Перейти на главную страницу
1) Региональное Управление образования устанавливает методические основы, предлагает порядок учета, организует взаимодействие с другими ведомствами (контрольно-ревизиоными органами, Роспотребнадзором). Региональное отделение Роспотребнадзора (отдел надзора за условиями воспитания и обучения) устанавливает методические основы работы по обеспечению безопасности питания для здоровья (а это не только чистота, но и требования к рациону, типовые меню, документооборот технологического контроля и другие вопросы соблюдения санитарных правил).
2) В районном управлении (отделе) образования ответственные за питание школьного и дошкольного отдела ведут методическое руководство организацией школьного питания в подведомственных учреждениях. Районное отделение Роспотребнадзора контролирует безопасность питания для здоровья (следовательно, и рацион) и соблюдение санитарных правил в подведомственных учреждениях.
3) На уровне учреждения (пищеблока) происходит непосредственная организация питания. Ведется контроль стоимости питания, внутренний мониторинг пищевой ценности рациона, технологический контроль. А также персональный учет питающихся.
- принимая оперативные заявки от потребителей,
- при контроле дисциплины ценообразования и регулярности поставок.
Система школьного питания включает также уровень потребительский, к которому относятся учащиеся, родители и родительские организации.
Ответственный по питанию также организует методическую работу по питанию в школе: подготовку «Приказа по питанию», ведение списка питающихся, составляет план работы по питанию, ведет работу с родителями и учениками.
Ответственный по питанию сам или через классных руководителей ведет табель посещения школьной столовой.
Заявка подается, как правило, за два дня (в понедельник на среду, в пятницу на вторник), до установленного часа (например, 15:00). Регламент подачи заявки указывается в «Договоре», который составляется между школой и поставщиком питания.
При необходимости раздельного учета питания по источникам финансирования заявка должна включать расшифровку общего количества питающихся по источникам финансирования.
Пример: в школе 600 учащихся, 200 из них имеют право на «бесплатное» (льготное) питание, возможности бюджета хватает лишь на питание 150 человек.
В такой ситуации составляется основной список питающихся (150 учащихся) и резервный список питающихся (50 учащихся).
Когда кто-либо из основного списка не пришел в столовую, вместо него питание предоставляется ученику из резервного списка. Такие замены делает ответственный по питанию школы или по его поручению – классные руководители. Для удобства замены ученику из резервного списка выдается талон, по которому он получает питание в столовой бесплатно.
Персональный учет питающихся ведет ответственный по питанию школы, который на каждого питающегося заводит «дело» (файл-папку), где подшивает оправдательные документы.
Общий список питающихся «бесплатно» предоставляется на пищеблок для раздачи.
Фактическое получение питания отражают в табеле.
При компьютерном учете питающихся возможен персональный учет стоимости питания, когда для каждого питающегося составляется сводка по стоимости именно его питания (а не по средней стоимости детодня, как делается сейчас).
Первым шагом в планировании питания является составление типового меню. Цикл меню – 2 недели. Блюда в типовом меню комплектуются с соблюдение требований:
- вкусовой сочетаемости,
- разнообразия (неповторяемости по дням),
- соответствия среднедневной стоимости питания нормативу стоимости,
- соответствия пищевой ценности нормам по пищевой ценности,
- соответствия среднедневного продуктового набора натуральным нормам потребления.
Блюда для типового меню берут из специального набора рецептур, применимых для школьного питания, выходы блюд должны соответствовать возрасту питающихся.
Составленное типовое меню оценивают на соответствие требованиям стоимости и пищевой ценности, а затем утверждают в территориальном управлении Роспотребнадзора.
«Санитарные правила» оговаривают состав блюд завтрака, обеда и других приемов пищи.
Наличие грамотно составленного типового меню позволяет выполнить расчет плана поставок продуктов на ближайшие дни, а также быстро составлять меню на завтра (в условиях компьютерной обработки составление меню по типовому занимает несколько секунд).
Предварительная оценка меню по стоимости позволяет минимизировать отклонения фактической стоимости питания за месяц от норматива.
Наличие «Плана-меню» позволяет точно информировать родителей о питании, включая информацию по ценам и, убеждая родителей, привлекать дополнительные родительские средства.
Разработка грамотного типового меню на уровне региона позволяет одним мероприятием значительно улучшить методическое обеспечение питания всего региона. Решение аналогичной задачи в каждом из сотен подведомственных пищеблоков приведет к нерациональным трудозатратам и общему ухудшению качества разработанных меню, делает практически невозможным сравнимость рационов при проведении регионального мониторинга.
Составленное типовое меню должно быть сопровождено рецептурами использованных в нем блюд.
Технически типовое меню может иметь разные параметры цикла: 2 недели (не менее) – требуют в РФ «Санитарные правила», 4 недели – используется в Москве, 3 недели – в детских оздоровительных лагерях, где размер смены равен 21 день. Число дней в типовом меню также может составлять от 5 в обычных школах до 7 в интернатах. Типовое меню может содержать разные приемы пищи в зависимости от профиля учреждения: завтрак+обед – для обычных школ, 4-5 разовое питание – для интернатов. В любом случае задача типового меню – запланировать рацион с учетом всех необходимых требований и, таким образом, обеспечить более «гладкое» повседневное функционирование деятельности пищеблока по заказу продуктов.
С комплексов блюд основного питания снимают пробу. Проба обычно отбирается в размере одной порции каждого блюда. По результатам снятия пробы делают запись в «Бракеражном журнале». Рекомендуется пробу в закрытой таре поместить в холодильник для хранения в течение суток
В некоторых регионах органы санитарного надзора требуют кроме бракеража готовых блюд проводить и входной бракераж сырья, с проверкой сроков хранения, происхождения продуктов и их фактического состояния. В этом случае по результатам проверки сырья также делается запись, в этом случае уже в «Журнал бракеража сырья».
В технологическом контроле кроме сотрудников пищеблоков должны участвовать диетсестра (медсестра) и ответственный по питанию (дежурный педагог).
- оценка фактически полученного питания,
- анкетирование питающихся по вопросам общего состояния столовой,
- регистрацией обращений (жалоб) и пожеланий учащихся и родителей и отслеживанием работы по этим обращениям.
Оценка питания выставляется каждым питающимся из репрезентативной выборки, например, учениками дежурного класса. Оцениваются комплексы блюд и/или блюда. Регулярность оценки при соблюдении презентативности позволяет получать объективную оценку питания, документированно выявлять потребительские предпочтения и регистрировать аномалии в качестве блюд. Данные зафиксированных оценок обрабатывают и получают осредненные оценки.
Анкетирование производится для выявление отношения питающихся к общим вопросам организации школьного пищеблока: чистоте, вежливости, достаточности времени питания и другим. Представление шаблонов анкет со стороны управления образования позволяет оценить состояние школьного питания по всей сети пищеблоков.
Анкетирование предоставляет возможности практики учащихся по прикладной социологии в школе.
Компьютерный вариант системы потребительского контроля в школе может быть использован как сеть абонентских пунктов системы районного мониторинга питания.
Для расчета состава лотов по поставке продуктов следует использовать утвержденный рацион, типовое меню и сборник рецептур.
Для того, чтобы неизбежное по результатам конкурса сужение конкурентного поля не привело к росту цены на продукты, условия поставки должны содержать ограничение по стоимости и процедуру согласования изменения цен. Расписание, регулярность поставок и порядок подачи заявок также должны быть отражены в заключаемом по результатам конкурса государственном контракте. Для обеспечения реальной страховки от сбоев поставок должен быть предусмотрен резервный поставщик.
Для обеспечения контроля цен на поступающие продукты рекомендуется публикация цен на общедоступном интернет-ресурсе.
Поставка готового питания также может быть организована на конкурсной основе. Предметом лота в этом случае является уже не набор поставляемых продуктов, а поставляемое готовое питание, которое должно соответствовать санитарным правилам и нормативу стоимости. Обязательным для ценового регулирования поставок готового питания является указание предельного размера наценки. С учетом различий налогообложения по разным группам продуктов наценка может быть разной для разных продуктовых групп. Рекомендуется правила ценообразования сопроводить числовыми примерами и согласовать с органами финансового контроля.
Источники поступления средств на лицевой счет питающегося могут быть различны: бюджетные субсидии, родительская плата, гранты. Средства поступают на счет организатора питания (КШП, пищеблока), который ведет лицевые счета питающихся и отвечает за целевое использование полученных средств.
Поскольку родительская плата является главным резервом для увеличения охвата питанием, важно, что упорядочение и гарантированное целевое использование средств на питание являются для родителей привлекающим фактором.
Компьютерная система должна также обеспечивать:
- рост производительности труда сотрудников пищеблоков,
- улучшение качества готовой пищи,
- лучшее обеспечение безопасности питания,
- введение в оборот новых продуктов, например обогащенных незаменимыми микронутриентами.
К таким полуфабрикатам относятся мясные, рыбные, овощные полуфабрикаты, чищенные овощи в промышленной упаковке, обеспечивающие высокую степень сохранности.
Однако использование в качестве полуфабрикатов замороженной выпечки и хлеба резко снижает потребительские качества таких блюд, даже с использованием современных средств доготовки блюд.
Не дают достаточного экономического эффекта такие полуфабрикаты, как почищенные в КШП картофель и морковь, доставляемые в школы в залитой водой таре.
То, что кто-то из детей не хочет есть, не снимает с нас ответственности за грамотную организацию здорового питания.
Вспомните, как мы составляем типовое меню. Мы можем сделать так, чтобы ни одно блюдо не повторялось за 2 недели. Это очень сильный результат, редко достижимый в домашних условиях. Далее следует обеспечить надлежащее качество приготовления этих блюд. Уделить внимание сервировке, температуре подачи и другим «мелочам» вроде пропаганды здорового питания.
Попытки обеспечить разнообразие типичными для санаторного общепита приемами – шведским столом, свободным выбором блюд – недопустимы в школьном питании.
Мы ведь даже не пытаемся выяснить потребительские предпочтения детей.
Или чтобы дети ели каши (а едят их очень плохо) – почему не поступать как в КШП «Альф» (г.Москва): делать каши их в тарталетках с виньеткой из варенья сверху? Давайте придумывать удачные способы, не нарушающие основных принципов управления рационом.
Практический вывод: меню нужно составлять, конечно с оценкой по стоимости, но не ограничиваясь лишь этим критерием. Даже если денег требуется больше, чем дает бюджет, можно за бюджетные средства кормить только некоторую часть детей, наиболее нуждающихся, а остальным предоставлять питание за родительские деньги.
Конечно, более «справедливый» подход – равномерно разделить бюджетную субсидию на питание между всеми учениками, однако в этом случае мы рискуем обойти действительно нуждающихся (сироты, дети из малообеспеченных и многодетных семей).
Технологический вывод из рассмотренной ситуации таков: составляемое меню не должно зависеть от источника оплаты питания. Меню надо составлять исходя из потребности детского организма.
Возможны «гибридные» формы оплаты, когда часть оплаты за питание берется из бюджета, а часть оплачивается родителями.
Часть стоимости питания может погашаться продуктами приусадебного хозяйства (правда, СанПиН требует в этом случае лабораторного исследования на безопасность, однако, возможно, территориальный Роспотребнадзор не будет брать за это со школы очень уж больших денег).
На практике встречаются также случаи, когда родители вносят оплату за питание продуктами.
Вообще способы оплаты питания встречаются следующие:
- оплата бюджетом «бесплатного» питания школьников по «Акту» в конце месяца,
- оплата наличными деньгами непосредственно в столовой при отпуске питания,
- предварительный сбор денег от родителей с последующим отчетом о фактической стоимости по итогам месяца,
- открытие специального счета в банке, куда родители перечисляют целевые взносы на питание,
- доплата родителями по итогам месяца превышения бюджетного финансирования.
- натуральный взнос родителей продуктами, оцениваемый в денежном выражении в момент прихода.
Предельный размер наценки устанавливает главный государственный заказчик школьного питания. Фактический размер обычно равен предельному.
Зная норматив стоимости питания на одного ученика, % наценки и число питающихся, можно точно оценить валовый доход предприятия питания. Процент наценки является главной бизнес-характеристикой такого предприятия, поскольку доход предприятия получается именно как наценка и не зависит от себестоимости продуктов.
Государственный орган, заказывающий питание, с одной стороны, заинтересован в снижении предельной наценки, чтобы обеспечить лучшее питание при заданном уровне затрат. С другой стороны, слишком низкая наценка снижает заинтересованность предпринимателя, который за счет этой наценки выплачивает зарплату, содержит оборудование, оплачивает транспорт, санитарные мероприятия и несет другие неизбежные затраты.
Наличие наценки в школьном питании делает возможной ситуацию «неожиданного приза» для школы, которая рискнула организовать питание самостоятельно. К примеру, наценка составляет 34%. Школа, которая самостоятельно получает средства на питание, организует его без наценки и таким образом, имеет на треть больше средств на закупку продуктов, чем КШП в аналогичной ситуации. «Фокус» состоит в том, что сотрудники пищеблока самостоятельной школы получают зарплату совсем из другой статьи бюджетных расходов. Но как бы то ни было, факт остается фактом: увеличить финансирование питания школы на треть можно лишь организационным решением.
При внедрении компьютерных технологий точность учета реализовать проще, чем приблизительность. Поэтому просто повторить приблизительные ручные приемы учета с использованием компьютерных технологий сложнее, чем просто честно считать. Однако – «заказчик всегда прав» и компьютерщики добавляют никем не дозволенные и не описанные округления до единицы выдачи, соглашаются учитывать при калькуляции не только остатки на основном складе, но и на складах школ и даже реализуют подгонку выхода блюд «под остаток»
Однако иногда при такой «реализации пожеланий заказчика» ситуация доводится до абсурда. Приведу пример. КШП на 30 школ, 25 из них – новые, «обычные» школы, для которых продукты выдаются строго по расчету, 5 школ – «старые знакомые» директора, требующие «автономии», выдачи продуктов впрок («на всякий случай»). Компьютерная система позволяет обслуживать и тех и других. Но: на расчет первых 25 школ бухгалтер затрачивает 20 минут, на общение по телефону и расчет с 5 другими – 2 часа. При разборе ситуации выяснено: машина с продуктами в каждую школу все равно ходит каждый день (надо возить скоропортящиеся продукты), разницы в ситуации с питанием в разных группах – нет. Даже товарооборот примерно одинаков. В таких условиях «старых» школ бухгалтер может обслуживать не более 10, новых – и 100 обслужить может.
Вывод: способность руководства КШП грамотно использовать технические средства и правильно организовать учет может быть важнее технических преимуществ.
Выдача «точно по обсчету» существенно решает проблемы наличия остатков в школах и нарушения сроков хранения (весь выданный товар должен быть использован), а также снижает вероятность воровства.
Другая ситуация: при ручной выписке товара для ускорения количества округляют до целых. Этот же прием переносится и в компьютерный учет. Никакие руководящие документы и инструкции не разрешают округлять количества (изменять нормы расхода). Очевидно, что кладовщик не может отрезать ровно не только 4 кг 321 г, но 4.320 или даже ровно 4 кг. Так зачем округлять?
На возражение «так что кладовщику так и развешивать точно» ответ – «да», потому что кому-то все равно придется ровно отмерять, пусть не на складе, так в школе.
На возражение «а где же взять столько мелкой тары» просто приведу наблюдение за двумя соседними КШП: в первом одна кладовщица отпускала товар на 30 школ с точным отвесом (в пакетики, в банки, составляя все в общую для каждой школы тару), при этом еще и поднимала товар на лифте; на другом – 3 кладовщика на такие же 30 школ не успевали выдавать товар при удобном широком дебаркадере и требовали «удобного округления». Кладовщики эти не знали друг о друге и были убеждены, что каждый из них прав, и по-другому просто нельзя. Нам очевидно, что эффективно и правильно работа организована лишь в первом случае (с точным расчетом и развесом).
Вывод: наличие компьютерной техники не отменяет для организатора питания необходимости действовать грамотно, инициативно и ответственно.
Решение проблемы может встретить следующие затруднения:
- учителя имеют предубеждение, что в школьной столовой кормят плохо и дорого,
- столовая может не иметь достаточно посадочных мест и производственных мощностей даже для учащихся,
- в столовых принято продавать невостребованные учениками блюда – учителям, буфетчик денежно заинтересован в том, чтобы организованное питание учителей не осуществлялось,
- требуется вести учет дополнительной категории питающихся.
При детальном рассмотрении каждая из этих проблем не только разрешима, но и при своем разрешении – способствует общему улучшению состояния питания в школе. Например, если учителя заинтересованы в улучшении качества питания (небезразличны к нему), лучшее питание получат и ученики.
Принципы организации здорового питания для учителей не отличаются от принципов здорового питания для школьников: то же типовое меню, соответствующее нормативу цены и потребительской ценности. Оплата питания организуется так же, как и у учеников.
Наличие в школе официально организованно питания педагогов и администрации является косвенный признаком развитости системы школьного питания. А степень охвата педагогов питанием – явный индикатор качества питания и приемлемости цены.
Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родительских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.
Пропаганда здорового питания несет прикладную пользу и для самого пищеблока. Единственным реальным средством увеличения товарооборота и повышения экономической эффективности предприятия питания является более широкое привлечение родительских средств. А родители, сомневающиеся в полезности школьной столовой, соглашаются давать деньги на питание только в том случае, когда уверены в его целесообразности и экономической выгодности. Их нужно убеждать и сообщая сведения о здоровом питании и цифрами калькуляции стоимости блюд. После создания общего мнения «школьное питание полезно и выгодно» будет возможно применение упрощенных способов привлечения родительских средств, когда уже в договоре родителя и школы явно указывается обязанность родителя оплачивать питание. На 01.09.08 такую возможность имеют лишь отдельные школы.
Вокруг системы школьного питания существует множество мифов: о дороговизне, об однообразии, о неподходящих для детей блюдах, о невозможности оплаты питания родителями, о том, что питание обязательно должно оплачивать государство. При детальном рассмотрении каждый из них не подтверждается практикой.
Миф «дороговизна» опровергается калькуляцией. Попутно, при сравнении цен на продукты, выявляются конкретные случаи недобросовестности в системе поставок и отсутствие конкурентной среды.
Миф «однообразие» опровергается правильно составленным типовым меню. Попутно выявляется его отсутствие и ошибки в составлении.
Миф «блюда не подходят для детей» опровергается рассмотрением реальных рецептур и объяснением, почему например санитарные правила запрещают жаренье блюд, использование майонезов в салатах, использование острых продуктов и т.д.
Рассмотрение мифа «родители не в состоянии платить за питание детей» следует перенести из области экономики и учета в область психологии и риторики. Содержательный на него ответ ясен обычному родителю, для которого питание ребенка – дело более чем святое.
Утверждение «детское питание должно обязательно оплачивать государство, иначе ничего не получится» опровергается повседневной практикой тех успешных школ, которые решили проблему оплаты питания для всех учащихся. Конечно, за счет привлечения родительских средств, поскольку ни один региональный бюджет не ставит задачи полного финансирования питания школьников. Опыт таких успешных школ должен быть обязательно использован и их коллегами.
Вывод: в области пропаганды здорового питания следует обеспечить:
- изучение учащимися основных принципов здорового питания, включая электронно-игровые формы освоения,
- изучение в педагогических учебных заведения принципов организации здорового питания, правил и приемов фактической организации (включая использование компьютерных технологий), хотя бы в рамках спецкурсов или курсов дополнительного образования,
- введением в практику работы с родителями информирования по питанию, с доведением до родителей меню, калькуляции стоимости, информации по пищевой ценности и рекомендаций по домашнему питанию,
- использование в школах методов прикладной социологии для привлечения учащихся к практической работе по внутреннему мониторингу системы питания,
- использованию интернет-сайтов органов управления, предприятий питания, школ для освещения темы организации питания в учебных заведениях, доведения нормативно-справочной информации до потребителей,
- развитием сообщества, профессионально занимающихся организацией детского питания, с использованием средств электронного общения и обмена опытом,
- подготовка, публикация и распространение печатных и электронных методических материалов по пропаганде подходов, методов и конкретных приемов организации здорового питания.
«09» сентября 2008 года
Портнов Николай Михайлович
1cp@1cp.ru
(495) 970-06-36, 782-25-57
Вопрос «как правильно организовать школьное питание?» звучит часто. Предполагается, что использование правильных способов организации позволит наконец-то решить эту «проблему, каса
09 10 2014
4 стр.
СанПиНа. Руководствуясь основными принципами Концепции государственной политики в области здорового питания, в целях улучшения здоровья школьников посредством ежедневного включения
01 09 2014
1 стр.
10 09 2014
15 стр.
Примерное 10 дневное меню для организации питания детей от 1,5 до 7 лет, посещающих
09 10 2014
10 стр.
Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здо
09 10 2014
1 стр.
Соблюдение режима питания – одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, также когда и как часто
06 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Сбалансированный полноценный рацион питания. Контроль пищевого статуса, обучение принципам лечебного питания, ведение дневников питания
08 10 2014
1 стр.