача образования - дать знания, связанные с основными видами деятельности (самосохранение, добывание средств к существованию, сохранение рода, досуг). Содержание и методы обучения и воспитания должны соответствовать этапам умственного развития ребенка, способствовать развитию его активности, а изучаемые предметы должны быть полезными. Нравственное воспитание, по мнению Г. Спенсера, должно развивать способность человека управлять собой, а не быть управляемым. Основной метод воспитания — метод естественных последствий. Противник жестокости, насилия во всех его проявлениях. Педагог должен ненасильственно управлять нравственным становлением ученика. Педагогические идеи Спенсера отличаются с одной стороны утилитаризмом, с другой - направленностью на обеспечение условий для развития индивидуальности. В то же время, он оправдывал неравное образование для людей различных слоев.
27. Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в. Для первых десятилетий XIX в. было характерно возрождение идей раннего утопического социализма. Наиболее яркими представителями этого направления общественной мысли были, несомненно, французы К.Л. Сен-Симон Ф.М.Ш. Фурье а также англичанин Р. Оуэн . Исходя из несправедливости существовавшего в их время общественного устройства и мечтали о создании общества, в котором свободный труд и все достижения науки и их практическое использование будут поставлены на службу всем людям. В Англии завершается промышленные переворот, массовое первоначальное образование всех детей становится общественной необходимостью. Этой идеи препятствовал спрос на неквалифицированный труд, что порождало массове использование детского и женского труда. Социалисты-утописты XIX в. принимали активное участие в разработке проектов уставов и руководств для школы, отстаивая в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учета их возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребенка. Рациональное чередование физических и умственных занятий, связь обучения с трудом, науки с производством рассматривались ими не только как средство воспитания здорового поколения, но и как непременное условие преодоления старого разделения труда. Углубленное изучение в школе таких предметов, как геометрия, физика, химия и других естественнонаучных дисциплин, «общеполезных сведений, относящихся к промышленности» может дать подрастающему поколению самые полезные знания, которыми оно сможет руководствоваться в жизни. Фурье - Для развития у молодежи «индустриальных влечений» он считал целесообразным организацию для детей с самого раннего возраста участия в трудовых объединениях взрослых — «фалангах» — в виде разнообразных, непродолжительных по времени и сменяющих друг друга трудовых занятий — «сеансов», своеобразных трудовых игр. В качестве «приманок» детей к трудовым занятиям воспитателям рекомендовалось использовать «маленькие орудия» и «маленькие мастерские», размер которых предлагалось увеличивать сообразно возрасту детей. Моральное воздействие на детей Ш. Фурье предлагал осуществлять в форме поощрений и в форме товарищеских испытаний при переводе ребенка из одной возрастной группы в более старшую.
Всестороннее развитие умственных и физических сил каждого ребенка и формирование у детей наибольшей способности к труду социалисты-утописты XIX в. относили к ведущим факторам, способствующим проявлению всех способностей человека. ОУЭН –осуществлял педагогические опыты, когда он был совладельцем и директором-распорядителем одной из шотландских текстильных фабрик в Нью-Лэнарке На фабрике в Нью-Лэнарке был запрещен труд детей до 10 лет и сокращен рабочий день до 10 часов 45 минутю Через два года усилиями Оуэна был принят фабричный закон, запретивший работу детей до 10 лет, и ограничивши труд подростков 10,5 часами. Оуэн открыл в 1816 г. «Новый институт для формирования характера». В него входили: дошкольное учреждение для детей от 1 до 5 лет, начальная школа для детей до 10 лет, вечерние классы для работавших на фабрике подростков, вечерний очаг культуры, где обучали неграмотных рабочих, функционировал лекторий, родители получали консультации по воспитанию детей, проводились музыкальные вечера, танцы, игры. Позже он положил начало попыткам создания ячеек нового общества в виде коммунистических колоний — общин. В них осуществлялось сочетание образование воспитанников с их участием в сельхоз труде на полях,фермах, в школьных мастерских, на промышленных предприятиях.
<предыдущая страница | следующая страница>