Перейти на главную страницу
«УТВЕРЖДАЮ»
ректор КазНПУ им. Абая
________профессор Садыков Т.С.
кандидатского минимума по специальности 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (спецпредмет)
Алматы, 2006
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Логика формирования теории физического воспитания как одной из обобщающих наук, тенденции ее развития в единстве со становлением общей теории физической культуры. Связь с другими науками, образованием, воспитанием.
Интегрирующая роль теории и методики физического воспитания и спорта в подготовке научных работников в сфере физической культуры и спорта и в системе профилирующих дисциплин в профессиональном физкультурном образовании.
Анализ современного понятийного аппарата теории физического воспитания (основных категорий), его познавательное и прикладное значение.
Обзорная характеристика актуальной проблематики обобщающих исследований в сфере физического воспитания. Определяющие черты методологии исследований в этой сфере. Первостепенная роль в ней общенаучных интегративных подходов (историко-логического, системного, теоретико-моделирующего и других). Сочетание в исследовании закономерностей физического воспитания (физической культуры и спорта) логико-познавательных, экспериментальных, инструментальных. Математических и других методов.
Требования к постановке диссертационного исследования (актуальность темы: четкое определение объекта и предмета исследования; разработка гипотезы. Конкретизация цели: адекватность методов и организации; новизна, теоретическая и практическая значимость; строгое формулирование итоговых положений, выносимых на защиту).
Общие и специфические тенденции становления отечественной и зарубежных систем физического воспитания. Упорядочивающее воздействие социальной системы физического воспитания на физкультурное и спортивное движение в обществе. Анализ соотношения системы физического воспитания и различных форм функционирования физической культуры в обществе.
Сравнительная характеристика общеподготовительного и специализированных направлений в системе физического воспитания; их единство и отличительные особенности.
Оценка современного состояния идейно-теоретических, программно-нормативных и организационных основ отечественной системы физического воспитания. Вероятные перспективы ее совершенствования.
Общее представление о научно-прикладной проблематике организационно-управленческого, материально-технического и экономического обеспечения условий для качественного функционирования системы физического воспитания и развертывания физкультурного и спортивного движения в современный период социального преобразования Казахстана и стран СНГ. Новые требования к совершенствованию системы подготовки профессиональных физкультурных кадров высшей квалификации.
1.3. Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных средств и методов физического воспитания. Современные подходы в их классификации, систематике и совершенствовании.
Проблематика оптимизации форм и содержания двигательной активности как важнейшего специфического фактора направленного воздействия на функциональные и морфофункциональные свойства организма в процессе физического воспитания, нормирования и управления динамикой нагрузок, сопряженных с выполнением физических упражнений. С тем, чтобы гарантировать увеличение функциональных возможностей организма и оздоровительный эффект занятий, типичных для этого вида воспитания.
Пути увеличения действенности психомоторных и психорегулирующих факторов в физическом воспитании. Средства и методы интегрального воздействия на совершенствование двигательных действий и повышение уровня физических качеств в единстве («совмещено», сопряжено).
Концепция использования в физическом воспитании факторов «Искусственной управляющей среды» (и частности: тренажерных устройств. Аппаратурных приспособлений, специализированного оборудования), ее теоретическое и практическое значение в повышении эффективности физкультурно-спортивных занятий.
Обобщенное представление о современных научных данных, раскрывающих значимость и способы эффективного использования гигиенических факторов естественной среды для реализации задач преследуемых в физическом воспитании.
1.4. Анализ закономерного содержания принципов. Регламентирующих физическое воспитание.
Соотношение общих (в том числе общепедагогических) и специальных принципов, распространяемых на физическое воспитание. Отображение в специальных принципах основных закономерностей целостного построения системы занятий в процессе физического воспитания (его непрерывность и системность чередования нагрузок и отдыха, постепенность наращивания развивающе - тренирующих воздействий и адаптивное сбалансирование их динамики, цикличность, возрастная адекватность направлений в многолетнем аспекте). Проблематика дальнейшей научной разработки этих принципов.
Анализ соотношения процесса обучения двигательным действиям и процесса формирования двигательных умений и навыков. Проблемы совершенствования методики начального разучивания, углубленного разучивания и результирующей отработки двигательных действий (особенно в сложных формах двигательной деятельности). Внедрение в теорию и методику обучения им современных общедидактических и профилированных концепций и подходов (алгоритмическое программирование. Акцентирование эвристических начал и самоактивности обучаемых, компьютеризация и расширенное использование технических средств обучения и т.д.).
1.6.1. Анализ возможностей направленного воздействия на физическое развитие человека и закономерностей оптимизации воздействующих факторов (физических упражнений и пр.) в процессе физического воспитания при обеспечении морфо-функциональных перестроек, связанных с развитием различных физических качеств, повышением уровня функциональных возможностей организма.
1.6.2. Современные тенденции в методике воспитания силовых, скоростных, координационных способностей, выносливости и других физических и психомоторных способностей. Новые подходы к проблематике диагностики уровня их развития и направленного воздействия на их развитие.
1.7. Проблематика направленного формирования личности в процессе физического воспитания.
Пути совершенствования нравственного, эстетического, умственного и трудового воспитания в процессе физического воспитания. Актуальные задачи по повышению действенности физической культуры и спорта во всестороннем формировании личности.
Анализ современных подходов к проблемам воспитания, перевоспитания, социальной интеграции специальных контингентов (лиц с девиантным поведением, «трудных» подростков, инвалидов).
1.8. Систематика форм построения занятий в физическом воспитании. Современная теория структуры уровня и других форм занятий физическими упражнениями. Проблемы оптимального построения целостной системы занятий в процессе физического воспитания.
1.9. Научно-практическая проблематика планирования и комплексного контроля в физическом воспитании; возможности использования этой области современных принципов и методов прогнозирования, оптимального планирования, математических и других методов.
1.10. Проблемы формирования профессионализма деятельности специалистов физической культуры и спорта. Общие закономерности становления профессионализма деятельности и их реализация в процессе профессионального физкультурного образования на довузовском, вузовском и поствузовском этапах. Актуальная проблематика повышения профессионализма в физкультурно-спортивной деятельности.
1.12. Проблематика физического воспитания детей школьного возраста.
1.12.1. Основы дифференциации задач. Средств и методов физического воспитания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Оценка концепций «критических», «чувствительных» периодов физического развития в аспекте проблем физического воспитания детей школьного возраста, направленного использования факторов физической культуры для оптимизации их физического развития. Упрочения и сохранения здоровья.
1.12.2. оценка содержания и путей совершенствования курса физического воспитания в школе. Проблемы комплексного построения системы урочных и внеурочных форм физкультурных занятий учащихся школьного возраста в условиях современной школьной реформы, возрастания опасности гиподинамии и необходимости профилактики нарушений здоровья.
1.13. Современные подходы к профилировании физического воспитания в средних специальных учебных заведениях различного типа (в том числе и спецшколах спортивного типа).
1.14. Научно-прикладные проблемы совершенствования внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию детей и молодежи школьного возраста. Пути оптимизации физической культуры в семье.
1.15. Основные направления и особенности использования факторов физической культуры в жизни взрослого населения.
1.15.1. Проблематика исследования физического воспитания различных контингентов взрослого населения, типичных факторов и форм физической культуры в их жизни.
Идейно-теоретические и научно-прикладные проблемы современного глобального, физкультурного движения (в том числе международного движения «спорт для всех» и т.п.).
Пути совершенствования содержания и форм физической культуры в структуре образа жизни взрослого населения . Анализ научно-прикладных проблем и основных путей внедрения физической культуры в повседневный быт народа.
1.15.2. Проблематика исследования путей совершенствования вузовского курса физического воспитания, усиления роли физической культуры и спорта в системе обучения и воспитания специалистов высшей квалификации в условиях современной реформы высшего образования.
1.15.3. Анализ особенностей профессионально-прикладной физической подготовки: тенденции совершенствования ее содержания и методики применительно к современным профессиям и в перспективе.
Методические особенности специальной физической подготовки лиц, действующих в особых, в том числе экстремальных условиях (специальные программы).
1.15.4. Оценка опыта внедрения физической культуры в систему рациональной организации труда; научно-методические аспекты эффективного использования факторов физической культуры, непосредственно в процессе производства и в режиме рабочего дня; усиление действенности производственной физической культуры как фактора профилактики заболеваний и сохранения здоровья.
1.15.5. Анализ особенностей содержания и построения физкультурных занятий в секциях «общей физической подготовки», «физкультурно-кондиционной тренировки» и аналогичных формах занятий, охватывающих взрослое население.
1.15.6. Проблематика оптимального использования факторов физической культуры в период возрастной инволюции организма; научно-методические аспекты рационального применения их в целях противодействия инволюционным процессам, оптимизации физического состояния организма и сохранения здоровья в период старения.
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ.
2.2. Общая концепция спорта и тенденций его развития. Современные концептуальные представления о генезисе спорта, его специфических и общекультурных функциях в обществе; дискуссионные стороны этих представлений.
Исследовательские данные об исторической динамике спортивных достижений, прогнозируемая их динамика в обозримом будущем, характеристика основных факторов их развития.
Определяющие черты развертывания и структурного формирования мирового спортивного движения.
Анализ тенденций дифференциации спортивного движения в обществе. Характеристика отличительных черт общедоступного (массового при определенных условиях) спорта и высших достижений, роли и места спорта в различных социальных сферах (в системе образования – воспитания профессионально-прикладной подготовки в сфере рекреации и реабилитации). Тенденция профессионализации спорта высших достижений, ее неоднозначность в коммерческом спорте (зрелищном спортивном бизнесе) и в собственно достиженческом спорте.
Проблематика углубленного исследования коренных закономерностей функционирования и развития спорта. Роль науки в утверждении гуманной сущности спорта как фактора человеческого развития. В частности, в устранении антигуманных средств искусственного форсирования спортивных результатов (допингов, анаболических стероидов и т.п.), в научно-методическом обеспечении спортивной реабилитации инвалидных контингентов.
2.3. Сущность спортивного соревнования. Анализ роли многообразия соревнований в современном спорте. Современные подходы к построению теории спортивно-соревновательной деятельности. Классификации спортивных соревнований и разработка рациональных оснований для формирования их системы.
2.4. Концептуальные представления о подготовке спортсмена. Приоритетная роль отечественных специалистов в разработке системных представлений о подготовке спортсмена. Общая характеристика ее слагаемых условий функционирования и соотношения в ней спортивной тренировки, соревнований, внетренировочных и внесоревновательных факторов подготовки.
2.5. Проблематика спортивной ориентации и отбора. Существующие теоретические и методические предпосылки решения проблем целесообразной спортивной ориентации приобщаемых к спорту и отбора одаренных спортсменов, способных к высшим спортивным достижениям. Анализ сложившихся уровней спортивной ориентации и отбора, из организационных и методических основ. Направления дальнейшей разработки методологии, критериев и методов диагностики спортивной предрасположенности индивида, совершенствования спортивной ориентации и отбора.
2.6. Обобщенная характеристика основных закономерностей развертывания спортивной тренировки. Проблематика их дальнейшего познания и отображения в принципах деятельности тренера и спортсмена.
2.7. Характеристика особенностей содержания и основных положений современной методики технической, тактической, физической и психической подготовки спортсмена. Научно-прикладная проблематика совершенствования спортивной подготовки в этих избирательно направленных разделах и их интегративного сочетания.
2.8. теория форм построения спортивной тренировки. Концепция структуры спортивно-тренировочного процесса как относительно устойчивого порядка его развертывания в рамках малых (микро), средних (мезо) и больших (макро) циклов. Представления о закономерностях, лежащих в основе циклической структуры спортивной тренировки. Типология тренировочных циклов. Научно-прикладная проблематика совершенствования форм построения спортивной тренировки в микро-, мезо- и макроциклах.
Конструктивные подходы в обеспечении единства тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Совершенствование технологии управления процессом развития спортивной формы (состояния оптимальной готовности спортсмена к достижению) как одна из центральных проблем теории и практики построения системы тренировки и соревнований.
2.9. Концепция этапов многолетней подготовки спортсмена. Обобщенная характеристика сложившихся теоретико – методических представлений об основных стадиях, многолетней спортивной деятельности и особенностях спортивной подготовки в различных стадиях – в стадии базовой подготовки, стадии максимальной реализации спортивно- достиженческих возможностей, завершающей стадии. Проблематика дифференциации системы тренировки и соревнований в этих стадиях в зависимости от возраста спортсмена и его спортивно- достиженческих возможностей.
Особенности методики подготовки юных спортсменов и спортсменов – ветеранов.
2.10. Проблематика программирования и контроля в подготовке спортсмена.
Современные подходы в прогнозировании индивидуальных спортивных результатов и соответствующих им параметров подготовленности спортсмена. Проблематика разработки Единой спортивной классификации, совершенствования ее роли в целевой ориентации подготовки спортсменов и оценке достигаемых результатов. Характеристика модельно – целевого подхода в программировании подготовки спортсмена (с разработкой модели целевой соревновательной деятельности, модели намечаемого уровня подготовленности спортсмена, модельных параметров тренировочных нагрузок и других факторов подготовки, необходимых для целевого результата). Проблематика совершенствования процедур перспективного, этапного и текущего планирования спортивной подготовки.
Принцип перманентной взаимосвязи планирования и контроля в подготовке спортсмена, условия его реализации.
Обобщающая характеристика методологии и методики комплексного контроля процесса подготовки и состояния спортсмена. Проблематика повышения уровня информативности используемых в нем контрольных показателей, совершенствования средств и способов контроля.
Опыт и перспективы компьютеризации процедур программирования и контроля в подготовке спортсмена.
2.11. Тенденции совершенствования техники и технологии управления деятельностью спортсмена в процессе подготовки. Методическая проблематика целесообразного использования в ней тренажерных, программирующих, информационных, коррекционных и других аппаратурных устройств и специализированного оборудования, позволяющих реализовать идею «управляющей среды».
2.12. Научно-методическая проблематика оптимального использования в подготовке спортсмена внетренировочных и внесоревновательных факторов (оптимизация общего образа жизни спортсмена применительно к его спортивной деятельности, специальные восстановительные, диетологические, гигиенические, естественно-средовые факторы и т.д.).
Связь физкультурно-оздоровительной проблематики с общесоциальной проблематикой формирования здорового образа жизни, воспитательной, гигиенической и лечебной проблематикой профилактики заболеваний и восстановления здоровья.
Значение теории индивидуального развития и теории адаптации для понимания оздоровительной действенности физической культуры.
Принцип оздоровительной направленности как один из фундаментальных принципов гуманной системы физического воспитания. Аналитическая характеристика значимости базовой, профессионально-прикладной и повседневно-бытовой физической культуры в оптимизации состояния здоровья основных контингентов народа
Логика формирования понятий «Оздоровительно-реабилитационная физическая культура» («физкультурная реабилитация») и «оздоровительно-рекреативная физическая культура» («физкультурная рекреация»), анализ их сущности и границ применения.
Проблематика рационального сочетания общепрофилирующих и избирательно-оздоровительных направлений физической культуры в различные возрастные периоды онтогенеза и в различных условиях жизнедеятельности. Современные пути и условия мотивации физкультурной деятельности, специально ориентированной в аспекте сохранения и упрочения здоровья различных возрастных и других категорий населения. Необходимость усиления оздоровительной действенности физической культуры в современных условиях обострения экологических угроз здоровью.
Характеристика практикуемых критериев и нормативов физического состояния индивида как показателей состояния здоровья. Перспективы их совершенствования и использования для конкретизации задач, подлежащих решению в физкультурных занятиях, имеющих специальную оздоровительную ориентацию, «пограничные» состояния между нормой и патологией, возможности их нормализации путем использования факторов физической культуры.
3.2. Сравнительная характеристика факторов физической культуры в аспекте их оздоровительной ценности.
Оценочная характеристика оздоровительной значимости видов физических упражнений, широко практикуемых в качестве средств физического воспитания (гимнастических, игровых, спортивных, силовых скоростных, сложнокоординационных упражнений, упражнений, требующих выносливости различного типа, упражнений «на осанку», в растягивании, расслаблении и т.д.). Обоснование рационального отношения к использованию в качестве средств оздоровительно-направленного воздействия комплексов упражнений исторически возникших в восточных и других зарубежных странах (ушу, йога и т.д.). Профессиональная оценка модернизированных комплексов упражнений, возникших в последние десятилетия под эгидой физкультурно-оздоровительных течений («трим» в его разновидностях, гимнастическая и естественно-циклическая «аэробика», «шейпинг» и др.). Систематизационно -оценочный обзор групп физических упражнений, сложившихся преимущественно в сфере лечебной физической культуры с избирательной реабилитационной направленностью воздействий на органы и функциональные системы организма (в частности, типов упражнений, используемых при угрозе сердечно-сосудистых заболеваний, нарушениях опорно-двигательного аппарата, борьбе с ожирением, при других предпатологических состояниях и заболеваниях).
Исследовательские данные, обосновывающие использование естественных и искусственных закаливающих факторов как средств оздоровления (солнечной радиации, свойств воздушной и водной среды, искусственного ультрафиолетового облучения, аппаратурной аэроионизации, термокамер, барокамер и т.д.). Современные данные, углубляющие представления об оздоровительном эффекте психомоторного тренинга и специализированных массажных процедур.
Современные тенденции совершенствования методики применения физических упражнений и других факторов физической культуры в системе мер профилактического и оздоровительно-восстановительного характера. Используемы при этом подходы к оптимальной регламентации занятий физическим упражнениям в зависимости от особенностей состояния здоровья занимающихся (в частности, при пограничных состояниях между нормой и патологией и начальных патологических состояниях), нормированию и программированию режима нагрузок и отдыха (в недельных, месячных и более протяженных циклах), последовательному регулированию ближайших и долговременных эффектов занятий. Методическая проблематика дозирования воздействий внешнесредовых факторов в соответствии с закономерностями закаливания и достижения оздоровительного эффекта.
Проблематика совершенствования комплектного контроля за оздоровительным эффектом физкультурных занятий и обуславливающими его факторами. Компьютеризация диагностических и программирующих процедур как одна из перспективных тенденций совершенствования планирования и контроля занятий избирательно-оздоровительной направленности.
РАЗДЕЛ IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
4.1. Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры.
Основная установка деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога. Средства и методы адаптивной физической культуры, позволяющие приобрести умения. Навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.
15 10 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики фгбоу впо «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой»
16 12 2014
1 стр.
Фгоу впо «Тюменская государственная академия искусств и культуры» Кафедра педагогики и методики художественного образования
18 12 2014
1 стр.
Объект и предмет коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
25 09 2014
1 стр.
Вхождение Казахстана в мировое сообщество предусматривает усвоение и применение помимо классической теории педагогической науки других стран, с одной стороны, и обращение к истокам
14 12 2014
5 стр.
Художественно-эстетическое воспитание умственно отсталых школьников средствами искусства
15 09 2014
1 стр.
Слушателей: руководители, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя коррекционных классов, работающих по программам 7-8 вида, социальные педагоги, педагоги
12 10 2014
1 стр.
«Кафедра күндері» атты іс-шара өтті. Осы ашық есік күніне әлеуметтік ғылымдар факультетінің деканы Т. С. Садықов, кафедра меңгерушілері, оқытушылар, магистранттар, студенттер мен к
25 12 2014
1 стр.