§ 4. Синтаксические нормы
4.1. Нормы построения словосочетаний
Словосочетание образуется соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления или примыкания.
Нормы согласования. 1. Названия городов, сел, деревень, поселков, рек, выраженные склоняемыми существительными или полными прилагательными, как правило,
согласуются в падеже с определяемым словом:
в городе Сургуте, у города Челябинска, на реке Оби, между реками Иртышом и Енисеем, на Москве-реке, у горы Магнитной, на озере Ладожском.
Исключения. Не согласуются географические названия, если они выражены: а) словосочетанием:
в городе Гусь Хрустальный, из деревни Хлебный Ключ, в бухте Золотой Рог, через город Великие Луки; б) формой множественного числа:
из города Яссы, с городом Сочи, у села Казанчи; в) именами собственными, род или число которых не совпадает с родовым понятием (город, село, деревня, хутор и т.п.):
в деревне Белое, под городом Ровно; г) именами собственными на
-ово(-ево), -ыно(-ино): в городе Иваново, у города Пушкино, из села Широково, через деревню Тропино; д) иноязычными именами собственными:
у реки Аргунь, на реке Ай, через остров Ява, на горе Янгантау, над вулканом Этна, в местечке Ельск, от аула Арысыпай, в кишлаке Гилян, из аэропорта Ханты-Мансийск. 2. Официальные названия республик женского рода на
-ия, -ея согласуются со словом
республика:
в республике Индии, из республики Кореи, между Россией и республикой Словакией.
Примечание: Не согласуются официальные названия республик а) мужского рода:
через республику Вьетнам, б) женского рода с окончанием
-а или
нулевым окончанием:
из республики Куба, в республике Беларусь.
3. Названия улиц обычно а) согласуются с родовым наименованием, если выражены именами женского рода:
на улице Петровке, через улицу Луговую; б) не согласуются, если выражены именами мужского рода, формой множественного числа или словосочетанием:
перед улицей Строителей, через улицу Увал, за улицей Красная Поляна.
4. Не согласуются: а) названия станций, портов, озёр, заливов, бухт, островов, полуостровов, горных хребтов, пустынь и т.п.:
на станции Пыть-Ях, у мыса Челюскин, в пустыне Сахара, у озера Байкал, за островом Новая Земля; б) астрономические названия:
к планете Венера, за звездой Сириус; в)
существительные-прозвища и условные названия:
у Владимира Красное Солнышко (но:
с Царевной Лебедью)
, в газете "Новости Югры", на заводе "Каучук", в банке "Сибирьинвест"; г) существительные, присоединяемые словами
по имени, по фамилии и т.п., сочетаниями
известный как, нужный как (со значением "в качестве"),
будь то:
у врача по фамилии Соколов, с юношей по имени Сергей; с Васильевым, известным как тренер футбольной команды; Премия выписана всем сотрудникам, будь то инженер или разнорабочий; д) заключенные в скобки вставные, уточняющие слова:
В разнообразных материалах (письма, интервью, заметки) представлены мнения горожан.
5. При определяемых неодушевленных существительных приложения, выраженные одушевленными существительными, употребляются как неодушевлённые:
увидел стога-великаны, посетил предприятия-поставщики.
Нормы управления. 1. При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (
горевать, плакать, скучать, соскучиться, тосковать, тужить и др.), требуется форма
П.п. имени с предлогом
о (о + П.п.):
скучать о доме, горюет о случившемся, скучаем о вас, грущу о тебе. Примечание. Сочетания с формой
по+Д.п. являются разговорными:
тосковать по брату, по морю, соскучился по ней, тоскую по нему. 2. Дополнение в форме
Р.п. при глаголе с отрицанием употребляется: а) при переходных глаголах с отрицанием (при подчеркнутом, полном отрицании):
не поднимал вопроса, не дает объяснений, не скрывает радости, не делает уступок, не получил ответа; б) при указании на часть:
не купил хлеба, не подал воды, не выпил молока, не ел каши; в) в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках:
не находит поддержки, не подает руки, не обращает внимания, не дает покоя, не внушает доверия, вчерашнего не вернешь, глаз не спускает, своего локтя не укусишь. 3. Дополнение в форме
В.п. при глаголе с отрицанием употребляется: а) при указании на конкретный объект:
не писал отчет, не решил задачу, не строил дом; б) при выражении дополнения одушевленным существительным:
не пожалел брата, не бросили собаку; в) при глаголах с приставкой
недо-, которая выражает не только на отрицание, но и на значение выполнения действия ниже нормы:
недооценить способности, недодать зарплату, недопечь пирог; г) при инверсии дополнения:
Дверь не закрыла; д) в побудительных предложениях:
Не смешите народ! е) при двойном отрицании (т.е. усиленном утверждении):
Не могла не любить цветы; ж) при наличии ограничительных частиц:
чуть (едва) не уронил тетрадь; з) при распространении дополнения несколькими определениями:
Не узнала свой родной, совершенно изменившийся город; и) при отрицании какого-либо другого слова, а не переходного глагола:
не очень люблю музыку.
Примечания. В ряде случаев при одной и той же словоформе с отрицанием допустимы формы родительного и винительного падежа, при этом: а) форма
В.п. указывает на полный охват предмета действием, а форма
Р.п. — на частичный:
не выпил воду — не выпил воды, не купил яблоки — не купил яблок; или б) форма
В.п. указывает на определенный предмет, а форма
Р.п. — на неопределенный:
жду друга — жду случая, искал тетрадь — искал поддержки, сочувствия, получил вознаграждение (конкретное) —
требует вознаграждения (какого-либо).
4. Следует запомнить предложно-падежные конструкции имен существительных (употребляемых только с каким-то одним падежом):
аналогия с чем/между чем (Т.п.)
; версия чего (Р.п.)
; доверие кому/чему, к кому/чему (Д.п.);
заведующий чем (Т.п.) (не:
чего); командующий чем (Т.п.)
; контрабанда чего (Р.п.)
; конференция по чему (Д.п.)
; лояльность кому, к кому/чему (Д.п.);
мораторий на что (В.п.)
; намек на кого/что (В.п.)
; непримиримость к кому/чему (Д.п.)
; несогласованность в чём (П.п.)
; несоразмерность с чем (Т.п.)
; обеспокоенность чем (Т.п.) (не:
о чем, за что); осведомленность в чем/о чем (П.п.)
; повод для чего (Р.п.);
подозрение в чём (П.п.)
; подтверждение чего (Р.п.) (не:
чему, о чем); позиция по чему (Д.п.) (не:
на что); потребность в ком/чём (П.п.);
предпосылка чего/для чего (Р.п.) (не:
к чему); приверженность кому/чему, к чему (Д.п.) (не:
к кому); причастность к чему (Д.п.) (не:
чему); причина чего (Р.п.) (не:
чему); репрессия против кого/чего, в отношении кого/чего (Р.п.)
; рецензия на что (В.п.) (не:
о чём); солидарность с кем/чем (Т.п.) (не:
между кем/чем); сомнение в чём (П.п.)
; требование чего (Р.п.) (не:
о чём); уверения в чём (П.п.) (не:
о чём); уверенность в ком/в чем (П.п.)
. 5. Обратите внимание на употребление имен прилагательных, управляющих только одной падежной формой имени:
безвредный для кого/чего (Р.п.) (не:
кому/чему); благополучный для кого/чего (Р.п.)
; благосклонный к кому/чему (Д.п.)
; идентичный кому/чему (Д.п.)
; компетентный в чём (П.п.)
; небезопасный для кого/чего (Р.п.)
; неприемлемый для кого/чего (Р.п.);
непричастный к чему (Д.п.)
; непроницаемый для кого/чего (Р.п.);
несведущий в ком/в чём (П.п.)
; нетерпимый к кому/к чему (Д.п.)
; одержимый чем (Т.п.)
; оскорбительный для кого/чего (Р.п.) (не:
кому); очевидный для кого (Р.п.) (не:
кому); перпендикулярный к чему (Д.п.) (не:
с чем); приемлемый для кого/чего (Р.п.)
; причастный к чему (Д.п.)
; пропорциональный чему (Д.п.)
; равный кому/чему (Д.п.)
; сведущий в ком/в чём (П.п.)
; сопричастный кому/чему (Д.п.) (не:
к чему). 6. Вызывают затруднения сочетания некоторых глаголов с предложно-падежными формами имен:
абстрагироваться от чего (Р.п.);
баллотировать кого/что (В.п.)
; баллотироваться куда, в кого (В.п.) (не:
кем); беспокоиться о ком/о чём (П.п.)
, за что (В.п.);
благодарить кого/что, за что (В.п.)
; декларировать что (В.п.)
; дискутировать что (В.п.)
, о чём (П.п.);
импонировать кому/чему (Д.п.)
; интересоваться кем/чем (Т.п.)
; иронизировать над кем/над чем; касаться кого/чего (Р.п.);
надзирать за кем/за чем (Т.п.);
обидеться на кого/на что (В.п.) (не:
за что); объяснить что (В.п.) (не:
о чём); основываться на чём (П.п.)
. 7. При отдельных существительных, прилагательных и глаголах возможно двойное управление:
альтернатива чему (Д.п.)
/между чем (Т.п.) (не:
чего); отзыв кого/чего (Р.п.) /
о чём (П.п.);
тождественный чему (Д.п.)
, с чем (Т.п.);
чуждый чему (Д.п.)
, чего (Р.п.);
аргументировать что (В.п.)
, чем (Т.п.)
; возразить против кого/чего (Р.п.)
, на что (В.п.)
; вспомнить о ком/о чём (П.п.)
, про кого/про что (В.п.);
заверить кого/что (В.п.)
, в чём (П.п.) (не:
о чём); заинтриговать кого (В.п.)
, чем (Т.п.)
; заклеймить кого (В.п.)
, чем (Т.п.) (не:
в чём); инкриминировать кому (Д.п.)
, что (В.п.);
инструктировать кого (В.п.)
, по чему (Д.п.) (не:
о чём); консультировать кого/что (В.п.)
, по чему (Д.п.);
консультироваться у кого (Р.п.)
, с кем/ с чем (Т.п.)
, о чём (П.п
.)
, по чему (Д.п.);
мотивировать что (В.п.)
, чем (Т.п.);
напутствовать кого (В.п.)
, на что (В.п.);
обвинять кого (В.п.)
, в чём (П.п.)
; объявить о чём (П.п.);
что (В.п.);
опасаться кого/чего (Р.п.)
, за кого/за что (В.п.)
; оповестить кого/что (В.п.)
, о ком, о чём (П.п.).
8. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления:
обращать внимание на кого/на что — уделять внимание кому/чему; опираться на кого/что — базироваться на чём; отзыв о ком/о чем (реже — на что) — рецензия на что — аннотация на что; отчитаться в чём — сделать отчет о чём; превосходство над кем/чем — преимущество перед кем/чем; различать что и что — отличать что от чего; уверенность в ком/в чём — вера в кого/во что. 9. При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово допустимо лишь тогда, когда каждое из управляющих слов требует одного и того же падежа и предлога:
надеяться и рассчитывать на помощь, читать и конспектировать статью. Но неправильны конструкции типа: *в соответствии и на основе утвержденного плана, надеяться и верить в возможность, руководство и контроль за работой.
4.2. Нормы построения предложений
1. При подлежащем, в составе которого собирательное существительное с количественным значением (
большинство, меньшинство, ряд, часть и др.) или числительное, сказуемое может иметь форму и единственного, и множественного числа.
Форма ед. ч. сказуемого употребляется: 1) при нераспространённом существительном собирательного значения:
Большинство было против, меньшиство — за; 2) при наличии управляемого слова в форме Род. п. ед. ч. в составе подлежащего:
Подавляющее большинство интеллигенции живёт мечтой об ином уровне жизни; 3) при существительном со значением объекта, а не субъекта действия в составе подлежащем:
Ряд положений доклада не вызвает возражений; Часть строителей направлена на объект; 4) при количественно-именном сочетании в функции подлежащего (форма ед. ч. указывает при этом на совместное действие или совокупность предметов):
Пять учеников отсутствует; Семь книг не хватает (Ср. с формой мн. ч., указывающей на раздельность совершения действия, отдельные предметы:
Последние пять книг заинтересовали меня; Семь учеников не выполнили задания); 5) при обозначении количества, меры веса, пространства, времени (особенно при словах
дней, лет, минут, часов и т.д.):
Закуплено тридцать килограммов яблок и двадцать — апельсинов;
Пятнадцать минут остаётся до конца урока; 6) обычно при составных числительных, оканчивающихся на
один: Двадцать один ученик посещает музыкальную школу; 7) при подлежащем — имени числительном (в значении абстрактного числа) без существительного:
Двенадцать делится на три; 8) при подлежащем, в составе которого существительное со значением определённого количества (
пара, тройка, семёрка, десятка, сотня и т. п.) или неопределённого количества (
масса, уйма, бездна, пропасть и т. п.):
Первая тройка игроков получила призы; Пара бегунов вырвалась вперёд;
Масса проблем захватила его; Бездна знаний была в этой голове; 9) при конструкциях типа
те, кто и
все, кто:
Те, кто пришел... Все, кто ответил...
Форма мн. ч. сказуемого употребляется: 1) при дистантном расположении главных членов, их оторванности друг от друга:
Половина студентов педагогических вузов в период каникул работают с детьми; 2) при наличии однородных сказуемых или однородных подлежащих:
Большинство студентов успешно учатся, принимают участие в работе научных семинаров, интересно отдыхают; Ряд писателей, учёных, общественных деятелей обратились к правительству с заявлением; 3) при подлежащем с причастным оборотом или придаточным с союзным словом
который, имеющими форму мн. ч., если подлежащее расположено перед сказуемым:
Часть работ студентов, выполненных в прошлом году (которые были выполнены в прошлом году), заслуживают высокой оценки (этим подчёркивается и раздельность каждой из совокупности работ); 4) при сказуемом, выраженном краткой формой качественного прилагательного или относительным прилагательным:
Треть уроков были непродуманы и неинтересны. Большая часть изделий — деревянные; 5) при словах
все, эти: Эти шесть пакетов получены вчера; Все десять задач решены правильно.
Обе формы (ед. и мн. ч.) сказуемого могут употребляться при обозначении приблизительного количества: а) если существительное ставится перед числительным:
Человек шесть вышло (вышли) из подъезда; б) если в составе подлежащего употребляются слова
около, свыше, больше, меньше, много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько (форма
ед. ч. при обозначении пассивного состояния, а
мн. ч. — при обозначении активного состояния)):
На столе лежало (лежали) около двадцати книг; Столько известных людей осталось(ись); Много вопросов было(и) поднято(ы) на собрании; Немало их хотело(и) бы вернуться; За оврагом росло(и) несколько берёз; Здесь прогуливались(ось) несколько пар.
2. Особую сложность вызывает употребление в речи
деепричастий и
деепричастных оборотов. Они придают высказыванию книжный характер, отличаются сжатостью. При необходимости их можно заменить синонимичными конструкциями — придаточными, падежными формами имён существительных, глаголами:
Глубоко задумавшись, она бродила по саду — В глубокой задумчивости она бродила по саду — Она глубоко задумалась и бродила по саду и т. д. Следует помнить: 1) Деепричастие в двусоставном предложении обозначает добавочное действие субъекта-подлежащего, основное действие которого названно глаголом в спрягаемой форме:
Успешно сдав сессию, первокурсники отправились в поход. Ошибочными являются конструкции, в которых действие, выраженное спрягаемым глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием (деепричастным оборотом), относятся к разным лицам, например: *
Проходя мимо этого дома, мне вспомнилось детство (Правильнее выразить эту мысль кострукцией с придаточным предложением:
Когда я проходил мимо этого дома, мне вспомнилось детство); *
Направляясь в школу, ученика испугал промчавшийся на красный свет автомобиль. 2) Нельзя употреблять деепричастие (деепричастный оборот) в безличном предложении, главный член которого не имеет в своём составе формы инфинитива, например: *
Прочитав эту книгу, мне стало грустно.
Исключение. Возможно употребление деепричастия в таком безличном предложении, главный член которого включает в свой состав инфинитив:
Нужно было изучить большой объём литературы, не имея для этого возможностей. 3) Ненормированным является употребление деепричастного оборота в страдательной (пассивной) конструкции: субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастным оборотом. Например, грамматически неправильна фраза: *
Глядя в окно, ученик был вызван учителем к доске (в предложении два субъекта:
ученик (глядел в окно) и
учитель (вызвал ученика к доске)). Правильно:
Глядевший в окно ученик был вызван учителем к доске или
Когда (в то время как) ученик глядел в окно, учитель вызвал его к доске.
Практические задания
Упражнение 47. Составьте словосочетания с каждым из слов, употребив помещенные в скобках местоимения или существительные в нужной падежной форме.
1) Удивляюсь, удивлен, поражаться (что-нибудь), 2) обидеться, обижен (что-нибудь), 3) обрадовался, обрадован (что-нибудь), 4) упрекать, порицать (что-то), 5) превосходство, преимущество (кто-то, что-то), 6) беспокоиться, тревожиться (кто-нибудь), 7) полный, исполненный (что-нибудь), 8) базироваться, опираться (что-то), 9) рассердился, рассержен (что-то), 10) уверенность, вера (что-либо), 11) обидеться, обижен (что-нибудь), 12) базироваться, опираться (факты), 13) влиять, сказываться (рост), 14) жажда, стремление, потребность (знания), 15) избегать, уклоняться (работа), 16) мешать, препятствие, тормозить (развитие), 17) оплатить, заплатить (проезд), 18) отзыв, рецензия (книга), 19) скучать, тосковать (дети), 20) предупреждать, предостерегать (опасность), 21) презирать, презрение (трусость), 22) свойственный, характерный, присущий (молодёжь).
Упражнение 48. Исправьте ошибки в использовании подчинительной связи.
1. Диплом по теме, прислали с Украины, удостоен наградой, уважение друг друга, фотографировать в анфас, предстал в нигляже, действовал согласно договора, обзор о новинках, оплатил за учёбу, вернулся с Крыма.
2. 1. Ответ по его заявлению был получен немедленно. 2. В нём росло убеждение о необходимости начать жить по-новому. 3. Скупка вещей от населения. 4. Докладчик настаивал о том, что приведённые им данные соответствуют действительности. 5. Прошу оплатить мне за проделанную работу. 6. К концу года комиссия должна будет отчитаться за проделанную работу. 7. Формирование групп среди детей можно наблюдать во время работы летней площадки. 8. Подобное бюрократическое решение тормозит развитию физкультурного движения. 9. И примеров этому будет более чем предостаточно. 10. Посещение Венгрии обойдется учителю от полторы до двух с половиной тысяч долларов. 11. Убедите деканов и других специалистов о том, что этот спецкурс необходим. 12. Всё это говорило за то, что наши молодые спортсмены сумеют победить. 13. Об этом уже не раз указывалось в решениях студсовета. 14. Составлен график по проведению лыжных соревнований. 15. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитанников? 16. Мы верили о том, что она справится, и все убедились о том. 17. Это вселяет в нас уверенность в победу. 18. Сегодня стоит посвятить некоторое время на профилактическую проверку как собственного здоровья, так и работы машины и прочих механизмов… (Астрологическая жвачка). 19. Отчет по практике. 20. Учителю важно, чтобы учащиеся одинаково относились ко всем, ко всем ученикам и не делали отличий между друг другом. 21. Не каждый хочет уделять внимание на красивую и правильно построенную речь. 22. Майонез «Махеев» придаёт изысканный вкус к любому блюду.
Упражнение 49. Выберите из данных в скобках форм сказуемого грамматически правильную.
1. Большинство (проголосовало — проголосовали) за предложение. 2. Большинство из группы (выполнило — выполнили) все задания. 3. Большинство замечаний (было учтено — были учтены). 4. Восемь человек (вошло — вошли) в дом. 5. В комнате (было — были) восемь окон. 6. (Прошло — прошли) три недели. 7. Все десять компьютеров (куплено — куплены) недавно. 8. Немало храбрецов когда-то (пыталось — пытались) добраться до этих мест. 9. Большинство, в особенности мужчины, (жаждало — жаждали) решительных действий и (готово было — готовы были) пойти на риск. 10. В первой половине 11 века ряд княжеств (отделяется — отделяются), и Киевское государство распадается. 11. Полгода до защиты диплома (пройдёт — пройдут) незаметно. 12. Государство Китай (расположено — расположен) южнее. 13. Ожидается экономический и культурный (подъём — подъёмы). 14. Это происходило в конце 19 и начале 20 (века — веков). 15. Он жил в 19 — 20 (веке — веках). 16. (Консультировал — консультировала) молодой психолог Ольга Викулова. 17. Возможны политическое, экономическое и культурное (сотрудничество — сотрудничества). 18. Пассажиры первого и бизнес (класса — классов) получают бонусы. 19. Проект интересен в культурологическом и экономическом (отношении — отношениях).
Упражнение 50. Допишите окончания, согласуя сказуемые с подлежащими.
1. Ряд специалистов направлен... на Урал, часть инженеров командир...тся в Поволжье. 2. Множество точек расползл...сь по бледно-голубому небу. 3. Большинство учебников издан... впервые. 4. Ряд студентов проявлял... большое стремление к исследованиям. 5. Много детей был... больн... гриппом. 6. За короткий срок построен... и сдан... в эксплуатацию 51 объект. 7. Более пяти тысяч нитей основы тян...тся на каждом станке. 8. Большое количество студентов уже сдал... курсовые работы. 9. Подавляющее большинство старшекурсников показал... на экзаменах глубокие знания. 10. Ряд исследователей подчеркива… первостепенную значимость интонации для успеха выступления. 11. Никто из них не реши… задачу. 12. Но прошлое, настоящее и будущее взаимосвязан… между собой.
Упражнение 51. Оцените высказывания с точки зрения соответствия нормам грамматики. Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки.
1. Он был горяч, полный жизни. 2. Промокнутый до нитки, он добежал до дома. 3. Беседа с заведующим финансового отдела прошла успешно. 4. Жизнь героя была трудной, бедной и не радостна. 5. Герой жил у друзей, которые жили в деревне и которые были бедными. 6. Муж ещё не был в отпуску, хотя согласно графика должен был отдыхать ещё в июне. 7. Первой зарплаты ей едва хватило на пару туфлей. 8. Ряд наших школ будет бастовать. 9. Я купила три метра красивой тюли. 10. Самый крупнейший город в мире — Мехико. 11. В нашем общежитии живут двое вьетнамских девушек. 12. Брат ещё не пришёл со школы. 13. Все, кто хотят, по словам лидера ЛДПР, должны учиться. 14. Читатель просит объяснить о роли каталога. 15. Она пыталась найти слова, наиболее точно описавшие бы состояние её собеседника. 16. Стены лучше оклеивать бумажными обоями (моющие не пропускают воздух). 17. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне. 18. Книга представляет из себя результат многолетних исследований автора. 19. Хочется пожелать вашему коллективу это успешного прохождения аттестации. 20. Декан не раз отмечал о том, что успеваемость стала лучше. 21. Это как раз и способствует в развитии совершенства состязания разных уровней и творческих планов (Из газеты «Новый город»).
<предыдущая страница | следующая страница>