Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8
Тема. Буква ш

Цель

Познакомить с буквой; учить преобразованию слов, подбору слов к схемам; познакомить с правилом правописания ши; учить звукослоговому анализу слов, печатанию слов под диктовку, чтению предложений; развивать внимание, память, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто определит, сколько в слове слогов.

Словарный материал: душ, кошка, ландыш, катушка, шутка, шуба, камыш, каша, шар, шапка, уши, мыши, шахматы, Маша.

II. Знакомство с буквой ш.

Показ буквы.

Нахождение в кассе букв.

«Из скольких элементов состоит ш?»

Прорисовывание ш в воздухе.

Печатание буквы.



III. Дидактическая игра «Собери слово».

Словарный материал: пы—ши, ша—ка, ка—кош, на—ши, ши—у, башу, шама, шака, ши—мы.



IV. Преобразование слов: кашка кошка мошка мишка мышка мушка мука.

V. Знакомство с правилом правописания ши.



VI. Подбор слов к схемам.

VII. Физкультминутка.

VIII. Печатание слов под диктовку:

Мишка мыши уши шипы машина

душ каша пушка шина шишки кошка

IX. Чтение предложений:

а) Вот Миша и Наташа. У Миши шашки.



У Наташи кошка.

б) У Яши машина. Яша возит мишку.



X. Подведение итога занятия.

Тема. Дифференциация звуков с — ш

Цель

Формировать умение различать звуки с — ш в слогах словах и фразах; учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям; учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в пересказывании небольшого текста; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуками сии. П. Педагог спрашивает: «О каких, по-вашему, звуках мы сегодня будем говорить?»

Артикуляция звуков.

Характеристика звуков.

Речевая зарядка:

са—шаса шо—сото ус—уш—ус ашос—уш

Ша-ша-ша — мама моет малыша.

Шу-шу-шу я письмо тебе пишу.

Са-са-са — в лесу бегает лиса.

Со-со-со у Вовы колесо.

Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:



сутки — шутки миска мишка

каска кашка басня башня

касса каша маска Машка

Марс марш

Подбор предметов к признакам. Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:



пушистый -ая -ое -ые

смешной -ая -ое -ые

душистый -ая -ое -ые

Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.

Играет в шахматы — шахматист. Играет в футбол — футболист. Играет в волейбол — ... Играет на пианино— ...

Играет в баскетбол— ... Играет в хоккей — ...

Играет на баяне— ... Играет на гитаре — ...

Работает на машине— ... Поднимает штангу— ...

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

воробей воробышек хозяйка хозяюшка крыло крылышко трава — травушка горло горлышко перо перышко зима зимушка тётя тётушка горе горюшко

Подбор слов к схемам.

Дидактическая игра «Отгадай слово». Словарный материал:

...апка ...ипы ква... насо... ...анки ...ина ...уба шала... ..утки ...ова ...ода ...умка

Физкультминутка.



II.Пересказ рассказа «Пушок и Машка».

У Саши собака Пушок. У Даши — кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка— мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка — на кушетке. Даша сама шьёт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.

Вопросы:

Кто у Саши?

Кто у Даши?

Что любит Пушок?

Что любит Машка?

Где спит Пушок?

А где спит Машка?

Что шьёт Даша для Машки?

На чём будет спать Машка? Чтение с установкой на запоминание.

III. Подведение итога занятия.

Тема. Звук л

Цель

Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах; учить определять позицию звука в словах; делить слова на слоги, образовывать форму множественного числа родительного падежа имен существительных; образовывать форму прошедшего времени глаголом образовывать притяжательные прилагательные; учить согласованию прилагательных с существительными, звуко-слоговому анализу слов; формировать умение пересказывав текст; развивать фонематический слух, внимание, памяти мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто скажет, какую картинку задумал педагог (моя, моё, мой, мои).



II. Логопед загадывает загадку:

А на этой грядке горькие загадки.

Его одёжки все без застёжки,

Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук)

Вопрос: « Какой первый звук в отгадке?»

Спрашивает: «Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?»

(О звуке л).

Артикуляция звука (язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт).

Характеристика звука.

Воспроизведение слоговых рядов:



лалолу—лы алол—улыл

лы—лу—ло—ла ыл—ул—ол—ал

осласклосклу—склы спла—спло—сплусплы

Ло-ло-ло на улице тепло.

Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

Определение позиции звука в словах.

а) На 1-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в начале слова.

На 2-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в середине слова.

На 3-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в конце слова.

б) Дети выполняют задание.

Назвать слова с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами.

Дидактическая игра «Угадай слово». Словарный материал:



за... ...ana пена... вокза...

...ук сту... забы... засну...

пе... сто... щего... забы...

Образование формы множественного числа родительного падежа имен существительных:



клумба— ... весло— ... вилка— ... платье— ... иголка— ... кукла— ...

слон— ... яблоко— ... лошадь— ...лодка— ... флаг— ... одеяло— ...

Образование форм прошедшего времени глаголов:



плачет плакал скачет скакал складывает — сложил машет — махал пашет пахал кладёт — положил

лепит слепил метёт мёл

Согласование прилагательных с существительными. Про что можно сказать: голубая, -ое, -ой, -ые; белая, -ое, -ый, -ые?

Звукослоговой анализ слов: волк, галка.

III.Физкультминутка.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Умная галка». Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой.

В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.

Вопросы по тексту: что хотела галка? Что стояло в саду на столе? Сколько в кувшине было воды? Что придумала галка? Что произошло с водой? Что сделала галка?

Пересказ.

IV. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки л, л'. Буква л

Цель

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков л, л' в слогах, словах, фразах; учить образованию притяжательных прилагательных, подбору родственных слов и слов-признаков к предмету; работать над предлогами; упражнять в пересказывании текста; учить звукослоговому анализу слов, преобразованию слов; познакомить с буквой л; формировать умения печатать слова и предложения, читать слова и предложения; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто правильно ответит на следующие вопросы: чей хвост? (Лисий, волчий, беличий, лошадиный.) Чей мех? Чьи лапы? Чьё ухо?



II. Педагог спрашивает, догадались ли дети, о каких звуках сегодня пойдет речь (о звуках л, л').

Артикуляция звуков.

Характеристика звуков.

Речевая зарядка.



Ло-ло-ло на улице тепло.

Лу-лу-лу стул стоит в углу.

Ул-ул-ул —у нас сломался стул.

Оль-оль-оль —мы купили соль.

Дидактическая игра «Светофор».

Словарный материал: лук, лебедь, лото, лыжи, лестница, лиственница, ложка, уголь, листья, лапа, пила, липа, линейка, листопад.

метать летать пень лень печенье леченье песок — лесок бить — лить

Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:



вес лес пекарь — лекарь репка лепка

вещь лещ рейка лейка печь лечь

Подбор слов-признаков к предметам.

Белка (какая?) — ловкая, весёлая, добрая, проворная, пушистая, маленькая, серая, умная, рыжая.

Волк (какой?) — злой, серый, грубый, сильный, большой, глупый, хищный, сердитый, зубастый.

Лиса (какая?) — рыжая, хитрая, пушистая, ловкая, быстрая, смелая.

Подбор родственных слов.

Лес — лесной, лесник, лесок, лесовой, лесничество, перелесок, лесничий.

Дидактическая игра «Продолжи предложения» (проводится по картинкам).

Мальчик встал ... (со стула). Алёша поднимает иголку ... (с пола).

Павел выпал ... (из комнаты). Книга упала ... (с полки).

Мила взяла пенал ... (со стола). Лист упал ... (слипы).

Пересказ рассказа «Лиса и лисята».

Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусёнка. Лиса унесла гусёнка своим голодным лисятам. Лисята наелись. Они стали веселы и довольны. Педагог задает детям вопросы по рассказу. Повторно читает рассказ, дав предварительно установку на запоминание.

Пересказ.



III. Физкультминутка.

Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

IV. Показ буквы л.

Нахождение л в кассе букв.

Выкладывание буквы из палочек.

Прописывание в воздухе.

Дописывание недостающего элемента.

Печатание буквы в тетрадях.



V. Подбор слов к схемам.

VI. Преобразование слов: полка палка галка балка —булка.

VII. Печатание слов: лук, лото, лиса, липа, лампа, лодка, ластик.

VIII. Чтение и печатание предложений.

Тут поляна. У Лиды ластик. Около липы лисята.

IX. Подведение итога занятия.

Тема. Буква е

Цель

Познакомить с буквой е; закрепить навык преобразования слов; учить чтению слоговой таблицы, чтению и печатанию слов, предложений; развивать внимание.

Ход занятия

I. Организационный момент. Садится тот, кто прочтет слоги:

та—тя ка—кя тыти кы—ки ма—мя па—пя мы—ми пы—пи и т.д.

II. Знакомство с буквой е.

Показ буквы.

Нахождение в кассе букв.

«Из скольких элементов состоит буква е?»

Выкладывание из палочек.

Прописывание в воздухе.

Печатание буквы.

III. Чтение слоговой таблицы с буквой е (прямые и обратные слоги). Педагог уточняет, какую букву пишут после мягкого согласного.

IV. Дидактическая игра «Найди свое место».

Два круга — синий и зеленый. У детей в руках карточки с гласными буквами. Дети называют слог, характеризуют согласный звук и занимают соответствующий круг.



V. Преобразование слов (работа с кассами букв):

лото лето сало село пол — пел сани сени луна Лена беда еда

VI. Выкладывание слов на наборном полотне: сел, ели, село, пел, мел, дети, кепка, ветка.

VII. Чтение и печатание предложений.

Я ем суп. Зоя моет окно. Гена катает Лену. Мама купает Саню. Веня копает яму.

VIII. Подведение итога занятия.

Тема. Звук ж

Цель

Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах; упражнять в употреблении названий животных и их детенышей в единственном и множественном числе; формировать представления о спряжении глаголов в настоящем времени, в употреблении приставочных глаголов; упражнять в пересказывании текста; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети вместе с педагогом произносят четверостишие.



Я жук, я жук.

Я тут живу.

И день и ночь

Жужжу, жужжу.

II. Педагог спрашивает, какой звук чаще других встречается во всех словах (звук ж).

Артикуляция звука (язык в форме чашечки за верхними зубами, струя воздуха направлена на кончик языка, губы округлены).

Характеристика звука (согласный, звонкий, твердый).

Проговаривание слоговых рядов:

а) жажожужи джа—джоджуджи ажножнужиижн жнажножнужны жба—жбо—жбу—жбы жма—жмо—жму—жмы;

б) Жа-жа-жа-жа — эта чашка для ежа. Жу-жу-жу-жу — молоко дадим ужу

Игровое упражнение. Педагог называет слова. Дети поднимают светофор, если услышат слово со звуком ж.

Словарный материал: занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка, оранжерея, животные, путешествие, стрекоза, пирожное, частушки, снежинки.

Дидактическая игра «Угадай слово»:

баба — жаба пакет — жакет ракетка жакетка печь жечь билет — жилет болеть — жалеть гора жара пучок жучок идёт ждёт мало жало бетон — жетон лук жук

Дидактическая игра «У кого кто?».

У лошади — жеребёнок жеребята. У ежа — ежонок — ежата.

У моржа — моржонок — моржата. У ужа — ужонок ужата.

Дидактическая игра «Друзья».

Я вяжу стригу бегу

Ты вяжешь стрижёшь бежишь

Он (она)


Мы

Вы

Они



Употребление приставочных глаголов.

Жеребёнок (бежит) рядом с телегой. Он (побежал) к речке. Женя (подбежал) к жеребёнку. Жеребёнок (перебежал) через дорогу. Жеребёнок (убежал) в лес. Он (подбежал) к стогу сена. (Забежал) за стог. Жеребёнок (обежал) вокруг стога. Жеребёнок (сбежал) с горки. Жеребёнок (вбежал) в сарай.



III. Физкультминутка.

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках —

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

IV. Пересказ рассказа «Рыжик».

Вопросы к тексту: кто был у Рыжихи? Как звали жеребёнка, почему именно так? Каким был Рыжик? Кто жалел Рыжика? Куда водил Женя Рыжика? Что любил делать Рыжик? Каким Рыжик стал?



V. Подведение итога занятия.

Тема. Звук ж. Буква ж

Цель

Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, подбору родственных слов; знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить подбирать слова к схемам, образовывать действительные причастия в настоящем времени; образовывать сложные слова, составлять сюжетный рассказ по серии картинок; познакомить с правилом правописания жи, ши; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуком ж.



II. Педагог спрашивает, о каком звуке пойдет речь сегодня (о звуке ж).

Артикуляция звука.

Характеристика звука.

Речевая зарядка. Словарный материал:



Жу-жу-жу-жу молока дадим ежу. Жа-жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Жи-жи-жи-жи здесь живут ежи. Же-же-же-же дождь прошёл уже. Жо-жо-жо-жо — лужок, снежок, творожок.

Образование форм единственного и множественного числа существительных:



пирожок лужа живот

пижама джем дождь

флажок этаж нож

ежевика жаба уж

жёлудь

Подбор родственных слов.

Уж — ужи, ужонок, ужиха, ужата, ужиный. Ёж —. ёжик, ежиха, ежиный, ежонок.

Подбор слов к схемам.

Знакомство со словами, обозначающими предметы, действия, признаки (знакомство со схемами слов).

Образование действительных причастий настоящего времени. Дидактическая игра «Эхо».



Жужжать — жужжащий (жук). Визжать визжащая (пила). Лежать— лежащий (уж). Жить живущие (ежи). Ждать— ждущие (дети).

Образование сложных слов.

Если в доме один этаж, то дом какой? (Одноэтажный)

и т. д.


Составление сюжетного рассказа по серии картинок «Ёж».

III. Физкультминутка.

IV. Знакомство с буквой.

1. Показ буквы.

2. Нахождение в кассе, букв.

3. «Из скольких элементов состоит буква?»

4. Выкладывание буквы их палочек.

5. Прорисовывание в воздухе.

6. Печатание буквы.

Знакомство с правописанием жи, ши.

Дидактическая игра «Рассыпалось слово». Словарный материал:

ж, а, э, т — этаж н, у, и, ж — ужин



ж, б, а, а — жаба ж, о, а, к— кожа

у, к, ж — жук о, ж, н, и — ножи



VII. Печатание слов:

ежи, ужи, жаба, этажи, жук, ужин, кожа, ножи.



VIII. Подведение итога занятия.

Тема. Дифференциация звуков з — ж

Цель

Закрепить навык различения звуков з — ж в слогах, словах и фразах; продолжать знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить составлению предложения по опорным схемам; работать над ударением; учить составлять сюжетный рассказ по опорным картинкам; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто четко повторит за педагогом слова:



жизнь, железо, желтизна

залежи, зажать, забежать

задолжать, заслужить, задержать

заржать, заряжать, закружить

II. Педагог спрашивает, о каких звуках сегодня пойдет речь.

Артикуляция звуков.

Характеристика звуков.

Установление сходства и различия между звуками.

Речевая зарядка:

а) жа—зажо—зо зы—жи—зу—жу жба—зда—жба ажнаазна аж—аз—ож—оз ыз—иж—уз—уж здо—ждо—здо озда—ожда;

б) дети распределяются на две команды.' 1-я команда поднимает флажок на звук ж, 2-я команда поднимает флажок на звук з.

Игровое упражнение «Запомни и повтори»:



зайкажабазамокжук зонт—пижама—заноза—ножи жук—гвоздикдождик—таз вазаежевикамузыкаужи лужок—зубыфлажок—возок языкпожарзакат—прыжок

Дидактическая игра «Измени слово»:



залей — жалей называть — наживать

зевать жевать разок — рожок коза — кожа зал — жал

Дидактическая игра «Придумай слова. Назови ударный звук».

Педагог выставляет карточки со слогами за, жа, зы, жи.

Дети придумывают слова и называют ударный звук:



заваза, замок, завод, забор, коза, заноза, заболеть

жажало, жара, лёжа, кожа, жаба, пижама, ежата, жаба

зы розы, тазы, грозы, языки, музыка, козы, берёзы, морозы, пузырёк

жи лежи, ужи, ежb, ножи, лыжи, покажи, живот, жила, жираф

Придумывание детьми к схемам слов, обозначающих предметы, действия, признаки и включающих звуки Ж— 3.



III. Физ.минутка

Составление детьми предложений по опорным схемам (3 варианта): Составление сюжетного рассказа по следующим картинкам: подберёзовик, гнездо, жаворонок, лес, берёза, жуки, мальчик, девочка, зонт.



IV. Подведение итога занятия.

Тема. Дифференциация звуков ж— ш

Закрепить навык различения звуков ж — ш в слогах, словах, фразах; учить определять позицию звуков в словах, образовывать притяжательные прилагательные, продолжать знакомить с правописанием сомнительных согласных; учить подбору к схемам слов, обозначающих предметы, действия, признаки; работать с интонацией; развивать навыки пересказа, закрепить представления о правиле написания жи шиучить преобразовывать слова, печатать предложения; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.



Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуками ж, ш и определит позицию звука в слове.



II. Педагог задает вопрос, о каких звуках сегодня пойдет речь.

Артикуляция звуков.

Характеристика звуков. Установление сходства между ними.

Развитие фонематического слуха.

а) игра «Светофор». Дети поднимают светофор, если услышат слог со звуком ш. Педагог называет слоги: жа—ша—шло—ужл—ижл—ошл—жешу—шо и т.д.;

б) игра «Колокольчик». Дети поднимают колокольчик, если услышат в словах, которые называет педагог, звук ж.

Дети выполняют задание: назвать картинки со звуками ш, ж и определить ударный звук.

Дидактическая игра «Измени звук». Словарный материал:



шитьё— житьё жалить — ...

наживка — ... тужить — ...

шило— ... мажет— ...

скажу—... шить—...

Луша — ... уши — ...

шар — ...

Образование притяжательных прилагательных. Дети должны ответить на вопросы: чей хвост? (Лошади, медведя.) Чьи лапы? Чьи ноги? Чьё ухо? Чья морда? И т. д.

Правописание сомнительных согласных в словах, например: гараж, пляж, морж:, нож, уж, ёж.

Подбор к схемам слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов и включающих звуки ш, ж, например:

а) машина, жук, шишка, жёлуди, гараж:, шипы, шина;

б) шумит, жужжит, бежит, дышат, жалеть, мешать, слушать, шить, жить, шуршать;

в) жёлтый, пушистый, шелковистый, оранжевый, желанный, смешной, шустрый.

9. Составление предложений по схемам. Работа над интонацией.

Пересказ рассказа «Живой уголок».

Физкультминутка.

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Закрепление правописания жи, ши. На столах у детей карточки с пропущенной гласной буквой и. Дети вставляют пропущенную букву.

Словарный материал:



маш...на, ш...на, нож..., уж...н, уж..., уш..., мыш..., ош...бка, еж..., луж..., ш...ло.

Преобразование слов: уши— ужи лужи — лужа.

Печатание предложений.

Женя моет уши. Маша вяжет жакет. Мыши живут в саду. У ежихи ежата. Кошка бежит с котятами.

III. Подведение итога занятия.


<предыдущая страница | следующая страница>


Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи

Книга предназначена для логопедов, воспитателей, работающих в специализированных дошкольных учреждениях, может быть использована учителями-дефектологами

993.85kb.

26 09 2014
8 стр.


Опыт работы учителя-логопеда

Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Поэтому детям, имеющим нарушения речи, следует вовремя оказать помощь, исправить деф

68.93kb.

01 10 2014
1 стр.


Анализ текста. Виды тропов и стилистических фигур. Подготовка к егэ

Орг момент. Раздать материалы к уроку (текст, задания, таблицы «Стили речи» и «Типы речи»)

45.01kb.

11 10 2014
1 стр.


«Нормальные» ошибки в речи детей

Хорошо известно, что в речи нормально развивающихся детей есть множество отклонений от нормативного языка. Эти отклонения, нарушения нормы затрагивают все компоненты языковой компе

88.06kb.

18 12 2014
1 стр.


Конспект спортивно музыкального праздника «Малая Универсиада» Подготовительная к школе логопедическая группа

Цель: Содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно – ценностному отношению к своему здоровью

103.01kb.

15 10 2014
1 стр.


Образовательная программа по туризму и краеведению «Малая Родина» для детей 8-10лет

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе

142.66kb.

08 10 2014
1 стр.


Звуковая культура речи

Основным направлением моей профессиональной деятельности является и развитие формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

118.09kb.

13 10 2014
1 стр.


Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в школе-интернате №45

Однако в данном случае речь идет не только и не столько о содержании учебных предметов, сколько о необходимости изучения в школе раздела «Пожарная безопасность» курса «Специальна

262.32kb.

27 09 2014
1 стр.