АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
П Р О Г Р А М М А
Кандидатского экзамена по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования
Алматы, 2004
Введение
Кандидатский экзамен по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования предполагает проверку подготовленности исследователя всесторонне изучать объект профессиональной подготовки, содержание, условия и методику работы с будущими специалистами, формирования готовности к различным аспектам профессиональной деятельности.
Содержание исследований по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования охватывает следующий круг вопросов: разработка теоретических основ функционирования различных типов учебных заведений, научное обоснование целей и задач профессионального образования и диалектической взаимосвязи общего и профессионального образования. Поэтому знание основ профессионального образования у исследователя предполагает опору на знание общей педагогики (13.00.01) и чёткое понимание частных вопросов, связанных с темой исследования.
Соответственно формируются и билеты для экзаменующихся по специальности – два вопроса по программе, третий по теме исследования.
Исходя из вышесказанного программа по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования представлена следующими разделами: методология профессионального образования; области предметных исследований; содержание профессионального образования; методы, формы и технология профессиональной подготовки, диагностика результатов качества профессионального образования.
Содержание программы по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования.
Методология профессионального образования
Предмет и задачи теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли педагогической науки. Место научной дисциплины в системе педагогических наук.
Основные категории и их взаимосвязь: воспитание, обучение, образование, профессиональное образование, личность специалиста-профессионала, педагогический процесс. Специфика использования педагогической научной междисциплинарных понятий (личность, деятельность, общение, развитие, формирование). Связь педагогики профессионального образования с другими науками.
Основные методологические положения современной педагогики. Взаимосвязь философии и педагогики. Законы диалектики, их всеобщий характер. Теория познания. Системный подход как отражение всеобщей связи явлений. Теория личности. Теория деятельности. Методология и методические подходы в развитии теории и методики профессионального образования. Сущность личностного, деятельностного, личностно-деятельностного, системно-структурного, историко-культурного, этнокультурного, культурологического, комплексного, интегративного и других методологических подходов.
Система методов научно-педагогического исследования профессиональной деятельности и личности специалиста. Методы теоретического анализа, характеристика отдельных методов. Методы диагностики. Эмпирические методы исследования. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней исследования.
Моделирование личности специалиста, различные концептуальные подходы к моделированию и созданию профессиограмм, методики определения содержательного и психологического компонентов развития личности профессионала. Теория целостного педагогического процесса. Значение педагогики в профессиональной подготовке специалиста. Структура курса педагогики. Предмет педагогики и объект профессиональной подготовки специалиста. История формирования понятия об объекте профессиональной подготовки. Разработка современных концепций профессионального направленного образования в условиях перехода в единое образовательное пространство. Теоретическое обоснование и научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалиста. Разработка стандарта профессионального образования, альтернативных учебных программ, учебников и учебных пособий.
Обоснования и обзор методов, форм и средств обучения в системе профессионального образования, их систематизация, классификация, сравнительный анализ.
Разработка сущности и теоретико-методологических основ инновационных технологий: компьютерных, телевизионных, лингвистических, коммуникативных и т. п. История развития высшего и среднего профессионального образования и воспитания. Научно-техническое обоснование содержания профессионального образования по различным типам учебных заведений. Обоснование гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса. Проблемы сравнительной педагогики в области профессионального образования.
Области предметных исследований
профессионального образования.
Теория и методика профессионального образования связана с различными видами профессиональной подготовки: профессионально-педагогическое образование; психологическое образование, медицинское образование, профессионально-техническое (среднее) образование, инженерно-педагогическое образование, музыкально-педагогическое образование, юридическое образование и т. д.
Объект профессиональной деятельности и его отражение в особенностях профессиональной подготовки.
Воспитание, формирование и развитие специалиста конкретной предметной области: методология; основные категории; факторы формирования личности; принципы и закономерности становления специалиста; самовоспитание; диалектика актуального и потенциального в развитии профессионала; учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание, методы, формы и технологии
профессиональной подготовки.
Сущность профессионального обучения; методология, основные критерии и их определение, влияние закономерностей гносеологии на процесс научного познания; этапы познавательной деятельности; структурные компоненты процесса обучения (мотивационно-целевой, содержательный, операционный, оценочно-результативный); закономерности и противоречия, принципы профессионального обучения.
Сущность профессионального формирования; категории, методы профессионального формирования.
Этика как область профессиональной культуры личности; методология; категории, понятия, термины; взаимосвязь профессиональной культуры с другими её видами (нравственная, политическая, эстетическая и др.); закономерности развития профессиональной культуры.
Профессиональное общение как творческий процесс; методология, категории, понятия, термин; разновидности профессионального общения; структуры общения; стадии профессионального общения; профессиональное общение как взаимодействие субъектов профессиональной деятельности.
Дистанционное образование как качественно новая ступень профессионального образования; методология; теоретические источники; категории; понятия, термины; история развития ДО в отечественной и зарубежной практике образования (опыт ДО в Европе, развитие ДО в России).
Дистанционное обучение как самостоятельный тип обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов; методология; категории, понятия, термины; сущностные характеристики дистанционного обучения; методы создания педагогических программ; метод информационного ресурса, ассоциативный метод; метод фальсификации; метод прецендента; метод компьютерного моделирования; метод компьютерных конференций; телеконференций; метод реафикации (материализации).
Интеграция традиционного и дистанционного обучения в процессе профессионального образования; методология; категории, термины, понятия; формализация знаний; создание гипертекстов; актуализация знаний; самоконтроль.
Предмет и задачи сравнительного исследования в области профессионального образования; объект и предмет сравнительного анализа; методы сравнительной педагогики; тенденции развития высшего профессионального образования в Республик Казахстан и за рубежом; типы учебных заведений; законодательство в области высшего образования; финансирование профессионального образования; управление профессиональной подготовкой.
Система непрерывного профессионального образования; категории, понятия, термины; характеристика основных типов учебных заведений; структура профессионального образования; дистанционное образование.
Теоретические основы учебно-воспитательного
процесса в вузе
Предмет педагогики высшей школы. Состояние и важнейшие задачи педагогики высшей школы на современном этапе. Цели и содержание высшего образования как психолого-педагогическая проблема. Компоненты содержания образования. Методологические основы, принципы определения содержания образования и планирование учебного процесса в высшей школе. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности студентов. Принципы воспитательного процесса. Роль производственных и педагогических практик в профессиональной подготовке специалистов высшей квалификации. Виды практик, их организация. Научно-исследовательская работа студентов, её виды, формы, организация.
Формы учебно-воспитательного процесса
Понятие методологии, методов и организационных форм обучения, их взаимосвязь. Соответствие методов и форм обучения основной цели высшего образования – развитию творческих профессиональных способностей специалистов. Формы организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Вузовская лекция – ведущее звено дидактического цикла обучения. Семинарские, лабораторные и практические знания как средство интеграции теоретико-методологических знаний и практических навыков студентов едином процессе деятельности учебно-воспитательного характера. Методы управления учебной деятельностью студентов. Общие характеристики традиционных методов обучения. Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе и формы их реализации: лекции-диалоги, проблемные лекции, деловые игры, тренинги и другие технологии. Технические средства обучения. Компьютеризация обучения. Формы и методы контроля в системе управления учебной деятельностью студентов.
Культура педагогического исследования
Ведущие идеи педагогики как опорные позиции исследования. Цель и организация исследовательской работы. Методология исследования. Виды педагогического творчества. Педагогическая диагностика в творческом поиске. Методика исследования проблем воспитания. Методика исследования исторических вопросов.
Проблемы педагогики высшей школы
Проблемы педагогики высшей школы и задачи совершенствования высшего образования в дальнем, ближнем зарубежье и Республике Казахстан.
Стратегия развития высшего образования в Казахстане. Проблемы международного сотрудничества в развитии высшего образования.
Современное состояние, тенденции и перспективы развития в Казахстане:
-
университетского образования;
-
высшей школы в условиях рынка труда;
-
непрерывного образования;
-
информационного обеспечения высшего профессионального образования и введение новых информационных технологий;
-
системы подготовки специалистов в области управления;
-
исследования проблем профессиональной подготовки во взаимосвязи с изучением особенностей объектов профессиональной деятельности будущих специалистов;
-
профессиональной подготовки учителя и других специалистов.
Проблемы теории обучения
Актуальные проблемы мировоззрения и развития личности и её исследование в дидактике дальнего, ближнего зарубежья и Республике Казахстан.
Проблемы содержания образования и педагогические основы его совершенствования.
Современное состояние, тенденции и перспективы развития в Казахстане:
-
проблемы обновления содержания школьного образования в аспекте её гуманизации;
-
проблемы интеграции и дифференциации знаний в процессе обучения;
-
проблемы внедрения новых информационных и педагогических технологий;
-
проблемы межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе;
-
проблемы менеджмента в образовании;
-
проблемы оценочных притязаний учащихся в учебной деятельности.
<предыдущая страница | следующая страница>