Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4

Диаграмма 3


Метод составления бюджета высшей школы

принятие плана бюджета в пленуме ландтага (парламента);

совещания в комиссиях ландтага


- решение правительства земли по проекту бюджетного плана и внесение в ландтаг

-предложение предварительного плана бюджета (для всех ведомств) министром финансов кабинету

-согласование проекта министром по вопросам науки и министром финансов

- обсуждение предложения министром по вопросам науки и Высшей школы



-опубликование бюджетного плана правительством земли в законодательном бюллетене и ведомственном бюллетене распоряжений

- указ министра финансов о хозяйственном управлении с решением о полномочии хозяйственного управления

- дополнительные распоряжения министра по вопросам науки


- предложение изложения министру по вопросам науки

  • мнение сената о составление бюджета канцлера

  • совещание сенатской комиссии планирования бюджета и финансов

  • заявления профессоров (институтов) и центральных учреждений на имя канцлера о снабжении местами и средствами на будущий бюджетный год

  • указ составления бюджета министра финансов/министра по вопросам науки

- разработка комиссией сената по вопросам планирования бюджета и финансов предложения о распределении мест и средств отделы, отрасли специализаций

  • высказывание рената

  • заключительное постановление ректората о распределении бюджета на отделы/отрасли специализации

  • исполнение постановления ректората канцлером

  • внутреннее распределение средств и мест по институтам/профессорам сове­тами отделов специализации

  • соответственное сообщение канцлеру

Контроль за расходом выделяемых бюджетных средств охватывает правомерность и экономическую обоснованность производимых затрат. Сюда же относится проверка возможности выполнения вузом своих задач с меньшим персоналом.

Контроль финансовой деятельности является частью парламентского контроля земельного правительства. В основном финансовым контролем занимается расчетная палата федеральной земли, которой подчинена вся бюджетная и экономическая деятельность. До контроля со стороны расчетной палаты осуществляется внутренний контроль и контроль со стороны государственного надзора за деятельностью вузов соответствующих земельных министров. Что касается внутреннего контроля, то прежде всего это входит в круг обязанностей канцлера вуза, который в качестве уполномоченного обязан следить за бюджетом с тем, чтобы бюджетная деятельность осуществлялась исключительно в рамках существующих правовых установок.

Проблемы повышения эффективности работы вузов обсуждаются вузами и компетентными государственными органами, в последнее время это касается прежде всего усиления финансовой самостоятельности вузов.

В Германии экономическое положение обучающихся определяется прежде всего участием в оплате необходимых издержек со стороны родителей, а также предоставлением стипендии согласно федеральному закону о содействии в получении образования (BAfoG). Законодатели исходят при этом из следующих условий: каждому учащемуся, проживающему вместе с родителями выплачивается сумма в среднем 640, -немецких марок (ДМ), а каждому учащемуся, проживающему отдельно от родителей, - сумма в среднем 795, - ДМ на питание. Но стипендия предоставляется только в том случае, если доходы родителей после вычета предусмотренных законом (BAfoG)- сумм недостаточны для обеспечения учащегося средствами на питание или в пересчете на натуральные продукты. Из названной выше суммы в 795, - ДМ -225, - ДМ предусмотрены на покрытие расходов за жилье. Если же реальные издержки на жилье превышают эту сумму, то дополнительно могут быть покрыты расходы в объеме 75 % суммы, превышающей 225, - ДМ, но не более 75, - ДМ. Таким образом, из общественных средств может быть выделено до 300, - ДМ на покрытие расходов за жилье. Кроме того, согласно п. 13, абз.2а закона BafoG, при наличии соответствующих условий, может быть предоставлена дополнительно сумма в 70,-ДМ на покрытие расходов по медицинскому образованию. Таким образом, максимальная сумма предоставляемой стипендии составляет всего 940, - ДМ в месяц, при этом 50 % суммы предоставляется в виде субсидии и ссуды.

Говоря о расходах на школьное образование, необходимо учитывать следующее:

1. Ни одна федеральная земля не взимает денег за обучение в общественных школах.

2. Почти все земли предоставляют школьникам учебники и учебные пособия за небольшую часть их стоимости.

3. Все земли за свой счет предоставляют школьникам автобусы, перевозящие их из дома в школу, и обратно.

4. Определенной категории школьников, государство, в силу соответствующего федерального закона, оказывает материальную помощь.

5. Свидетельства и аттестаты об окончании школы любого типа, приобретенные в любой из федеральных земель, признаются на всей территории Германии.

Таким образом, опыт формирования германского законодательства в области образования свидетельствует о существующей стабильной нормативной базе. Стратегические основополагающие положения, обозначенные в Основном Законе и Конституции земель, характеризуются многоаспектностью и содержательным многообразием. Налажены механизмы планирования, управления и финансирования образованием.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ.
2.1. Законодательные основы образования.
Всеобщая декларация прав человека четко обозначила ориентиры, к которым должно стремиться каждое государство, ставшее членом ООН. Права человека и гарантии их выполнения закреплены в новой Конституции республики. В сфере экономических и социальных прав - многообразие форм собственности, право на охрану здоровья получения образования, жилья. На социальное обеспечение в установленных законом случаях, на социальную защиту от безработицы.

Общепризнанный факт, что за годы советской власти в Казахстане достигнуты некоторые достижения в области образования. В республике последовательно решались задачи ликвидации неграмотности: в 20 - х годах всеобщее начальное, затем всеобщее семилетние, и, наконец, в 70-х годах -всеобщее средние образование.

Сформировалась советская система образования европейского типа, основанная на вертикальном принципе управления в сочетании с полной государственной дотацией расходов на образование. В высших средних специальных учебных заведениях план приема и выпуска специалистов формировался государством на базе изучения потребностей регионов и отраслей народного хозяйства. Такая система вполне оправдывала себя в условиях плановой экономики. Уровень фундаментальной подготовки советской школы был достаточно высок.

Недостатками сложившейся системы образования были ее идеологоизированность, «пассивность» получаемых знаний с ориентацией на «среднего» выпускника. Но самое главное - не было согласованности между потребностями общества и уровнем подготовки специалистов. «Сырьевая» направленность экономики республики сузила круг профессий наукоемких производств, без которых немыслимо развитие и дальнейший рост экономики страны. Не было выбора и в получении новых знаний за рубежом, поскольку обучение нормировалось квотами, и практически не было доступно всем слоям населения. Из-за искусственно созданной изоляции от мировой практики, система образования утратила передовые позиции, превратилась в социальную подсистему, воспроизводившую пороки тоталитарного режима и официальной идеологии. В нынешних условиях переходного периода, эти узкие места образовательной системы многократно осложнились и обострились. Намечалась тенденция полного разрушения системы общественного дошкольного воспитания. Закрываются ведомственные детские сады. Школы испытывают тяжелое материальное положение. Отсутствует необходимая индустрия их оснащения. Учебный процесс затруднен как дефицитом финансовых средств и кадров, так и недостатком новой учебной литературы. В трудном положении находятся профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения. Неясность их перспективы и будущей роли в системе образования еще более затрудняет это положение. Из-за широкого доступа, остается низким общий уровень высшего образования. Намечается отток высококвалифицированных педагогических кадров из учреждений образования. Ежегодно снижается размер бюджетного финансирования образования.

Так как образование является не только важнейшей сферой духовного производства, которое создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества, необходимо предпринять все, чтобы остановить эти кризисные явления.

Основные шаги в реформировании системы образования стали осуществляться после принятия принципиально новых законов «Об образовании» (1992 г.) и «О высшем образовании» (1993 г.)1.

Проведенный нами анализ законодательства об образовании Республики Казахстан свидетельствует, что оно состоит из ряда нормативных блоков, регулирующих отношения в области: семейного воспитания; дошкольного воспитания; общего среднего образования; внешкольного воспитания и обучения; профессионально-технического образования; среднего специального образования; высшего образования; послевузовского образования; повышение квалификации и переподготовки кадров; дополнительного образования.

Каждый из этих блоков характеризуется правовыми нормами, направленными: на организационное обеспечение; на определение содержания образования; на установление прав и обязанностей субъектов образовательного процесса; на регулирование организационных отношений внутри учебно-воспитательного учреждения; на материальное обеспечение обучающихся и работающих в сфере образования.

Этими законами была определена главная задача образования- создание государством необходимых условий для формирования и развития личности на основе национальной и мировой культуры, общечеловеческих ценностей, свободы выбора языка обучения и типа учебных заведений. Учреждение образования законодательно получили долгожданную свободу в выборе программ, форм и методов обучения и воспитания, освободились от мелочной опеки сверху. В основу реформирования положены принципы демократизации обучения и воспитания, многоукладное, вариативность и непрерывность образования, дифференциация и мобильность образовательной системы. Первостепенное значение придается региональное образования и национальному самоопределению школы, основанных на принципах

гуманизации и гуманитаризации. Впервые провозглашена независимость образования от идеологического воздействия, препятствующего получению объективных знаний.

В принятой в 1995 году в новой Конституции Республики Казахстан (ст. 30) определено:

1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.

2. Граждане имеют право на получение на конкурсной основе высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

3. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом.

4. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.

Если расчет Госкомитета Республики Казахстан на основе данных переписи населения 1989 года показал, что средняя продолжительность обучения для Казахстана составляет 9.72 лет, то на основе новой Конституции все граждане республики должны обязательно получить среднее образование, т.е. знание в объеме 11 классов. Это несомненно повысит образованность населения.

Как показывает сравнительный анализ, в отличие от Основного Закона ФРГ и Конституции земель, в Конституции Казахстана не обозначены многие стратегические положения: свобода искусства, науки, исследования, обучения; свобода выбора профессий и место получения образования; права родителей; статус государственности школ; помощь и поддержка в получении образования; поддержка научных исследований; регулирование внешкольной части профессионального образования; оплата труда преподавателей и учителей; защита студентов; расширение строительства вузов, включая их клиники; поддержка подрастающего поколения ученых; поддержка внеуниверситетской исследовательской работы и технологического развития.

Законы Республики Казахстан «Об образовании» и «О высшем образовании» предполагают принятие множества подзаконных актов, в том числе в области дошкольного воспитания и общего среднего образования на уровне Правительства Республики Казахстан или Министерства образования Республики Казахстан.

Управление системой образования Казахстана имеет государственно-общественный характер. В Законе РК «Об образовании» (ст. 32) указано: «Государственную политику в области образования определяет Президент Республики Казахстан, а ее реализацию осуществляет Кабинет Министров Республики Казахстан. Центральным органом государственного управления в области образования является Министерство образования Республики Казахстан. Органы управления отраслевых министерств и ведомств, имеющих учебные заведения, осуществляют непосредственно руководство подведомственными учреждениями. Все государственные высшие и средние специальные учебные заведения, как правило, находятся в ведении Министерства образования Республики Казахстан. А в статье 33: «Парламент и Правительство Республики Казахстан осуществляют свои полномочия в области образования в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и конституционными законами Республики Казахстан». Ключевые управленческие аспекты Закона об образовании представлены в таблице 3. В таблице 4 рассматриваются основные функции формирования политики в области образования и совпадение этих функций с другими организациями.

На рис.2 представлена Схема структуры Министерства образования Республики Казахстан на 5 мая 1998 г. В настоящее время, данное министерство реконструировано в Министерство ...........

Министерство образования осуществляет следующие функции.

- формирование и реализация государственной политики в области образования;

- формирование государственной заказов на подготовку специалистов на основе договоров;

- организация разработки нормативов госбюджетных ассигнований на образование;

- организация разработки и утверждение государственных стандартов образования;

- организация разработки квалификационных характеристик по всем специальностям;

- организация разработки и утверждение положений об аттестации и аккредитации государственных учреждений образования, Положении о повышении квалификации, переподготовке и аттестации кадров в системе образования;

- изучение и распространение передового опыта и современных технологий образования;

- организация ежегодного приема выпускников через государственные экзаменационные комиссии, анализ качества и подготовки и принятие мер по его повышению;

- содействие взаимодействию с научными учреждениями;

- подготовка предложений о создании, реорганизации и ликвидации высших и средних специальных учебных заведений, других учреждений образования республиканского подчинения, относящихся к ведению Министерства образования;

- обеспечение педагогическими кадрами, базовыми (примерными) учебными планами и программами учебно-методической литературой



<предыдущая страница | следующая страница>


Государственная образовательная политика и процесс реформирования системы образования фрг
1051.25kb.

15 12 2014
4 стр.


Приказ №165/4 Махачкала о начале занятий на курсах «Государственная служба и кадровая политика» в связи с окончанием набора на курсы «Государственная служба и кадровая политика»

В связи с окончанием набора на курсы «Государственная служба и кадровая политика», приказываю

15.14kb.

06 10 2014
1 стр.


Т. В. Королева Женское либеральное движение и государственная политика в области женского образования во Франции в XIX начале XX века

Женское либеральное движение и государственная политика в области женского образования во Франции в XIX начале XX века

3368.93kb.

23 09 2014
15 стр.


«Государственная политика в сфере начального народного образования в России второй половины XIX века и крестьянство

Государственная политика в сфере начального народного образования в России второй половины XIX века и крестьянство

485.95kb.

10 09 2014
3 стр.


Основная образовательная программа начального общего образования моу

Умк «Перспективная начальная школа», системы Эльконина – Давыдова, реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования

2743.43kb.

25 12 2014
12 стр.


Методические рекомендации по совершенствованию изучения русского языка в национальной школе

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития

166.81kb.

14 12 2014
1 стр.


Структура организации в досудебном производстве по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности

А. С. Петров пишет: Организацию можно охарактеризовать как процесс образования структуры системы и её качественного совершенствования Структура представляет собой строение, внутрен

152.63kb.

14 12 2014
1 стр.


Swot – анализ системы образования Чайковского муниципального района Сильные стороны системы образования

Наличие различных типов и видов образовательных учреждений, реализующих различные формы и виды образования

286.34kb.

09 10 2014
1 стр.