В.п. пять одиннадцать двадцать
Т.п.
пятью одиннадцатью двадцатью
П.п. о пяти об одиннадцати о двадцати
Примечание. Равноправными являются вариантные формы Т. п.
восьмью — восемью, а также производные от них:
восьмьюдесятью — восемьюдесятью, восьмьюстами — восемьюстами. 5. У числительных
сорок, девяносто, сто есть только две падежные формы: с окончанием
–о в И.п. и В.п. и окончанием
-а в остальных падежных формах: И.п.
сорок, девяносто, сто (слов) Р.п.
сорока, девяноста, ста (слов) Д.п.
сорока, девяноста, ста словам В.п.
сорок, девяносто, сто слов Т.п.
сорока, девяноста, ста словами П.п.
о сорока, о девяноста, о ста словах. 6. Числительное
тысяча склоняется как существительное
туча (исключение составляет форма Т.п. ед.ч.
тысячью (Ср. с сущ.:
тысячей):
ед.ч. И.п.
тысяча Р.п.
тысячи Д.п.
тысяче В.п.
тысячу Т.п.
тысячью П.п.
о тысяче; мн.ч. И.п.
тысячи Р.п.
тысяч Д.п.
тысячам В.п.
тысячи Т.п.
тысячами П.п.
о тысячах. 7. В сложных числительных, оканчивающихся на —
десят, в числительных
двести, триста, четыреста и оканчивающихся на -
сот (от
пятисот до
девятисот) склоняются обе части:
И.п. пятьдесят двести шестьсот
Р.п. пятидесяти двухсот шестисот
Д.п. пятидесяти двумстам шестистам
В.п. пятьдесят двести шестьсот
Т.п. пятьюдесятью двумястами шестьюстами
П.п. о пятидесяти о двухстах о шестистах
8. Изменяются по падежам все части составных количественных числительных, например:
И.п. тысяча двести шестьдесят семь
Р.п. тысячи двухсот шестидесяти семи
Д.п. тысяче двумстам шестидесяти семи
В.п. тысячу двести шестьдесят семь
Т.п. тысячью двумястами шестьюдесятью семью
П.п. о тысяче двухстах шестидесяти семи
9. Дробные числительные во всех падежных формах, кроме И.п. и В.п., имеют знаменатель, согласуемый с числителем: И.п. три четвертых, Р.п. трех четвертых, Д.п. трем четвертым, В.п. три четвертых, Т.п. тремя четвертыми, П.п. (о) трех четвертых. 10. Собирательные числительные (их в современном русском языке только девять: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) обозначают количество лиц или предметов как совокупность, сочетаются только а) с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, четверо сирот; б) с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении "люди"): трое детей, четверо ребят, двое молодых людей, пятеро незнакомых лиц; в) с существительными, обозначающими детенышей животных: четверо зайчат, семеро козлят, двое телят; г) с неодушевленными существительными, употребляемыми только во множественном числе: двое суток, трое ножниц, четверо брюк; д) с существительными, которые обычно считаются парами: двое сапог, трое носков; е) с субстанивированными прилагательными и причастиями, обозначающими лиц: трое дежурных, двое неизвестных, четверо прохожих; ж) с личными местоимениями мы, вы, они: двое вас, трое нас, четверо их. Примечания. а) С неодушевленными существительными могут сочетаться только собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро (суток) в формах И.п. и В.п. При указании на большее количество предпочитают использовать количественные числительные: шесть, семь, восемь, девять,…(суток); б) Сочетания собирательных числительных с существительными могут заменяться синонимичными сочетаниями с количественными числительными: двое малышей — два малыша, трое друзей — три друга. 11. Собирательные числительные склоняются подобно качественным прилагательным: двое, трое — как прилагательные с мягкой основой, а все остальные — как прилагательные с твердой основой: двоих, четверых, двумя, четырьмя и т.д. 12. При склонении составных числительных в сочетании с прилагательными количественного значения изменяется только последний компонент: из двести тридцать пятой квартиры, к семьсот восемьдесят второй книге, о тысяча девятьсот пятьдесят четвертом. 13. При обозначении даты числом и месяцем по падежам изменяется числительное, а название месяца всегда ставится только в Р.п.: Пришли к первому сентября. Поздравили с Восьмым марта. 14. При нумерации годов в составных числовых наименованиях склоняется только последнее слово: с тысяча девятьсот семьдесят девятого года, к две тысячи девятому году, две тысячи седьмым годом, о две тысячи десятом годе.
Практические задания
Упражнение 32. Измените по падежам числительные и сочетания с ними.
5, 31, 73, 679, 832, 976, 1587, 9371, 831 952 748 человек, 1987 год, 2008 год.
Упражнение 33. Перепишите предложения, раскройте скобки, употребляя сочетания числительных с существительными в нужной падежной форме.
1. Длина окружности равна 422 (сантиметр). Прибыл поезд с 287 (пассажир). Высота Останкинской башни равнялась 540 (метр) 74 (сантиметр). Разность между 587 и 358 равняется 229. Старинный город с 4675 (житель) расположился на берегу реки. Можно было обойтись (полторы тысячи рублей). Закупили 33 (ножницы), 3 из них оказались с браком. С 2000 (долларами — долларов). Мы проехали уже около 987 (километр). Многое изменилось с 2001 (год). Победители получат более 500 (рубль).
2. В хранилище не оказалось 479 (книга). В 2006 (год) в квартире произведён капитальный ремонт. Более 75800 (турист) посетило в этом году Швейцарию. В работе кружка принимает участие более (полтора десятка) студентов. На вечере выпускников я стретилась с 24 (одноклассник). К 2 целым и 1/3 (грамм) нужно прибавить 4/5 (грамм). Перевыполнили на 7,5 (процент). Находились в (полтораста километров). Изложено на 300 (страница). Выпущено пособие с 3426 (чертёж). Город отметил 150-летие.
3. Библиотека пополнилась 753 (тысяча) книг. Из 980 книг своей библиотеки он всерьёз дорожил лишь 378, а к остальным 610 относился прохладно. Вес крейсера достигал 2327 (килограмм). В этот час мы покидаем льдину, пройдя за 274 (сутки, день) дрейфа свыше 2500 (километр). Арендатор владел 867 га земли. На 567 га он выращивал картофель, а на 300 — овощи. С 672 (рубль) он получил прибыли более 1,5 (тысяча) рублей. 22 (сутки, день) он был в пути. Пожалел о зря потраченных 500 (рубль). К 845 прибавьте 90. Из 469 вычтите 60. Знакомство с 232 (участник) конкурса продолжалось в течение 18 (день). Около 380 (килограмм) (апельсин) раздали 256 (дети). Он командовал 670 (солдат). Стадо из 380 (олень) — большая редкость. Из 543 (проект), представленных 400 (школа), 80 отличались особым подходом к проблеме, об остальных 463 можно не говорить подробно. Институт гордится своими 5876 (студент). У неё ксть 11 кошек, которые родили уже более 450 котят. Всем 450 вручены родословные, всеми 450 гордится клуб.
Упражнение 34. Разделите существительные на три группы: 1 гр. — сочетающиеся и с количественными, и с собирательными числительными, 2 гр. — не сочетающиеся с собирательными числительными (употребляющиеся только с количественными числительными), 3 гр. — сочетающиеся только с собирательными числительными.
Брат, сестра, яблоко, учитель, лекция, сирота, очки, бабушка, окно, неряха, дежурный, велосипед, сутки, юноша, слон, поросёнок, здание, военный, сани, ребята, мужчина, апельсин, зануда, пальто, зайчонок, торт, сапоги, профессор, прохожий, малыш, малышка, туфля, карандаш, строитель, галчонок, бык, девушка, портфель, дед, дневник, студент.
Упражнение 35. Прочитайте предложения, употребляя числительные и существительные, называющие единицы измерения, в нужной падежной форме.
1. Планету Земля составляют 6 частей света: Азия, площадь которой 44,4 км2; Америка — площадью в 42,1 км2; Африка — 29, 9 км2; Антарктида — её составляют 13,9 км2; Европа — с 10,2 км2; Австралия и Океания — около 8,9 км2. 2. На земном шаре 4 океана, самый большой — Тихий океан, площадь которого 178,68 млн. км2, наибольшая глубина — 11022 м; затем — Атлантический океан с 91,66 млн. км2 и 8742 м предельной глубины; Индийский океан — площадью в 76,17 млн. км2 и с 7729 м наибольшей глубины; Северный Ледовитый океан с 14,75 млн. км2 площади и с 5527 м предельной глубины. 3. Самыми крупными реками на Земле являются: Нил — с 6671 км длины, Миссисипи — с 6420 км, Амазонка — с 6400 км, Янцзы — с 5800 км, Хуанхе — с 4845 км, Миссури — с 4740 км, Меконг — с 4500 км, Амур — с 4440 км, Лена — с 4400 км, Парана — с 4380 км, Конго — с 4320 км, Макензи — с 4250 км, Иртыш — с 4248 км, Нигер — с 4160 км, Енисей — с 4102 км, Юкон — с 3700 км, Обь — 3650 км, Волга — с 3530 км. Крупнейшие реки Евразии: Янцзы — с 5800 км длины, Хуанхе — 4845 км, Меконг — 4500 км, Амур — 4440 км, Лена — 4400 км, Иртыш — 4248 км, Енисей — 4102 км, Обь — 3650 км, Волга — 3530 км, Салуин — 3200 км, Инд — 3180 км, Евфрат — 3065 км, Нижняя Тунгуска — 2989 км, Брахмапутра — 2900 км, Дунай — 2850 км, Ганг — 2700 км, Амударья — 2540 км, Ишим — 2450 км, Урал — 2428 км.
3.4. Нормы употребления местоимений
Местоимения указывают на предметы, признаки и количество, не называя их.
1. Личное местоимение 3-го лица (
он, она, оно, они) в речи заменяет ближайшее или находящееся на расстоянии предшествующее существительное в форме того же рода и числа:
Люблю смотреть на горы. Они завораживают своим величием; Дети отдыхали в горах. Они поднимались по извилистым тропам к самым их вершинам. Примечание: а) Возможность соотнесения местоимений с разными словами может привести к неясности или двусмысленности:
Пятиклассники увидели в зоопарке различных животных. Они с удовольствием общались с ними. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Он его убил; б) Дублирование местоимением 3-го лица подлежащего-существительного создаёт избыточность:
Печорин, он был "лишним" человеком. Синонимы, они называют одно и то же, но по-разному. Исключение: Подобное дублирование используется как особый стилистический прием в ораторской и поэтической речи:
Твой милый образ незабвенный, Он предо мной везде, всегда...(Ф. Тютчев).
2. Личные местоимения 3-го лица (
он, она, оно, они) употребляются с начальным звуком [
н]: а) после первообразных предлогов (
без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через); б) после многих производных наречных предлогов (
возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с Р.п.):
без нее, из них, перед ним, около нее, впереди них.
Исключения. Без начального
[н] употребляются местоимения: а) после предлогов
внутри, вне:
вне его, внутри их; б) после производных предлогов позднейшего происхождения (с Д.п.):
вслед ей, вопреки ему, навстречу им, наперекор ей, подобно им, согласно ей, соответственно ему; в) после предложных сочетаний, образованных от имен существительных:
в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их; г) после предлога
благодаря, образованного от деепричастия:
благодаря ей, благодаря им; д) после формы сравнительной степени прилагательного или наречия:
страше его, лучше ее.
3. При уважительном отношении к собеседнику, что является нормой этикета по отношению к малознакомым и старшим по возрасту, положению, употребляется местоимение
Вы вместо
ты:
Юля, Вас к телефону. Максим Николаевич, к Вам пришли. 4. Неизменяемыми являются притяжательные местоимения 3-го лица
его, ее, их:
его друзья, ее книга, их класс (речевой ошибкой являются формы «евоный», «ейный», «ихний»).
5. Местоимения
себя и
свой выражают значения всех трёх лиц, в связи с этим в речи может возникнуть двусмысленность, например:
Отец предложил сыну пройти к себе. Следует избегать употребляния этих местоимений, если речь идет о двух равноправных участниках действия: местоимение
себя можно заменить личными местоимениями, местоимение
свой — местоимениями
мой, твой, его, ее, их: Отец предложил сыну пройти к нему.
6. Местоимения
столько,
сколько, несколько не изменяются по родам и числам; по падежам изменяются по типу собирательных числительных
двое, трое. Ударение во всех падежных формах ставится на первом слоге: И.п.
скОлько, стОлько, Р.п.
скОльких, стОльких, Д.п.
скОльким, стОльким, В.п.
скОльких, скОлько, стОльких, стОлько, Т.п.
скОлькими, стОлькими, П.п.
о скОльких, о стОльких. 7. Вопросительно-относительное местоимение
чей и образованные от него — отрицательное
ничей, неопределенное
чей-то, чей-либо, чей-нибудь, кое-чей — изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с тем словом, к которому относятся. Склоняются по типу притяжательных прилагательных с основой на –
j(й) (
лисий), имеют ударение в формах косвенных падежей на окончании: И.п.
чей, Р.п.
чьегО, Д.п.
чьемУ, В.п.
чьегО, чей, Т.п.
чьим, П.п.
о чьЁм. 8. Вопросительно-относительное местоимение
каков и указательное
таков, будучи краткими, изменяются по родам и числам (
каков — какова — каково — каковы, таков — такова — таково — таковы), но не изменяются по падежам.
9. Неопределенное местоимение
некий имеет следующие формы:
м.р.— И.п.
некий, Р.п.
некоего, Д.п.
некоему, В.п.
некоего (некий), Т.п.
неким, П.п.
о некоем (о неком); ср.р. — И.п.
некое, Р.п.
некоего, Д.п.
некоему, В.п.
некое, Т.п.
неким, П.п.
о некоем (о неком); ж.р. — И.п.
некая, Р.п.
некой (некоей), Д.п.
некой (некоей), В.п.
некую, Т.п.
некой (некоей), П.п.
о некой (некоей); мн.ч. — И.п.
некие, Р.п.
неких, Д.п.
неким, В.п.
неких (некие), Т.п.
некими, П.п.
о неких. Примечание. Равноправными являются формы
некой-некоей, устарелыми —
некоим, некоих, некоими.
10. Местоимение
сам изменяется по типу прилагательных с основой на заднеязычный согласный. Во всех его формах (кроме И.п. м.р. и мн.ч.) ударно окончание:
Я удивляюсь самомУ себе. Она самА себя не узнает. — Она самУ (самоЁ) себя не узнает.
Практические задания
Упражнение 36. Образуйте нужную падежную форму местоимений ОН, ОНА, ОНО, ОНИ с предлогами:
а) без, для, до, из, у, вокруг, возле, мимо, около, сзади, после; к, за, с, между, в;
б) вопреки, согласно, наперекор, вслед, навстречу, подобно, благодаря, сообразно.
Упражнение 37. Прочитайте. Найдите ошибки, двусмысленность в данных высказываниях. Исправьте.
1. Ихние вещи, евоный диск, ейная сумка, подарок для ней, впереди их, около её, позвал к ему. 2. Мимо их пронеслась машина. По поводу него уже много говорили. Сестра старше него. Мы работаем лучше неё. 3. Ему приходится объяснять самые элементарные вещи. Я застал его у себя дома. Преподаватель предоставил студенту возможность ознакомить со своим докладом слушателей. Он велел другу передать сестре свои извинения. Андрей предложил брату провести гостей в свою комнату. Учитель просил ученика обратить внимание на свои исправления. Сотрудники ОМОНа задержали подозреваемого в своей квартире. Девушка предложила ему почитать свои стихи.
3..5. Нормы употребления форм глагола
Глагол обозначает процесс и выражает это значение в категориях лица, числа, времени, наклонения, а также рода (в прошедшем времени), вида и залога.
1. Некоторые глаголы в русском языке образуют параллельные грамматические формы (такие глаголы называют изобилующими): 1.1. Параллельные формы настоящего времени образуют глаголы
полоскать, махать, колыхать, кудахтать, мурлыкать, мучить, плескать, рыскать, сыпать, трепать, щипать и др.: а) нейтральными являются формы с основой на шипящий у глаголов
полоскать, махать, колыхать, кудахтать, мурлыкать, мучить, плескать, рыскать (при этом формы
на —
аj возможны в разговорно-бытовой речи):
полощу (полоскаю), полощешь (полоскаешь), полощет (полоскает), полощи (полоскай), полощущий (полоскающий), полоща (полоская); машу (махаю), машешь (махаешь), машет (махает), машем (махаем), машете (махаете), машут (махают), машущий (махающий), махая и т.д.; б) у глаголов
сыпать, трепать, щипать нейтральными являются формы с
-л-:
сыплю, сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, сыплющий, сыпля; треплю, треплешь, треплет, треплем, треплете, треплют, треплющий, трепля; щиплю, щиплешь, щиплет, щиплем, щиплете, щиплют, щиплющий, щипля. Формы с выпадением
-л— имеют разговорную окраску (
сыпешь, сыпем, сыпят, щипаешь, щипет и др.).
Примечание. У ряда глаголов параллельные формы различаются по смыслу: а) глагол
брызгать в значении "окроплять" имеет формы
брызгаю, брызгает, брызгай, брызгающий, брызгая, а в значении "разбрасывать капли, брызги" — формы
брызжу, брызжет, брызжущий, брызжа; б) глагол
двигать в значениях "перемещать, толкая или таща", "шевелить, производить движения", "заставлять идти вперед, направлять" имеет формы
двигаю, двигающий, двигая; в значении "содействовать развитию чего-либо", "быть причиной чего-либо", "быть причиной чьих-либо поступков" — формы
движет, движут, движущий, в значении "приводить в движение, в действие" — параллельные формы
двигает — движет, двигают — движут, двигающий — движущий; в) глагол
капать в значении "падать каплями" имеет параллельные формы
капаю — каплю, капаешь — каплешь, капает — каплет, капают — каплют, капающий — каплющий, в значении "наливать, лить каплями" — формы
капаю, капаешь, капает, капают, капающий; г) глагол
метать в значении "шить, прошивать стежками, обшивать петлю" имеет формы
метаю, метает, метающий, метая, а его омоним — глагол
метать в значении "разбрасывать, раскидывать" имеет формы
мечу, мечет, мечущий. Но в спортивном обиходе употребляется:
метаю, метает, метающий ( диск); 1.2. Равноправны в употреблении параллельные формы с суффиксом
-ну— и без него а) глаголов прошедшего времени:
лип — липнул, прибег — прибегнул, расторг — расторгнул, отверг — отвергнул; б) неопределенной формы глаголов совершенного вида:
достичь— достигнуть, постичь— постигнуть. 1.3. Более употребительными из двух возможных параллельных форм становятся формы на
–изирова— глаголов:
колонизовать — колонизировать, легализовать — легализировать, стандартизовать — стандартизировать. 1.4. Равноправны варианты форм а) глагола несовершенного вида с чередованием
о-а в корне:
обусловливать — обуславливать;
б) инфинитива:
брезгать — брезговать, прочитать — прочесть, свистеть — свистать. Примечания. а) Устарелыми являются варианты
заподозривать, условливать; нормативны формы
заподазривать, уславливать; б) В парах
лазить — лазать, видеть — видать, слышать — слыхать, поднимать — подымать литературным является первый вариант, второй имеет разговорно-просторечную окраску. 1.5. Глагол
чтить имеет равноправные формы 3-го лица множественного числа (
чтут — чтят) и равноправные формы причастия настоящего времени (
чтущий-чтящий). Формы глагола
почтить зависят от условий сочетаемости:
почтут память павших, почтут за честь, но:
почтят присутствием.
2. В русском языке существует ряд так называемых «недостаточных» глаголов, они имеют ограничения в образовании и употреблении личных форм: 2.1. Глаголы
победить, убедить(ся), очутиться, ощутить и др. не образуют форму 1-го лица ед. ч. будущего времени; глаголы
басить, гвоздить, дудеть, кадить, пылесосить, шкодить, чудить и нек. др. не образуют форму 1-го лица ед. ч. настоящего времени. В этом случае используются описательные конструкции:
сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, (не) буду чудить. 2.2. Глаголы
бузить, дудеть, дерзить, кадить, тузить и нек. др. не употребляются в форме 1-го лица ед. ч. настоящего времени во избежание совпадения с формами других глаголов (ср:
бужу от
будить,
держу от
держать,
тужу от
тужить).
3. Глаголы
выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу 1-го спряжения (с суффиксом
-е-):
ед.ч. 1л.
выздоровею, опротивлю; 2л.
выздоровеешь, опротивеешь; 3л.
выздоровеет, опротивеет; мн.ч. 1л.
выздоровеем, опротивеем; 2л.
выздоровеете, опротивеете; 3л.
выздоровеют, опротивеют. По этому же принципу изменяются глаголы с приставкой
обез-/обес— и некоторые другие:
обезводеть, обезголосеть, обезденежеть, обеззубеть, обезлюдеть, обезуметь, обессилеть и т.п.
4. Глаголы
зиждиться, зыбыться образуют формы прошедшего времени (
зиждился, зыбился) с суффиксом
-и— и деепричастие (
зиждясь, зыблясь) по 2-му спряжению, а формы настоящего времени и причастие — по 1-му спряжению (
зиждется, зиждутся, зиждущийся; зыблются, зыблющийся).
5. Глаголы
стелить(ся) — стлать(ся) имеют одинаковые личные формы ед. и мн. числа, образуемые по типу 1-го спряжения: 1л.
стелю(сь), стелем(ся), 2л.
стелешь(ся), стелете(сь), 3л.
стелет(ся), стелют(ся). 6. Глаголы
глодать, ездить, лазить имеют формы: 1л.
гложу, езжу, лажу, гложем, ездим, лазим, 2л.
гложешь, ездишь, лазишь, гложете, ездите, лазите, 3л.
гложет, ездит, лазит, гложут, ездят, лазят; причастия:
гложущий, ездящий, лазящий; деепричатия:
глодая (гложа), ездя, лазя.
7. При образовании видовых пар в корнях ряда глаголов наблюдается чередование
о-а:
выхлопотать — выхлопатывать, заболотить — заболачивать, заморозить — замораживать, облагородить — облагораживать, освоить — осваивать, оспорить — оспаривать, удвоить — удваивать, удостоить — удостаивать, усвоить — усваивать. Исключение. Нет чередования (в корнях сохраняется
о)
в видовых парах глаголов:
захлопнуть — захлопывать, озаботить — озабочивать, опорочить — опорочивать, отсрочить — отсрочивать, приурочить — приурочивать, подытожить — подытоживать, сосредоточить — сосредоточивать (не:
сосредотачивать — разгов.),
узаконить — узаконивать, уполномочить — уполномочивать. 8. Формы повелительного наклонения а) образуются с суффиксом
-и у глаголов
кроить, поить, доить, утаить:
крои, пои, дои, утаи (форма на
-й ненормативна); б) образуются параллельные формы ед. ч. некоторых глаголов с приставкой
вы-:
выброси — выбрось, выглади — выгладь, выдвини — выдвинь, выкраси — выкрась, вылези — вылезь, выстави — выставь, закупори — закупорь, уведоми — уведомь. Форма мн. ч. повел. накл. этих глаголов образуется от второй формы ед. ч.:
выбросьте, выгладьте, выдвиньте, выкрасьте, вылезьте, выплюньте, высуньте, выставьте, выправьте, высыпьте, закупорьте, уведомьте; в) следует запомнить образование форм повелительного наклонения у глаголов:
ехать — поезжай, поезжайте (недопустимо
: езжай, едь);
лезть — полезай(-те), лезь(-те); лечь — ляг, лягте; обнять — обними(-те) (не:
обойми). 9. Нужно помнить, что глагол
класть употребляется только без приставки, а глаголы с корнем
–лож- только с приставками (
возложить, выложить, доложить, заложить, подложить, предложить, приложить, разложить, расположить, сложить, уложить).
10. Определенные трудности вызывает образование и употребление
форм причастий и деепричастий: 10.1. Бесприставочные глаголы с суффиксом
–ну- типа
гаснуть, сохнуть, мерзнуть, мокнуть, пухнуть, вянуть, зябнуть образуют причастия, сохраняющие этот суффикс:
гаснувший, сохнувший, мерзнувший, мокнувший, пухнувший, зябнувший. 10.2. Глаголы типа
ввергнуть, отвергнуть, прибегнуть, растогрнуть, опровергнуть образуют параллельные формы причастий:
ввергший — ввергнувший, отвергший — отвергнувший, прибегший — прибегнувший, расторгший — расторгнувший, опровергший — опровергнувший. 10.3. Деепричастия несовершенного вида образуются прибавлением суффикса
-а (-я):
читая, держа, ведя, слыша;
деепричастия совершенного вида — прибавлением суффиксов
-в, -вши, -ши:
сделав, написав, сделавши, написавши, стукнувшись, проникшись, запершись, реже — суффикса
а(-я):
наклоня, доведя, принеся, забредя.
Исключение. Не образуется форма деепричастияй несовершенного вида от глаголов:
бежать, беречь, бить, весить, вязать, вянуть, гаснуть, глохнуть, гнуть, ездить, жать, жечь, казаться, киснуть, крепнуть, лгать, лезть, лизать, лить, мазать, мерзнуть, мокнуть, мочь, мять, пахать, пахнуть, петь, печь, писать, пить, плясать, резать, слать, слепнуть, сохнуть, спать, стеречь, стричь, стынуть, стыть, тереть, течь, ткать, толочь, тонуть, тянуть, хотеть, чесать, чистить, шить.
Примечания. а) Деепричастия с архаичным суффиксом
-учи(-ючи) стилистически окрашенны под народную или старинную речь:
будучи, глядючи, играючи, жалеючи, припеваючи; суффиксы
-в, -вши — носят разговорно-просторечный характер:
знавши, имевши, ехав, ехавши.
3. 6. Нормы употребления некоторых наречий
Наречие обозначает признак действия или состояния, а также признак другого признака: весело, крепко, удивительно, красиво, хорошо, сомнительно, очень, быстро, искренне, четырежды, завтра, сегодня, по-моему, по-немецки, справа, налево, здесь, вслепую, по-иному, откуда, где, туда, почему, кое-где, когда-нибудь, нигде, незачем.
1. Наречия с приставками
в-, на-, за-, образованные от прилагательных, имеют на конце суффикс -
о, а наречия с приставками
из-, до-, с- — суффикс -
а:
влево, направо, заново; издавна, досыта, справа.
2. Ряд наречий традиционно имеют суффикс
-а (
без (до) отказа, без призора) или -
у (бЕз толку, дОверху, дОнизу, до упАду, с краю, с мАху, снИзу, спозарАнку). Некоторые наречия употребляются с -
а и с -
у (без прОсыпа — без прОсыпу, без разбора — без разбору, без спрОса — без спрОсу, с налета — с налету, сОслепа — сОслепу, с перепУга — с перепУгу, с разбЕга — с разбЕгу, с размАха — с размАху). 3. Наречия
выше и
ниже в значении "ближе к началу или к концу текста" употребляются только в письменной речи, в устной же следует говорить:
как было сказано раньше, как будет сказано позднее.
3.7. Нормы употребления некоторых предлогов
Предлоги служат для выражения грамматического значения словоформ, из которых строятся словосочетания и предложения. При выборе предлога нужно учитывать его значение и сферу употребления:
1. Изъяснительным значением обладают предлоги
о, про, насчет, относительно, касательно (предлоги
про, насчет имеют разговорный характер,
касательно, относительно — книжный):
поговорили о поездке (разгов.:
про поездку, насчет поездки, книжн.:
касательно поездки, относительно поездки).
2. Пространственным значением обладают предлоги
в, на: для выражения значения ограниченного пространства употребляется предлог
в с винительным и предложным падежами (
в город — в городе, в область — в области, в Сибирь — в Сибири, в Белоруссию — в Белоруссии, в театре, в кино, в цирке, в университете, в академии, в школе), для выражения значения неограниченного пространства или иного значения употребляется предлог
на:
на окраине, на Алтай, на Кавказе, на Урале; на концерте, на выставке, на спектакле, на факультете, на курсе.
Но: в Крым, в Крыму (значение только частично ограниченного горами степного пространства).
Примечания. а) Предлог
в антонимичен предлогу
из (поехал в Крым — вернулся из Крыма), предлог
на антонимичен предлогу
с (
поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа); б) Предлог
в с Предл. п. имени-названия гор во мн. ч. придает словоформе значение "в горах, среди гор":
в Альпах, в Андах, в Апеннинах, в Пиренеях; предлог
на — значение "на поверхности гор":
на Балканах (Балканском полуострове),
на Карпатах; в) В ряде случаев сказывается сложившаяся традиция. Ср.:
в деревне — на хуторе, в учреждении — на предприятии, в переулке — на улице; работать в фотостудии — на киностудии (на радио, на телевидении); г) На выбор предлога влияет значение управляющего слова в словосочетании:
поехал на телестудию — вошел в телестудию.
3. При названиях средств передвижения обычно употребляется предлог
на:
на катере, на теплоходе, на поезде, на самолете, на автобусе, на метро. Употребление предлога
в предполагает нахождение внутри:
сидел в автомобиле, спал в поезде, в карете, в лимузине.
4. Предлоги, выражающие временные отношения, отличаются значениями:
в…день (указывает на определенный момент) —
за час (временной отрезок);
в праздники (время совершения действия) —
по праздникам (регулярность повторения действия в определенные сроки);
в два часа (время совершения действия) —
за два часа сделать (длительность процесса);
к утру, под утро (к моменту наступления)
, после урока, по окончании занятий, по прибытии, по приезде в город, по возвращении (после чего-либо).
5. Для выражения причинных отношений используются предлоги
согласно, благодаря, вопреки, требующие после себя формы
Дат. падежа:
согласно указу, требованию; благодаря умению, знаниям; вопреки погоде, планам. Они носят книжный характер. Книжными являются также предлоги и предложные сочетания
ввиду, вследствие, в связи с, в силу, по причине.
6. В современном русском языке имеется возможность выбора конструкций из нескольких, например, предложной и беспредложной. При этом нужно учитывать оттенки их значения: а) предложные конструкции имеют более конкретный, уточняющий характер, по сравнению с беспредложными:
полезный детям — полезный для детей; б) беспредложные конструкции указывают только на совершение действия в одно и то же время, а предложные — и на регулярное повторение действия: (
работал вечерами — работал по вечерам); в) предложные конструкции обозначают движение в отдельных местах какого-то пространства, а синонимичные им беспредложные — на непрерывность линейного движения (
идти по полю, по лесу — идти полем, лесом); г) между предложными и беспредложными конструкциями могут быть и стилистические различия:
мощностью сто ватт — мощностью в сто ватт, за грибами — по грибы, ответы на интересующие вопросы — ответы по интересующим вопросам (разг.).
Практические задания
Упражнение 38. От данных глаголов образуйте глаголы несовершенного вида с суффиксами -
ыва (-ива), -
ва или
-я.
Заработать, засорить, надломить, нажить, обособить, обусловить, огорошить, одолжить, отдать, переспорить, подготовить, подытожить, присвоить, пролить, расстроить, создать, сосредоточить, удвоить, удостоить, узаконить, уплатить, ускорить.
Упражнение 39. Употребите данные глаголы в форме 3 лица мн.ч. настоящего (будущего простого) времени.
Беречь, бороться, видеть, вытерпеть, согнать, горевать, курлыкать, лечь, ложиться, начать, начинать, ненавидеть, присмотреться, радоваться, сеять, слышать, стелить, постлать, тащить, таять.
Упражнение 40. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени данных глаголов (если это возможно). Образец:
бороздить — я борозжу, он бороздит.
Басить, бриться, брызгать, выздороветь, вынудить, гудеть, двигать, дерзить, дудеть, капать, колесить, колыхать, кудахтать, курлыкать, махать, метать, мурлыкать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, победить, полоскать, пылесосить, рыскать, сыпать, трепать, трусить, хныкать, щипать, ютиться.
Упражнение 43. Употребите глаголы
лечь и
стереть в формах 1, 2 и 3-го лица ед. и мн. ч. будущего времени.
Упражнение 41. Определите, какие нормы русского литературного языка нарушены. Исправьте ошибки.
Текёт, жгёт, убегёт, убёг, хотит, хочут, бежат, ляжь, ездиит, едь, смеялися, вылазь, выздоровлю, дожидай меня, играться, буду стираться, убираться в квартире, положь, ляжь, ляжьте, ждя меня, запомня правило, победя противника, хотев сказать. Берегя их историю, вы берегете и свою. Передание читателю мыслей автора происходит незаметно.
Упражнение 42. Образуйте формы прошедшего времени единственного числа мужского рода глаголов.
Сохнуть, мокнуть, зябнуть, слепнуть, опровергнуть, достичь, достигнуть, постичь, постигнуть.
Упражнение 43. Употребите глаголы в форме прошедшего времени единственного числа мужского, женского рода и форме множественного числа. Обратите внимание на постановку в них ударения.
1. Баловать, брать, гнать, дожить, отбыть, отнять, пережить, подать, поднять, положить, понять.
2. Завянуть, задать, издать, лопнуть, начать, прибыть, принять, продать, прожить, прозвать, свергнуть, смолкнуть, созвать, создать.
Упражнение 44. Какие формы повелительного наклонения единственного и множественного числа данных глаголов соответствуют нормам литературного языка?
Ехать, лечь, ложиться, класть, обнять, обнимать, положить, пойти, прибегнуть, прибыть, стереть.
Упражнение 45. Образуйте все возможные формы деепричастий следующих глаголов. Отметьте их стилистические особенности.
Запереть, вытереть, вывезти, вывести, обрести, прочитать, сказать.
Упражнение 46. Определите, с какой падежной формой имени употребляется тот или иной предлог или предложное сочетание; употребите их в сочетании с именами существительными.
1. Ввиду, вследствие, в силу, по окончании, по прибытии, по причине. 2. Благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно. 3. В связи с.
<предыдущая страница | следующая страница>