Перейти на главную страницу
КЛЮЧЕВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ (1992 Г.)
32. Управление системой образования имеет государственно-общественный характер. Верховный Совет и высшие исполнительные органы Республики выполняют функции высших органов власти и управления в области образования. Центральными органами управления являются Министерство образования Республики. Все высшие учебные заведения подчиняются Министерству образования. Местные органы управления в области образования формируются соответствующими местными органами власти и управления.
33. В компетенцию Верховного Совета Республики Казахстан входит следующие:
- определение государственной политики и создание юридических условий для ее реализации;
- одобрение распределения средств государственного бюджета в системе образования республики;
- контроль за претворением в жизнь законов об образовании;
- контроль за социальной защитой школьников, студентов, преподавателей. Правительство осуществляет свою власть в соответствии с Законом О Кабинете Министров.
34. Министерство образования осуществляет следующие функции:
- формирование и реализация государственной политики в области образования;
- организация выработки нормальных бюджетных ассигнований;
- организация разработки и одобрение государственных стандартов образования;
организация разработки квалификационных требований для всех специальностей;
- организация разработки и одобрение Положения об аттестации государственных учебных заведений и Положения о воспитании, подготовке и аттестации кадров в системе образования;
- изучение и распространение передового опыта и современных технологий образования;
- организация ежегодного проведения выпускников вузов через государственные экзаменационные комиссии, оценка качества их подготовки и принятие мер повышения их качества;
- содействие в сотрудничестве с научными учреждениями;
- составление проектов предложений по формированию, реорганизации и ликвидации высших и средних специальных учебных заведений, учебных заведений республиканского подчинения, подотчетность Министерству образования;
-обеспечение средних школ преподаванием на языках этнических меньшинств (в сообществах их использования), включая штат преподавателей, основные учебные планы, программы и учебно-методическую литературу;
-оказание содействия в организации образовательного процесса на казахском языке в учреждениях образования на территории других государств;
- подписание международных договоров по проблемам образования.
Указом Президента Республики Казахстан имеющий силу Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» (1996 г.) Министерству образования были даны дополнительные функции;
- осуществление государственного контроля за исполнением законодательства Республики Казахстан в области образования;
- разработка и учреждение нормативов и типовых положений (инструкции, регламентов) для проведения лицензирования, аттестации и аккредитации высших и средних специальных учебных заведений и учреждений образования, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
- определение начала и завершения учебного года в общеобразовательных учреждениях, а также сроков каникул для учащихся;
- согласование назначения на должность и освобождение от занимаемой должности руководителей управлений (департаментов) образования областей, городов республиканского значения и столицы.
Несмотря на достаточно большие полномочия Министерства образования, государственную политику в области образования определяет Президент, Парламент и Правительство республики путем принятия соответствующих документов.
В разработке политики в области образования наиболее важную роль играет Правительство. Правительство выступает инициатором подготовки проектов руководящих документов, проверяет проекты и готовит их для окончательного утверждения. Правительство по своему усмотрению привлекает к формированию политики в области образования работников Министерства образования, ученых, зарубежных экспертов и других специалистов.
Инициатором подготовки ряда документов правительственного уровня выступает Министерство образования, культуры и здравоохранения (в дальнейшем Министерство образования).
В ФРГ Министры образования федеральных земель являются членами правительства земель, а Министр образования федерации - правительства ФРГ. Политика в области образования разрабатывается по компетенции определенной в Основном законе страны, соответственно, членами правительства земли или страны, которая должна получить одобрение в соответствующих Парламентах. Но ни в составе Правительства, ни в Парламенте нет отделов по образованию и других отраслей, как в нашей стране.
На уровне Правительства и Парламента определяется политика в области образования и за реализацию этой политики полностью несут ответственность соответствующие министерства.
Руководители Министерств ФРГ несут большую ответственность и они подотчетны перед Правительством и Парламентом за результаты проводимых работ. Большая, личная ответственность работников на государственном уровне, несомненно приносит большую пользу за конечный результат деятельности и руководителей министерств, и их команд. В структурах Министерств записаны фамилии всех ответственных работников Министерства и участков, за которую они несут ответственность, то есть реализован принцип четкого распределения обязанностей, что строго выполняется. Каждый работник является высококомпетентным специалистом по определенному кругу вопросов и несет за него персональную ответственность. Характерной чертой государственной службы Германии является то, что все вопросы в области образования регулируются законами или решаются на основе утвержденных инструкций, которые являются обязательными для исполнения.
В настоящее время активно формируется политика в области реформирования образования. Трижды ( 1993 г., 1995 г., 1996 г.) внесены изменения и дополнения в Закон «Об образовании» и дважды (1995 г., 1996 г.) -в Закон «О высшем образовании». Разработаны: «Национальная программа государственной поддержки науки, культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Раздел: «Образование» (1993 г.) ; «Концепция общего среднего образования в Республике Казахстан» (1994 г.); «Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан» (1994 г.); Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан (1994 г.); Временное положение о среднем специальном учебном заведении Республики Казахстан (1995 г.); Государственный образовательный стандарт. Классификатор (перечень) специальностей и направлений подготовки высшего образования Республики Казахстан (1995 г.); Реформа образования-стратегический курс обновления общества (1995 г.О; Концепция государственной политики в области образования (1995 г.); Положение о высшем учебном заведении Республики Казахстан(1995 г.); Система воспитания и образования в ДДУ «Балбобек» (1995 г.); Программа действий Правительства по углублению реформ на 1996 -1998 годы (1995 г.); Положение о государственном стандарте общего среднего образования (1996 г.); Концепция развития общеобразовательной школы РК (1996 г.); Базисный учебный план общеобразовательной школы Республики Казахстан (1995 г.); Государственный доклад о состоянии образования в 1995 г. (1996 г.).
В ходе исследования путем использования метода «Контент анализа» (см. табл. 5) нам удалось выделить основные смысловые единицы,
На рубеже 70-8-х годов в связи с новым технологическим этапом НТР - в мире начались реформы второго порядка, связанные с трансформацией целей и подходов к образованию, осознанием его в качестве важнейшего инструмента социально-экономического и культурного процесса в развивающемся информационном обществе. Они еще больше увеличили отрыв от советской школы, которая в годы застоя пришла в явное противоречие с социально-экономическими и духовными запросами, превратилась в казенное учреждение с холодными и бездушными правилами и порядками, командно-бюрократической системой распорядительства и подчинения- послушания. Она стала частью механизма торможения развития, ее просчеты вызвали острую тревогу у родителей, общественности. Под давлением этих обстоятельств и началась в 1984 году реформа общеобразовательной и профессионально-технической школы, а немного позже - перестройка среднего специального и высшего образования, системы повышения квалификации.
В ходе осуществления реформы в различных странах, как показывают результаты их обсуждения на международных совещаниях, обнаружился ряд трудностей и проблем. К ним относятся: неразработанность пооперационной технологии реализации новации, недостаточная ясность (абстрактность) в постановке задач, неподготовленность персонала, ответственного за различные аспекты преобразований, несоответствие между политическими решениями и практическими возможностями их осуществления и т.д. Выявились и необычные негативные явления. В частности, возникли противоречия между демократизацией, расширением форм образования и устаревшими стандартами, между знаниями детей и их родителей, старыми и новыми кадрами, между образованием и трудом, социальной практикой и т.д.
Все эти проблемы были характерны и для реформы советской школы. Которая к тому же развивалась медленно и несистемно. Она лишь задействовала близлежащие резервы, дала некоторое количественное приращение показателей на отдельных направлениях. Глубинных качественных изменений ни в технической оснащенности учебных заведений, ни в управлении учебно-воспитательным процессом, ни в совершенствовании форм и методов обучения и воспитания, ни в подготовке педагогов не произошло.
Образовательная система Германии, постоянно реформируемая на своей традиционной основе, превратилась в мощный фактор экономической и общественной жизни страны. Правомерно утверждать, что частичное реформирование образовательной системы ФРГ явилось результатом экономического соперничества высокоразвитых стран.
Одно из главных направлений модернизации системы образования ФРГ связано с претворением в жизнь концепции непрерывного образования, поскольку существующая ныне система подготовки кадров не всегда отвечает потребностям современного общества и потому нуждается в перестройке. Основной акцент при этом делается на формирование потребности учиться всю жизнь, на подготовку к трудовой деятельности. Связанной с постановкой и решением самостоятельных задач, на привитие навыков самообразования, а также способности находить необходимую информацию.
Модернизация системы образования ФРГ убедительно доказывает, что современные реформы должны иметь экономическое обоснование и материально-техническое обеспечение.
Завершающим звеном системы образования является педагог. Опыт реформирования образовательной системы показал, что преобразования бесперспективны, если в этот процесс не включен учитель. По существу учительство представляет собой главное звено и ведущую силу образовательных реформ.
Реформирование системы образования в ФРГ сопровождалось совершенствованием психолого-педагогической подготовки будущих учителей прежде всего, за счет увеличения количества учебного времени на изучение дисциплин данного цикла.
Особый интерес в немецком педагогическом образовании представляет опыт одно- и двухфазной подготовки учителей.
В результате объединения Германии, в известной мере улучшаются условия педагогической деятельности. В новых землях приоритеты отданы «педагогической свободе» учителя. Покончено с авторитарно-директивным управлением системы образования в восточных землях. Педагоги здесь получили более широкие возможности выбора учебного материала, методов и форм обучения, контроля и оценки обучаемых, избавились от идеологических пут, хотя все это не снимает с учителя «дидактической ответственности» за процесс обучения.
На примере системы образования Германии можно отметить усиление взаимодействия экономики и педагогики. Образовательная реформа в Германии пришлась на годы подъема экономической жизни. Реформа в Казахстане происходит в условиях экономической стагнации. В зависимости от этого различны и педагогические задачи немецкой и отечественной образовательных реформ. Но в обоих случаях, как показывает опыт Германии, необходима юридически-педагогическая проработка реформы. Практика реформы образования должна включать альтернативные программы и концепции. Любые решения о модернизации образования нуждаются в их юридическо-педагогическом обосновании. Создание в Казахстане Центра сравнительного образования, основанного обобщением международного опыта, издание по данной проблематике специального журнала, послужит целенаправленному объективному анализу мировых образовательных систем, в интересах совершенствования образования.
Образование - сложнейший социально -экономический механизм и проблемы его реформирования весьма многогранны. Начало реформирования образования на современном этапе, было положено Республиканским совещанием работников образования (14-15 апреля 1995 года), выступлением на нем Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.
В сфере образования Республики Казахстан возросла инновационная активность, начали интенсивно развиваться учебные заведения нового типа, в том числе негосударственные, налаживаться международные связи и сотрудничество. Учреждения образования стали находить дополнительные источники финансирования для укрепления материальной базы, социальной поддержки своих работников и учащихся. В вузах и ссузах получила развитие практика набора абитуриентов на договорной основе.
Вместе с тем эти изменения имели, в основном, бессистемный характер. Многочисленные концепции и планы, разработанные Министерством образования и различными временными научно-исследовательскими коллективами, оказались органически не связанными между собой. Для придания динамизма и системности процессам реформирования и развития образования назрела необходимость вооружить систему образования программой обновления, адаптированной к новым социально-экономическим условиям.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 января 1996 года № 56 «О плане действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы» была разработана Государственная программа реформы и развития образования Республики Казахстан.
Главной целью Государственной программы реформы и развития образования Республики Казахстан, является сохранение и развитие потенциала системы образования Республики Казахстан, создание нормативно-правовых, организационных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов государственной политики в сфере образования, соответствующей требованиям демократизации политической, экономической и социальной жизни казахстанского общества, зафиксированных в Законах Республики Казахстан «Об образовании» и «О высшем образовании», действующих нормативно-правовых актах, решениях высших органов законодательной и исполнительной власти.
Государственная программа характеризующая общую стратегию развития, вступает мобилизационным инструментом реформирования и развития системы образования до 2005 года.
В программе раскрыты основные цели и задачи реформирования и развития системы образования и ожидаемые результаты, которые будут достигнуты выполнением намеченных задач.
Основными направлениями реформирования системы образования определены: управление образованием, научно-методическое и кадровое обеспечение, законодательное регулирование процесса реформирования и развития образования, материально-техническое обеспечение, социальная защита, международное сотрудничество, осуществление языковой политики в системе образования, информатизация образования, финансирование Государственной программы.
При разработке Государственной программы было учтено, что государственная политика в процессе реформирования образования как в Казахстане, так и в развитых странах мира, определяется законодательством, управлением и финансированием. От каждого из этих звеньев зависит в целом успех проводимых реформ.
Предполагаемое глубокое и масштабное реформирование системы непрерывного образования Республики Казахстан может быть осуществлено при активной и целенаправленной государственной поддержке образования, сориентированной на его приоритетное развитие в обществе: создание реальных предпосылок для адаптации системы образования к условиям рыночной экономики; обеспечение сбалансированного развития образования в соответствии с потребностями и социальными запросами общества; создании основ для осуществления перехода на новый, более высокий уровень качества обучения и воспитания кадров; стимулировании развития инновационных процессов в образовании.
2.2. Планирование образования.
Процесс формирования политики
Принятая Конституция республики Казахстан (1995 г. вместе с тремя наиболее важными документами в области образования обеспечивает широкие политические рамки для развития системы образования и обучения в Казахстане. Эти документы следующие: Закон об образовании 1992, Закон о высшем образовании 1993, а также Приказ Министерства образования «Об итогах Республиканского совещания работников образования, состоявшегося 14-15 апреля 1995 г.». В настоящее время происходит процесс разработки изменений и дополнений к Закону об образовании и Закону о высшем образовании.
В разработке политики в области образования наиболее важную роль играет Кабинет министров. Кабинет выступает инициатором подготовки проектов руководящих документов, проверяет проекты и готовит их для окончательного утверждения. Кабинет Министров по своему усмотрению привлекает к формированию политики министерство образования, академиков, зарубежных экспертов и других специалистов. В некоторых случаях руководящие документы проходят стадию рассмотрения и одобрения на коллегии Министерства до того, как они представляются на утверждение. Коллегия - это орган, в который входят начальники управлений Министерства Образования и ректоры некоторых университетов и институтов Республики. В других случаях отделы Министерства Образования получают задания по подготовке проектов, которые подаются затем на рассмотрение Кабинета министров. Участие Министерства Образования в подготовке руководящих документов бывает иногда минимальным, а проекты документов подготавливаются штатными экспертами Кабинета Министров.
Остается неясным, имеют ли различные управления (подразделения) Министерства Образования информационные, экспертные и аналитические возможности (способности) для наиболее эффективного формулирования руководящих рекомендаций. Особенно остро этот вопрос стоит после недавнего сокращения штатов на 40 % в министерстве Образования. Однако, несмотря на это, Казахстан, видимо пойдет по пути, который избрали многие другие страны. Министерство Образования и институты, находящиеся в его подчинении, будут играть в будущем все более важную роль в изучении и формировании политики, независимо от того, сохранится право заключительного решения за Кабинетом Министерством или нет, Предстоит установить, имеются ли в Министерстве такие возможности для исследования, и усилить формирование политики.
Важные политические решения принимаются не только на национальном уровне, но также на уровне областей и районов. Например, на местах решаются такие вопросы, как: политика размещения учреждений образования; язык обучения в школах; подготовка и назначение педагогических кадров, их продвижение и благосостояние; снабжение учебными материалами; поддержка частного образования; налогообложение и распределение средств на нужды образования и обучения.
Механизм планирования на республиканском уровне.
Механизм планирования, осуществляемое в Министерстве Образования, довольно расплывчат и его практически невозможно определить, В МО отсутствует Отдел Планирования. Отдел Экономики и Финансирования предположительно занимается формулировкой годовых планов, но этот отдел отвечает главным образом за составление бюджета и распределение фондов для МО и республиканских учреждений образования. Годовые планы составляются в отделах МО только по работе этих подразделений ( а не системы образования в целом), и предоставляются на рассмотрение ответственным по отдельным направлениям Заместителям Министра и Министру, а затем, передаются в Отдел Экономики и Планирования. В рыночной экономике, бюджет должен быть привязан к «реальным» затрата, стандарты и нормы становятся ненужными (неуместными), особенно в условиях широких инфляционных колебаний. Такая ситуация серьезно подрывает любой жизнеспособный процесс годового планирования.
МО ответственно за составление планов и поддержку республиканских учреждений образования, которые главным образом относятся к высшему образованию. Подавляющее большинство учреждений образовательного обслуживания в Казахстане это общеобразовательные школы, техникумы и училища, дошкольные учреждения, которые относятся к областным и районным администрациям. При составлении бюджетов степень взаимодействия между областными и районными администрациями различная.
Областные и районные отделы образования также участвуют в составлении долговременных планов (от трех до пяти лет). Эти планы в большинстве случаев являются пересмотренными и измененными годовыми планами в виде «обкатанных планов». И в этом случае планирование лимитируется только планом действий, но не включается в финансовую сторону.
Эффективные годовые и долгосрочные планы будут только в том случае, если будут эффективные программы оценки и мониторинга (проверки) их действенности. Составители планов и руководители должны знать насколько полно реализуются их цели и достигаются ли предложенные задачи. Если эти планы не реализуются, то будущие планы должны быть изменены. Сотрудники районных и областных отделов образования должны быть обучены современным методам оценки и мониторинга программ.
В соответствии с соглашениями между федеральными землями, (1954 и 1964 г.г.) была достигнута унификация основных структур школьного образования во всех землях ФРГ по следующим вопросам:
- продолжительность обязательного посещения школы, начало и конец учебного года;
- продолжительность каникул;
- наименование различных типов школ и их организация;
- существенные элементы учебного плана, (последовательность изучения иностранных языков, критерии оценки успехов школьника.
В других соглашениях, достигнутых Постоянными совещаниями министерств образования и науки, было зафиксировано взаимное признание экзаменов, свидетельств об окончании школ, аттестатов, дипломов, званий и т.д., при одновременной фиксации соответствующих критериев. Было согласовано также большое количество других элементов. Важных для гармонизации школьного образования. Таким образом, структура системы образования ФРГ, представленная на рис. 5, является инвариантной моделью системы образования Германии, на основе которой федеративной земли могут разработать свои вариативные модели.
На рис. 5 приведена структура системы образования ФРГ. Система образования ФРГ включает в себя:
- элементарное обучение - дошкольные учреждения (kindergarten), детские сады и т.п.;
- первая ступень- начальные школы (грунд-шуле - grundschule);
• вторая ступень образования II- обучение профессии и аттестаты зрелости: школа профессионального обучения (обучение профессии-berufsausbildung )специализированная профессиональная школа (беруф-фахшуле - berufsfachschule), профессиональная старшая школа (фах-обер-шуле - fachoberschule), верхняя ступень гимназии (gymnasiale oberstufe); профессиональные школы (фахшуле), вечерняя гимназия/колледж
• третья ступень/повышение квалификации: высшие учебные заведения, учебные заведения повышения квалификации и образования.
Эта схема отражает лишь общие черты системы образования Германии. В отдельных федеральных землях возможны отклонения. При выполнении определенных условий возможен переход из школы одного типа в школу другого типа. Сочетание (согласование) видов школ и признание окончания школ гарантируется путем выполнения договоренностей (условий) между землями. Продолжительность общего обязательного школьного образования - 9 лет, в 4 землях - 10 лет, и профессиональных школах - 3 года.
Системе школьного образования в Германии в ее нынешнем виде около 70 лет. В наследство от XIX века Германии досталось довольно хаотическая система, при которой рядом с друг другом существовал целый ряд различных школ, - как «школы высокого уровня», так и «народные школы». Лишь в Веймарской Республике была создана обязательная для всех детей четырехлетняя начальная школа («грундшуле»), являвшаяся частью продолжавшей существовать восьмилетней народной школы «фольксшуле». По окончании, ребенок мог остаться в народной школе еще на 4 года, или же поступить в реальную школу (6 лет) или в гимназию (9 лет). Однако, с учеников реальных школ и гимназий взималась плата; лишь сравнительно небольшое количество семей могло позволить себе эти расходы, таким образом, еще долгое время существовала связь между материальным положением родителей и типом школ для их ребенка.
Школьная система уже давно является объектом всевозможных реформ, как идеологических, так и политических. Уже во время господства национал-социалистов немецкие эмигранты, лично испытавшие, насколько школьная система и преподавательский состав подвержены влиянию национал-социализма, обдумывали необходимые изменения системы школьного образования.
После второй мировой войны у союзников (США, Великобритания, Франция, СССР) были весьма различные представления о реорганизации системы школьного образования Германии.
Американская комиссия по вопросам воспитания требовала в 1946 г. проведения самой радикальной реформы немецкой школы, т.е. равные возможности получения образования для всех; обязательное посещение школы для всех детей в возрасте от 6 до 15 лет, причем вместо школ различных типов предусматривалась единая для всех школ продленного дня. Эти планы вскоре натолкнулись на сопротивление западногерманских политиков. В начале 50-х годов в ФРГ началась эпоха «реставрации». Политики, педагоги и представители промышленности защищали деление общеобразовательной школы на народную, реальную и гимназию. Общегерманский закон 1920 года о начальной школе, в котором было предписано обязательное для всех детей начальное образование, получил дальнейшее развитие. Народная школа «Фолькс-шуле» была разбита на две ступени: четырехлетнюю «хаупт-шуле» (дословный перевод «главная школа» вряд ли уместен, поэтому здесь предлагается обозначение «основная школа») и в полном соответствии с традицией получили дальнейшее развитие реальная школа и гимназия; в противоположность этому, такие нововведения, как комплексная школа («гезамт-шуле») и ориентировочная ступень - распространения не получили.
На территории бывшей ГДР была введена новая форма школы - так называемая «общеобразовательная политехническая обершуле»- основной тип школы в единой социалистической системе образования. Ее создание было провозглашено соответствующим законом ГДР от 25.02.1965 г. Просуществовала она вплоть до 3.10.1990 г. - дня объединения Германии. В отличие от школ ФРГ, которые не только отличаются друг от друга по типу и уровню, но и являются организационно самостоятельными, «Общеобразовательная политехническая обершуле» в ГДР объединяла в себе начальную ступень и последующие классы, вплоть до 10-го. По окончании 10 класса лучшие выпускники получали право учиться в «Расширенной обершуле», через которую дорога вела в вуз. Также существовали еще девятые и десятые классы с повышенным уровнем преподования, готовившие к непосредственному переходу в «Расширенную обершуле». Наряду с этими двумя «едиными школами» в небольшом количестве существовали различные специальные школы, а также детские и юношеские спортивные школы.
Кроме того, в обеих частях Германии возникло большое количество школ профессионального обучения, а также сеть спецшкол («зондер-шуле») для трудновоспитуемых детей, для детей-инвалидов и т.д.
Вплоть до объединения Германии, в ее западной и восточной частях существовали весьма различные представления о структуре школьного образования; однако, при сравнении учебных планов (количество учебных часов, отводимые на различные общеобразовательные предметы) в классах от первого по десятый отмечается большое сходство. Это сходство учтено при реорганизации школьного обучения в новых федеральных землях с целью обеспечения совместимости с нормами Федеративной республики Германии.
Статья 6, абзац 2, Основного Закона ФРГ говорит: «Забота о детях и воспитание детей являются естественным правом родителей и их первоначальной обязанностью, выполнять которую должны в первую очередь именно они. Выполнение ими этих обязанностей проверяется государством». В статье 7, абзац 1, сказано: «Школы и школьное образование находятся под контролем государства».
У родителей и государства, таким образом, одна задача в сфере воспитания, и наилучшим образом выполнить ее можно лишь в тесном сотрудничестве родителей и школы. Как основы, так и детали практической стороны этого сотрудничества изложены в конституциях и законах о школе каждой федеральной земли.
Сотрудничество между родителями и школой осуществляется как путем непосредственного контакта родителей ребенка с учителями данной школы, так и через организации, представляющие родителей.
Все дети, которым исполнилось 6 лет, должны посещать школу. Посещение дневной школы является обязательным в течение 9, а в некоторых землях 10 лет, по истечении этого срока школьники моложе 18 лет, не желающие продолжать образование в дневной школе следующей ступени, обязаны посещать школу профессионального обучения с полной или неполной неделей.
За последние 30 лет количество учеников основных школ уменьшилось наполовину, в то время как количество учащихся в реальных школах и гимназиях почти удвоилось. Таки образом, в настоящее время приблизительно одна треть школьников ( включая учеников комплексных школ и свободных школ Вальдорфа) учится в основных школах, а две трети посещают реальные школы и гимназии.
Начальная школа.
Общая для всех первая ступень школьного образования называется «начальная школа» («грунд-шуле»). Срок обучения 4 года (в Берлине 6 лет). Задача этой ступени - дать детям основы зданий, позволяющие им продолжить образование; при этом должны по возможности учитываться индивидуальные способности и интересы каждого ребенка.
Перед поступлением в 1 класс начальной школы дети проходят собеседование, организуемое в школе педагогами. В ходе его и решается вопрос готовности ребенка к обучению в 1 классе. Если он не готов к учебе, рекомендуется посещение дошкольного детского сада, где ученик под руководством педагога-воспитателя в процессе игровой деятельности продолжает подготовку к школе. Подготовительные классы и групп функционируют для детей 5-6 лет при детских садах или начальных школах, где идет выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в 1 класс.
Начальная школа призвана приучить учащегося к учебной деятельности, вооружить его для этого необходимыми знаниями и навыками. Основной упор в ней делается на всестороннее развитие индивидуальности, познавательного процесса и способностей ребенка. Общественность Германии видит главную роль начальной школы в социальной интеграции немецкого общества, так как в ней обучаются дети всех слоев населения. Принято считать, что учебные занятия должны проводится по единым учебным программам и плана. Однако на практике во всех землях ФРГ существуют разные варианты учебных программ и множество учебников по каждому предмету, которые школа вправе выбирать сама. Недельная нагрузка учителя может быть от 20 часов в 1 классе до 30 часов в 4 классе. На начальном этапе продолжительность занятий составляет 18-20 часов в неделю. В I и II классах уроки ведет один преподаватель, а с III класса подключаются учителя-предметники. Учитель начальных классов не придерживается определенного учебного плана. Он действует по своему усмотрению. Результаты учебы начинают оцениваться баллами с 3-го года обучения.
Анализ содержания учебного плана начальной школы говорит о том, что обязательными предметами являются немецкий язык, математика, религия, практические знания об окружающем мире, музыка, труд, спорт. Необязательными с 3-го класса могут быть иностранный язык (английский или французский) и труд.
К первой ступени школьного образования могут принадлежать дошкольные детские сады, подготовительные классы и вводные группы (если они в данной федеральной земле не включены в элементарную ступень). Речь идет как об образовательных учреждениях для пятилетних детей, готовящих их к переходу в первый класс, так и о специальных группах для детей, достигших школьного возраста, но не способных к посещению школы.
Наряду с обучением основам чтения и письма на родном языке, в начальной школе дети на уроках под названием «зах-унтеррихт» («мир, в котором мы живем») получают знания основ будущих предметов: «зоциаль-кунде» («Человек и общество»), история география, биология, физика и химия. Кроме того преподаются: математика, религия (в Берлине- «История согласно Библии», на общехристианской основе), музыка, художественное воспитание, ручной труд, рукоделие и т.п., а также физкультура. Все предметы обязательны.
В 1960 году в начальной школе было почти 3 миллиона школьников, в 1975 году их число составило около 4 миллионов, после чего оно стало непрерывно уменьшаться, упав в 1985 г. до 2.25 миллионов. Затем оно выросло до 2.5 миллионов в 1989 г. По оценкам специалистов, это количество будет при незначительных колебаниях держаться вплоть до начала 21 века.
По окончании срока посещения начальной школы школьники переходят в школу следующей ступени, так называемую «вторую ступень I». Какая школа оптимальна для ученика, решается в соответствии с рекомендацией школы, желанием родителей, уровнем школьных оценок, а также результатами приемных экзаменов. Переход из первой ступени во вторую регулируется законами и ведомственными актами конкретной федеральной земли.
Пятый и шестой классы - ступень ориентации.
В некоторых федеральных землях 5 и 6 классы образуют так называемую ступень ориентации. Ее программа и точное наименование различны в разных землях. Эта ступень призвана дать родителям, ученикам и учителям более надежную основу для решения о переходе ученика в школу второй ступени. Ступень ориентации организована как самостоятельное учебное заведение или как часть одной из школ второй ступени.
В Берлине эта ступень оформлена как 5 и 6 классы начальной школы.
Основная школа
Основная школа является обязательной школой для всех учеников, которые после окончания срока посещения начальной школы не пошли в реальную школу или гимназию. Последним обязательным классом этой школы является девятый, а в некоторых землях десятый. В большинстве земель дается возможность добровольного посещения дополнительного десятого класса.
Цель основной школы - подготовить ученика к продолжению образования в рамках второй ступени II на пути профессионального обучения и посещения общеобразовательных курсов. Особое внимание в основной школе обращается на то, чтобы познакомить ученика с миром рабочих профессий и таким образом помочь ему выбрать профессию.
Для всех учеников обязательными являются предметы: немецкий язык, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, история, «арбайтс-лэре» («мир работы»), религия, музыка, художественное воспитание, политика и физкультура; в Баварии дополнительно к этому -учение о воспитании, а также экономика домашнего хозяйства. Преподавание математики, иностранного языка и некоторых других предметов ведется в сборных группах - таким образом, можно лучше учесть различный уровень подготовки учеников и различную степень усвоения ими учебного материала и, как следствие, оптимальным образом подготовить их к окончанию школы и переходу в школы более высокого типа. Количество уроков от 30 до 33 в неделю.
При соответствующем развитии своих возможностей учащиеся могут в начале учебного года переходить из основных на расширенные (углубленные) курсы. Интенсивное обучение в 9-10 классе школах типа Б, представляет возможность расширить и углубить знания по немецкому и математике, или математике и английскому. В 7 и 8 классах предлагаются занятия по выбору, которые учащиеся могут выбрать по своим интересам. С 9 класса на занятиях по выбору особо рекомендуются предметы по труду и естественным наукам, где предпочтение отдается ориентации школьников. Обучение в 10 классе предлагается в двух формах:
Тип А в основном предлагает обучение естественным наукам и труду. Здесь особое внимание уделяется развитию практических умений.
Тип Б предлагает углубленное обучение по таким предметам, как немецкий, английский и математика. Основные школы могут также работать как школы полного дня. Эти школы предоставляют учащимся возможность 3-4 раза в неделю до 16.00 часов находиться в школе (работать, учиться, играть). Это включает также организацию помощи при подготовке домашнего задания.
После успешного окончания 9 класса все учащиеся сдают экзамены. Сдача экзаменов обеспечивает поступление в 10 класс основной школы типа А или Б. Выпускники 10 класса типа А поступают в профессиональные школы.
Если в аттестате об окончании основной школы указаны особые успехи, то есть по немецкому, английскому языкам и математике удовлетворительные оценки, то выпускник может посещать 10 класс типа Б основной школы. При этом должно быть обязательное посещение углубленного курса по английскому и математике.
По окончании 10 класса типа А выдается свидетельство об окончании второй ступени I - аттестат зрелости, который дает возможность:
успешно обучаться в одной из профессиональных школ по меньшей мере с удовлетворительными оценками по немецкому, английскому языкам и математике, или
окончить одну из 3-летних профессиональных школ по меньшей мере с оценкой 2.5, а также успешно сдать экзамены и получить удостоверение о знании английского или какого-либо другого иностранного языка, или
окончить по меньшей мере 2-х годичную профессиональную школу и успешно посещать полный курс профессионального строительного училища.
Здесь уместно сказать о системе оценок знаний, используемой в ФРГ. В средней школе и в вузах Германии используются две системы оценок: пятибалльная и более дифференцированная - пятнадцатибалльная, причем обе системы легко трансформируются одна в другую. 15, 14, 13 баллов - 1 «отлично» /5/ 12, 11, 10 баллов - 2 «хорошо» /4/ 9, 8, 7 баллов - 3 «удовлетворительно» /3/
6, 5, 4 баллов - 4 «достаточно» /2/
3, ,2, 1 балла - 5 «неудовлетворительно» /1/.
В скобках даны оценки, принятые в нашей стране. Сравнение систем оценок, принятых в Германии и Казахстане, свидетельствует о некоторых различиях в них. Дело не только в обратной системе отсчета ( у нас «отлично -5» в германии -1), но и в том, что оценка «достаточно»- 4 ( у нас-2) является положительной.
Соответствие между двумя системами (пятнадцатибалльной и пятибалльной) в практике устанавливается следующим образом (в скобках указанны наши соответствия):
Отлично: 15, 14, 13 баллов = 1+, 1, 1- (5+, 5, 5-)
Хорошо: 12, И, 10 баллов = 2+, 2, 2- (4+, 4, 4-) и т.д.
Выпускники 10 класса типа Б по окончании второй ступени образования I получают соответствующий аттестат зрелости. Учащиеся с хорошими успехами получают право учиться в гимназических старших классах (гимназия, комплексная школа, профессиональная школа), то есть, если по математике, немецкому и английскому языкам хорошие оценки, или по немецкому, английскому языкам и математике, и по последующим 3-м предметам удовлетворительные оценки.
В дальнейшем имеется возможность уравнивания знаний учащихся.
Количество учеников в основных школах выросло с 2.1 миллиона (1960 г.) до 2.5 миллиона (1975 г.), а затем непрерывно уменьшалась, упав в 1992 г. до 1.5 миллиона1.
Реальная школа.
Реальная школа принадлежит ко второй ступени I; в обычном варианте она включает в себя классы с 5 по 10. Для учеников основной школы, решивших после окончания седьмого класса перейти в реальную, существует особый трехклассный вариант реальной школы.
Реальная школа готовит учеников к курсам профессионального обучения, предъявляющих повышенные требования к самостоятельному мышлению, чувству ответственности и умению руководитель людьми.
Реальная школа дает расширенное общее образование повышенного уровня; ученик имеет возможность выбрать одно из предлагаемых ему направлений учебы в качества основного; например: естественно-математическое, техническое, социально-экономическое, социально-медицинское, лингвистическое, музыкально- художественное. В каждой школе есть определенный диапазон предлагаемых предметов; он различается как между школами, так и федеральными землями. Все ученики обязаны изучать иностранный язык. В отличие от основной школы, где выбора нет (почти везде изучается английский), в реальной школе предлагается на выбор несколько иностранных языков. Преподавание в реальной школе ведется на более высоком уровне, системе предлагаемых предметов уделяется большое внимание. Уроков в неделю: от 30 до 34.
Осле десятого класса ученик получает аттестат об окончании реальной школы, открывающий дорогу в целый ряд школ профессионального обучения, а также фах-обершуле ( сравнима с тремя старшими классами гимназии; упор делается на прикладные предметы, по большей части, технические) или в старшую ступень гимназии.
Значение реальной школы непрерывно растет. В 1960 г. число учеников реальной школы составило 430000. К 1970 г. оно удвоилось, а к 1980 г. достигло 1 531 000. В следствии демографических факторов к 1989 г. оно упало до 850000, но доля учеников реальной школы в общем количестве всех школьников Германии выросла и продолжает расти. От своевременного, постоянно растущего спроса на образование, реальная школа выиграла в большей степени, чем другие типы школ в Германии. Ожидается, что к концу XX века количество учеников реальной школы достигнет 9000001.
Гимназия.
Гимназия является общеобразовательным учебным заведением. Обучение в ней продолжается, как правило, 9 лет (классы с 5 по 13). Старшие классы с 11 по 13 называются «гимназиале обер-штуфе» (старшая ступень гимназии) и принадлежат, согласно принятой в Германии классификации, ко «Второй ступени образования II». После успешной сдачи экзаменов выпускник получает аттестат зрелости, дающий право поступления в ВУЗ. Различаются гимназии, выдающие особый аттестат зрелости, подтверждающий право поступления в ВУЗ любого направления, и так называемые «предметные гимназии», аттестат зрелости которых дает право поступит в определенный ВУЗ. Цель гимназии: углубить и расширить общеобразовательные знания, и на их основе познакомить учеников с научными методами получения и обработки информации, создавая таким образом необходимые предпосылки для успешной учебы в ВУЗе и для поступления на соответствующие курсы обучения профессии. Классы с 5 по 10 (соответственно с 7 по 10) призваны выполнить задачу создания фундамента для индивидуализированной программы обучения, начинающейся с 11 класса.
Характерной чертой гимназии является дифференцированный набор предметов, предлагаемых учащемуся на выбор. Например, количество иностранных языков и очередность их изучения. В 9 классе учащемуся дается возможность выбора предметов определенного направления (естественно-математического, научно-экономического, музыкального и др.). Таким образом, удается учесть индивидуальное направление одаренности широких слоев учащихся.
В соответствии с соглашением Постоянной конференции министров культуры и образования, принятым в июле 1972 г., и рядом последующих соглашений, в старших классах гимназии введена система курсов, как основных, то есть обязательных для всех, так и выбираемых индивидуально курсов повышенной трудности. Эта система, не пренебрегая общим образованием, позволила лучше учесть индивидуальные способности учеников. Спектр курсов повышенной трудности, предлагаемых ученикам на выбор, строится на широкой основе из обязательных курсов в трех сферах: литературно-языковой, общественно-научной и естественно-математическо-технической. В сферу основных курсов и курсов повышенной трудности попадают: немецкий язык, иностранные языки, художественное творчество, музыка, философия, история, география, религия, учение о религии, учение об обществе, экономика, математика, физика, химия, биология. В спектр курсов, предлагаемых ученикам на выбор и не являющихся курсами повышенной трудности, могут быть включены (при условии одобрения учреждениями, отвечающими за преподавание в школах) и такие новые предметы, как педагогика, психология, социология. Основы права. Геология, астрономия, статистика, технология, обработка данных с помощью ЭВМ и пр. Спорт включается, как правило, в основные курсы.
Каждый ученик обязан записываться на два курса повышенной трудности, их которых один должен быть либо иностранный язык, либо математика, либо одна из естественных наук.
Экзамены на аттестат зрелости проводятся по 4 предметам. Экзаменующийся должен продемонстрировать хорошие знания в вышеназванных областях, а в сфере выбранных им курсов повышенной трудности продемонстрировать более широкие знания. Экзамены проводятся устно и письменно.
В последние годы возросло значение гимназий (аналогично значению реальных школ). В 1960 г. В ФРГ в средней ступени гимназии (классы от 5 до 10) обучалось 640000 гимназистов. К 1970 г. их число возросло до 1 000 000 с лишним. А к 1980 г. -почти до 1 500 000. К 1989 г. вследствие демографических факторов оно упало до 1 000 000. По оценкам специалистов, к концу XX века число учеников в средней ступени гимназии вырастет до 1 100 000.
Аналогично обстоит дело и со старшей ступенью гимназии. С 1960 по 1970 год, оно выросло с 200 000 до 300 000, а к 1982 г. до 672 000. По оценкам специалистов, к концу XX века число учеников старшей ступени гимназии упадет до 500 ООО1.
Комплексная школа.
Комплексная школа, включает в себя с 5 по 10 (или 7-10) классы; она принадлежит ко «второй ступени образования I». Цель комплексной школы -объединение под одной крышей всех школ второй ступени образования I, с их предметами, курсами, требованиями к выпускным аттестатам и пр. Как и все школы второй ступени образования I, она соответствующим образом готовит выпускников к переходу в учебные заведения и курсы профессионального обучения второй ступени образования П. Различаются два вида комплексных школ: кооперированная и интегрированная.
В кооперированной комплексной школе основная, реальная школы и гимназия находятся под одной крышей рядом друг с другом; организационно, методически и дидактически они продолжают существовать в виде не зависящих друг от друга отделений. Вид и степень сотрудничества этих отделений друг с другом зависит от возрастной группы. Кооперированная комплексная школа может иметь общее для всех отделений педагогическое руководство.
Интегрированная комплексная школа вплоть до 10 класса не различает отдельных типов школ. Единственным критерием организации классов является возраст. Преподавание отдельных предметов ведется по системе курсов. В конце девятого и десятого классов, школа выдает свидетельство об окончании. В зависимости от успехов школьника по тому или иному предмету, свидетельство соответствует аттестату школы одного из вышеперечисленных типов второй ступени образования I.
В 1975 году в интегрированных комплексных школах было 143 000 учеников. Их число росло почти непрерывно (за исключением демографически обусловленного падения в 1983- 1985 годах) и в 1989 г. достигло 219000. Предполагается, что к концу XX века оно превысит 270000, но и в этом случае оно будет составлять около 5 % школьников данного возраста1.
Специальные школы для детей- инвалидов.
Специальные школы («зондер-шуле») предназначены для обучения тех детей и подростков, которые в силу физических, духовных или психических особенностей не могут учиться в общеобразовательных школах.
Существуют как отдельные специальные классы, входящие в состав общеобразовательных школ (начальные и основные школы), так и отдельные специальные школы с шестичасовым или продленным днем, а также специальные школы-интернаты. За исключением школ для психически больных детей, все специальные школы проводят обучение на основе учебных планов общеобразовательных школ (начальные, основные, реальные школы, гимназии), но используются при этом методы преподавания и дидактические принципы, в наибольшей мере учитывающие особенности обучающихся здесь детей.
В некоторых землях Германии наблюдается тенденция к более ранней интеграции учеников специальных школ в общеобразовательные школы, и обеспечивает наличие подготовленного соответствующим образом персонала, способного работать с детьми- инвалидами.
С 1960 по 1970 г. количество учеников в специальных школах увеличилось с 142000 до 322 000. В 1980 г. оно превысило 350 000. После этого оно, по причинам демографического характера, стало уменьшаться и в 1989 году достигло 245 000. К концу XX века ожидается увеличение количества учеников специальных школ до 260 0002.
Таким образом, в Германии на законодательной основе функционируют различные типы школ: начальная. Основная. Реальная, гимназия, комплексная, и специальная - которые призваны дать учащимся знания в зависимости от их умений, способностей и природного таланта. Законодательно отрегулирован порядок перехода учащихся из одного типа школ в другой, определен статус и возможности дальнейшего обучения выпускников этих школ.
На рис. 3 приведена действующая схема системы образования в Республике Казахстан. Она охватывает дошкольное воспитание (детские ясли, ясли-сады, детские сады), начальное образование (1-4 классы), основное среднее образование (5-9 классы), среднее специальные учебные заведения (на базе 9 и 11 классов), полное среднее образование (10-11 классы), высшие учебные заведения (4-7 лет), аспирантура (3 года), докторантура (3 года). Кроме того, в республике существует сеть учреждений внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Дошкольное воспитание.
В отличие от Германии, в Казахстане была создана достаточно разветвленная сеть детских дошкольных учреждений . Содержание детей в них осуществлялось за счет государства или предприятий , и лишь частично оплачивалось родителями.
Начиная с 1990 года количество ДДУ и охват ими детей постоянно снижается. Это объясняется кризисным состоянием экономики. Закрываются многие ведомственные детские сады, средства, направляемые на дошкольное воспитание не обеспечивают их полноценного функционирования и развития.
В республике начали появляться частные дошкольные учреждения. Дошкольным учреждениям предоставлена возможность активизировать работу по развитию дополнительных платных услуг, расширению коммерческих групп с полной оплатой родителями расходов на содержание детей.
С целью обновления содержания воспитательной работы детских дошкольных учреждений, Казахским научно-исследовательским институтом проблем образования им. Ы.Алтынсарина министерства образования Республики Казахстан разработана республиканская программа «Система воспитания и обучения «Балбобек».
В Казахстане в отличие от Германии, вопросы дошкольного воспитания были постоянно под вниманием государства. Поэтому. В отличие от ФРГ, система дошкольного воспитания получила достаточно широкое развитие, и в настоящее время, несмотря на кризисную ситуацию в экономике, идет поиск по возможности сохранения и закрепления достигнутых успехов и. В связи с приобретением суверенитета, ведется большая работа по обновлению содержания воспитания и обучения детей.
Общее среднее образование.
Общее среднее образование является основным звеном системы образования республики. Учащиеся получают среднее образование в школах трех ступеней - начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 классы).
Согласно Статьи 30 Конституции Республики Казахстан: «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно». Таким образом, Конституцией республики определено всеобщее среднее образование, т. е. Образование в объеме 11 классов.
В последнее время критерием измерения прогресса страны принято считать изменение индекса человеческого развития страны. Индекс человеческого развития (ИЧР) является более широким критерием социально-экономического роста государства, чем ВНП (валовой национальный продукт), т.к. он интегрирует в себе ожидаемую продолжительность жизни, образовательный уровень взрослого населения и доход. Таким образом, хорошее образование людей, способное в условиях увеличения свободы выбора стать мощным источником благосостояния - является величайшим капиталом любой страны.
В 1992 году Казахстан по ИЧР занимал 61-е место среди 173 стран мира. Его ранг среди стран бывшего Советского Союза был восьмым, а в пределах Центральной Азии он был одним из первых после Армении, занимающей по ИЧР 53-е место1.
В настоящее время, в сложных экономических условиях осуществляется реформирование общего среднего образования. В трудном положении находятся материально-технические базы школ, особенно 6564 сельские школы и 3825 малокомплектных школ. Из-за низкой заработной платы профессия учителя становиться непрестижной. Дефицит педагогических кадров по республике составляет более 22 тысяч человек. Тяжелое положение складывается с обеспечением школ республики учебниками и учебно-методической литературой. Из-за недостаточного финансирования выпуск учебной продукции сократился вдвое по сравнению с 1991 годом2. Однако, несмотря на имеющиеся трудности, многие педагогические коллективы ведут большую творческую поисковую деятельность с надеждой на скорое обновление общества и, вместе с ним, обновление школы.
Важным шагом в реформировании общеобразовательной школы явилась разработка в 1991 году республиканского базисного учебного плана и к нему 28 вариантов типовых учебных планов для массовых общеобразовательных школ, что послужило началом отхода от сложившейся традиции ведения образовательной деятельности по единому учебном плану во всех школах республики. Теперь каждая школа имеет право на основе Базисного, составить свой вариант учебного плана или выбрать один или несколько предлагаемых вариантов, с учетом интересов и способностей учащихся. Были предложены варианты учебных планов для лицеев и гимназий.
В педагогической практике появились новые типы школ: профильно-дифференцированные лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы, обучающие по лицейским и гимназическим программам.
В таблице 6 приведены сведения о лицеях и гимназиях в 1994-1995 гг.
В 1994 г. в республике было 8395 общеобразовательных школ, а в 1995 г. - 8393 школы. Если общее количество, созданных лицеев и гимназий в 1994 году составило 2.6 % от общего количества школ, то в 1995 году - 6.8 %. Рост в течение года на 4.2 % является существенным показателем .
В Законе Республики Казахстан «Об образовании», принятом в 1992 году, впервые было сказано о Государственном стандарте образования. В статье 4 данного Закона было указанно: «В республике Казахстан устанавливаются государственные стандарты образования, определяющие необходимый минимальный уровень требований к выпускникам учреждений образования различных типов». В статье 30 новой Конституции Республики Казахстан это положение было усилено: «Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам». В целях реализации этих положений Конституции и Закона Республики Казахстан Казахским научно-исследовательским институтом им. Алтынсарина Министерства образования Республики Казахстан разработано Положение о государственном стандарте общего среднего образования республики Казахстан. Этим положением определены основные параметры стандарта, функции стандарта, его общая структура, порядок утверждения и внедрения. Основное назначение и функции стандарта образования определяют его структуру, включающую в себя концептуальную, нормативную и методическую составляющие.
Концептуальными составляющими стандарта являются: Концепция развития общеобразовательной школы Республики Казахстан; Концепция содержания общего среднего образования; Общее требование к разработке измерителей достижения государственного стандарта.
Нормативными составляющими являются: Государственный базисный учебный план и Стандарты базовых образовательных областей.
Методическая составляющая Государственного стандарта образования служит основой организации процесса обучения, ориентированного на развитие личности учащихся и реализуется в виде учебно-методического комплекса.
Также разработаны Концепция развития общеобразовательной школы Республики Казахстан, Концепция содержания общего среднего образования и Базисный учебный план общеобразовательной школы Республики Казахстан.
В концепции общеобразовательной школы отражены: проблемы общеобразовательной школы; цели и задачи общеобразовательной школы; структура общеобразовательной школы; основные пути и решающие условия реализации концепции.
Концепция содержания общего среднего образования состоит из следующих разделов: введение, научные основы формирования содержания образования в современной школе; основные принципы, определяющие содержание образования; состав и структура содержания образования.
Базисный учебный план общеобразовательной школы Республики Казахстан содержит: Базисный учебный план начальной школы; Базисный учебный план основной школы; Базисный учебный план профильной школы и краткая характеристика изучаемых дисциплин в инвариантной части учебных планов начальной и основной школы.
В настоящее время разрабатываются другие документы, входящие в состав Государственного стандарта образования общеобразовательной школы.
Несомненно, эти документы сыграют важную роль в повышении качества проводимых занятий, эффективности обучения и, в целом, образованности населения. Однако, основополагающие вопросы развития общего среднего образования должны быть осмысленны в контексте развития школ ведущих стран мира, в частности Германии.
Предлагаемая структура общеобразовательной школы (см рис. 3) существенно отличается от структуры действующей системы общеобразовательной школы в Республике Казахстан (см. рис 4.). В действующей схеме выпускники основной школы имели возможность продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях (на базе 9 классов), в старшей ступени школы (10-11 классы) и в профессионально-технических училищах (на базе 9 классов), а в предлагаемой схеме выпускники основной школы должны продолжить обучение в лицеях (лицейских классах), гимназии (гимназических классах) и в профессионально-технических школах. При этом мы должны учесть, что, согласно Конституции Республики Казахстан, среднее образование является обязательным. В Концепции развития общеобразовательной школы Республики Казахстан указано: «Гимназия и лицей являются типами общеобразовательных школ, создающими условия для развития интеллектуального и общекультурного уровня учащихся и возможности углубления знаний по выбранному направлению. Эти типы школ служат базой для дальнейшего получения образования в вузе. С целью создания единого образовательного пространства в республике во всех типах общеобразовательных школ предполагается разграничение направлений обучения в них. Классы выбравшие гуманитарно-эстетическую программу обучения, называются гимназическими, а классы, выбравшие естественнонаучную программу обучения, называются лицеистскими. Старшая ступень обычной общеобразовательной школы, ориентированная на осуществление первичной профессиональной подготовки учащихся, называется профессионально-технической школой».
При внимательном изучении этих положений и при сравнении их с системой. Второй ступени образования I и II ФРГ возникает ряд существенных вопросов. Как видно из предлагаемой схемы системы образования Республики Казахстан (см рис.4 ) дифференциация школ осуществляется только в старшей ступени, тогда как в Германии, начиная с 7 класса, ученики в зависимости от своих способностей обучаются в одной из существенно отличающихся друг от друга школе, то есть, или в основной, или в реальной школе, или в гимназии. Но такому раннему разделению учащихся в ФРГ предшествует наличие ступени ориентации. Как показывает опыт работы школьной системы Германии, такая ранняя дифференциация школ оправдана. При этом в Германии законодательно предусмотрен переход из одного типа школ в другой, в зависимости от успеваемости учащихся. То есть существует жесткая система отбора детей в различные типы школ, а также от второй ступени образования I ко второй ступени образования П.
На основе анализа новых реалий и процессов, происходящих в системе образования и педагогической практике в Казахстане, изучения тенденций мировой образовательной практики и системы образования ФРГ, нами разработана инвариантная модель образования нашей республики (рис. 6). Ее существенными отличиями являются наличие ступени ориентации, что было заимствованно от структуры системы образования ФРГ (см. рис 5). Важность и необходимость этой ступени доказана в ФРГ.
В настоящее время, в республике функционирует всего 159 лицеев и школ-лицеев, обучающих по различным лицейским программам, а также 408 гимназий и школ -гимназий, обучающих по различным гимназистским программам. Опыт их работы и опыт работы основной, реальной школ и гимназии ФРГ свидетельствует о важности и необходимости их существования.
В республике функционирует большое количество общеобразовательных школ, в т.ч. сельские школы, обучение в которых происходит по базовому учебному плану, что обеспечивает получение знаний в объеме государственных стандартов образования. Но они не относятся ни к лицеям, ни к гимназиям, ни к ПТШ.
В настоящее время в республике наметилась тенденция создания на базе профессионально-технических училищ профессионально-технических школ, а также стремление некоторых школ дать детям профессиональное образование.
Наличие в системе образования государственных учреждений специального воспитания и специальных школ для отдельных категорий детей не вызывает никаких дискуссий.
Так как согласно новой конституции получение среднего образования является обязательным, то все дети без исключения должны посещать один из типов этих школ.
Опыт работы школ в Германии подтверждает то, что уже в 5-6 классах можно определить способности ребенка для их дальнейшего развития.
Во всем мире, в ФРГ в частности, существует большое количество различных профессиональных школ для подготовки квалифицированных рабочих кадров, реализующих различные профессиональные образовательные программы. В нашей республике, в настоящее время, подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в ПТУ, а среднее профессиональное образование приобретается в ССУЗах. В последние годы на базе ПТУ начали создаваться ВПТУ (высшие профессионально-технические училища), реализующие многоступенчатую программу профессионального образования, включая программу среднего специального образования. А на базе техникумов созданы колледжи. Есть опыт создания высших колледжей, дающие начальное высшее образование. Как показывает практика, не во всех колледжах, созданных на базе техникумов, можно успешно реализовать программу первой ступени высшего образования. Свидетельство этому - опыт ФРГ по созданию на базе некоторых подобных профессиональных учебных заведений фах-хохшуле или переквалифицированния их на подготовку квалифицированных рабочих кадров.
Для создания на базе техникумов высших колледжей необходимо вкладывать достаточные денежные средства. Учитывая нынешнюю ситуацию нашей республики и опыт ФРГ в этой области, считаем целесообразным на базе лучших техникумов продолжить практику создания высших колледжей, а на базе других техникумов - колледжей, но реализующих профессиональные программы среднего уровня с ориентацией на запросы рынка труда.
Переход нашей республики на рыночные отношения, определил необходимость наличия различных типов учебных заведений, центров по реализации различных по содержанию и срокам обучения начальных и средних профессиональных образовательных программ. Их будет диктовать рынок труда. Поэтому, не меняя созданных в годы советской власти различных профессионально-технических учебных заведений, надо дать им свободу для реализации различных профессиональных программ по запросу рынка труда и отраслей промышленности и народного хозяйства.
Аспирантура, как и прежде, необходима для подготовки научных кадров, только выпускникам магистратуры классических университетов можно уменьшить срок обучения в них до двух лет.
Докторантура является завершающим звеном подготовки ученных.
Должна быть усилена роль центров (институтов) и курсов по повышению квалификации и переподготовки кадров, т.к. этого требуют условия рыночной экономики.
Юридическо- педагогический анализ системы общего среднего образования в Казахстане и Германии характеризуется общими тенденциями многоступенчатости обучения, вариативность школ, дифференцированностью учебных планов и содержанием программ. Германский опыт создания школ реализует в большей степени идею индивидуализации личности и демократизации обучения, так как учащиеся проходят в начале второй ступени образования I ступень ориентации. Отличительной особенностью германских школ является законодательно утвержденное право перехода учащихся из одной школы в другую в зависимости от способностей.
15 12 2014
4 стр.
В связи с окончанием набора на курсы «Государственная служба и кадровая политика», приказываю
06 10 2014
1 стр.
Женское либеральное движение и государственная политика в области женского образования во Франции в XIX начале XX века
23 09 2014
15 стр.
Государственная политика в сфере начального народного образования в России второй половины XIX века и крестьянство
10 09 2014
3 стр.
Умк «Перспективная начальная школа», системы Эльконина – Давыдова, реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования
25 12 2014
12 стр.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития
14 12 2014
1 стр.
А. С. Петров пишет: Организацию можно охарактеризовать как процесс образования структуры системы и её качественного совершенствования Структура представляет собой строение, внутрен
14 12 2014
1 стр.
Наличие различных типов и видов образовательных учреждений, реализующих различные формы и виды образования
09 10 2014
1 стр.