4.2. Содержание и задачи адаптивной физической культуры и их общие задачи. Адаптивное физическое воспитание.
Формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Адаптивный Спорт. Формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах, в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем. Адаптивная двигательная рекреация. Активизация, поддержание или восстановление физических сил, затраченные инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт). Профилактика утомления, развлечение, проведение досуга, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие.
Адаптивная физическая реабилитация. Восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием), после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психологических перенапряжений. Обучение умениям использовать комплексы физических упражнений. Приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры.
4.3. Классификация функций адаптивной физической культуры.
Педагогические функции. Адаптивное физическое воспитание, охватывающее продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодежный возраст).
Учебно-познавательная, развивающая, коррекционная, профессионально-подготовительная, воспитательная функция (социализирующая, интегративная, коммутативная функции).
4.4. Функции адаптивного спорта.
Педагогические функции (учебно-познавательная, развивающая, коррекционно-конпенсаторная, рекреативно оздоровительная, самовоспитание, соревновательная).
Социальные функции (гуманистическая, коммуникативная, интегративная, зрелищная и эстетическая, социализирующая).
4.5. Функции адаптивной двигательной реакции.
Общие и отличительные черты адаптивной двигательной реакции и креативно-оздоровительного спорта.
Педагогические функции (геодоническая, оздоровительно-воспитательная, развивающая, ценностно-ориентационная, творческая, самовоспитание).
Социальные функции (коммуникативная, интегративная, социализирующая).
4.6. Функции физической реабилитации.
Педагогические функции (лечебно-восстановительная, коррекционно-конпенсаторная, профилактическая, самореабилитация, профессионально-подготовительная).
Социальные функции. (интегративная, социализирующая).
4.7. Принципы адаптивной физической культуры.
Социальные (гуманистические. Непрерывности физкультурного образования, социализации, интеграции, приобретенной роли микросоциума).
Общеметодические (научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности).
Социально-методические (диагностирование, дифференциации, коррекционно-развивающейся направленности. Компенсаторной, учета возрастных особенностей, адекватности и оптимальности).
СПИСОК
литературы, рекомендуемый для подготовки к кандидатскому экзамену по специальности 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (спецпредмет)
-
Введение в теорию физической культуры. Учебное пособие, / под ред. Л.П. Матвеева/ - М.: ФиС, 1983.
-
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985.
-
Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: ФиС, 1983.
-
Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1978.
-
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1970.
-
Ильинич В.И. Теоретические основы профессионально-прикладной подготовки студентов. ТФК, 1972, № 3.
-
Карцев И.Д. О группировке профессий для прикладной физической подготовки. - ТФК, 1972, № 6.
-
Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1979.
-
Каражанов Б.К. Русско-казахский терминологический словарь по теории и методике физической культуры и спорта и психологии. – Алма-Ата, 1991.
-
Методические указания по изучению теории физической культуры. Составители: Аманбаев Р.Р. и Моргина И.А. - Алма-Ата, 1985.
-
Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и система подготовки спортсменов. – Киев, 1999, 318 с.
-
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 1977.
-
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.. Учебник для ИФК. – М.: ФиС, 1991.
-
Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. М., 1989.
-
Начальная подготовка юного спортсмена./ под общей ред. В.П.Филина/. - М.: ФиС, 1966.
-
Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970.
-
Основы управления подготовкой юных спортсменов. / под ред. М.Я. Набатникова/. - М.: ФиС, 1982.
-
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986.
-
Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев: Выща школа, 1984.
-
Психология и современный спорт. Сборник научн. Трудов психологии спорта соц. стран /составители: Родионов А.В. и Худадов Н.А.
-
Теория и методика физического воспитания / под ред. Г.А. Харабуги/. - М.: ФиС, 1975.
-
Теория и методика физического воспитания Учебник для институтов физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова /. - М.: ФиС, т. 1, 1976.
-
Теория и методика физического воспитания Учебник для институтов физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова /. - М.: ФиС, т. 2, 1976.
-
Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А.Ашмарина/. - М.: Просвещение, 1979.
-
Теория спорта /под ред. В.Н. Платонова/. – Киев, Выща школа, 1987.
-
Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.М. Шияна/. - М.,1988.
-
Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А.Ашмарина/. - М.: Просвещение, 1980.
-
Учение о тренировке /под ред. Д.Харре/ - М.: ФиС, 1971.
-
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.: ФиС, 1987.
-
Филин В.П. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 1980.
-
Шварц В.Б. Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора - М.: ФиС, 1984.
-
Шолих М. Круговая тренировка /перевод с немецкого/- М.: ФиС, 1966.
-
Дене тәрбиелеу мәдениеті ілімін оқып үйрену жөніндегі әдістік нұсқаулар. /құрастырушылар: Р.Р. Аманбаев, А.К. Асқарбаев.- Алматы, 1992.
-
Дене тәрбиелеу мәдениеті және спорт ілімі мен методикасының түсініктері. /құрастырушылар: Р.Р. Аманбаев, Б.К. Қаражанов, М.К. Қалдыбаев/- Алматы, 1992.
-
Абилова Э.Н. особенности развития двигательной сферы глухих детей младшего школьного возраста. - //Дефектология, 1992, № 4.
-
Обучение слепых и слаборазвитых детей правильной ходьбе. – М., 1975.
-
Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. – М.,1975.
-
Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курашин Ю.Ф. Педагогика физической культуры. 2.1. – СПб, 1999.
-
Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры //Теория и практика физической культуры., 1991, № 7.
-
Бгаженова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей сирот с нарушением интеллекта //Дефектология, 1997, № 1.
-
Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. 2-е изд. Доп., перераб., - М.: ФиС, 1990. 208 с.
-
Буланова О.Е., Шипелина Л.В. Семья как среда социальной реабилитации особенного ребенка //Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски. – М., 1999.
-
Ванюшкин В.А. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития //Автореф. дисс.пед.наук. – Екатериносбург, 1999.
-
Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре.- М., 1984. 175 с.
-
Гилевич И.М., Забара Е.А. Дети с отклонениями в развитии. /сост. Шмадко Н.Д./ - М., 1997.-128 с.
-
Глоба А.П. и др. Психологопедические аспекты соревновательной деятельности инвалидов с нарушением функций спинного мозга. //Тез. докл. конф. Физическая культура и спорт инвалидов. – Одесса, 1989.
-
Гоманчук Г.А. Программа развития средств профессиональной реабилитации. – СПб., 1997. – 211 с.
-
Григоренко В.Г., Сермеев Б.В. Теория и методика физического воспитания инвалидов. 2. 1-2. – Одесса, 1991.
-
Григорьева Л.Д., Ро О.В. Социально-трудовая адаптация детей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности. СПб., 1998.
-
Давиденко Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта. Учебное пособие СПб., 1996.
-
Деветова М.Б., Смирнова Г.И. и др. Лечебная физическая культура в системе физической реабилитации. – СПб., 1997.-8 с.
-
Демина Э.Н. Социально-бытовая реабилитация у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. СПб., 1997. 212 с.
-
Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей//Пособие. – М., 1991.
-
Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. – М., 2000.-238 с.
-
Жиленкова В.П. Физическая культура и спорт инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации. – Л., 1989.
-
Концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями. – М., 1997.
-
Кундыбайло С.Ф. Лечебная физическая культура в реабилитации инвалидов после ампутации конечностей. – СПбГАФК., 1999. -150 с.
-
Педагогика. Учебное пособие /под ред. П.И Пидкосистого./ - М., 1998.
-
Сахно А.В. Здоровье и здоровый образ жизни инвалидов России в условиях рыночной экономики. - //Сб. матер. по физич. культ. и спорту инвалидов. – Малаховка, 1993.-т.1. – С. 27-42.
-
Цапин А.В. Физическая реабилитация и спорт инвалидов. Уч. метод. пособие. – М., 2000.-592 с.
-
Рыжкин Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации.- СПб., 1997. 36 с.
-
Матвеев Л.П. Общая теория спорта. М., 4-й филиал Воениздата. – 1977.-304 с.
-
Теория и методика спорта /под общ. Ред Суслова Ф.П., Холодова Ж.К. – М., 1977. – 416 с.
-
Типовая программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы, Рауан, 1983.
-
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.Н. Психология физического воспитания и спорта. Спорт. Академия, 2003, 280 с.
-
Паршиков А.Т. Физическая культура 10 класс. М., Спорт. Академия. 2003, 174 с.
-
Паршиков А.Т. Физическая культура 11 класс. М., Спорт. Академия. 2003, 184 с.
Составитель: д.п.н., профессор Адамбеков К.И.
<предыдущая страница