Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8

Вопросы для самоконтроля


  1. В чем заключается цель экологического образования дошкольников? Какими задачами она конкретизируется?

  2. Каковы условия повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ? Охарактеризуйте каждое из них.

  3. Какие инновационные педагогические технологии в области экологического образования необходимо использовать в ДОУ?

  4. Каким способом можно обогатить эколого-развивающую среду в ДОУ?

  5. Что такое мониторинг? Каковы его задачи?



    1. Организация и управление в сфере экологического образования

Мир природы — это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людей. Именно поэтому человечество должно быть заинтересова­но в сохранении целостности, гармонии в природе, предотвра­щении нарушений биологического равновесия и взаимодействия ее объектов. Человечеству необходимо осознать и помнить, что природа является не только объектом материального обогащения. Она — неиссякаемый источник обогащения духовного, нравствен­ного, эстетического, неисчерпаемый источник развития интел­лектуальной и познавательной сферы.

Помочь решить экологические проблемы призвана система эко­логического образования всех слоев населения, и особенно подра­стающего поколения.

Если обратиться к истории становления экологического обра­зования, то в его развитии можно выделить три этапа:

1-й этап (до 1970 г.) — природоохранное образование;

2-й этап (1970—1992 г.) — экологическое образование;

3-й этап (1992 г. — до настоящего времени) — образование для устойчивого развития.

Как известно, к началу 90-х гг. XX столетия в России задачи экологиче­ского образования становятся проблемами государственной по­литики. На значимость организации системного подхода к эколо­гическому образованию обращается внимание во многих законо­дательных нормативных документах, касающихся сферы образо­вания. Закон РФ «Об образовании» (1992), указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994), постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению эколо­гического образования населения» (1994) определили экологи­ческое образование и воспитание как приоритетное направление совершенствования всей системы образования в РФ. В «Концеп­ции общего среднего экологического образования» (Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др., 1994), «Концепции перехода России к ус­тойчивому развитию» (1996) одной из важнейших задач России на современном этапе признается «формирование активной сис­темы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответ­ствующей системы воспитания и образования». В «Национальной стратегии экологического образования Российской Федерации» (2000) определены цели, задачи, принципы и основные направ­ления экологического образования. Отмечается, что экологиче­ское образование призвано не только формировать у граждан пред­ставление о физических и биологических компонентах окружаю­щей среды, но и способствовать пониманию социально-эконо­мической обстановки, проблем развития общества, усвоению эко­логических и этических норм, образа жизни, отвечающего прин­ципам устойчивого развития.

На необходимость грамотного подхода к построению системы экологического образования обращают внимание такие ученые, как Н. Ф. Винокурова, Н. Н. Моисеев, Г. А. Ягодин и др. По их мне­нию, современные образовательные учреждения всех ступеней и уровней должны стать главным источником и организующим звеном экологического образования, формирования экологичной личности, способной ценить и преумножать богатства родной природы.

Анализ исследований показал, что существуют разные подхо­ды к трактовке понятия «экологическое образование. Так, А. Н.Захлебный полагает, что экологи­ческое образование — это элемент общего образования, связан­ный с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества (человека).

Н. М. Мамедов и И.Т. Суравегина считают, что экологическое образование — это целенаправленный процесс формирования от­ветственного отношения школьников к окружающей природе во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и обще­ния с природой.

Согласно Н.Ф. Реймерсу, экологическое образование — это педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в про­цессе которого они усваивают научные основы решения про­блем взаимодействия общества и природы, овладевают приклад­ными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы.

Таким образом, под экологическим образованием понимается целенаправленный процесс формирования культуры взаимодей­ствия с миром природы на основе синтеза эмоционально-чув­ственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов. При этом сущностной основой, целью экологиче­ского образования должно стать формирование экологической культуры личности и общества как синтеза практического и ду­ховного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспе­чивающей его выживание и развитие.

Исследуя особенности осуществления современ­ного экологического образования, ученые выделяют следующие моменты:

- оно проходит в условиях глобального экологического кри­зиса, что требует адекватного поведения людей, и принятия не­замедлительных мер по улучшению, стабилизации природной среды;

- ему соответствует довольно высокий уровень развития науки об окружающей среде;

- человечество стало более информированным в области раз­вития естественных и общественных наук.

Рассматривая вопросы построения системы экологического образования, необходимо обратить внимание и на базовые, прин­ципиальные позиции организации деятельности в данном направ­лении.

Необходимо отметить, что ученые по-разному подходят к реше­нию этого вопроса. Например, С. Г. Гильмиярова, выделяя эколо­гическое образование как составную часть целостного образова­тельного процесса, отмечает, что оно должно подчиняться в пер­вую очередь общим закономерностям и принципам дидактики.

Автор предлагает следующие принципы организации экологического образования:



всеобщность. Предполагает обязательность экологического об­разования на всех возрастных этапах развития человека;

непрерывность. Обеспечивает последовательное развитие и обо­гащение экологической культуры как в каждой отдельной лично­сти, так и в обществе в целом; предполагает преемственность об­разовательных программ и технологий, тем самым оптимально обеспечивая переход на последующие ступени экологического образования, реализация которого возможна при условии сочета­ния педагогических методов обучения и воспитания с политиче­скими, экономическими, нравственными и непосредственно прак­тическими способами воздействия на экологическое сознание и поведение людей;

системность. Создание эффективной системы непрерывного экологического образования, охватывающей все слои населения; наличие достаточного количества доступных образовательных про­грамм и учреждений, разнообразия образовательных услуг и ка­чества управления всей системой непрерывного экологического образования;

интегративность. Отражает уникальную способность экологии как науки интегрировать различные области теоретического зна­ния и практической деятельности людей (синтез гуманитарных и естественных наук). Имеет два аспекта: вертикальный и горизон­тальный. Вертикальная координация обеспечивает непрерывность, последовательность и преемственность экологического образова­ния в течение всего времени обучения. Горизонтальная координа­ция означает взаимосвязь как между самими предметами эколо­гического цикла, так и между дисциплинами экологического цикла и другими учебными дисциплинами. Реализация принципа верти­кальной и горизонтальной координации предполагает координа­цию учебных программ и педагогических технологий различных образовательных учреждений, создает предпосылки согласован­ной образовательной политики в системе непрерывного экологи­ческого образования;

гибкость и вариативность. Гибкость требует периодического пересмотра содержания в соответствии с изменяющимися потреб­ностями человека и общества в экологическом образовании; ва­риативность — разнообразия экологических программ;

культуросообразность. Предполагает учет национально-культур­ных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей; реализуется через региональный компонент содержания экологического образования;

экогуманизм (как нравственный императив). Согласно этому принципу отношение человека к природе должно основываться на нравственном начале. Одно из проявлений данного принципа — отказ от антропоцентризма в учебных программах. Сострадатель­ное отношение к природе предполагает и сострадательное отно­шение к человеку. Человек должен рассматриваться как неотъем­лемая часть природы, связанная с ней множеством нитей. Прин­цип экогуманизма предполагает создание особой эколого-гуманной атмосферы учебного заведения, в котором осуществляется совместная деятельность, создаются оптимальные условия для проявления и развития творческой индивидуальности каждой лич­ности.

Учет особенностей экологического образования позволяет вы­делить и его специфические принципы, типичные толь­ко для данного вида образования. Одним из таких принципов ис­торически выделяется принцип природосообразности, который был сформулирован еще великим чешским педагогом XVII столетия Я. А. Коменским.

Л. В. Моисеев и С. Н. Николаева дополняют перечень принци­пов организации экологического образования, включая:

принцип гуманизации, утверждающий право каждого человека на жизнь в комфортной, благоприятной среде;

принцип научности, предполагающий построение экологиче­ского образования на основе учета основных достижений совре­менного научного знания не только в области экологобиологических наук, но и в области психологии и педагогики;

принцип позитивного прогнозирования, предполагающий проек­тирование результатов воздействия человека на природу, не при­водящего к ее разрушению, а обеспечивающего заботу о предме­тах, объектах природы.

Авторами вносится уточнение в следующие принципы:



принцип непрерывности, предполагающий организацию сис­темы экологического образования с первых этапов жизни че­ловека — с периода раннего и дошкольного детства и до его смерти;

принцип систематичности, который предусматривает единство целей, задач, методов, приемов, средств и способов экологиче­ской работы.

Под пристальным вниманием ученых находится и самый слож­ный компонент всего педагогического процесса — содержатель­ный. Так, А.Н.Захлебный, рассматривая вопросы содержания экологического образования, выделяет четыре взаимосвязанных компонента:

- познавательный;

- ценностный — осознание человеком значения природы как уникальной ценности (не только утилитарной, но и познаватель­ной, эстетической, практической и т.д.);

- нормативный — овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;

- деятельностный — овладение видами и способами обществен­но полезной практической деятельности, направленной на фор­мирование умений, применяемых в экологической сфере.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) экологическое образование — это относительно новая со­циальная категория, которая непосредственно связана с экологи­ей как наукой. В основе экологического образования лежат такие ведущие идеи экологии, как единство организма и среды, рас­смотрение сообщества организмов и среды, человека и среды;

2) экологическое образование — это целенаправленный, пла­номерный, систематический педагогический процесс, направлен­ный на оптимальное развитие психических свойств и качеств лич­ности.

Современное экологическое образование можно представить в виде гуманитарной культурно-творческой модели, которую отли­чают следующие теоретико-методологические идеи:

- идея самоценности живого, неживого и мыслящего, отража­ющая аксиологический подход к современной картине мира;

- идея единства человека и природных основ жизни;

- идея личностного становления человека в процессе взаимо­действия с миром природы;

- идея субъектности, предполагающей, что в центре внимания находится развитие субъектного опыта человека, который вклю­чает индивидуальный и всеобщий опыт общения с природно-куль-турным окружением;

- идея проблемно-творческой направленности содержания эко­логического образования;

- идея сознательной направленности экологического образо­вания в контексте жизнетворчества, объединяющая существую­щие стратегии экологизации образования (природоохранная, ресурсоохранная, валеологическая и т.д.);

- идея глубинного диалога личности с природой, партнерства, равноправия в противовес идеологии покорения, борьбы, гос­подства.

Начальным звеном непрерывной системы экологического об­разования по праву необходимо рассматривать дошкольное эко­логическое образование. Ведь именно дошкольное детство являет­ся базовым, исходным этапом формирования личности. Дошколь­ный возраст — это период, когда ребенок делает первые шаги «по пути постижения мира природы». На этом этапе своего развития он «открыт» тому, что его окружает. И если говорить об организа­ции системы экологического образования дошкольников в рам­ках данного концептуального подхода, то основой экологической работы дошкольного образовательного учреждения должно стать развитие эмоциональной, чувственной сферы детей.

Эмоциональное развитие детей в процессе их взаимодействия с природным окружением оказывает самое непосредственное вли­яние на их интеллектуальное развитие, на накопление необходи­мой информации о мире природы.

Практическая организация и постановка дела в области эколо­гического образования в настоящее время имеет первостепенное значение, так как наблюдается совершенно очевидный поворот практики дошкольного воспитания в сторону «экологии», актив­ный поиск и самостоятельное создание технологий и программ. Организация и управление экологическим образованием дошколь­ников определяются спецификой административных уровней. С.Н.Николаева выделяет следующие:



Федеральный уровень. Главная задача — создание центра с мно­гофункциональным значением, в котором будут осуществляться изучение проблемы, разработка пакета практических материалов, их апробация, внедрение и распространение.

Республиканско-областной уровень. Главные задачи: системати­ческое, целенаправленное повышение уровня экологической куль­туры различных специалистов дошкольного воспитания, осуще­ствляемое через систему повышения квалификации; финансово-организационная и методическая поддержка инициативы снизу по внедрению существующих и созданию новых программ эколо­гического воспитания; открытие экспериментальных площадок.

Районно-городской уровень. Администрация обеспечивает не­посредственную жизнедеятельность конкретных учреждений. Свое­временная организационная и методическая помощь и поддержка могут стать решающим фактором в инновационной деятельности детского сада.

Другой важной задачей районно-городского отдела образова­ния является подготовка дошкольных учреждений к аттестации.

Подготовка и открытие экспериментальных площадок по эко­логическому воспитанию в передовых дошкольных учреждениях — важная задача районно-городского управления.

Уровень дошкольного учреждения. Организационно-управленческая деятельность ДОУ – это система мероприятий, комплексная реализация которых приводит к высокому результату.
Вопросы для самоконтроля


  1. Какие основные этапы выделяют в становлении и развитии экологического образования в России?

  2. В каких законодательных нормативных документах обращается внимание на экологическое образование?

  3. Каковы принципы организации экологического образования?

  4. В чем специфика административных уровней организации и управления экологическим образованием дошкольников?

    1. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ

Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, который отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

В педагогике моделируют как содержание образования, так и учебную деятельность.

Достаточно широко применяется моделирование учебного материала для его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме и в расчете на образные ассоциации с помощью мнемонических правил. Выделяют модель обучения, которая определяется как педагогическая техника, система методов и организационных форм обучения, составляющих дидактическую основу модели

В сложившейся реально практике Н.А. Рыжова выделяет две основных педагогических модели, отличающиеся принципами организации работы. Условно эти модели называются «эколог» и «воспитатель».

Модель «эколог». Особенность модели «эколог» — создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, руководителя, методиста и воспитателя на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников.

В рамках модели «эколог» каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога, который координирует работу всех педагогов. Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями. Модель «эколог» внедряется во многих дошкольных учреждениях страны. Педагог-эколог обязательно должен получить соответствующую профессиональную подготовку как в области экологии, естествознания, так и в области методики экологического образования дошкольников. В настоящее время в детских садах работа экологов организована по-разному, но в целом можно выделить два варианта:

— эколог регулярно проводит занятия с детьми и является координатором всей работы дошкольного учреждения в области экологического образования;

— эколог периодически посещает группы, где беседует с детьми, проводит игры и т.п., ухаживает за растениями, животными, огородом.

Эколог дошкольного образовательного учреждения — специа­лист с любым естествоведческим образованием (биологическим, географическим, химическим, сельскохозяйственным), который ориентирован на специфику экологического воспитания детей, готов понять психологию маленьких ребят, разобраться в условиях их жизни в детском саду. Наличие такого специалиста обеспечивает грамотный подход к постановке и осуществлению в детском саду нового направления в образовании, требующего от педагогическо­го коллектива соответствующих знаний и умений.

Функциональ­ные обязанности эколога ДОУ могут быть достаточно широкими и конкретными. Это бионадзор за зеленой зоной детского сада; по­вышение квалификации педколлектива ДОУ по основам экологии; пропаганда экологических знаний среди родителей; краеведческое исследование места нахождения ДОУ; мониторинг окружающей среды детского сада; эколого-педагогическая работа с детьми.

Педагогическая работа специалиста-эколога занимает значитель­ное место в его функциональных обязанностях.

Как считает С.Н.Николаева - участие эколога в педагогическом процессе иное, чем у воспитателя в группе, в его функции входит следующее:

• отбор краеведческого материала, интересных объектов и яв­лений природы из ближайшего окружения, пригодных для озна­комления детей; составление на них характеристик и паспорте;

•разработка содержания экскурсий и походов в экосистемы (лес, пруд, луг и др.), определение доступных пониманию детей экологических явлений; взаимосвязей в сообществах, составление маршрутов в природу;

•проведение вместе с воспитателем прогулок, экскурсий, по­ходов в природу;

• разработка и проведение занятий и экскурсий в комнату при­роды, зимний сад по экологической тропе;

• посещение и просмотр занятий с экологическим содержани­ем, проводимых воспитателями в старших группах, их анализ;

. • составление паспортов на комнатные растения и растения уча­стка зеленой зоны ДОУ;

• приобретение и изготовление наглядных пособий экологиче­ского содержания, раздаточного материала;

• подбор и накопление детской и взрослой литературы приро­доведческого и экологического содержания, организация мини-библиотеки;

• составление картотеки и библиографии по разным вопросам экологического воспитания детей;

• разработка сценариев экологических праздников, их органи­зация и проведение (совместно с педколлективом);

• разработка экологических акций, их организация и проведе­ние вместе с воспитателями;

•проведение кружковой работы с детьми (не обязательно).

В педагогической деятельности эколог не подменяет воспита­теля. Его главная задача — поднять общую экологическую культу­ру персонала детского сада, вооружить воспитателей экологичес­кими знаниями, организовать экологически грамотное взаимо­действие детей и взрослых с природой.

Нам кажется более предпочтительным первый вариант, так как именно он способствует постепенной экологизации работы всего учреждения. Рассмотрим подробнее возможные направления работы и взаимоотношения сотрудников в рамках первого варианта модели «Эколог».

Направления работы руководителя:

— организация всего образовательного процесса (при необходимости — экспериментальной работы); распределение функциональных обязанностей членов коллектива;

— сотрудничество с органами управления образованием;

— выделение необходимых ставок (эколога, лаборанта, садовника) и подбор, повышение квалификации кадров в области экологического образования;

— составление дизайн-проекта учреждения, экологизация развивающей предметной среды;

— финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т.п.);

— работа с родителями;

— координация работы с другими учреждениями;

— связь со школой.

Направления работы старшего воспитателя:

— ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;

— выбор программы и методики (совместно с экологом);

— определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;

— контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода в экологическом образовании;

— мониторинг деятельности всего коллектива;

— участие в диагностике детей и анализе результатов;

— проведение методических семинаров для членов коллектива;

— участие в экологизации развивающей предметной среды;

— участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);

— руководство составлением «Экологического паспорта»;

— организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования;

— обобщение результатов работы.

Направления работы педагога-психолога:

— психологическая поддержка работы по экологическому образованию (в том числе экспериментальной работы);

— анализ программ, методик с точки зрения их соответствия уровню детей дошкольного возраста;

— присутствие на занятиях эколога с целью определения по соответствующим методикам поведения и характеристик дошкольников (произвольность, комфортность и т.п.);

— участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с экологом (разработка диагностических заданий с учетом материала по экологическому образованию);

— составление рекомендаций для эколога по учету индивидуальных особенностей детей;

— анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями и экологом (записи особенностей поведения детей, их высказывания и т.п.);

— участие в составлении диагностических карт;

— работа с родителями.

Направления работы медицинского работника:

— оздоровительная работа с детьми;

— участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения с точки зрения состояния здоровья детей;

— эколого-оздоровительное просвещение родителей.

Направления работы педагога-эколога:

— участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада;

— подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада;

— активное участие в разработке концепции и создании развивающей предметной среды;

— выбор растений, животных для экологического комплекса, групповых помещений;

— подготовка наглядного материала, выбор литературы;

— координация работы всех специалистов: музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности, физкультуре;

— координация работы воспитателей: составление еженедельной программы для воспитателей по конкретной теме и контроль за ее выполнением;

— участие в диагностике результатов экспериментальной работы;

— работа с родителями;

— консультации педагогам дошкольного учреждения в области экологического образования;

— оформление «Экологического паспорта» детского сада, «Экологических паспортов» растений, животных экологического комплекса;

— распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала).

Направления работы музыкального руководителя:

— проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

— согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;

— разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;

— подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе) к программе эколога;

— музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев;

— использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.).

Направления работы педагога по изобразительной деятельности:

— закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

— иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;

— оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

— совместное проведение занятий с экологом;

— участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

— подбор художественных произведений к программе эколога;

— координация своей программы с программой эколога;

— участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

— использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Направления работы инструктора по физкультуре:

— включение в занятия определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений, растений) по согласованию с экологом;

— участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, экскурсий, в том числе вместе с родителями;

— участие в экологических праздниках (спортивно-экологических);

— согласование своей программы с программой эколога для выявления точек соприкосновения;

— тренер по плаванию может участвовать в экологических праздниках, проведении некоторых экспериментов;

— обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.

Направления работы воспитателя:

— экологизация видов деятельности дошкольников в группах;

— выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;

— выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);

— создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;

— подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми);

— работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.);

— участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);

— участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.

Модель «воспитатель». Данная модель отличается от модели «эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни. Данная модель существует во многих детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. На практике она представлена двумя вариантами: первый — экологическое образование осуществляют несколько воспитателей, зачастую без координации своих действий; второй — задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и контролирует методист или руководитель учреждения. Воспитатель создает в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.п.). Модель «воспитатель» также предполагает наличие у воспитателя определенной подготовки в области экологического образования.

В рамках модели «воспитатель» реализуются только отдельные компоненты системы экологического образования (экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей).

Подчеркнем, что обе указанные модели нацелены на реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании и способствуют всестороннему развитию личности ребенка. При реализации любой модели детский сад должен стремиться организовать работу по нескольким основным направлениям: экологизация различных видов деятельности ребенка; подготовка кадров; работа с родителями; оценка окружающей среды; экологизация развивающей предметной среды, координация работы с другими учреждениями. Все эти направления тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка и навыков экологически грамотного поведения, является профессиональная подготовка педагога. Роль работников дошкольных учреждений в экологическом образовании имеет свою специфику: именно в раннем возрасте для ребенка характерна склонность к подражанию, он полностью доверяет взрослому, у дошкольников отсутствует критический взгляд на поступки близких людей.

В настоящее время сложилось несколько направлений подготовки воспитателей в области экологического образования:

1. Подготовка студентов в педучилищах, пединститутах, педуниверситетах.

2. Переподготовка воспитателей (в том числе и подготовка экологов) на краткосрочных курсах повышения квалификации.

3. Повышение квалификации на курсах, проводимых авторами экологичских программ.

4. Участие в работе методических объединений районов, округов и т.д. (знакомство с опытом работы).

5. Участие в конференциях, совещаниях разного уровня, посвященных проблемам экологического образования.

6. Участие в конкурсах разного уровня по экологической тематике.

7. Повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольных учреждений (методические советы по экологической тематике).

8. Сотрудничество коллективов дошкольных учреждений с организациями, занимающимися проблемами экологии и экологического образования (см. раздел «Координация работы»).

9. Распространение опыта работы детских садов — экспериментальных площадок по экологическому воспитанию среди других учреждений.

Как положительный момент можно оценить внедрение в работу дошкольных учреждений разнообразных форм повышения квалификации сотрудников: выделение в программах работы специальных блоков, разделов, связанных с данной проблемой, непрерывно действующие семинары для воспитателей, взаимопосещение и просмотр открытых мероприятий, индивидуальная работа с воспитателями.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей — одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач — привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка — период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Во многих дошкольных учреждениях я видела стенды с подробной информацией о глобальных экологических проблемах. Эти же факты часто приводятся и на родительских собраниях. Но практика показала, что такой подход не привлекает внимания пап и мам, катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее неприятие. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. С другой стороны, оригинально, красочно оформленная опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставит задуматься.

Прежде всего, внимание необходимо обратить на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции), а взрослому — лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях.

Использование педагогических моделей «Эколог» и «Воспитатель» позволит повысить качество экологического образования в ДОУ.

Перед любым дошкольным образовательным учреждением сегодня стоит проблема, как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе?

Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением (дополнительным предметом) в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Сделать это можно в рамках разных педагогических моделей организации работы.

Разрабатывая педагогическую модель экологического образования в ДОУ, мы опирались на модели «Эколог» и «Воспитатель», предложенные Н.А. Рыжовой.

В рамках модели «Эколог» каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования. Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога, который координирует работу всех педагогов. Так как не во всех детских садах есть возможность выделить ставку эколога, за основу нами была принята модель «Воспитатель».

Данная модель отличается от модели «эколог» принципами организации работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

Мы видоизменили эту модель, расширив ее возможными компонентами из модели «Эколог»

При реализации данной модели детский сад должен стремиться организовать работу по нескольким основным направлениям: экологизация различных видов деятельности ребенка; подготовка кадров; работа с родителями; мониторинг качества экологического образования; экологизация развивающей предметной среды, координация работы с другими учреждениями. Все эти направления тесно связаны между собой и дополняют друг друга.



Направления работы заведующей ДОУ

I. Организация всего процесса экологического образования (планирование работы по экологическому образованию, контроль за осуществлением данной работы, например проведение семинар – практикум для воспитателей города «Воспитание гуманного отношения к природе через освоение детьми природной среды», педагогический совет в форме деловой игры по теме: «Что такое экологическое образование в ДОУ?»).

II. Организация сотрудничества детского сада с другими учреждениями.

Координация дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа.



Направление сотрудничества

Учреждения

Организационное

Органы управления образования разного уровня, административные органы управления

Образовательное

Органы образования, другие дошкольные учреждения, природоохранные органы, музеи, выставочные центры

Преемственность

Школы, дворцы творчества, эколого-биологические центры, педколледжи

Повышение квалификации

Органы образования, институты повышения квалификации, научно-педагогические центры

Научное консультирование

Вузы, научно-исследовательские учреждения, эколого-биологические центры, музеи, учреждения АН РФ, институты, заповедники

Финансовое

Экологические фонды, министерства, комитеты по охране окружающей среды, административные органы управления, общественные отечественные и иностранные экологические организации (получение грантов)

Эколого-оздоровительное

Детские поликлиники, органы санэпидемнадзора, научные организации, природоохранные комитеты, организации по озеленению

Практическое

Общественные экологические и природоохранные организации (движение “Зеленых”, общества охраны природы)

Рекламное

Телестудии, пресса, радио, фестивали

1. Организационное направление предполагает сотрудничество с целью организации экспериментальных площадок, ознакомления и оформления необходимых документов в области экологического образования, участия в конференциях, в совещаниях, в обобщении и публикации результатов работы. Представители органов образования регулярно отслеживают результаты экспериментов и ведут мониторинг деятельности педагогов, способствуют налаживанию контактов между школой и детским садом.

2. Образовательное направление подразумевает сотрудничество с органами образования различного уровня с целью грамотного выбора программ, методик и обмена опытом с другими детскими садами. Органы образования, в частности, проводят совещания, конференции, посвященные тем или иным проблемам экологического образования.

3. Преемственность — одно из главнейших направлений работы дошкольных учреждений, наиболее полно реализуемое в системе УВК (учебно-воспитательных комплексах). Сотрудничество дошкольных учреждений со школами в большинстве регионов развито слабо в силу ряда причин, в большинстве своем не зависящих от детских садов. Целью многих дошкольных учреждений, занимающихся проблемой экологического образования, является формирование класса начальной школы на базе группы детского сада. В этом случае школьный педагог учитывает образовательный уровень детей и может начинать работу с более высокого уровня. Обычно же у дошкольников, специализирующихся в области экологического образования ДОУ, отмечается высокий уровень в области естественно-научных знаний, превышающий средний уровень первоклассника. Следует отметить, что и детский сад может оказать большую помощь начальной школе, например, нередко учителя начальных классов используют развивающую среду детских садов для проведения уроков природоведения. Варианты форм сотрудничества дошкольных учреждений и школ — совместные конкурсы на лучшую поделку из отходов, экологические праздники, конкурсы, походы. Младшие школьники на уроках труда могут изготовить оборудование для исследований, маски, костюмы для дошкольников.

Большое значение для реализации преемственности имеет сотрудничество дошкольного учреждения со студентами педколледжей, педуниверситетов, в частности, при прохождении ими педпрактики. Однако часто программы, цели студентов никак не связаны с задачами и программами учреждения, в котором они проходят практику, что значительно снижает эффективность сотрудничества.

4. Повышение квалификации. Это направление подразумевает постоянный контакт детских садов с ИПК и другими организациями, специализирующимися в данной области, участие в методических объединениях.

5. Научное консультирование. В последние годы наблюдается позитивная тенденция расширения сотрудничества дошкольных учреждений с различными научными организациями, институтами, университетами. Поддержку детским садам оказывают и эколого-биологические центры, сотрудники которых не только консультируют воспитателей, но и ведут работу с детьми. С дошкольными учреждениями устанавливают контакты отделы экологического просвещения особо охраняемых территорий (заповедников, национальных и природных парков), библиотек, музеев. Среди таких учреждений проводятся конкурсы на лучшую организацию работы в области экологического образования. В заповедниках, музеях дошкольники знакомятся с особенностями природы своего края, проблемами их охраны, с конструктивной деятельностью человека по отношению к природе.

6. Финансовое. В современных экономических условиях большое значение приобретает дополнительное финансирование дошкольных учреждений. В этом отношении экологическое образование является в определенной степени уникальным: в развитии сети ДОУ, занимающихся вопросами экологического образования, заинтересованы не только органы управления образованием, но и комитеты природных ресурсов, общества охраны природы, органы санэпидемнадзора разного уровня. Региональные экологические фонды периодически финансируют те или иные мероприятия дошкольных учреждений, оказывают помощь в приобретении оборудования, литературы. Детские сады получают также гранты общественных, неправительственных фондов.

7. Эколого-оздоровительное. Поскольку здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей его среды, качеством употребляемых продуктов и материалов, используемых для оформления помещений детского сада, многие дошкольные учреждения занимаются вопросами здоровья и экологии в комплексе. Некоторые ДОУ получают консультационную помощь со стороны медицинских учреждений и учреждений санэпидемнадзора, что благоприятно сказывается на здоровье и развитии детей. Экологические фонды, комитеты природопользования оказывают дошкольным учреждениям помощь в озеленении территорий, в улучшении окружающей среды.

8. Практическое. В развитии системы экологического образования в дошкольных учреждениях заинтересованы многие общественные организации, так как через детские сады они могут вовлекать в различные природоохранные акции не только детей, но и их родителей, воспитателей. Например, у нас в стране каждую весну проходит акция «Марш парков», в которой могут участвовать взрослые и дети.

9. Рекламное. Освещение работы дошкольных учреждений в прессе, на телевидении помогает прежде всего развитию сотрудничества с другими организациями, получению финансирования, оценке работы коллектива, привлекает внимание родителей, административных работников к проблемам экологического образования.

Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями помогает ему стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования.

III. Финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т.п.)

Направления работы старшего воспитателя:

I. Ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования и их выбор.

II. Мониторинг качества экологического образования и педагогический мониторинг.

Мониторинг качества экологического образования - это систематическое наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы ДОУ в плане соответствия стандартам (нормам).

Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации педагогического мониторинга как эффективного метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.

Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы и деятельности воспитателей.

Также можно выделить четыре стадии педагогического мониторинга:

Исходно-диагностическая. Изучение исходного состояния уровня профессиональной квалификации посредством рабочей документации, технологической карты, профессиональной карты педагога. Предполагает ознакомление педагогов с результатами диагностирования.

Установочно-перспективная или подготовительная. Определение целей и задач повышения уровня квалификации, исходя из результатов профессиональных карт педагогов, годовых задач дошкольного учреждения и индивидуальной творческой темы. Предполагает создание программы повышения уровня профессиональной квалификации педагога.

Содержательно-деятельностная. Заполнение профессиональных карт педагогов по итогам работы за определенный период времени (квартал, полугодие и т. д.), проведение индивидуальной коррекционной работы.

Оценочно-прогностическая. Обобщение результатов профессиональной карты педагога в форме таблиц, графиков, диаграмм, гистограмм; рассмотрение вопроса о возможном повышении квалификации педагога, выдача соответствующих рекомендаций, определение перспектив дальнейшего уровня квалификации, итоговый отчет руководителей ДОУ о результатах.

Таким образом, знание старшим воспитателем технологической модели педагогического мониторинга как метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ и ее системное применение в практике работы с педагогическими работниками, предопределяет результативность процесса повышения уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ, что в свою очередь позволит повысить качество образования в ДОУ

III. Участие в диагностике детей и анализе результатов.

IV. Участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.), обобщение результатов работы.



Направления работы педагога-психолога

I. Участие в диагностической работе, проведение комплексной диагностики совместно с воспитателем (разработка диагностических заданий с учетом материала по экологическому образованию).

II. Анализ результатов качественной диагностики, проводимой воспитателями (записи особенностей поведения детей, их высказывания и т.п.).

III. Участие в составлении диагностических карт.



Направления работы музыкального руководителя

I. Проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы, подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе).

II. Разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников.

III. Музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев.

IV. Использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.).

Направления работы педагога по изобразительной деятельности

I. Закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки.

II. Иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных.

III. Участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах.



Направления работы воспитателя:

I. Экологизация видов деятельности дошкольников в группах.

II. Проведение занятий по экологическому образованию.

III. Выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»).

IV. Создание эколого-развивающей среды в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования.

V. Подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми).

VI. Участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.).

Работу с родителями в рамках этого модуля осуществляют заведующая ДОУ, старший воспитатель и воспитатель группы по следующим аспектам:

1. Экологическая информация.

Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

— данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;

— информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

— правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

— экология жилища;

— выращивание экологически безопасного урожая;

— комнатные, лекарственные, пищевые растения;

— выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

— домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

— развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

— информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию взрослые должны получать на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада.

Вопросы экологического образования могут быть включены и в программу консультаций родителей, ожидающих ребенка, и в программы работы консультационных пунктов, помогающих родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, и групп кратковременного пребывания.

2. Совместная деятельность с детьми:

— Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;

— участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

— совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье. Детскому саду необходимо показать роль животных, комнатных растений в воспитании ребенка, порекомендовать родителям приобрести, по возможности, живое существо. Еще одно направление — привлечение взрослых в уголок природы. Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия;

— сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.

— выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);

— помощь в оборудовании экологической комнаты, уголка природы, библиотеки;

— природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек.

Должностные обязанности воспитателя:



    • Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями «Инструкции по охране жизни и здоровья детей» в помещениях ДОУ и на детских прогулочных площадках.

    • Совместно с медперсоналом ДОУ регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей.

    • Планирует и осуществляет образовательно-воспитательную работу в соответствии с программами в тесном контакте с другими специалистами ДОУ.

    • Тщательно готовится к проведению занятий.

    • Ведет свою группу с младшего дошкольного возраста до поступления в школу, готовит детей к поступлению в школу.

    • Изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития личности каждого ребенка.

    • С уважением и заботой относится к каждому ребенку своей группы, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми.

    • На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога и других специалистов, проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.

    • Создает комфортную среду в группе.

    • Совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные мероприятия.

    • Своевременно информирует заведующего, медицинский персонал, родителей об изменениях состояния здоровья детей. Сообщает старшим медицинским сестрам об отсутствующих детях, выясняет причины их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.

    • Помогает вновь поступившим детям в адаптации к условиям детского сада.

    • Обеспечивает строгое выполнение установленного для детей данной группы режима дня.

    • Участвует в управлении делами коллектива в работе педагогического совета, методических объединений, консультаций, семинаров, проводит открытые мероприятия.

    • Постоянно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием.

    • Ведет работу по вопросам воспитания детей в семье, привлекает родителей к активному сотрудничеству с детским садом.

Воспитатель — главная фигура педагогического процесса в том числе и экологического образования.

Экологическая культура не может складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. По­нимание глобальных, общепланетарных, проблем, экологичес­ких проблем России (своей страны) и ориентировка в экологи­ческом неблагополучии своего региона, места проживания созда­ют обеспокоенность и неравнодушие, дают воспитателю кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической работы. Это — общечеловеческий, общегражданский фундамент — нача­ло экологической культуры любого человека, который определя­ет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического образования дошкольников.

Раскрывая управленческую роль педагога-воспитателя, мы остановимся на двух аспектах его управленческой деятельности: планировании работы по экологическому образованию дошкольников и органи­зации работы по отслеживанию результатов этой деятельности.

Итак, планирование. Базовой основой планирования экологи­ческой работы с детьми необходимо рассматривать программу, которая принята в данном образовательном учреждении. Именно программа определит основной круг задач и содержания экологи­ческой работы с детьми.

Основной целью планирования является обеспечение системы в работе по экологическому образованию детей дошкольного воз­раста. Экологическое образование является составной частью це­лостного педагогического процесса. Исходя из этого, при плани­ровании задач экологической работы с детьми необходимо обра­щать внимание на постановку не только образовательных, но и воспитательных и, что особенно важно, развивающих задач. При этом задачи должны охватывать все направления работы с деть­ми: их интеллектуальное развитие, воспитание нравственных, этических, эстетических качеств личности, трудолюбия и т.д.

Большое значение для планирования экологической работы с детьми с позиций современных подходов является интеграция различных видов и форм деятельности детей в природе: познава­тельной, игровой, трудовой, художественно-творческой, музы­кально-театрализованной и др. Такой подход к планированию эко­логической работы с детьми обеспечит возможность использова­ния природы как средства комплексного развития ребенка.

Важнейшим условием эффективного планирования является не только его конкретность и соответствие программе, но и ре­альность. Реальность планирования обеспечивается ориентацией на уровень интеллектуального развития ребенка, на его возмож­ности, уровень развития его экологической культуры, т.е. на ре­зультаты педагогической оценки дошкольника в данной области.
Методические рекомендации по использованию педагогической модели экологического образования в ДОУ


  1. Инновационные процессы должны осуществляться сегодня во всех образовательных структурах, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях.

  2. Необходимо начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на духовное развитие дошкольников, что является особенностью управления качеством образования в детском дошкольном учреждении.

  3. Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников; повышение квалификации сотрудников, организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

  4. Использование инновационных педагогических технологий в области экологического образования дошкольников, а так же высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить процесс экологического образования в соответствии с современными требованиями и одновременно без излишней нагрузки для дошкольников.

  5. Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением (дополнительным предметом) в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Сделать это можно в рамках разных педагогических моделей организации работы.

  6. В работе по экологическому образованию необходимо использовать две основных педагогических модели, отличающиеся принципами организации работы: «эколог» и «воспитатель».

  7. При реализации любой модели детский сад должен стремиться организовать работу по нескольким основным направлениям: экологизация различных видов деятельности ребенка; подготовка кадров; работа с родителями; оценка окружающей среды; координация работы с другими учреждениями. Все эти направления тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

  8. В рамках работы по этим моделям необходимо:

- руководству ДОУ и воспитателям проводить целенаправленную работу по обогащению эколого-развивающей среды ДОУ, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития;

- старшему воспитателю ДОУ систематически проводить мониторинг деятельности педагога. Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность;

- воспитателю грамотно выстроить и систематически осуществлять работу с родителями, используя новые формы работы.

Успешность, эффективность экологического образования до­школьников во многом обусловлена системой управления дан­ным процессом.


Вопросы для самоконтроля


  1. Что такое модель обучения?

  2. Чем отличаются основные педагогические модели, предложенные Н.А.Рыжовой? Охарактеризуйте каждую из них.

  3. Каковы функции эколога в ДОУ?

  4. В чем сущность основных направлений работы заведующей по экологическому образованию в ДОУ?

  5. Что такое педагогический мониторинг? Какие его стадии выделяют?

  6. Какая работа по экологическому образованию ведется в ДОУ с родителями? Кто осуществляет эту работу?


Глава 3. Рекомендации к практическим занятиям
Приложение
Приложение 1

  1. Нормативно-правовое обеспечение.

Деятельность дошкольного образовательного учреждения регламентируется следующими локальными актами:

*Уставом *Правилами внутреннего трудового распорядка

*Правилами приема, перевода и отчисления детей в муниципальные дошкольные *образовательные учреждения



*Штатным расписанием *Положением о педагогическом совете *Положением об общем родительском собрании *Положением о родительском комитете *Положением об общем собрании трудового коллектива *Положением о материальном стимулировании работников *Положением об охране труда *Должностными инструкциями работников Учреждения *Инструкциями по охране труда *Приказами и распоряжениями заведующего *Коллективным договором другими локальными актами, не противоречащих Уставу Учреждения.

Приложение 2

<предыдущая страница | следующая страница>


Алимская Людмила Федоровна Суркина С. А. С90 Организация и управление процессом экологического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие

Учебное пособие / С. А. Суркина. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011

1459.92kb.

13 10 2014
8 стр.


Учебное пособие «Региональная экономика и управление»

Данное учебное пособие позволяет сформировать систему теоретических знаний в области региональной экономики и управления, а так же подготовить будущих специалистов к работе по план

2907.7kb.

13 09 2014
24 стр.


Программно – методическое обеспечение к Основной общеобразовательной Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Программе дошкольного образования, разработанной на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М. А., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и

99.6kb.

27 09 2014
1 стр.


Программа внеурочной деятельности по английскому языку для старшего дошкольного, младшего подросткового возраста

Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края

585.51kb.

03 09 2014
4 стр.


Сведения о компьютерном оснащении учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных

Дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей

376.45kb.

25 12 2014
1 стр.


«Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»

Подборка дидактических игр, стихов, загадок по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с трудом взрослых»

126.67kb.

17 12 2014
1 стр.


Публичный доклад моу прогимназия №1 гп терек

Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования

556.11kb.

16 12 2014
4 стр.


Публичный доклад моу прогимназия №1 гп терек

Здание прогимназии типовое, рассчитано на 6 групп для детей дошкольного возраста (120 мест) и 4 класса начального общего образования

460.6kb.

16 12 2014
3 стр.