ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по изучению развития системы образования в Казахстане и Германии позволило сделать следующие выводы.
Реформирование системы образования является объективным историческим процессом, обусловленным становлением Республики Казахстан как суверенного государства, ориентированного на рыночную модель экономики. Как и всякий диалектический процесс, он характеризуется противоречиями, решение которых в определенной степени зависит от научно-теоретического осмысления зарубежного опыта развития образования.
Актуальность изучения германского опыта образования в условиях реформирования системы образования в Казахстане, определяется высоким уровнем научно-технического прогресса и социально-экономическими условиями развития Германии, где образование является приоритетной областью государственной политики.
Государственную политику в процессе реформирования образования, как в Казахстане, так и в Германии составляют законодательство, управление и финансирование. Это взаимосвязанный диалектический процесс, от степени и качества функционирования каждой из них, зависит в целом успех проводимых реформ.
Условиями взаимовлияния законодательного регулирования и реформирования образования являются: научная концептуальность проводимых реформ, обеспечивающая прогнозирование системы образования и личности; учет особенностей и реальной практики; создание вариативной и инвариантной модели системы образования, как юридической интерпретации правовых норм и отношений.
Условием эффективности управления системой образования по опыту Казахстана и Германии, является наличие и взаимосвязь административных и консультативных органов. Отличие системы управления образованием Германии характеризуется строгим соблюдением законодательных и нормативных актов, инструктивных положений, четкое определение иерархии функциональных обязанностей государственных служащих. Руководящие и консультативные органы выполняют аналитическую и прогностическую функции: определяют концепцию реформирования образования, стратегию и тактику планирования и развития образования; утверждают содержание образования и определяют политику подготовки специалистов по направлениям обучения, определяют объем финансирования вузов, научных центров и профессоров.
Эффективность развития системы образования в Германии определяется приоритетным, законодательно регулируемым адресным многоканальным финансированием, основанным на актуализации ответственности и обосновании решений субъектов образовательного процесса. Особый интерес представляет самостоятельное адресное финансирование деятельности профессоров в зависимости от прогнозируемого научного результата их исследований. Финансирование студентов осуществляется на условиях функционирования индивидуальной кредитной линии, механизмы обеспечения и возврата денег определяются законодательно.
Сравнительный юридический анализ системы общего среднего образования в Казахстане и Германии характеризуется общими тенденциями многоступенчатости обучения, вариативностью школ, дифференцированностью учебных планов и содержанием программ. Германский опыт создания школ реализует в большей степени идею индивидуализации личности и демократизации обучения, так как учащийся проходит в начале второй ступени образования I ступень ориентации. Отличительной особенностью германских школ является законодательно утвержденное право перехода учащихся из одной школы в другую в зависимости от способностей.
Таким образом, данная дипломная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу о том, что если изменения системы образования отвечают потребностям развития личности в изменившихся социально-экономических условиях, то создаются предпосылки для эффективного влияния системы образования на функционирование различных институтов общества, так как при этом и содержание и методика работы всех образовательных учреждений наиболее точно отвечают интересам общества в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
1. Конституция Республики Казахстан. -Алматы: Казахстан, 1995.-48 С.
2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (18.01.1992).
3. Закон о Республики Казахстан «О высшем образовании» (10.04.1994).
4. Положение о высшем учебном заведении Республики Казахстан.-Министерство образования Республики Казахстан. - Алматы, 1995. - 44 С.
5. Рамочный Закон о высшей школе
6. Программа действий Правительства республики Казахстан по углублению реформ на 1996- 1998 годы. - Алматы, 1995
7. Государственный образовательный стандарт. Классификатор (перечень) специальностей и направлений подготовки высшего образования Республики Казахстан. - Министерство образования Республики Казахстан, 1995. -33 С.
8. Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан. -Министерство образования Республики Казахстан, Алматы, 1994.-49 С.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГЕРМАНИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.
1. Основной Закон ФРГ
2. Основополагающий Закон о высшей школе, 1976
3. Основополагающий Закон о высшей школе, 1985
4. Федеральный Закон о содействии в получении образования.
5. Закон о поддержке профессионального обучения. ФРГ. 1970
6. Закон о содействии в строительстве новых вузов. ФРГ. 1969
7. Договор об объединении между ФРГ и ГДР. 3 октября 1990
8. Соглашение об объединении в области школьного образования
9. Соглашение о науке и научных исследованиях . ФРГ.
УЧЕБНЫЕ ТРУДЫ
-
Андреев В.И. Система образования в ФРГ. -Минск, 1993, - 5,8 п.л.
-
Базисный учебный план общеобразовательной школы Республики Казахстан. - КазИПО им. Ы.Алтынсарина. - Алматы, 1995.
-
Вульфсон Б.Л. Методологические проблемы сравнительной педагогики -Советская педагогика, 1988, № 8, С. 130-136
-
Высшее образование России: Состояние и проблемы развития. - М., 1994.-9,6 п.л.
-
Высшая школа.-1994. Ежегодный доклад о развитии высшего образования. -М., 1995.-24,2 п.л.
-
Гершунский Б.С. Прогнозирование развития образования: проблемы и перспективы. Образование в современном мире. Состояние и тенденция развития. - М., Педагогика, 1986. - С. 201-228
-
Гехт Ф.А. О школьном деле Англии в сравнении с Германией. М., 1995 г -270 С
-
Головко В.А. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов ФРГ. Дисс.к.пед.наук.-М., 1993.-199 С.
-
Государственное управление народным образованием в СССР. Авторы: Сапаргалиев Г.С., Баянов Е.Б., Дженбатыров М.Х., Таранов А.А. - Алматы, «Наука» КазССр, 1980 - 192 С.
-
Гловка Д., Новиков Л. Сравнительная педагогика - инструмент сотрудничества между Востоком и Западом. -М., советская педагогика, 1991, №6-0.126-134
-
Госкомстат, Статистический Бюллетень № 2, 1995.
-
Журинов М. Светлое будущее государства немыслимо без высокого уровня образования.// Вестник высшей школы Казахстана. - Алматы, № 1, 1995.-С.27
-
Закирянов К.К. Методологические педагогические основы процесса профессионального становления университета, в условиях многоступенчатой системы образования (на материале Восточно-Казахстанского Университета). Автореферат дисс. канд. пед. наук. - Алматы, 1995.-46 С.
-
Казахстан. Отчет по человеческому развитию 1995. -Алматы, 1995. -108 С.
-
Карлинский А.В., Старкова А.П. система образования Германии и Франции. -Алматы, 1995. - 7,0 п.л.
-
Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ. - М.: Высшая школа, 1988.- 157 С.
-
Концепция государственной политики в области образования. Национальный Совет по государственной политики в области образования при Президенте Республики Казахстан.-Алматы, 1994.-48 С.
-
Концепция общего среднего образования в Республике Казахстан. -HAH PK, Институт философии, Алматы, 1994. -48 С.
-
Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан. -Национальный Совет по государственной политики в области образования при Президенте Республики Казахстан.-Алматы, 1994.-37 С.
-
Концепция научно-технологической политики Республики Казахстан -Алматы, 1995.-49 С.
-
Концепция содержания общего среднего образования РК. - Каз. ИПО им. Ы. Алтынсарина, 1996. - 12 С.
-
Корзинский Е. Западногерманская интеграция в сфере образования. Советская педагогика, 1990, № 7. - С.124-128
-
Корнеева Л.И, Педагогические особенности деятельности и подготовки обучающего персонала в дуальной системе профессионального образования. Дисс.к.пед.наук.- Екатеринбург, 1994. - 174 С.
-
Костомаров В., Разумовский В. Сравнительная педагогика в международном сотрудничестве. Советская педагогика, 1991, № 5, С. 115-122
-
Кусаинов А.К. и др. Национальная программа государственной поддержки науки, культуры, образования, здравоохранения. Раздел: Образование.-Алматы, Министерство образования Республики Казахстан. 1993.-100 С.
-
Кусаинов А.К. Система образования Федеративной Республики Германии. -Алматы: Ун-т «Кайнар», 1994.-С.58, 72, 78
-
Кусаинов А.К. Законодательство Германии в области образования -Алматы, АТУ, 1994-30 С.
-
Латыш Н.И. Образование на рубеже веков XX. - Минск, 1994. - 8,9 п.л.
-
Мальков З.А. Образование в странах социализма. Образование в современном мире. Состояние и тенденции развития. М., Педагогика, 1986. -С.31-63
-
Малькова З.А. Современная школа США. Приложение к монографии «Современная школа США», представленный на соискание ученой степени доктора педагогических наук.-М., 1971.-365 С.
-
Миронов В.Б. Век образования. - М., 1990
-
Никандров Н.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды. - Советская педагогика, 1988, № 10. -С. 129-134
-
Нургалиева Г.К. Анализ тенденций и перспектив развития образования в Казахстане.// Вестник научно-педагогического центра Министерства образования и АГУ им. Абая., № 22, 1996. - С.4, 10
-
Нургалиева Г.К. Анализ тенденций и перспектив развития образования в Казахстане.// Вестник научно-педагогического центра Министерства образования и АГУ им. Абая., № 25, 1998. - С.25
-
Образование в мире на пороге XXI века: Сб.научных трудов./Под ред. Мальковой З.А., Вульфсона Б.Л. - М.: изд. АПН СССР, 1991. -97С.
-
Отчет Федерального по делам образования и науке «Образование 70» ФРГ, 1970
-
Положение о государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан.- Каз.ИПО им. Ы.Алтынсарина, 1996. - 20 С.
-
Полупанова Е.Г. Педагогический анализ школьных реформ 80-х годов высокоразвитых стран запада. _ Автореф.дисс.канд.пед.наук. - Минск, 1991.-17 С.
-
Проект структуры системы образования Германии. ФРГ, 1970
-
Развитие образования. Национальный доклад Российской Федерации. Министерство образования. - М., 1992. - 108 С.
-
Садыков Т.С. Концепция образования в классическом университете. -Алматы, АТУ им. Абая, 1995.- 14 С.
-
Сапаргалиев Г. Правовые вопросы школьной реформы. -Алматы, «Казахстан», 1985. - 75 С.
-
Система воспитания и образования в ДДУ «Балбобек».- Каз.ИПО им. Ы.Алтынсарина. - Алматы, 1995. - 700 С.
-
Сравнительная педагогика. Теоретический курс/книга авторизованного изложения/. -М.: Московский экстерный гуманитарный университет, 1992.-159 С.
-
Тасмагамбетов И.Н., заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан. Реформа образования - стратегический курс обновления общества.//Казахстанская правда (22.04.1995).
-
Уманов Г.А. Что должна и может современная школа.// Вестник научно-педагогического центра АТУ им. Абая. -Алматы, № 4, 1991
-
Храпченков Г.М. Становление и развитие русско-национальных школ Средней Азии и Казахстана в конце XIX - начале XX вв.: Автореферат дисс.д.пед.наук. - М., 1989.- 28 С.
-
Энциклопедия сравнительной педагогики и национальных систем образования. Под.ред. Т.Послтвейта. Лондон, 1987
-
Ян Куан-юнь. Проблемы, специфика и задачи современной высшей школы (на примере системы высшего образования КНР и России). Автореф.дисс.к.пед.наук. -М., 1989. -19 С.
-
Яркина Т.Ф. Критический анализ состояния и тенденций развития буржуазной педагогики в ФРГ.-М., Педагогика, 1979.- 216 С.
-
Bundesministerium fur innerdeutsche Bezihungen (BMB)
-
Bilding und Wissenshsft, № 1, 1994
-
Bildmg imd Wissenshsft, № 2, 1995
<предыдущая страница