Перейти на главную страницу
Познакомить с буквой; учить преобразованию слов, подбору слов к схемам; познакомить с правилом правописания ши; учить звукослоговому анализу слов, печатанию слов под диктовку, чтению предложений; развивать внимание, память, мышление.
Садится тот, кто определит, сколько в слове слогов.
Словарный материал: душ, кошка, ландыш, катушка, шутка, шуба, камыш, каша, шар, шапка, уши, мыши, шахматы, Маша.
II. Знакомство с буквой ш.
Показ буквы.
Нахождение в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит ш?»
Прорисовывание ш в воздухе.
Печатание буквы.
Словарный материал: пы—ши, ша—ка, ка—кош, на—ши, ши—у, ба—шу, ша—ма, ша—ка, ши—мы.
V. Знакомство с правилом правописания ши.
а) Вот Миша и Наташа. У Миши шашки.
б) У Яши машина. Яша возит мишку.
Формировать умение различать звуки с — ш в слогах словах и фразах; учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям; учить образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в пересказывании небольшого текста; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Садится тот, кто назовет слова со звуками сии. П. Педагог спрашивает: «О каких, по-вашему, звуках мы сегодня будем говорить?»
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков.
Речевая зарядка:
са—ша—са шо—со—то ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Со-со-со — у Вовы колесо.
Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:
Подбор предметов к признакам. Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:
Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
Играет в шахматы — шахматист. Играет в футбол — футболист. Играет в волейбол — ... Играет на пианино— ...
Играет в баскетбол— ... Играет в хоккей — ...
Играет на баяне— ... Играет на гитаре — ...
Работает на машине— ... Поднимает штангу— ...
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
воробей — воробышек хозяйка — хозяюшка крыло — крылышко трава — травушка горло — горлышко перо — перышко зима — зимушка тётя — тётушка горе — горюшко
Подбор слов к схемам.
Дидактическая игра «Отгадай слово». Словарный материал:
...апка ...ипы ква... насо... ...анки ...ина ...уба шала... ..утки ...ова ...ода ...умка
Физкультминутка.
У Саши собака Пушок. У Даши — кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка— мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка — на кушетке. Даша сама шьёт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.
Вопросы:
Кто у Саши?
Кто у Даши?
Что любит Пушок?
Что любит Машка?
Где спит Пушок?
А где спит Машка?
Что шьёт Даша для Машки?
На чём будет спать Машка? Чтение с установкой на запоминание.
III. Подведение итога занятия.
Тема. Звук л
Цель
Закрепить навык четкого произношения звука л в слогах, словах, фразах; учить определять позицию звука в словах; делить слова на слоги, образовывать форму множественного числа родительного падежа имен существительных; образовывать форму прошедшего времени глаголом образовывать притяжательные прилагательные; учить согласованию прилагательных с существительными, звуко-слоговому анализу слов; формировать умение пересказывав текст; развивать фонематический слух, внимание, памяти мышление.
Садится тот, кто скажет, какую картинку задумал педагог (моя, моё, мой, мои).
А на этой грядке горькие загадки.
Его одёжки все без застёжки,
Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук)
Вопрос: « Какой первый звук в отгадке?»
Спрашивает: «Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?»
(О звуке л).
Артикуляция звука (язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт).
Характеристика звука.
Воспроизведение слоговых рядов:
Определение позиции звука в словах.
а) На 1-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в начале слова.
На 2-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в середине слова.
На 3-ю полоску дети отбирают картинки со звуком л в конце слова.
б) Дети выполняют задание.
Назвать слова с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами.
Дидактическая игра «Угадай слово». Словарный материал:
Образование формы множественного числа родительного падежа имен существительных:
Образование форм прошедшего времени глаголов:
Согласование прилагательных с существительными. Про что можно сказать: голубая, -ое, -ой, -ые; белая, -ое, -ый, -ые?
Звукослоговой анализ слов: волк, галка.
III.Физкультминутка.
Пересказ рассказа Л. Толстого «Умная галка». Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой.
В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.
Вопросы по тексту: что хотела галка? Что стояло в саду на столе? Сколько в кувшине было воды? Что придумала галка? Что произошло с водой? Что сделала галка?
Пересказ.
IV. Подведение итога занятия.
Тема. Звуки л, л'. Буква л
Цель
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков л, л' в слогах, словах, фразах; учить образованию притяжательных прилагательных, подбору родственных слов и слов-признаков к предмету; работать над предлогами; упражнять в пересказывании текста; учить звукослоговому анализу слов, преобразованию слов; познакомить с буквой л; формировать умения печатать слова и предложения, читать слова и предложения; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Садится тот, кто правильно ответит на следующие вопросы: чей хвост? (Лисий, волчий, беличий, лошадиный.) Чей мех? Чьи лапы? Чьё ухо?
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков.
Речевая зарядка.
Дидактическая игра «Светофор».
Словарный материал: лук, лебедь, лото, лыжи, лестница, лиственница, ложка, уголь, листья, лапа, пила, липа, линейка, листопад.
метать — летать пень — лень печенье — леченье песок — лесок бить — лить
Дидактическая игра «Измени слово». Словарный материал:
Подбор слов-признаков к предметам.
Белка (какая?) — ловкая, весёлая, добрая, проворная, пушистая, маленькая, серая, умная, рыжая.
Волк (какой?) — злой, серый, грубый, сильный, большой, глупый, хищный, сердитый, зубастый.
Лиса (какая?) — рыжая, хитрая, пушистая, ловкая, быстрая, смелая.
Подбор родственных слов.
Лес — лесной, лесник, лесок, лесовой, лесничество, перелесок, лесничий.
Дидактическая игра «Продолжи предложения» (проводится по картинкам).
Мальчик встал ... (со стула). Алёша поднимает иголку ... (с пола).
Павел выпал ... (из комнаты). Книга упала ... (с полки).
Мила взяла пенал ... (со стола). Лист упал ... (слипы).
Пересказ рассказа «Лиса и лисята».
Люся пасла гусей и гусят на поляне около леса. Из леса выскочила лиса. Она увидела гусей и гусят. Лиса спряталась за кустами. Гуси и гусята наелись и легли на поляне спать. Они не видели лису. Лиса подкралась и схватила одного гусёнка. Лиса унесла гусёнка своим голодным лисятам. Лисята наелись. Они стали веселы и довольны. Педагог задает детям вопросы по рассказу. Повторно читает рассказ, дав предварительно установку на запоминание.
Пересказ.
Буквой л расставим ноги,
Словно в пляске, — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Влево, вправо, влево, вправо.
IV. Показ буквы л.
Нахождение л в кассе букв.
Выкладывание буквы из палочек.
Прописывание в воздухе.
Дописывание недостающего элемента.
Печатание буквы в тетрадях.
Познакомить с буквой е; закрепить навык преобразования слов; учить чтению слоговой таблицы, чтению и печатанию слов, предложений; развивать внимание.
Ход занятия
I. Организационный момент. Садится тот, кто прочтет слоги:
та—тя ка—кя ты—ти кы—ки ма—мя па—пя мы—ми пы—пи и т.д.
II. Знакомство с буквой е.
Показ буквы.
Нахождение в кассе букв.
«Из скольких элементов состоит буква е?»
Выкладывание из палочек.
Прописывание в воздухе.
Печатание буквы.
III. Чтение слоговой таблицы с буквой е (прямые и обратные слоги). Педагог уточняет, какую букву пишут после мягкого согласного.
IV. Дидактическая игра «Найди свое место».
Два круга — синий и зеленый. У детей в руках карточки с гласными буквами. Дети называют слог, характеризуют согласный звук и занимают соответствующий круг.
Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах; упражнять в употреблении названий животных и их детенышей в единственном и множественном числе; формировать представления о спряжении глаголов в настоящем времени, в употреблении приставочных глаголов; упражнять в пересказывании текста; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Дети вместе с педагогом произносят четверостишие.
Артикуляция звука (язык в форме чашечки за верхними зубами, струя воздуха направлена на кончик языка, губы округлены).
Характеристика звука (согласный, звонкий, твердый).
Проговаривание слоговых рядов:
а) жа—жо—жу—жи джа—джо—джу—джи ажн—ожн—ужи—ижн жна—жно—жну—жны жба—жбо—жбу—жбы жма—жмо—жму—жмы;
б) Жа-жа-жа-жа — эта чашка для ежа. Жу-жу-жу-жу — молоко дадим ужу
Игровое упражнение. Педагог называет слова. Дети поднимают светофор, если услышат слово со звуком ж.
Словарный материал: занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка, оранжерея, животные, путешествие, стрекоза, пирожное, частушки, снежинки.
Дидактическая игра «Угадай слово»:
баба — жаба пакет — жакет ракетка — жакетка печь — жечь билет — жилет болеть — жалеть гора — жара пучок — жучок идёт — ждёт мало — жало бетон — жетон лук — жук
Дидактическая игра «У кого кто?».
У лошади — жеребёнок — жеребята. У ежа — ежонок — ежата.
У моржа — моржонок — моржата. У ужа — ужонок — ужата.
Дидактическая игра «Друзья».
Я вяжу стригу бегу
Ты вяжешь стрижёшь бежишь
Он (она)
Вы
Они
Жеребёнок (бежит) рядом с телегой. Он (побежал) к речке. Женя (подбежал) к жеребёнку. Жеребёнок (перебежал) через дорогу. Жеребёнок (убежал) в лес. Он (подбежал) к стогу сена. (Забежал) за стог. Жеребёнок (обежал) вокруг стога. Жеребёнок (сбежал) с горки. Жеребёнок (вбежал) в сарай.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках —
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях.
IV. Пересказ рассказа «Рыжик».
Вопросы к тексту: кто был у Рыжихи? Как звали жеребёнка, почему именно так? Каким был Рыжик? Кто жалел Рыжика? Куда водил Женя Рыжика? Что любил делать Рыжик? Каким Рыжик стал?
Закрепить навык произношения звука ж в слогах, словах, фразах; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, подбору родственных слов; знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить подбирать слова к схемам, образовывать действительные причастия в настоящем времени; образовывать сложные слова, составлять сюжетный рассказ по серии картинок; познакомить с правилом правописания жи, ши; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Садится тот, кто назовет слова со звуком ж.
Артикуляция звука.
Характеристика звука.
Речевая зарядка. Словарный материал:
Образование форм единственного и множественного числа существительных:
Подбор родственных слов.
Уж — ужи, ужонок, ужиха, ужата, ужиный. Ёж —. ёжик, ежиха, ежиный, ежонок.
Подбор слов к схемам.
Знакомство со словами, обозначающими предметы, действия, признаки (знакомство со схемами слов).
Образование действительных причастий настоящего времени. Дидактическая игра «Эхо».
Образование сложных слов.
Если в доме один этаж, то дом какой? (Одноэтажный)
и т. д.
1. Показ буквы.
2. Нахождение в кассе, букв.
3. «Из скольких элементов состоит буква?»
4. Выкладывание буквы их палочек.
5. Прорисовывание в воздухе.
6. Печатание буквы.
Знакомство с правописанием жи, ши.
Дидактическая игра «Рассыпалось слово». Словарный материал:
ж, а, э, т — этаж н, у, и, ж — ужин
у, к, ж — жук о, ж, н, и — ножи
ежи, ужи, жаба, этажи, жук, ужин, кожа, ножи.
Закрепить навык различения звуков з — ж в слогах, словах и фразах; продолжать знакомить со словами, обозначающими предметы, действия, признаки; учить составлению предложения по опорным схемам; работать над ударением; учить составлять сюжетный рассказ по опорным картинкам; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Садится тот, кто четко повторит за педагогом слова:
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков.
Установление сходства и различия между звуками.
Речевая зарядка:
а) жа—за—жо—зо зы—жи—зу—жу жба—зда—жба ажна—азна аж—аз—ож—оз ыз—иж—уз—уж здо—ждо—здо озда—ожда;
б) дети распределяются на две команды.' 1-я команда поднимает флажок на звук ж, 2-я команда поднимает флажок на звук з.
Игровое упражнение «Запомни и повтори»:
Дидактическая игра «Измени слово»:
Дидактическая игра «Придумай слова. Назови ударный звук».
Педагог выставляет карточки со слогами за, жа, зы, жи.
Дети придумывают слова и называют ударный звук:
Придумывание детьми к схемам слов, обозначающих предметы, действия, признаки и включающих звуки Ж— 3.
Составление детьми предложений по опорным схемам (3 варианта): Составление сюжетного рассказа по следующим картинкам: подберёзовик, гнездо, жаворонок, лес, берёза, жуки, мальчик, девочка, зонт.
Закрепить навык различения звуков ж — ш в слогах, словах, фразах; учить определять позицию звуков в словах, образовывать притяжательные прилагательные, продолжать знакомить с правописанием сомнительных согласных; учить подбору к схемам слов, обозначающих предметы, действия, признаки; работать с интонацией; развивать навыки пересказа, закрепить представления о правиле написания жи — шиучить преобразовывать слова, печатать предложения; развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Садится тот, кто назовет слова со звуками ж, ш и определит позицию звука в слове.
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков. Установление сходства между ними.
Развитие фонематического слуха.
а) игра «Светофор». Дети поднимают светофор, если услышат слог со звуком ш. Педагог называет слоги: жа—ша—шло—ужл—ижл—ошл—же—шу—шо и т.д.;
б) игра «Колокольчик». Дети поднимают колокольчик, если услышат в словах, которые называет педагог, звук ж.
Дети выполняют задание: назвать картинки со звуками ш, ж и определить ударный звук.
Дидактическая игра «Измени звук». Словарный материал:
Образование притяжательных прилагательных. Дети должны ответить на вопросы: чей хвост? (Лошади, медведя.) Чьи лапы? Чьи ноги? Чьё ухо? Чья морда? И т. д.
Правописание сомнительных согласных в словах, например: гараж, пляж, морж:, нож, уж, ёж.
Подбор к схемам слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов и включающих звуки ш, ж, например:
а) машина, жук, шишка, жёлуди, гараж:, шипы, шина;
б) шумит, жужжит, бежит, дышат, жалеть, мешать, слушать, шить, жить, шуршать;
в) жёлтый, пушистый, шелковистый, оранжевый, желанный, смешной, шустрый.
9. Составление предложений по схемам. Работа над интонацией.
Пересказ рассказа «Живой уголок».
Физкультминутка.
На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Закрепление правописания жи, ши. На столах у детей карточки с пропущенной гласной буквой и. Дети вставляют пропущенную букву.
Словарный материал:
Преобразование слов: уши— ужи — лужи — лужа.
Печатание предложений.
Женя моет уши. Маша вяжет жакет. Мыши живут в саду. У ежихи ежата. Кошка бежит с котятами.
III. Подведение итога занятия.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей, работающих в специализированных дошкольных учреждениях, может быть использована учителями-дефектологами
26 09 2014
8 стр.
Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Поэтому детям, имеющим нарушения речи, следует вовремя оказать помощь, исправить деф
01 10 2014
1 стр.
Орг момент. Раздать материалы к уроку (текст, задания, таблицы «Стили речи» и «Типы речи»)
11 10 2014
1 стр.
Хорошо известно, что в речи нормально развивающихся детей есть множество отклонений от нормативного языка. Эти отклонения, нарушения нормы затрагивают все компоненты языковой компе
18 12 2014
1 стр.
Цель: Содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно – ценностному отношению к своему здоровью
15 10 2014
1 стр.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе
08 10 2014
1 стр.
Основным направлением моей профессиональной деятельности является и развитие формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
13 10 2014
1 стр.
Однако в данном случае речь идет не только и не столько о содержании учебных предметов, сколько о необходимости изучения в школе раздела «Пожарная безопасность» курса «Специальна
27 09 2014
1 стр.