Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4

Упражнение 52. Исправьте ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

1. Начинали с нехватки самого главного — гирь нужного веса … Собирая с миру по нитке, дело постепенно наладилось. Ребята поверили в собственные силы. 2. Читая роман, перед нами встает умный, жизнерадостный, волевой юноша. 3. Войдя в комнату Базарова, ей стало страшно. 4. Подъехав к дому Собакевича, лакей провел Чичикова в комнату своего хозяина. 5. Она громко вскрикнула, онемев от страха. 6. Вернувшись в Вену, Бетховен был тяжко болен. 7. Глядя на эти высотные здания, у меня закружилась голова. 8. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили. 9. Посмотрев фильм, писатель стал еще ближе мне и дороже. 10. Перечисляя в конце пресс-конференции имена победителей, звучит оптимизм. 11. Глядя на такую несправедливость, у Радищева сердце обливается кровью. 12. Не окончив школы, Сергею пришлось работать на бензозаправке. 13. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. 14. Читая эту работу, мне показалось, что автор близок к истине. 16. Анализируя сказанное, всем становится ясно последствие этих решений. 15. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросился взволнованный сосед. 16. Ознакомившись с фельетонами, меня поразило умение автора пользоваться сокровищами русского языка, его богатствами. 17. Читая книги о путешествиях, у нас замирали сердца. 18. Вооружившись этими знаниями правовых норм, у вас будет право отстаивать свои права. 19. Уже позвонив в дверь напротив, до меня доходит вся комичность этой фразы.



Упражнение 53. В приведённых ниже примерах публицистических высказываний определите нарушения норм литературного языка. В чём заключаются эти нарушения?

1. 1. Получив временную лицензию на разработку Талаканского месторождения в Якутии, главе Сургутнефтегаза Владимиру Богданову придется вести переговоры по разделу имущества с нефтяной компанией ЮКОС, бывшим недропользователем этого нефтеносного участка. 2. «Почему, имея на руках полис обязательного медицинского страхования, её обязывают заплатить за наркоз 2000 рублей?» — спрашивает Виктория Лаврикова. 3. Едва переступив порог сургутской школы № 25, становится понятно: здесь происходит что-то важное. 4. Пользуясь новогодними праздниками, в российских вытрезвителях была произведена перепись населения. 5. Поднявшись на пятый этаж и войдя в квартиру, оказалось, что она отличалась от первоначального проекта. 6. Испытывая рвотные спазмы от высоких слов, они тем не менее их заслуживают. 7. Выйдя замуж, молодой разделяли косу на две. 8. Наблюдая за баржей, кажется, что ей очень тяжело, но изо всех сил она пытается завезти груз. 9. Думая об этом, мне становится немного грустно. 10. Еще час Наташа лежит на кушетке. Видя ее боль, мое сердце готово разорваться в инфаркте миокарда. 11. Рассуждая о соотношении этих подходов к личности, верно, что социология личности по своему содержанию тяготеет к социальной психологии. 12. Один из первых вопросов они адресовали первому заму мэра города по экономике и финансам Дмитрию Егорцеву: «Что представляет из себя ЮКОС?» (По материалам газеты «Новый город»).

2. 1. Начав пристально изучать этикетку, мои глаза наткнулись на хнакомую надпись «Herbalife» (Из газеты «Сургутская трибуна»). 2. Мы прибыли в центр подготовки и перекачки нефти, расположенный в семидесяти километрах за городом, в разгар трудового дня. 3. В последнее время прошло ряд крупных конференций. 4. Газеты адресованы к широким читательским кругам. 5. Он отдал много лет ради любимого дела. 6. В моем становлении она внесла огромную лепту. 7. Глава оппозиции подтвердил о своем несогласии с официальными сообщениями. 8. Всех, кто хотят продолжать конструировать отношения с «шестидесятниками» приглашаем на студию «Информ-ТВ». 9. Тогда, покорённый до опьянения безумной экспрессией и мощью юных талантов (нет — талантищ!), пришлось в корне пересмотреть все свои взгляды, что называется, на тему (Газета «Московский комсомолец-Югра»). 10. Ясно и просто обычно говорит оратор, который хорошо знает свой предмет и с уважением относящийся к аудитории. 11. Являясь непосредственными участниками «процесса», у нас укрепилось мнение, что сложившаяся ситуация возникла не только от халатности… 12. Уже почти выехав за город, выяснилось, что никто не взял топор. 13. И только приобретая шубку, становится понятно, что она мала. 14. Концепция о новых гарантиях банковских вкладов населения обсуждается давно. (По материалам СМИ).
Упражнение 54. Устраните двусмысленность, вызванную нарушением порядка слов в предложениях.

1. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден бывать. 2. В это время в реках и водоёмах ловля рыбы запрещена всеми способами. 3. Нужно уметь делать анализ фактов, но и не только правильно строить взаимоотношения. 4. Первокурсники посещали занятия по греко-римской борьбе старшего преподавателя Петрова. 5. На стенах афиши и плакаты о выступлениях В. Маяковского на немецком, французском, чешском и польском языках. 6. Самым совершенным человек бывает не тот, у кого больше хороших качеств, а тот, у кого меньше дурных. 7. Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. 8. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации и общественных организаций.


Упражнение 55. В данных высказываниях найдите ошибки; определите, в чем они заключаются. Предложите правильный вариант.

1. 1. Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина бури. 2. Некоторые дурные привычки людей сохранились до наших дней, бороться с которыми помогают сатирические произведения поэта. 3. В коридоре стоял мальчик с портфелем в руке, который смотрел в окно. 4. Она пошла в магазин и сняла бигуди. 5. Собачка с девочкой ждала папу. 6. Этот фильм обречен, без всякого сомнения, на редкий успех. 7. После покупки инструмента он сказал, что будет ложить его в сарай. Однако в тот же вечер поклал его в коридоре. 8. В городе построены не только школы, а также драматический театр и другие культурно-просветительные учреждения. 9. По плану намечено построить две больницы, четыре школы, десять детских садов, а также строительство дорог, мостов, озеленение поселков. 10. Каждый день Онегин посещает то балы, то рестораны, то театры, то различные прогулки. 11. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и другие официальные документы. 12. Макар с детства возненавидел частную собственность и отца. 13. Лекции были не только прочитаны в институте, но и колледже. 14. На стене висит его портрет, когда он был молодой. 15. Мать призадумалась, как ему плохо тут живется. 16. Ребята дали клятву, что не изменим друг другу никогда. 17. Белка — зверь, которая живет на дереве. 18. Писатель понял, что какой преданный друг у него есть.

2. 1. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. 2. Птица какаду жил в доме у бабушки много лет. 3. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 4. Готовя домашние задания, меня все время отвлекал телефон. 5. В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира, которые спаслись на крышах домов. 6. Портрет написан известным художником, я его недавно видел на выставке. 7. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено. 8. Из окна была видна группа людей, которые, думаю, что приехали на конференцию. 9. Условием объединения совместные предприятия является то, что каждый из участников должен быть юридическим лицом. 10. Сейчас я учусь в медучилище медсестрой. А потом я хочу поступить на высшее образование. (Из телепередачи «Моя семья»). 11. Обращаясь к малышу, речь должна быть теснейшим образом связана с окружающими его реальными предметами, с практическими действиями, выполняемый самим ребёнком и взрослым. 12. Больной был госпитализирован в больницу. 13. А.С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу». 14. Будучи еще маленькой, меня повезли на море. 15. Мы с мамой очень дружим, что даже наш папа обижается, почему мама больше времени проводит со мной, чем с ним. 16. На столе у него лежала книга, открытая на самой первой странице и которую он уже давно не читал. 17. В рассказе говориться о лосях и как их спас сын лесника Митя. 18. Вам хочется почувствовать и проникнуться красотой нарядов искусства создания одежды.

Глава 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ


В речевом общении важно быть правильно понятым, поэтому нужно уметь точно, лаконично, то есть достаточно кратко, сжато, без многословия (всего лишнего, необязательного в речи) выражать свои мысли. Это предполагает умение ясно мыслить и правильно, точно подбирать языковые средства для выражения мыслей, употреблять слова в соответствии с лексической нормой, то есть присущим слову значением с учётом возможной сочетаемости с другими словами. Справиться о конкретном значении того или иного слова можно в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, четырёхтомном «Словаре русского языка» под ред. А.П. Евгеньевой и других толковых словарях, о возможности сочетаться с другими словами — в «Словаре сочетаемости» под ред. П.Н. Денисова и В.В. Морковкина. Несоблюдение лексических норм приводит к лексическим ошибкам, среди которых можно выделить два типа: 1 тип — неточность словоупотребления, вызванная незнанием значений слов, неумением говорящего (пишущего) выбрать слово, наиболее соответствующее передаваемому содержанию; 2 тип — лексическая избыточность высказывания (многословие). Среди ошибок 1-го типа: 1) употребление слова в несвойственном для него или неподходящем к данному контексту значении: Врачи апеллируют свои действия недостаточным финансированием; 2) неразличение разных значений многозначного слова: Счастливые дети спешат сообщить эту ценную новость матери; 3) неразличение слов-омонимов — одинаково звучащих, но различных по значению слов, например, причастий и прилагательных: зАнятый (заполнивший собой) — занятОй (постоянно обременённый делами) (ср.: зАнятое ребёнком место — занятОй человек); нАжитый — нажитОй (ср.: всё, нажИтое своим трудом — нажитОе добро); нАлитый (полный) — налитОй (сочный) (ср.: нАлитый до краёв стакан — налитОе яблоко); 4) смешение паронимов — сходных по звучанию, но разных по значению слов: Производились (вм.: проводились) демонстрации; Дядюшка взял костистыми (вм.: костлявыми) руками гитару, сдунул пыль и стукнул полюбовно (вм.: любовно) по крышке; 5) семантическая несочетаемость слов: Как, где и когда Наташа всосала этот талант к русским песням; В душе Наташи запел мотив русской песни; 6) пропуск слова, в результате чего возникает неполнота выражения мысли: Слушающие проникались всё больше...; ... независимо, о чём идёт речь.

Распространенной речевой ошибкой является лексическая избыточность — многословие. Разновидностями его являются: 1) тавтология — повторение сказанного другими словами (чаще всего однокоренными), не вносящими ничего нового; неоправданная избыточность выражения какой-либо мысли: Нянюшка сквозь слёзы прослезилась; Зазвучал чистый, звучный аккорд; Он был более старше; 2) плеоназм — выражение, содержащее слово, частично или полностью совпадающее по значению или дублирующее значение другого, рядом стоящего слова, таким образом, не несущее дополнительной информации, то есть лишнее, избыточное слово: Моя автобиография, свободная вакансия, памятный сувенир; Обратимся к русскому народному фольклору. Причина появления плеоназмов связана с неточным представлением о значении слова.



Чтобы избежать неточности выражения мысли, следует помнить о трудных случаях словоупотребления, например, некоторых близких по звучанию, но различных по значению глаголов (паронимов), часто используемых ошибочно (особенно в устной речи), без учета их значения: 1) глаголов надеть и одеть: а) надеть (что или на кого/что): надеть пальто, сапоги, шапку на голову; антонимом к глаголу надеть является глагол снять: снять пальто, сапоги, перчатку с руки, шубку (комбинезон) с ребенка, снять шапку с головы; б) одеть (кого/чем): одеть ребенка, одеть больного, одеть пледом, одеялом; антонимом к нему является глагол раздеть: раздеть ребенка (больного); 2) глаголов заплатить, оплатить, уплатить: а) глагол заплатить употребляется в двух значениях: — «отдать деньги за что-либо» (заплатить за проезд, за услуги, за молоко) — употребляется всегда с предлогом за; — «возместить что-либо» (заплатить долги, заплатить аванс); б) глагол оплатить употребляется всегда без предлога (оплатить проезд, оплатить расходы, оплатить услуги, счет, квартиру, труд); в) глагол уплатить имеет значение «внести плату в возмещение чего-нибудь, а также по денежным обязательствам» (уплатить налог, штраф, уплатить по счету, по векселю, уплатить рублями); может употребляться с предлогом за (уплатить за продукты, за квартиру); 3) других паронимичных глаголов: выполнить (обещание, работу, упражнение) — исполнить (долг, песню, танец); освоить (профессию, пространство, капиталовложения) — усвоить (урок, знания, информацию); помириться (с другом) — примириться (с обстоятельствами); посмотреть (в глаза, на нее, вправо, влево, назад) — осмотреть (город, достопримечательности, выставку, окрестности); представить (отчет, дипломную работу, к награде) — предоставить (слово, трибуну, возможность, квартиру); принять (меры, на работу) — предпринять (попытку) и др.; 4) глаголов кушать и есть, которые различаются по стилю употребления: а) глагол кушать употребляется в формулах официального приглашения к еде, а также в обращении к детям. Не рекомендуется употреблять его в форме 1-го лица единственного числа: это носит высокопарный или манерный оттенок; б) глагол есть стилистически нейтрален, употребляется без ограничений; 5) при выражении просьбы о прощении, извинении рекомендуется употреблять глаголы прости(те), извини(те) но не: извиняюсь, т.к. -ся/-сь имеет значение «себя», в результате слово извиняюсь содержит иной смысловой оттенок — «извиняю себя».

Фразеологические нормы — закрепившиеся в русском языке употребления устойчивых оборотов, о них можно справиться во фразеологических и толковых словарях, в справочниках крылатых слов и выражений, словарях пословиц и поговорок. Фразеологизмы, как и слова, имеют своё значение и характеризуются постоянством состава их компонентов. Незнание устойчивых сочетаний и неумелое их использование (несоблюдение фразеологических норм) приводит к ошибкам: 1) разрушению фразеологизмов, образованию на их основе нового выражения путём объединения элементов двух фразеологизмов, связанных между собой какими-то ассоциациями (контаминации): Жители выдвинули ряд протестов (из: выдвинуть требования + высказать протест); Это не играет никакого значения (из: не имеет значения + не играет роли); 2) искажению состава фразеологизма (рукой руку моют; честь сберегают смолоду); 3) неудачному построению словосочетаний по типу известных фразеологических оборотов: Никогда не откладывай дела в длинный (вм.: долгий) ящик.
Практические задания

Упражнение 56. Составьте предложения с многозначными словами, иллюстрируя различные значения данных слов.

Брать, высокий, действие, глубокий, извлечение, перевод, переход, печать, подъём, приём, речь, светлый, ставить, тяжесть.


Упражнение 57. Определите значения следующих слов и иноязычных элементов, при необходимости пользуясь толковыми словарями.

1. Адекватный, аннексировать, аннотация, апологет, вето, вербальный, вотум, дилемма, дилетант, дискриминация, дислокация, диссонанс, конъюнктура, котироваться, лимитировать, меморандум, помпезный, превентивный, прейскурант, респектабельный, рефлексия, спонтанный, тривиальный, ультиматум, экстравагантный, эксцентричный. 2. Авиа-, анти-, архи-, антропо-, графо-, макро-, микро-, нео-, тетра-.

Упражнение 58. К данным словам иноязычного происхождения подберите синонимы из предлагаемых вариантов.

1. Индифферентный — а) равнодушный, б) слабый, в) безразличный, г) неостроумный, е) единичный.

2. Амбиция — а) самолюбие, б) самомнение, в) уверенность, г) безволие, д) обидчивость.

3. Аморальный — а) самонадеянный, б) безнравственный, в) бессовестный, г) лживый, д) нахальный.

4. Инфернальный — а) непонятный, б) адский, в) непостижимый, г) потусторонний, д) недоступный, е) трудный.
Упражнение 59. Вставьте в предложения на месте пропусков один из предлагаемых синонимов. Объясните разницу в значении синонимичных слов.

1) Костя Шишкин не мог без дела ... из угла в угол.

2) Неутомимый охотник ... по полям и лесам.

3) И страна берёзового ситца не заманит...босиком (С.Есенин). а) бродить, шляться, слоняться

1) Разведчики ... незаметно подползать к укрытию.

2) Лётчик к концу боя ... неимоверную усталость.

3) Спортсмен ... горечь поражений и радость побед.

б) изведывать, пробовать, испытывать


Упражнение 60. Составьте словосочетания, выбрав соответствующий вариант. Образец: живые, насыщенные (цвета, цветы) — живые цветы, насыщенные цвета.

Кожаные, климатические (пояса, поясы). Детские, политические (лагеря, лагери). Испечённые, зреющие (хлеба, хлебы). Яркие, сердечные (тоны, тона). Иметь, владеть, обладать (язык, умение, имение). Кожаный, кожевенный, кожный (завод, ремень, покров). Произвести, оказать, сыграть, выполнить (влияние, роль, функция, впечатление). Костяной, костный, костистый (мозг, гребень, карась). Капиталистическое, капитальное (производство, строительство).


Упражнение 61. Объясните значения слов-паронимов, составьте с ними словосочетания или предложения.

Абонент — абонемент, бережный — бережливый, гнездо — гнездовье, дипломант — дипломат, командированный — командировочный, континент — контингент, масленый — масляный, одеть — надеть, оплатить — заплатить, осудить — обсудить, представить — предоставить, сокрушённо — сокрушительно, удачный — удачливый, эффектный — эффективный, болезненный — больной, жилищные — жилые, классный — классовый — классический, понятливый — понятный, пребывать –прибывать, скрытный — скрытый, человеческий — человечный.


Упражнение 62. Укажите случаи нарушения лексических и грамматических норм в приведенных ниже высказываниях. Исправьте.

1. За услуги отправления телеграфного почтового перевода в размере триста рублей я оплатила 71 рубль. 2. Фирма «Конфетти» изготовит свадебные дипломы и газеты, оденет «платьица» с пожеланиями на бутылки с шампанским, оформит зал воздушными шарами. 3. Поправки гласят, что компании смогут оплачивать за земельные участки в течение пяти лет. 4. Изложите в заявлении всю ситуацию, укажите, что вы оплатили такую-то сумму за такую-то работу (приложите копию платежа). 5. В начале августа в нашем подъезде запустили мусоропровод. За сентябрь мы оплатили, как положено, 105 рублей 42 копейки. В счет-извещение за октябрь указали дополнительную сумму в двойном размере. В ноябре помимо основной суммы потребовали оплатить еще 632 рубля 52 копейки». 6. Льготами на получение медикаментов за неполную стоимость Инна сможет воспользоваться только в том случае, если она будет иметь сургутскую регистрацию, так как данная услуга датируется городским бюджетом. 7. Вполне возможно, что предлагаемое деление ненаучно, но по жизни бывает именно так. 8. Я же считаю просто своим долгом на каждый важный праздник одеть национальный костюм. 9. Банк, первый среди городских финансовых институтов, решил еще в июле предложить горожанам оплачивать за квартиру по безналичному расчету. 10. Обладателю карты необходимо написать заявление, где указаны сроки, в которые он желает оплачивать деньги за квартиру по «безналу». 11. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 12. Девушка одела спецовку электросварщика. 13. В письменном виде все предложения предоставьте, пожалуйста. 15. Все оплачивают за проезд вовремя. 16. Путин внимательно отслеживал каждое выступление. 17. Перед нами сейчас предстоит ответственная задача. 18. Мы неоднократно рассказывали, как отстаивает свои права предпринимателей председатель Нижневартовской торговопромышленной палаты Сергей Землянкин, который "намертво" бился с прежней городской властью, которая готова была «задушить» местный бизнес. (По материалам СМИ).


Упражнение 63. Проанализируйте письменные высказывания абитуриентов на ЕГЭ, найдите ошибки, исправьте их.

1. В тексте говорится о толке общения с искусством, литературой. 2. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 3. Как и куда прогрессирует общество? 4. Прочитанный текст заставил меня подумать и размыслить над словами автора. 5. Свою точку зрения с автором я не разделяю. 6. Я думаю, что нужно и даже надо читать. 7. Автор для красоты языка использует метафоры. 8. Даже небольшие города подвергаются подобным ситуациям. 9. Я полностью разделяю точку зрения автора со своей точкой. 10. Характер рассуждения автора спокойный, увесистый.


Упражнение 64. В данных предложениях найдите явления тавтологии и плеоназма. Устраните речевые недочёты.

1. Уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоком уровне. 2. В день восьмидесятипятилетия годовщины образования ВЛКСМ Сталин занял прежнее место на Октябрьской площади города. 3. Это побуждает работников библиотеки работать плодотворно. Работники нашей библиотеки работают добросовестно. 4. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 5. Странный парадокс этот ошеломил нас всех. 6. После долгих прений депутаты пришли к согласованному консенсусу. 7. От этих цветов шел сильный пахучий запах. 8. В операционной была чистейшая стерильность. 9. Лично я поняла, что я способна быть учителем русского языка. 10. В газете был напечатан предварительный анонс телепередач. 11. Необычный феномен привлёк всеобщее внимание. 12. В редакции долго редактировали мою рукопись. 13. На площади стоит мемориальный памятник воинам-освободителям. 14. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 15. В стране сложилось тяжёлое положение. 16. В этом эпизоде раскрыта главная суть произведения. 17. Фирма предлагает сервисное обслуживание компьютеров. 18. В милицию поступило анонимное заявление от гражданки Комовой. 19. Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно.


Упражнение 65. Прочитайте. Определите, соответствуют ли данные высказывания требованию точности речи. Отметьте случаи неполноты высказываний и многословия. Предложите приемлемые для полного стиля речи варианты выражения мыслей.

1. Павел Петрович с первого знакомства чувствует сильную антипатию. 2. Автор, приводя конкретные аргументы, факты и оценку, правильно доносит до нас все критерии проблем. 3. Чичиков выработал в себе безошибочно определять сильные и слабые стороны людей. 4. Роман сыграл огромную роль в формировании нравственного облика. 5. По примерам можно отследить эпоху и особенности того времени. 6. Несколько раз на заседаниях приходилось слушать о наркомании. 7. Система почтовой связи у нас сейчас, на мой взгляд, достаточно эффективна, просто она достаточно разветвлённа (Из телепередачи «Времена»). 8. Суффикс — чик служит для образования профессий. 9. Обратите ... ещё раз на доску. 10. Я полюбила и привыкла к ребятам. 11. Отношение, если не скажу, что совсем другое, то мне кажется, что мои такие впечатления первые... правильные, как всегда бывает, отношение нормальное, деловое, спокойное (В. Черномырдин). 12. Считаю то, что американизмы вредны. 13. В подготовке к урокам я старалась как можно больше приготовить дидактического материала. 14. Мы приветствуем всех инвесторов, которые вкладывают в реконструкцию и строительство новых объектов.


Упражнение 66. Подберите к иноязычным фразеологизмам соответствующий им русский перевод.

А. Французские фразеологизмы: жить как петух на откорме; в те времена, когда королева Берта пряла; работать на прусского короля; одним камнем сделать два удара; принять пузыри за фонари; голова к голове; натянуть на четыре булавки. Справочные материалы: очень давно; успешно сделать одновременно два дела; наедине, без свидетелей; нарядный, красиво одетый во всё новое; хорошо жить, беззаботно; работать задаром; жестоко обмануться.

Б. Китайские фразеологизмы: и курица улетела, и яйца разбились; связать и положить на высокую полку; не забравшись в логово тигра, не поймаешь тигрёнка; и ворона и сорока молчали; сидеть на дне колодца и смотреть на небо; толочь воду в бамбуковом решете; журавль среди кур. Справочные материалы: человек, резко выделяющийся в своём окружении; судить о чём-либо односторонне; не рискнёшь — не выиграешь; обмануться в расчётах; отложить на длительное время; очень тихо; заниматься чем-то бесполезным.
Упражнение 67. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация).

1. Благодаря войне, дешёвые цены, изъявить согласие, одержать успех, оказать вред, повысить кругозор, завершить обязательства, оказать впечатление, потерпеть потери, уделять значение, допустить неосведомлённость, предвещать погоду, усилить потенциал, придерживаться того же отношения.

2. 1. Наша команда одержала первенство в соревнованиях. 2. Раскинуть головой. 3. Слухом не слыхивал. 4. Душа кровью обливается. 5. Похоронили на корню. 6. Отлегло на сердце. 7. Власть предержащие. 8. Промокли до костей. 9. Лелеять надеждой. 10. Эта книга обогатит ваш кругозор, окажет пользу. 11. Счастливые часов не соблюдают. 12. Шито-крыто белыми нитками. 13. Поведение этого ученика выходит за все рамки. 14. На уроках, которые я давала, учащиеся вели себя всегда активно. 15. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.

<предыдущая страница


3 Нормы употребления форм имён прилагательных

Имена прилагательные обозначают признак предмета, выражая это значение в грамматических катего­риях рода, числа и падежа

549.16kb.

04 09 2014
4 стр.


«Меткие и озаряющие слова». (Роль имен прилагательных в речи). Цел и урока

Организовать наблюдение за ролью имён прилагательных в речи и развивать умение опознавать эпитеты

249.23kb.

18 12 2014
1 стр.


Склонение и правописание имен прилагательных множественного числа

Цели: Совершенствовать навыки правописания окончаний имен прилагательных множественного числа

30.07kb.

16 12 2014
1 стр.


Культура речи употребление форм рода имен существительных

Некоторые существительные имеют равноправные варианты форм рода

201.24kb.

07 10 2014
1 стр.


Человек и малая родина

Цель исследовательской работы: исследовать частотность употребления имён в разные исторические периоды

905.86kb.

14 12 2014
3 стр.


Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы

Муниципальное учреждение Отдел образования Администрации муниципального района Татышлинский район

77.39kb.

16 12 2014
1 стр.


2 Глава I. Образование имен существительных при помощи суффиксов и их правописание в горномарийском языке. 4 Образование имен существительных при помощи суффиксов. 5 Глава II. Образование имен прилагательных при помощи суффиксов в горномарийском
228.5kb.

16 12 2014
1 стр.


О синонимических отношениях имен прилагательных, характеризующих внешность человека по отдельным ее атрибутам, в русском и белорусском языках

Синонимические отношения – один из наиболее конструктивно значимых видов семантических связей слов в структуре лексико-семантической группы (лсг)

32.3kb.

10 10 2014
1 стр.