Среднее время реакции (сек) для пяти групп слов (классы I—IV)
Группа (№№ слов)
|
Устно
|
Письменно
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
1 (1—4)
|
15.0
|
8.2
|
7.5
|
5.7
|
40.9
|
15.1
|
6.6
|
5.8
|
2 (5—8)
|
15.0
|
10.5
|
9.1
|
7.7
|
23.4
|
15.8
|
8.6
|
6.7
|
3 (9—12)
|
1?.2
|
13.0
|
13.3
|
10.8
|
25.1
|
15.8
|
8.6
|
7.6
|
4 (13—16)
|
23.6
|
15.?
|
10.9
|
9.0
|
30.9
|
15.0
|
8.8
|
7.2
|
5 (17—20)
|
19.7
|
12.2
|
10.2
|
7.6
|
23.0
|
15.0
|
9.4
|
8.0
|
Данные помещенные в табл. 26, показывают, что в I и II классах на обдумывание первых четырех письменных реакций затрачивается больше всего времени. Ни в устной речи (во всех классах), ни в письменной речи учеников III и IV классов мы этого не находим.
Сравнение устных и письменных данных показывает, что в I—II классах превышение письменного времени реакции над устным значительно только для первой четверки слов (см. табл. 27).
Таблица 27
Коэффициенты увеличения среднего времени письменной реакции по сравнению с устной
Группы слов
|
Класс
|
I
|
II
|
1
|
2.7
|
1.9
|
2
|
1.5
|
1.5
|
3
|
1.7
|
1.2
|
4
|
1.4
|
1.0
|
5
|
1.2
|
1.2
|
Из всего сказанного, как мы видим, нельзя делать заключения о том, что большое среднее время реакции в I—II классах создается исключительно за счет первых слов. Мы хотим лишь отметить, что наибольшее время приходится на первое слово. А это показывает, что неокрепшая техника письма удлиняет процесс обдумывания реакции и делает его менее продуктивным.
Из всего сказанного о технике письма можно сделать вывод: письменная речь в полной мере приобретает некоторые черты, выгодно отличающие ее от устной речи, только при условии окрепшего механизма письма. Такой чертой в данном случае является бо́льшая по сравнению с устной речью продуктивность обдумывания пишущим своих мыслей.
Таким образом, мы можем заключить, что продуктивность обдумывания выше в письменной речи по двум причинам:
1) Письменная речь с самого начала выступает как более произвольный
91
способ выражения и общения, требующий анализа речи, внимания к слову и его значению.
2) Когда школьник овладевает техникой письма и переходит к самостоятельной письменной речи, к этой общей произвольности присоединяется произвольность перехода от внутренней речи к речи письменной.
До сих пор мы анализировали наш экспериментальный материал с точки зрения того, как усиливается внимание школьника к слову и его значению в устной и письменной речи. Но развитие внимания к слову тесно связано с интеллектуальным развитием.
В самом деле, если бы в ходе нашего эксперимента в сознании школьника легко и безболезненно всплывали адекватные реакции, то, вероятно, ему было бы нетрудно преодолеть свою внешнюю или внутреннюю отвлекаемость. Не нужно думать, что экстрасигнальные реакции, взятые из окружающей обстановки, всегда даются ребенку легко. Часто прежде чем дать экстрасигнальную реакцию, ребенок долго и напряженно думает, так как обычно предметов из окружающей обстановки ему скоро начинает не хватать. Отвлекаемость в таких случаях обусловлена тем, что у ребенка нет достаточного запаса словесных ассоциаций, мир его представлений еще плохо организован, разрознен, не объединен. Таким образом, неустойчивость внутреннего внимания школьника может быть в известной степени следствием недостаточного развития его интеллекта.
В экспериментальном материале мы видели, что внимание школьника к значению слова в письменной речи выше, чем в устной. Кроме того, сама устойчивость внимания сильнее проявляется опять-таки в письменной речи. Посмотрим, как это отражается на динамике реакций, названных нами сложными и являющихся показателем развивающейся мысли ребенка. В сложных реакциях ребенок связывает слова не элементарно ассоциативно, а логически: причинно-следственными, родо-видовыми и др. связями.
Однако сложные реакции не являются показателем интеллекта в собственном смысле этого слова. Не вдаваясь в детальное разъяснение этого положения, укажем лишь на то, что сложные реакции неотделимы от адекватных. Если снижается процент адекватных реакций, то почти неминуемо замедляется или останавливается и рост числа сложных реакций, потому что они входят в состав адекватных. А адекватные реакции являются показателем внимания испытуемых к значению слова. Это заставляет нас рассматривать сложные реакции
92
не как показатель собственно интеллекта, а как показатель определенной направленности.
Рассмотрим динамику сложных реакций (см. табл. 28).
Таблица 28
Среднее время реакции (сек) для пяти групп слов (классы I—IV)
Реакции
|
Устно
|
Письменно
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
Привычные
|
3.7
|
5.3
|
7.2
|
20.2
|
5.8
|
12.0
|
8.7
|
18.9
|
Предикативные
|
21.0
|
14.8
|
8.7
|
5.8
|
23.8
|
17.6
|
12.2
|
5.1
|
Сложные
|
51.5
|
53.0
|
42.9
|
50.3
|
46.0
|
49.4
|
54.1
|
56.0
|
Всего
|
66.2
|
73.1
|
58.8
|
76.3
|
75.6
|
79.0
|
75.0
|
80.0
|
<предыдущая страница | следующая страница>