Занятие «Геральдика. Звери на гербах»
Цель: Познакомить детей c геральдикой, сформировать представление о значении изображаемых на гербах животных.
Материал: Иллюстрации с изображением гербов разных стран.
Ход занятия
Рассказ воспитателя: «Геральдика – наука о гербах, изучающая историю гербов, что они обозначают, символы и предметы, изображаемые на гербах.
Самая интересная тема - исторические гербы. В геральдике их принято называть легендарными. Этот вид гербов отражает определенные исторические события, являющиеся особенными для некоторых городов. Чаще всего эти истории очень печальны, трагичны.
Например, самый знаменитый волк, вернее, знаменитая волчица живёт в Риме. Это Капитолийская волчица. Легенда повествует, что она выкормила Ромула и Рема, основателей великого города. А вот Вильнюс — город поменьше, но тоже столица — построен, говорят, на том месте, где литовский князь Гедиминас (было это в XIII веке) услышал в лесу вой Железного волка. И до наших дней этот зверь — «Зелезинас вилкас» по-литовски — украшает собой герб Вильнюса.
Город нередко выбирает в качестве геральдического животного того, кто когда-либо обитал, либо и теперь обитает в этих, местах. И если мы перенесёмся в Танзанию, то увидим здесь на государственном гербе — жирафа.
А в Англии лев — самый уважаемый зверь. Почему? Ведь львы здесь никогда не водились, их можно увидеть разве что в зоопарке. Оказывается, лев изображён на государственном гербе Великобритании как символ власти и могущества страны.
Надо сказать, в этом смысле коронованным особам животного мира — львам — повезло: в геральдике царь зверей первенства никому не уступит.
Но оставим в покое царственных животных и вспомним о других, не менее почтенных. Например, о медведе. Его избрали символом две европейские столицы — Берлин и Берн. И, между прочим, немецкое слово «медведь» («бэр») слышится в обоих названиях.
Берн, столица Швейцарии, по преданию, возник так. В конце XII века в этих местах застрелил охотник медведицу. Застрелил — и пожалел о содеянном. И в память о своей жертве основал город.
Что уж говорить о России. У нас мишек всегда любили. На гербе Ярославля изображён медведь с топориком на плече. И какой ни возьми город в Ярославской губернии — на гербовом щите непременно будет — хоть в уголочке! — красоваться этот бодрый дровосек.
В гербе Нижнего Новгорода живёт олень. У Вологды в почёте лось. У Владивостока – тигр».
Таким образом, мы видим, что звери присутствуют на гербах разных городов и стран.
Занятие «Откуда пришел герб»
Цель: Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением как в прошлом, так и в современной жизни.
Материал: Иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных гербов; карточки с изображением различных гербов.
Ход занятия
Ребята кто знает, что это такое? (Воспитатель выставляет изображения гербов) Видели ли вы такие изображения и где? (Дети делятся своими знаниями.)
Вы совершенно правы – это гербы. Что же такое герб, откуда он появился и для чего нужен?
История герба, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете? (Ответы детей.) А что защищало воина? (Доспехи, щиты.)
Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия – и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит.
Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками.
Простые люди всегда старались селиться поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. Герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб. Теперь любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.
Проводится игра «Поменяйтесь местами у кого на гербе…».
Цель: Развитие внимания, наблюдательности и быстроты реакции.
Материал: Маленькие карточки с изображениями гербов для каждого ребенка.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках по кругу. В руках у каждого своя карточка с изображением герба какого-нибудь города. Роль ведущего выполняет воспитатель, который предлагает детям внимательно рассмотреть свои гербы, а затем говорит:
–Поменяйтесь местами те, у кого на гербе есть изображение какого-нибудь зверя. (Дети, на чьих гербах есть изображение зверя, встают и меняются местами.)
Предложения могут быть разными:
– Поменяйтесь местами те, у кого есть изображение… дерева (воды, фигуры человека, здания, рабочих инструментов, гор, солнца, снега, птицы, рыбы, нефти или газа, оружия).
Игра требует внимания, так как на некоторых гербах загаданное изображение не является основным и не сразу бросается в глаза.
Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то вы можете узнать много интересного. Чаще всего герб по-прежнему изображают в виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители, все как один, встанут на защиту города, страны. На щите изображается то, чем город славится, гордится, дорожит.
Занятие «Герб - двуглавый орел и всадник»
Цель: Познакомить с историей герба России, его значением в прошлом и настоящем.
Воспитывать уважительное отношение к государственному гербу России.
Материал: Монеты советского периода и современные российские, монеты зарубежных стран, бланки с гербовой печатью, удостоверения, дипломы, гербовая бумага, рисунки с изображением герба России.
<предыдущая страница | следующая страница>