Перейти на главную страницу
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка кадров для высшей школы претерпевает в настоящее время ряд изменений. Значительно повысились требования к профессиональной подготовке преподавателя с учетом изменившихся социально-экономических условий. Вхождение Казахстана в мировое сообщество предусматривает усвоение и применение помимо классической теории педагогической науки других стран, с одной стороны, и обращение к истокам этнопедагогики народов, проживающих в республике с другой.
Опыт советской, отечественной и зарубежной педагогики нашел достаточно полное отражение в предлагаемых в соответствии с новой номенклатурой специальностей программах кандидатского минимума по педагогике.
Основу составляет программа по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика. Дополнительно к ней прилагается программа по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования.
В комплекс включается в соответствии с требованиями ВАК РК дополнительная программа для специалистов, не имеющих педагогического образования. Расширен раздел развитие образования в Казахстане.
Содержание названных программ обеспечивает высокий уровень подготовки педагогических кадров.
Тема 1. Современная педагогическая наука, ее взаимодействие с практикой.
Предмет педагогики, ее основные категории (воспитание, обучение, образование, педагогический процесс), их взаимосвязь. Специфика использования педагогической наукой междисциплинарных понятий (личность, деятельность, общение, развитие, формирование). Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
Основные методологические положения современной педагогики. Философские законы, закономерности. Законы диалектики, их всеобщий характер. Теория познания. Системный подход как отражение всеобщей связи явлений.
Теория личности. Теория деятельности. Теория целостного педагогического процесса. Диалектика взаимодействия педагогической теории и практики. Задачи педагогической науки на современном этапе развития общества. Значение педагогической теории в профессиональной подготовке учителя. Структура курса педагогики.
Основные понятия: педагогика, воспитание, образование, педагогический процесс, предмет педагогики, система педагогических наук, методологические основы, межпредметные
связи педагогики.
Предмет педагогики и объект деятельности учителя в развитии этих понятий, отражение проблемы в программах, в учебных пособиях, практике школы. История формирования понятия об объекте деятельности учителя.
Сущность педагогического процесса, его структурные компоненты. Ученик как субъект педагогического процесса. Педагогическая ситуация – элементарная “клеточка” педагогического процесса. Единство и взаимосвязь в пространстве и времени трех функций целостного педагогического процесса – развивающей, обучающей, воспитывающей.
Движущие силы педагогического процесса. Воспитательные механизмы педагогического процесса. Средства учебно-воспитательного процесса. Деятельность как средство функционирования педагогического процесса в реализации его функций. Ведущие виды деятельности (труд, общение, познание, игра), их специфика в учебно-воспитательном процессе школы. Комплексное применение видов деятельности в педагогическом процессе. Руководство педагогическим процессом. Проблемы диагностики состояния и прогнозирования педагогического процесса.
Основные понятия: педагогический процесс, система “педагоги-учащиеся”, субъектно - объект - субъектые отношения, педагогическая ситуация, движущие силы, воспитательные механизмы, диагностика, прогнозирование.
Тема 3. Закономерности педагогического процесса
Педагогический процесс как сложная, развивающая система. Его роль в формировании личности. Зависимость прогнозирования учебно-воспитательного процесса от методологической позиции учителя. Различные точки зрения на учебно-воспитательный процесс.
Философская сущность закономерностей развития явлений и процессов в природе и обществе. Исторический экскурс об изучении сущности закономерностей педагогического процесса и их роли в деятельности учителя.
Основные закономерности педагогического процесса, их характеристика: обусловленность социально-педагогическими потребностями общества; целенаправленность; двусторонний характер, связанный с активностью школьников; с взаимодействием педагога и учащихся при обязательной деятельности обеих сторон; активность учащихся как следствие тщательно продуманной и организованной учителем деятельности; тщательно организованное взаимодействие между учащимися как условие эффективности педагогического процесса; зависимость эффективности педагогического процесса от соответствия содержания и организации деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, уровню развития коллектива и отдельных детей в педагогическом процессе школы; соподчинение и взаимовлияние компонентов педагогического процесса (от цели к задачам, содержанию, средствам, формам, методам и приемам); неодномоментность педагогического процесса его длительность по времени функционирования; необходимость учета не одного показателя, а их совокупностей, факторов; логическая взаимосвязь закономерностей педагогического процесса.
Принципы учебно-воспитательного процесса как конкретное проявление его закономерностей. Сущность принципов, их характеристика. Значение учета закономерностей и принципов в прогнозировании, в управлении педагогическим процессом.
Основные понятия: педагогический процесс как развивающаяся система; моделирование процесса, прогнозирование, закономерности, принципы.
Тема 4. Цель воспитания, ее социальная обусловленность
Цель воспитания – идеал, идеальная модель результата деятельности педагогов и учащихся.
Проблема цели воспитания в истории педагогической мысли. Культура общества – методологическая основа в определении цели воспитания подрастающих поколений (материальная, духовная, соционормативная культура). Тенденции социально-экономического развития Республики Казахстан и подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни. Проблема социализации и персонализации личности. Творческий потенциал личности и цели воспитания. Понятие о всестороннем и гармоническом развитии личности. Диалектическая взаимосвязь цели, задач, содержания всестороннего гармонического воспитания.
Основные понятия: цель воспитания, общечеловеческая культура; социализация и персонализация личности; всестороннее развитие, гармоническая личность; творческий потенциал личности.
Тема 5. Мировоззрение как ядро формирующейся личности
Сущность и основные компоненты мировоззрения. Виды мировоззрения. Методологические основы формирования мировоззрения. Философия, ее различные направления в оценке роли мировоззрения формирующейся личности. Психологические основы формирования мировоззрения. Ценностные ориентации личности.
Пути и средства формирования мировоззрения учащихся: роль содержания, форм и методов обучения в формировании научных знаний, взглядов и убеждений; анализ современной социальной ситуации с точки зрения становления миропонимания учащихся; включение учащихся в различные виды деятельности; взаимодействие семьи и школы в формировании мировоззрения и социализации личности школьника.
Основные понятия: мировоззрение, миропонимание, виды мировоззрения, компоненты мировоззрения, социализация, персонализация личности, средства формирования мировоззрения.
Тема 6. Социальная среда и личность
Личность как социальное явление. Среда как фактор развития личности. Характеристика среды, ее особенности в условиях рыночных отношений. Детский коллектив как составляющая социальной среды.
Коллектив как субъект и объект воспитания, сущность коллектива. Ведущие идеи коллективного воспитания, разработанные в трудах советских педагогов (С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Диалектика коллективного и индивидуального формирования личности.
Функции, законы, этапы формирования детского коллектива. Своеобразие педагогического руководства на каждом из этапов. Основные средства формирования детского коллектива. Роль деятельности и общения. Эмоциональное богатство коллективной жизни, значение коллективных традиций для освоения общественного положительного опыта.
Различные типы детских коллективов (классный, школьный, разновозрастной, временный, по интересам), их специфика, взаимодействие, преемственность.
Проблема личности и коллектива в современных условиях развития общества и школы. Творческий потенциал личности, его реализация в жизнедеятельности детского коллектива. Коллектив как арена самоутверждения личности.
Проблема самоуправления в детских коллективах в условиях современной школы.
Передовой опыт жизнедеятельности детского коллектива.
Основные понятия: личность, социальная среда, коллектив, законы коллектива, средства формирования коллектива, традиции, самоуправление.
Характеристика понятий “развитие”, “воспитание”, “формирование” личности.
Положение философии о человеке как природном, социальном, историческом, активном существе – методологическая основа педагогического понимания личности, факторов ее развития, формирования, воспитания.
Основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности (наследственность, среда и деятельность). Деятельность субъекта как фактор развития и формирования личности. Различные точки зрения в трактовке этой проблемы.
Движущие силы и основные закономерности развития и формирования личности с позиций современной педагогической науки.
Личность как цель воспитания. Личность субъект собственного развития и процесса воспитания.
Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность: развитие, воспитание, формирование, факторы развития и формирования личности; движущие силы, закономерности формирования личности; субъект, объект.
Тема 8. Возрастные и индивидуальные особенности детей, их учет в
учебно-воспитательном процессе
Возрастные этапы в развитии личности школьника, их характеристика. Природный потенциал личности.
Социальная ситуация развития личности. Особенности формирования личности на современном этапе развития личности.
Реальные учебные возможности школьников, их учет в организации педагогического процесса (содержание средства, формы, методы учебно-воспитательной деятельности).
Характеристика индивидуальных особенностей личности школьника.
Дифференциация обучения в современной школе.
Основные понятия: личность, возрастные новообразования, индивидуальные особенности, дифференциация обучения.
Требования к учителю, его права и обязанности, отраженные в Законе Республики Казахстан “ Об образовании”.
Характеристика профессиональной деятельности учителя. Педагогический процесс – объект деятельности учителя. Функции учителя в руководстве педагогическим процессом.
Профессиограмма учителя.
Профессионально-значимые качества учителя: любовь к детям, системное видение педагогического процесса, наблюдательность, готовность осмысливать педагогические явления, сформированность педагогического мышления, общительность коллективизм, творчество и др.
Педагогические способности и умения: конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические, дидактические, перцептивные, экспрессивные, прикладные.
Профессиональная этика и педагогический такт учителя.
Педагогическое мастерство учителя.
Основные понятия: педагогический процесс, профессиограмма, профессионально-значимые качества учителя, педагогические способности и умения, педагогическая этика, педагогический такт, педагогическое мастерство.
Тема 10. Методы научно-педагогического исследования
Роль научного исследования в педагогической деятельности учителя и развитии педагогической науки.
Общие методологические основы научного исследования: законы диалектики, их всеобщий характер. Системный подход к исследованию как отражение всеобщей связи явлений. Философские основы (категории). Теория познания.
Методологические основы педагогического исследования: важнейшие категории и закономерности педагогики; педагогический процесс как предмет педагогики и объект деятельности учителя; системно-структурный, личностно - деятельностный подход к педагогическому исследованию; единство развития и воспитания.
Сущность методов научно-педагогического исследования (теоретические, эмпирические, экспериментальные, математические).
Методика организации и проведения конкретного педагогического исследования. Роль методов исследования в изучении учащихся и диагностике педагогического процесса.
Основные понятия: методология науки, методы научно-педагогического исследования.
Система непрерывного образования. Типы учебно-воспитательных учреждений, их взаимосвязь.
Новые типы школ, перспективы их развития. Особенности организации педагогического процесса в различных типах школ.
Требования к учителю в связи с коренным обновлением системы образования.
Основные понятия: система образования, перспективное образование, типы учебно-воспитательных учреждений.
Раздел II. ЦЕЛОСТНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Тема 12. Содержание и воспитательная деятельность учителя и учащихся в педагогическом процессе
Взаимосвязь цели, задач и содержания воспитания.
Всесторонность личности как содержательная характеристика ее развития, связанная с освоением человеческой культуры.
Интегральные личностные качества, характеризующие способность творчески взаимодействовать с миром культуры: умственная культура, готовность к труду, политехническая культура личности, нравственная воспитанность, экологическая, эстетическая, физическая культура.
Мировоззрение как система взглядов личности на мир, людей, самое себя, обуславливающая активную позицию ее в освоении и развитии культуры. Виды воспитания:
а) Формирование умственной культуры личности, ее сущность. Базовая роль знаний в процессе вхождения личности в мир человеческой культуры. Умственные силы и способности. Воспитание культуры мышления и культуры слова. Научное мировоззрение как компонент умственной культуры личности. Познавательные интересы, их место в умственной культуре личности. Формирование готовности школьника к самообразованию.
б) Формирование нравственно-целостной личности. Сущность нравственного воспитания. Общечеловеческие ценности как основа формирования нравственно-целостной личности. Задачи и содержание нравственного воспитания. Специфика нравственного воспитания, его связь с любым видом деятельности учащихся.
Особенности механизма логики усвоения личностью моральных норм и требований. Создание эмоционально-положительного фона нравственного воспитания (мотивация, система отношений, оценка нравственной стороны поступков и результатов деятельности). Формирование стремления к самовоспитанию.
в) Формирование готовности к труду, к сознательному выбору профессии. Социально-экономические тенденции переходного периода общества к рыночной экономике и задачи трудового воспитания учащихся. Потенциальные возможности детей, оказание помощи в выборе дальнейшего жизненного пути.
г) Формирование политической и правовой культуры личности в условиях новых проявлений идеологии общества. Задачи и содержание процесса формирования у учащихся политической культуры. Противоречия и сложности в работе педагога в данном направлении на современном этапе. Сущность, задачи, содержание правовой культуры.
д) Воспитание эстетической культуры учащихся. Сущность, задачи, содержание эстетического воспитания. Формирование эстетического сознания, идеалов, чувств, художественно-творческих способностей.
е) Воспитание экологической культуры учащихся. Сущность, задачи, содержание экологического воспитания.
ж) Физическая культура личности. Здоровый образ жизни. Задачи и содержание физического воспитания учащихся.
Роль ведущих видов деятельности учащихся в освоении человеческой культуры.
Основные понятия: педагогический процесс, компоненты педагогического процесса: цель, задачи, содержание; личность; культура; интегральные личностные качества; виды деятельности.
Характеристика методов педагогического процесса. Различные подходы к их классификации. Взаимосвязь методов обучения и воспитания как отражение единства всех функций педагогического процесса. Специфические особенности методов формирования личности во внеучебное время.
Методы формирования сознания личности: разъяснение, беседа, внушение, убеждение, пример.
Методы формирования положительного опыта и культуры поведения: приучение, поручение, упражнение, создание воспитательных ситуаций.
Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, наказание, их виды.
Педагогические условия их применения.
Методы контроля и самоконтроля.
Взаимосвязь средств, форм, методов как условие эффективности организации воспитательной деятельности.
Основные понятия: двигательный механизм педагогического процесса, средства, формы, методы, методические приемы; взаимосвязь методов обучения и воспитания.
Тема 14. Взаимодействие и взаимосвязь учителя и детского
Овладение детьми способами учебной и внеучебной деятельности. Характер заданий и общественных поручений, связанных с различными формами жизнедеятельности учащихся. Индивидуальные, групповые, коллективные задания (поручения).
Роль общения как средства и условия совместной деятельности учителя и учащихся. Сущность педагогического общения и его функции. Типы и стили общения. Конфликтные ситуации общения, условия их разрешения. Культура педагогического общения.
Методика изучения состояния детского коллектива в педагогическом процессе.
Основные понятия: взаимодействие, детский коллектив, коллективная деятельность, поручения-задания, общение, культура педагогического общения.
Тема 15. Содержание деятельности классного руководителя
(наставника) в педагогическом процессе
Подсистемы “педагоги - учащиеся” в целостном педагогическом процессе школы (учитель – предметник - учащиеся, классный руководитель - учащиеся, руководитель кружка - учащиеся и др.). Взаимодействие педагогических процессов школы и семьи.
Роль классного руководителя в координации взаимодействия участников педагогического процесса. Функции классного руководителя. Характеристика форм организации жизнедеятельности учащихся класса.
Диагностика и прогнозирование функции классного руководителя. Формы сотрудничества классного руководителя с семьями учащихся.
Основные понятия: педагогический процесс, его подсистемы, классный руководитель, наставник, диагностика, прогнозирование, планирование, сотрудничество.
Понятие готовности учащихся к самовоспитанию и самообразованию. Факторы, побуждающие школьников заниматься самовоспитанием и самообразованием.
Содержание, формы, методы самовоспитания и самообразования. Пути и средства, способствующие формированию у школьников готовности к самовоспитанию и самообразованию в целостном педагогическом процессе.
Педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием учащихся разных возрастов.
Критерии, уровни сформированности и готовности учащихся к самовоспитанию и самообразованию. Методы диагностики в практике учителя.
Основные понятия: воспитание, самовоспитание, самообразование, готовность к самовоспитанию, самообразованию, критерии, уровни, методы диагностики.
Воспитание в семье. Педагогические идеи о семейном воспитании Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Теоретические основы организации педагогического процесса в семье.
Основные компоненты организации педагогического процесса в семье. Цель, задачи, содержание семейного воспитания, средства, формы, методы организации жизнедеятельности детей и взрослых в семье.
Основные характеристики педагогического процесса семьи, методы их изучения. Формы сотрудничества школы и семьи. Роль классного руководителя (наставника) в работе педагогического коллектива с семьей.
Основные понятия: общественное и семейное воспитание, педагогический процесс школы и семьи, педагогическая активность родителей, формы сотрудничества, интеграция воспитательных возможностей семьи и школы.
Реализация в процессе обучения основных функций целостного процесса - развивающей, обучающей, воспитывающей.
Структура, основные этапы (звенья) процесса обучения. Закономерности и принципы обучения.
Основные понятия: дидактика, процесс обучения, функции обучения, компоненты процесса обучения, закономерности, принципы обучения.
Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования.
Проблемы межпредметных связей в содержании образования.
Реальные учебные возможности учащихся, их учет при определении содержания образования. Обновление содержания образования в современной школе, проблемы определения содержания в этих школах. Основные направления обновления содержания образования в национальной школе. Характеристика документов, определяющих содержание образования: учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия.
Проблемы образования в зарубежной школе.
Основные понятия: образование, содержание образования, культура, межпредметные связи, учебные планы, учебные программы, реальные учебные возможности учащихся.
Понятие о формах организации обучения как способах взаимодействия учителя и учащихся. Соотношение между формами организации обучения и методами.
Краткий исторический экскурс о становлении и развитии организационных форм обучения. Развитие классно-урочной системы обучения в истории школы.
Формы организации работы в современной школе: урок, экскурсии, практикумы и семинары, домашняя учебная работа учащихся, зачеты, консультации, экзамены, факультативные занятия. Сочетание урочной и внеурочной, фронтальной, групповой индивидуальной форм организации познавательной деятельности учащихся.
Теория современного урока. Урок как логически завершенный, ограниченный во времени отрезок педагогического процесса.
Дидактические задачи. Типология и структура уроков. Соотношение психологической и дидактической структур урока.
Гибкость и подвижность структуры уроков в зависимости от целей, задач, содержания, психологических основ познавательной деятельности учащихся.
Фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Взаимообучение учащихся, коллективная познавательная деятельность на уроке, особенности руководства учителем.
Урок как художественно-педагогическая композиция учителя. Нестандартные формы организации урока. “Авторские уроки” педагогов-новаторов (уроки-конференции, уроки-диспуты, уроки-брифинги, уроки погружения и др.).
Подготовка учителя к урокам. Тематическое и поурочное планирование.
Анализ (самоанализ) урока как компонента педагогического процесса. Анализ урока как основная форма учебной деятельности школьников. Типы анализов урока (полный, дидактический, психологический, воспитательный и др.). Сравнительная характеристика структуры анализа урока (Ю. Конаржевский, М. Махмутов, В. Симонов, Ю. Бабанский и др.). Обоснование необходимости построения схемы анализа урока на основе структурных компонентов педпроцесса как объекта деятельности учителя. Анализ и самоанализ урока - метод получения новых знаний о качестве объекта управления.
Характеристика форм организации обучения в зарубежной школе.
Основные понятия: формы обучения, урочные и внеурочные формы, фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации обучения. Коллективная направленность форм обучения, урок.
Тема 21. Характеристика методов обучения
Многообразие методов обучения. Различные подходы к классификации в современной дидактике.
Характеристика различных методов обучения: изложение, беседа, работа с учебником, наблюдение, упражнение, лабораторная и практическая работа. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Средства искусства и игровые приемы, их использование в процессе обучения. Сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения.
Проблема выбора методов и средств в обучении. Методы обучения в зарубежной школе. Возможность их использования.
Основные понятия: метод обучения, методические приемы, средства обучения, классификация методов обучения.
Тема 22. Учет и оценка результатов учебно-воспитательной
работы в целостном педагогическом процессе
Функции учета и оценки результатов учебно-воспитательной работы: стимулирующие, развивающие, образовательные, обучающие, контролирующие, воспитывающие. Взаимообусловленность функций учета. Критерии эффективности достижений личности. Успеваемость как характеристика учебной работы и ее показатели.
Теоретические основы контроля и учета результативности учебной работы. Виды контроля и учет результатов обучения. Принципы, лежащие в основе проверки о оценки результатов обучения.
Система методов контроля и оценка результатов учебной работы: устный опрос ( индивидуальный и фронтальный), проверка письменных работ (домашние письменные работы, самостоятельные, классные, контрольные работы), зачеты, экзамены, повседневное наблюдение.
Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся в условиях дифференцированного обучения.
Оценка знаний учащихся. Требования к ее организации. Обязательный результат обучения. Критерий оценки знаний, умений, навыков учащихся.
Специфика контроля и учета результатов внеучебной деятельности: природоохранительной, трудовой, художественной, спортивно-оздоровительной, игровой. Система методов контроля и оценка результатов внеучебной деятельности.
Основные понятия: педагогический процесс, диагностика, прогнозирование, успеваемость как характеристика (переменная) педагогического процесса, контроль, учет, оценка, методы, оценочные суждения, отметка, критерии оценки.
Тема 23. Организационно-педагогические основы коллективной
познавательной деятельности учащихся
Педагогический процесс как сотрудничество учащихся по овладению богатствами общечеловеческой культуры при непосредственном участии и руководстве учителя. Коллективная познавательная деятельность как часть педагогического процесса.
Противоречия процесса обучения. Их разрешение. Коллективная познавательная деятельность учащихся как средство разрешения противоречия между фронтальной работой учителя и индивидуальным характером усвоения материала учащимися.
Образовательные, развивающие и воспитательные возможности коллективной и познавательной деятельности учащихся.
Сущность коллективной познавательной деятельности учащихся. Виды и формы организации. Работа ассистентов и консультантов. Работа в парах, в том числе сменным составом. Групповая работа на уроке. Учебные встречи. Общественные смотры знаний, умений, навыков учащихся.
Структура и методика группового занятия.
Основные понятия: педагогическое сотрудничество, противоречия процесса обучения, коллективная познавательная деятельность.
Характеристика различных подходов к процессу обучения: проблемное обучение; исследовательский подход к познавательной деятельности учащихся: формирование у учащихся познавательных интересов и приемов умственной деятельности; алгоритмизация программированное обучение; компьютеризация обучения: крупноблочное преподавание и профильное обучение; дифференцированное и профильное обучение; коллективная познавательная деятельность; формирование школьника как субъекта познавательной деятельности и собственного развития.
Идеи и технологии обучения в опыте педагогов-новаторов. Сочетание традиционных и современных подходов к совершенствованию процесса обучения.
Основные понятия: познавательная деятельность, активизация, алгоритмизация, компьютеризация, дифференциация, проблемное обучение, программированное обучение, профильное обучение.
ПРОЦЕССОМ ШКОЛЫ
Функции руководителей школы. Функции директора школы, заместителя директора по научной работе, заместителей по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной внешкольной работы. Взаимодействие руководителей школы на основе понимания им сущности и закономерностей объекта управления.
Функции коллегиальных органов управления педагогическим процессом школы (педсовет, методсовет). Педсовет школы как орган коллегиального управления стратегией развития педагогического процесса на научной основе. Труд учителя как составляющая коллективной деятельности педагогов школы. Планирование работы педсовета, темы заседаний. Подготовка к работе педсовета, распределение обязанностей на подготовительном этапе. Решения педсовета и проверка его исполнения.
Методический совет как орган руководства научно-методической работой учителей. Планирование и подготовка заседаний. Роль предметных объединений (кафедр) в подготовке, проведении и выполнении методсоветов. Методсовет и самообразование учителей.
Основные понятия: управление, руководство педагогическим процессом, принципы управления, функции управления, педсовет, методсовет, предметное объединение.
Тема 26. Диагностика учебно-воспитательного процесса школы
(класса) как основа управления школой. Внутришкольный
контроль
Информация о состоянии учебно-воспитательного процесса на разных этапах его функционирования – основа диагностики.
Виды информации о состоянии педпроцесса: исходная, тактическая, оперативная.
Основные характеристики (переменные) педпроцесса и их показатели. Методика получения, систематизации, анализа информации о состоянии педпроцесса, выработки научно-педагогических рекомендаций.
Критерии отбора информации для изучения состояния и управления педпроцессом, формы и методы внутришкольного контроля. Критерии оценки деятельности педагогического коллектива школы – основа для аттестации педагогов. Критерии и показатели деятельности педколлектива.
Характеристики (переменные) педагогического процесса как основа для формулирования критериев деятельности педагогического коллектива школы.
Основные понятия: педагогический процесс, внутришкольный контроль, диагностика, информация, характеристики (переменные) педагогического процесса, методы диагностики.
Тема 27. Методическая работа в школе
Методическая работа в школе как основа повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов. Взаимосвязь качественной методической подготовки учителя и повышения эффективности целостного педагогического процесса.
Совершенствование теоретической подготовки учителя – залог повышения качества его методической работы.
Основные формы работы по внедрению достижений науки и передового опыта. Самообразовательная работа учителя как основа его методического совершенствования. Формы и методы методической работы в школе.
Основные понятия: методическая работа, формы методической работы, самообразование учителя, опыт, передовой педагогический опыт, внедрение научных достижений в практику.
Тема 28. Планирование работы школы
Перспективный и годовой план. Единство содержания, форм контроля за исполнением всех видов планирования работы школы (общешкольный план работы педсовета, методсовета, предметных объединений, (кафедр), тематические и поурочные планы работы классных руководителей и т.п.). Школьная документация. Роль школьной документации в управлении школой. Перечень и характеристика основных документов. Требования ведению книги приказов, классных журналов и других документов.
Основные понятия: управление школой, планирование работы школы, виды планов, школьная документация.
Педагогические системы И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта и др. Школа и педагогическая мысль в странах в странах Европы во второй половине Х1 – в начале ХХ вв. Развитие образования и педагогики в станах Востока и Запада в послевоенные годы. Стратегия их развития в ХХ1 веке.
Виднейшие деятели мировой педагогики об использовании материалов этнопедагогики в целях воспитания детей ( Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Идеи прогрессивных мыслителей- акынов-жырау (Коркыт, Аль-Фараби, Ж. Баласагун,
М. Кошкари, Шалкииз, Бухар Жырау, Д. Бабатайулы и др.) о значении народной мудрости в формировании совершенного человека.
Генезис этнопедагогических идей в трудах педагогов-просветителей (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев) и общественных деятелей (А. Байтурсынов, М. Дулати, М. Жумабаева и др.).
Состояние и тенденции развития этнопедагогических и этнопсихологических исследований в странах ближнего и дальнего зарубежья, Казахстане.
Казахская этнопедагогика в системе непрерывного образования (дошкольного, школьного, высшего, среднего и специального). Содержание концепции этнопедагогического образования студентов высшей школы.
Калиева С.И., Узакбаева С.А.,
Бейсенбаева А.А., доцент Тригубова Н.Н.
Утверждено на заседании кафедры педагогики КазНПУ им. Абая Протокол № 9 от 26.04.04 г.
Зав. кафедрой педагогики,
доктор педагогических наук,
профессор К.К. Жампеисова
15 10 2014
1 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики фгбоу впо «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой»
16 12 2014
1 стр.
Фгоу впо «Тюменская государственная академия искусств и культуры» Кафедра педагогики и методики художественного образования
18 12 2014
1 стр.
Объект и предмет коррекционной педагогики. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
25 09 2014
1 стр.
Вхождение Казахстана в мировое сообщество предусматривает усвоение и применение помимо классической теории педагогической науки других стран, с одной стороны, и обращение к истокам
14 12 2014
5 стр.
Художественно-эстетическое воспитание умственно отсталых школьников средствами искусства
15 09 2014
1 стр.
Слушателей: руководители, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя коррекционных классов, работающих по программам 7-8 вида, социальные педагоги, педагоги
12 10 2014
1 стр.
«Кафедра күндері» атты іс-шара өтті. Осы ашық есік күніне әлеуметтік ғылымдар факультетінің деканы Т. С. Садықов, кафедра меңгерушілері, оқытушылар, магистранттар, студенттер мен к
25 12 2014
1 стр.