Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10

15. Совокупность объективных и субъективных факторов, сложившихся в данный момент времени - это педагогическая (-ие):

а) закономерности

б) ситуация

в) средства

г) принципы

16. Специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы завершающихся созданием продукта называется:

а) самостоятельной работой учащихся

б) самообучением

в) проектом

г) исследованием

17. Примерами модульных изменений являются:

а) создание адаптивной модели школы;

б) изменение статуса школы;

в) внедрение в начальной школе системы развивающего обучения Л.В.Занкова;

г) внедрение преподавания основ экономики в старшем звене;

д) реконструирование преподавания предметов естественнонаучного цикла в среднем звене.



18. Среди понятий «педагогическая технология», «умение управлять собой», «педагогическая техника», «программа самопознания» наиболее масштабным является понятие:

а) «педагогическая техника»

б) «программа самопознания»

в) «педагогическая технология»

г) «умение управлять собой»

19. Таксономия целей это:

а) соотнесение методов и целей между собой

б) расположение целей по иерархии

в) диагностичная постановка целей

г) уточнение формулировок целей

20. Установление главных целей и задач обучения на его определённых этапах называется:

а) конструированием

б) моделированием

в) целеполаганием

г) проектированием
ТЕСТ-КОНТРОЛЬ К ВНУТРИСЕМЕСТРОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО МОДУЛЮ № 4 (max 8,2 балла, полный ответ на каждый вопрос

оценивается в 0,33 балла)



Инструкция к выполнению теста

1. Цель: определить уровень знаний студента о сущности понятий педагогическая инновация, педагогическое творчество, педагогическое взаимодействие, о специфике педагогического творчества, о формах и видах педагогического взаимодействия.

2. Время тестирования — 1 час 25 минут

3. Количество заданий — 25.

4. Тест состоит из 25 заданий трех типов. Первый тип – вопрос с пятью вариантами ответов, среди которых необходимо выбрать три правильных. Второй тип - вопрос с четырьмя вариантами ответов, среди которых необходимо выбрать один или два правильных ответа, ориентируясь на формулировку вопроса. Третий тип – это задание на установление соответствия.

5. Шкала оценок. Каждый правильный ответ оценивается на 0,33 балла.

Итого: 25 тестовых заданий к модулю «Педагогическое творчество и педагогические инновации. Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе» по 0,33 балла за каждое задание, максимальное количество баллов за тест – 8,2 балла.
Вариант 1

1. Процесс возникновения, разработки и реализации нововведения, обеспечивающий переход объекта из одного состояния в другое – это

а) новизна

б) инновация

в) обновление

г) инновационный процесс

2. В качестве источников идей для инноваций могут выступать:

а) передовой педагогический опыт

б) зарубежный опыт

в) исполнение поручений органов управления образованием

г) распоряжения администрации школы

3. Критериями педагогических инноваций являются:

а) оптимальность

б) тиражируемость

в) затратность

г) возможность творческого применения в массовом опыте

д) результативность



4. К этапам инновационной деятельности не относятся:

а) рекомендация органов управления образованием;

б) ограниченная или массовая реализация;

в) полное освоение;

г) решение методического совета учителей-предметников;

д) обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи.



5. Новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики относятся к _____________ инновациям:

а) юридическим

б) практическим

в) теоретическим



    г) экономическим

6. Освоение новых форм и методов труда, новшества, предполагающие изменение соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц (вопросы комплектования классов и групп, способов работы в классах и т.д.) относятся к __________ инновациям:

а) экономическим

б) управленческим

в) юридическим

г) организационным

7. По характеру вклада в науку и практику инновации подразделяются на:

а) юридические

б) практические

в) социальные

г) теоретические

8. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на:

а) внутренние

б) ресурсные

в) локальные

г) системные

д) комплексные



9. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое – это:

а) новизна

б) инновация

в) обновление

г) реставрация

10. К педагогическим инновациям не относятся изменения:


    а) в структуре системы образования

    б) во внутренней организации деятельности школы

    в) общественного положения образования
    г) методов обучения

    д) в оборудовании учебных заведений



11. Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает:

а) дополнительное финансирование;

б) включение учителей в процесс создания, освоения и использования новшеств;

в) создание в школе определенной инновационной среды;

г) дополнительных мер контроля.

12. Соотнесите типы учителей (по Э.М. Роджерсу) по отношению к инновациям и их характеристики:

а) колеблющиеся

б) предварительное большинство

в) позднее большинство


1) проявляют скепсис, осваивают новшества в ре- зультате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды;

2) осваивают новшество после ранних рационализаторов, свободно общаются с ними и с новаторами; им требуется более значительное время для внедрения новшества;

3) ориентируются на традиционные ценности, осваивают новшества последними сомневаются в новаторах и инициаторах нововведений, являются тормозом в распространении новшества.

Ответ: а)______________, б)______________, в)______________



13. К барьерам педагогического творчества не относятся:

а) недостаток материальных средств;

б) недостаточность организационно-педагогической готовности к творческому труду;

в) отсутствие указаний со стороны органов управления образованием.

г) инерция мышления.

14. Среди этапов процесса организации творческого поиска различают:

а) моделирование

б) подготовительный

в) исследовательский

г) промежуточный

д) завершающий



15. Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов – это:

а) педагогическая деятельность

б) педагогическое мастерство

в) творчество

г) новаторство

16. Характерными для творческой личности качествами (по А.Маслоу и К.Роджерсу) являются:

а) стремление к самореализации;

б) принятие себя, других и мира в целом такими, какими они есть на самом деле;


    в) высокий уровень профессиональных знаний;

    г) оптимизм;

    д) открытость новому опыту.


17. К особенностям педагогического творчества не принадлежат:

а) зависимость проявления творческого потенциала от методического и технического оснащения образовательного процесса;

б) отсроченность результатов творческих поисков педагогов;

в) зависимость творческого потенциала от мнения руководителя образовательного учреждения;

г) зависимость творческого потенциала от мнения родителей.

18. К субъективным условиям развития педагогического творчества относятся:

а) положительный эмоциональный психологический климат в коллективе

б) высокий уровень общекультурной подготовки учителя

в) материально-техническая оснащенность педагогического процесса

г) педагогический опыт и интуиция


    д) умение принимать оперативные решения нетипичных ситуациях

  1. Прямое или косвенное воздействие субъектов друг на друга в педагогическом процессе, порождающее их взаимную связь носит название педагогического __________:

    а) воздействия

    б) взаимодействия

    в) общения

    г) влияния



    20. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

    а) личностная сторона педагогического взаимодействия

    б) функционально ролевая сторона педагогического взаимодействия

    1) в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу учащихся;

    2) направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся.


Ответ: а)______________, б)______________, в)______________

21. Личностно-развивающие стратегии педагогического взаимодействия подразумевают:

а) опору на контролируемые и опережающие средства;

б) использование каждого ученика как образца для подражания в каком-нибудь виде деятельности;

в) утверждением статусно-ролевых позиций;

г) установлением эмоционального контакта в отношениях.

22. При ________ стиле руководства учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам:

а) демократическом

б) авторитарном

в) попустительском

г) либеральном

23. Ученик рассматривается как равноправный партнер при______стиле педагогической деятельности:

а) попустительском

б) либеральном

в) демократическом

г) авторитарном

24. 0сновными признаками понятий «эмпатия», «толерантность», «рефлексия» являются:

а) способность к творчеству

б) умение общаться

в) способность к сочувствию

г) терпимость к чужому мнению

д) умение анализировать свои действия



25. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

а) учебно-дисциплинарная модель педагогического взаимодействия

б) модель педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных связей;

в) модель педагогического взаимодействия на основе объект-субъектных связей.


1) в качестве субъекта выступает обучаемый, а педагогу отводится пассивная роль;

2) главное действующее лицо – педагог, выполняющий роль носителя общественного заказа, целей и программ обучения и воспитания;

3) построена на личностно-ориентированных технологиях обучения.

Ответ: а)______________, б)______________, в)______________


Вариант 2

1. Педагогическими инновациями являются изменения в:

а) сроках обучения

б) методах обучения

в) оборудовании учебных заведений

г) отношениях «учитель-ученик»

д) содержании образования



2. Инновации являются результатом:

а) научного поиска

б) передового поиска отдельных учителей

в) непроизвольно полученные при развитии учреждения

г) исполнения поручения органов управления образованием

передового поиска педагогических коллективов



3. К этапам инновационной деятельности относятся:

а) рекомендация органов управления образованием;

б) ограниченная или массовая реализация;

в) полное освоение;

г) решение методического совета учителей-предметников;

д) обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи.



4. Критериями педагогических инноваций не являются:

а) оптимальность

б) тиражируемость

в) затратность

г) возможность творческого применения в массовом опыте

д) новизна



5. Новые концепции, подходы, гипотезы, направления и закономерности, полученные в результате научно-исследовательской деятельности и положенные в основу инновационных процессов относятся к ____________инновациям:

а) юридическим

б) практическим

в) теоретическим

г) социальным

6. Нововведения, проявляющиеся в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и повышение квалификации работников; системы социально-профессиональной адаптации, системы вознаграждения и оценки результатов труда – это _______________ инновации:

а) социальные

б) управленческие

в) экономические

г) организационные

7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

а) инновации на уровне дополнения

б) инновации на уровне преобразования

в) инновации на уровне конкретизации


1) конкретизируют отдельные теоретические и практические положения, касающиеся обучения и воспитания;

2) расширяют известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании;

3) характеризуются принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории.

Ответ: а)______________, б)______________, в)______________



8. В зависимости от специфики и места использования различают инновации:

а) технологические

б) практические

в) социальные

г) теоретические

д) юридические



9. Наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования охватывающий процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования и переподготовки кадров – это _____________ инновации:

а) экономическим

б) управленческим

в) методические

г) организационным

10. Введение новшества, суть которого заключается в комплексном процессе создания, распространения и использования новшества как нового практического средства для удовлетворения потребностей человека, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов – это:

а) новшество

б) инновация

в) обновление

г) реставрация

11. Комплексная деятельность по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств – это:

а) новшество

б) инновация

в) обновление

г) инновационный процесс

12. Соотнесите типы учителей по отношению к инновациям и их характеристики:

а) позднее большинство

б) ранние рационализаторы

в) новаторы

1) отличаются авантюрным духом, поглощением новшествами, открытостью к новому, ориентированы космополитически;

2) проявляют скепсис, осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды;

3) следуют за новаторами, информаторы и советники.

Ответ: а)______________, б)______________, в)______________



13. К барьерам педагогического творчества относятся:

а) инерция мышления;

б) узость мышления;

в) недостаток материальных средств;

г) недостаточность организационно-педагогической готовности к творческому труду;

д) отсутствие указаний со стороны органов управления образованием.



14. Этапами процесса организации творческого поиска не являются:

а) моделирование

б) подготовительный

в) исследовательский

г) проектирование

д) завершающий



15. Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью – это:

а) педагогическая деятельность

б) педагогическое мастерство

в) творчество

г) новаторство

16. Чтобы свести к минимуму негативное влияние барьеров творчества, реализовать творческий потенциал личности и выразить свою индивидуальность, преподавателю нужно овладеть:

а) научной организацией труда

б) знаниями о специфике педагогической профессии

в) технологией педагогического творчества

г) технологией решения изобретательских задач

17. Особенностями педагогического творчества являются:

а) зависимость творческого потенциала от мнения руководителя образовательного учреждения;

б) зависимость творческого потенциала от мнения родителей;

в) зависимость проявления творческого потенциала от методического и технического оснащения образовательного процесса;

г) отсроченность результатов творческих поисков педагогов.

18. К объективным условиям развития педагогического творчества относятся:

а) высокий уровень общекультурной подготовки учителя

б) положительный эмоциональный психологический климат в коллективе

в) материально-техническая оснащенность педагогического процесса

г) педагогический опыт и интуиция

д) наличие адекватных средств обучения и воспитания



19. Социально-нормативные формы взаимодействия педагогов и учащихся – это:

а) педагогическое воздействие

б) педагогическое взаимодействие

в) педагогическая деятельность

г) педагогическое общение

20. В педагогическом взаимодействии различают стороны:

а) функционально-ролевую

б) организационную

в) управленческую

г) личностную

21. Личностно - тормозящая стратегия педагогического взаимодействия подразумевает:

а) требовательность как основу всех применяемых методов воздействия;

б) отношение к ученику как к субъекту собственного развития;

в) установление субъект-субъектных отношений;

г) ориентацию на развитие и саморазвитие личности учащегося

22. Учитель, стремящийся к равноправному взаимодействию с воспитанниками и признающий их право на совместное мнение, имеет стиль педагогической деятельности:


    а) демократический

    б) конструктивный

    в) авторитарный

    г) либеральный



23. Приоритет общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип:

а) эмпатии

б) терпимости

в) толерантности

г) гуманизации

24. В группу педагогических воздействий на ученика (по А.К. Марковой) не входят:

а) выбор и применение методов форм, средств воздействия и их комбинаций;

б) отбор, переработка и передача учителем содержания учебного материала;

в) изучение наличных возможностей учащихся и новых условий их психического воздействия;

г) умение работать с содержанием учебного материала.

25. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

а) учебно-дисциплинарная модель педагогического взаимодействия

б) модель педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных связей;

в) модель педагогического взаимодействия на основе объект-субъектных связей.


1) построена на личностно-ориентированых технологиях обучения;

2) главное действующее лицо – педагог, выполняющий роль носителя общественного заказа, целей и программ обучения и воспитания;

2) в качестве субъекта выступает обучаемый, а педагогу отводится пассивная роль.

Ответ: а)______________, б)______________, в)______________


ТЕЗАУРУС

Барьеры педагогического творчества: инерция мышления, по-другому вязкость мышления; узость мышления, выражающаяся в его функциональной ограниченности, когда использование знаний происходит лишь в установленных мыслительных пределах. Выделяют также внугриличностные барьеры творческого самовыражения педагога: личностные обоснования педагогом собственных педагогических действий или уклонение от них: «это у меня уже есть «это у меня не получится», «это не решает моей главной проблемы», «здесь не все равноценно».

Валеологическое образование и воспитание - воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и медицинских знаний. 

Валеология школьная - отрасль науки, имеющая своей целью исследование системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей. 

Взаимодействиепроцесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающее их взаимную связь.



Взаимодействие педагогическое - личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. 

Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей. 

Внутришкольная инновационная обстановка - совокупность значимых нововведений в школе, оказывающих положительное или отрицательное влияние на перестройку управления в школе. 

Диагноз педагогический - определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении.

Задача педагогическая - осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Классификации педагогических задач:

- по временному признаку – стратегические, тактические, оперативные;

- в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе - дидактические, воспитательные;

- в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические.



Здоровье – процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни;

Здоровье физическое – 1) состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; 2) это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).

Здоровье социальное – 1) мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру; 2) моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (педагогическое определение).

Здоровье нравственное - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Здоровье психическое – 1)это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновешивать себя с окружающей средой; 2) высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение).

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать: 1) как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века; 2) как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья; 3) как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Импровизация – неожиданное создание чего – то нового.

Импровизация педагогическая - нахождение учителем неожиданного педагогического решения в ходе уроки или общения и практически мгновенное его воплощение.

Инновация (нововведение): 1) целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое; 2) конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Минимальное условие для учета в качестве инновации состоит в том, что продукт или процесс должен быть новым (или значительно усовершенствованным) для фирмы (он необязательно должен быть новым для всего мира).

Инноваций типы:

-внедрение нового продукта или качественного изменения в существующем продукте;

- процессная инновация, новая для отрасли;

- открытие нового рынка;

- разработка новых источников поставки сырья;

- изменения в хозяйственной организации.



Инновационное обучение - нетрадиционное представление учебного процесса или обучение по новым моделям.

Инновационность обучения - характеристика обучения, относящаяся не только к дидактическому построению занятий, но и к его социально значимым результатам.

Инновационный процесс – процесс возникновения, разработки и реализации нововведения, обеспечивающий переход объекта из одного состояния в другое.

Инновационного процесса этапы:

1-й этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества;

2-й этап изобретения, т.е. создания новшества;

3-й этап практического применения новшества.



Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

1)научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

2)проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

3)образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Информационные технологии – процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.

Источники инноваций: наука, политика, производство, экономика и др.

Карьера – это процесс смены социальной позиции субъекта в профессионально-должностной структуре; это – продвижение, перемена социальных ролей, через которое человек добивается повышения своего престижа.

Компьютерные технологиито же, что и информационные технологии.

Концепция - форма, посредством которой излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Назначение концепции – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме.

Коммуникация – передача информации другому человеку или группе лиц.

Конструирование педагогическое - создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации педагогического процесса.

Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Методология педагогики - исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования. 

Модель (от лат. modulus — мера, образец, норма) — это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления).

Моделирование педагогическое - построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. 

Мультимедиа-технология – совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств.

Новое – это впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.

Новшество – это новое явление, открытие, идея, обычай, метод и т.д., в виде оформленного результата исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой - либо сферы деятельности.

Образовательная технология - система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

Педагогическая ситуация - 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в пед. процессе; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений. 

Педагогических ситуаций виды (основные): 1) ситуация деятельности возникает по поводу выполнения учащимся учебных заданий; 2) ситуация поведения (поступков) возникает как следствие нарушения учащимся правил поведения в школе, дома, в общественном месте; 3) ситуация отношений возникает в сфере эмоционально-личностных отношений между преподавателем и учащимся или между учащимися.

Педагогическая технология - это: 1) строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; 2) последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач; 3) планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; 3) новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. 

Педагогические нововведения (инновации) – целенаправленное изменение, которое вносит в деятельность образовательного учреждения новые, относительно стабильные элементы, эффективно влияющие на его развитие и функционирование.

Педагогических инноваций классификации:

- по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие;

- по характеру вносимых изменений - радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы);

- по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций), системные (полная реконструкция системы целого);

- по масштабу использования – единичные и диффузные;

- по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (внутри образовательной системы).

Содержание педагогической "инновации'':

- научно-теоретическое знание определенной новизны (В.М.Полонский);

- новые эффективные образовательные технологии (В.Л.Беспалько, В.В.Сериков);

- выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению (Н.Л.Гузик).



Педагогическое творчество – выработка и воплощение учителя в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений.

Моральное творчество – это деятельность в сфере морально-этических отношений обучающихся и преподавателей с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат. Оно необходимо, прежде всего, при проектировании педагогических ситуаций.

Дидактическое творчество – это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения обучающимися.

Технологическое творчество – это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляется поиск и создание новых педагогических систем, процессов и ситуаций, способствующих повышению результативности обучения и воспитания обучающихся. Это самый сложный вид творчества. Он охватываем деятельность преподавателя и обучающихся целиком.

Организаторское творчество – это творчество в сфере управления и организации по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействия преподавателей и обучающихся. Организационное творчество обеспечивает научную организацию труда.

Продуктивное педагогическое творчество: такое, при котором в центре внимания находятся способы подготовки учащегося к жизни и дальнейшей деятельности, методы обучения самообразованию, самоорганизации, самоконтролю.

Малопродуктивное педагогическое творчество: такое, которое ориентируется лишь на формальное соблюдение правил, инструкций, диктуемых органами административного управления.

Непродуктивное педагогическое творчество: такое, во главу угла которого педагог ставит только свои личные интересы, без учета потребностей и интересов своих воспитанников; мотивы педагогической деятельности замыкаются на стремлении к власти, желании произвести впечатление.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации.

Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Ценности-средства это три взаимосвязанные подсистемы: 1) собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); 2) коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); 3) действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания:

- ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью;

- ценности-качества: многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

- ценности-знания — это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

План - это документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Позиция педагогическая – положение, которое мысленно занимает педагог по отношению к учащимся и которое определяет его поведенческий выбор в момент взаимодействия с ними.

Проблема задачи – это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели (отсутствие определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствие определенных средств для достижения цели).

Программа - особый вид проекта, выполняющий в первую очередь конструктивную (конструирующую) функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования. В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.

Проект - это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Термин проект происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся вперёд», «торчащий».

Педагогический проект: 1) комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации; 2) разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Педагогических проектов классификации:

- по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные, «человеческие»;

- по субъектам: групповые, коллективные, сетевые;

-по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;

- по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;

- по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные;

- по предметной области: исторические, экологические и др.;

- по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;

- по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные).



Проектирование (от лат. Projectus – брошенный вперед) – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта; созданию образа будущего предполагаемого явления. Проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующего воплощению задуманного в реальном продукте.

Педагогическое проектирование – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Педагогического проектирования объекты:

- педагогические системы;

- педагогические процессы;

- педагогические ситуации.



Порядок действий по проектированию педагогического объекта:

Подготовительная работа:

  1. Анализ объекта проектирования.

  2. Выбор формы проектирования.

  3. Теоретическое обеспечение проектирования.

  4. Методическое обеспечение проектирования.

  5. Пространственно-временное обеспечение проектирования.

  6. Материально-техническое обеспечение проектирования.

  7. Правовое обеспечение проектирования.

Разработка проекта:

  1. Выбор системообразующего фактора.

  2. Установление связей и зависимостей компонентов.

  3. Написание документа.

Проверка качества проекта:

  1. Мысленное экспериментирование над применением проекта.

  2. Экспертная оценка проекта.

  3. Корректировка проекта.

  4. Принятие решения об использовании проекта.

Педагогического проектирования предметы: Предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте (например: образовательные программы, образовательные стандарты, типы образовательных учреждений, учебные планы, дидактические материалы, планы уроков и т.д.).

Педагогического проектирования субъекты: менеджеры образования и специалисты-педагоги разного уровня, представители педагогической общественности и др.

Профессиональное продвижение – это процесс должностного и профессионального роста, предполагающий перемещение и смену места приложения труда работника.

Профессиональный рост – это комплексный процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходящих в в личностном, предметном, функциональном, социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта.

Решение педагогической задачи – это творческая мыслительная (речемыслительная) и соответствующая практическая взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Решить педагогическую задачу – значит помочь ученику подняться с одного уровня развития на другой, более высокий (не знал – стал знать; лгал – становится правдивым).

Этапы решения педагогической задачи:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) процесс решения;

4) анализ результатов решения.

Самоактуализация - одно из важнейших понятий гуманистической психологии. По взглядам амер. психолога А. Маслоу, С. - это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий и соответствующего воспитания. 

Самоанализ педагогической деятельности - изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. 

Самоопределение личности - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. 

Самоопределения типы:

- жизненный;

- профессиональный;

- личностный



- самоопределение в культуре.

Самореализация личности - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция - процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостатической системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Смысл личностный - действительное индивидуализированное отношение личности к окружающему миру. Смысл личностный осознается как «значение – для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания. 

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Среда образовательная - совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе обучения. Различают образовательную среду догматическую, карьерную, безмятежную и творческую (В.А.Ясвин).

Среда педагогическая - специально, сообразно с пед. целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу. 

Среда воспитания - совокупность природных и соц.-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при которой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества. 

Стиль педагогического общения - совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия.

Стиль руководства - типичная для лидера (руководителя, педагога) система воздействия на ведомых (подчиненных, воспитанников). 

Стратегия педагогического взаимодействия - общая руководящая линия в деятельности учителя, установки, направленные на достижение далеких целей в процессе формирования личности. 

Субъект - носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творческая индивидуальность - характеристика личности, обладающей творческой направленностью, мотивацией, способностями, мышлением, внутренней активностью.

Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Технологии Internet (англ. World Wide Web – Всемирная Паутина) – технология работы в сети с гипертекстами.

Технология обучения - комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.

Технология занятия - набор приемов и средств (педагогического инструментария), приводящих на занятии к достижению заранее спланированного результата.

Технология управления педагогическим процессом - совокупность методов и средств (инструментарий педагога-управленца), позволяющая интегрирование осуществлять анализ, планирование, организацию и контроль деятельности педагогов и обучающихся на основе познания закономерностей, существующих в образовательной системе, и определения тенденций ее развития с целью организации такой учебной деятельности, которая стимулирует активный отклик на поставленные проблемные задачи.

Типы проектирования:

- психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоение норм общежития в разных видах общности людей;

- социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России;

- собственно педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.



Уровни развития педагогического творчества:

- профессиональное становление - это уровень элементарного творчества, осуществляемого зачастую методом проб и ошибок; стихийное самосовершенствование, или частно-методический уровень, — это педагогическое творчество, опирающееся, с од ной стороны, на уже приобретенный комплекс умений и навыков, а с другой — на широко известный опыт и рекомендации частных методик, которые внедряются в практику;

- планомерная рационализация - это когда педагог стремится проектировать и создавать свою систему работы, используя при этом в качестве строительного материала элементы опыта коллег;

- оптимизацию процесса и результатов труда - это творчество, которое осуществляется не только планомерно, но и системно с учетом принципов оптимизации педагогического процесса;

- научно организованный — наиболее высокий уровень организации творческого труда. Он отличается тем, что теоретическую основу педагогической деятельности составляют идеи и принципы, а также методы научной организации педагогического труда. Этот уровень является своего рода эталоном и достигается очень редко.

Цель - идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности.

Цель педагогическая - результат взаимодействия педагога и учащегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. 

Диагностично поставленная цель:

-дано четкое описание качества, которое необходимо сформировать;

- имеется точный способ диагностики этого качества;

- возможно изменение этого качества;

- принята шкала оценки качества.

Цель воспитания - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни. 

Цели обучения (образования) - характеристика ожидаемых или планируемых результатов, соответствующих требованиям общества и личностного развития. Различают глобальные цели и локальные. Локальные цели диагностируемы, глобальные — не диагностируемы и выражают идеал. Глобальная цель является примером последовательности локальных целей и, как правило, принципиально недостижима.

Целеполагание в образовании - процесс постановки его перспективных задач и выбора путей их выполнения. Осуществляется на разных уровнях: а) институциональном - конкретизация содержания так называемых высших целей образования с учетом сложившейся в обществе социально-экономической ситуации и прогноза ее развития; б) по основным направлениям образовательной деятель­ности; в) в отдельных образовательных учреждениях и их совокупностях. Начальный этап целеосуществления - разработка адекватной образовательной политики на ее общенациональном, региональном и местном уровнях и мер по ее реализации, в том числе системы мер по изменению сложившейся образовательной практики. 

Целеполагание педагогическое - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками. 

Ценности (духовные) – абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.

Ценности общечеловеческие - эталоны должного, общественные идеалы, выработанные человечеством и передающиеся из поколения в поколение; нравственные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.



Ценностные ориентации: отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров. Это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Электронная почта (e-mail) – асинхронная коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, и наоборот.

Этапы педагогического проектирования: 1) моделирование; 2) педагогическое проектирование; 3) конструирование (по В.С. Безруковой).

Этапы процесса организации творческого поиска:

- подготовительный - это прежде всего выбор темы, методов и средств, формулировка цели и задач, рабочих гипотез, подготовка себя к творческому поиску и проверка этой готовности;

- исследовательский - это наблюдение за процессом труда в соответствии с его целью и задачами и своевременное фиксирование результатов; внесение корректив в процесс труда, если намеченное после многократных наблюдений не получается или при изменении условий труда; проведение отдельных экспериментов; многократное повторение удавшихся методов и приемов труда, сформировавшихся навыков с целью проверки устойчивости их результатов; проверка педагогом результатов своего творческого поиска;

- завершающий, на котором происходит обобщение результатов творческого поиска и выясняется: разрешены ли поставленные задачи; достигнута ли сформулированная цель; оправдались ли рабочие гипотезы и насколько эффективно; что не подтвердилось и почему; кто и как этот опыт может использовать.



Валиахметова Нелли Раисовна,

Ахмадуллина Римма Маратовна

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ


Научный редактор

д-р пед. наук, профессор Г.Г.Габдуллин

Подписано в печать 25.01.2010 г. Формат 60х84 1/16

Тираж 200 экз. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 9





<предыдущая страница


Практикум по решению профессиональных задач

Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета

2029.85kb.

11 10 2014
10 стр.


Практикум по решению физических задач повышенного уровня сложности по разделам физики: «Механика», «Молекулярная физика и электродинамика»

Курс полностью посвящен разделу «Механика» и предполагает изучение на профильном уровне трех тем: «Кинематика», «Динамика, «Законы сохранения». Большое внимание уделяется методам р

22.52kb.

17 12 2014
1 стр.


Рабочая программа государственного экзамена по специальности 120100 «геодезия и дистанционное зондирование» (магистр)

Согласно квалификационных требований Федерального государственного стандарта, магистр по направлению подготовки 120100 Геодезия и дистанционное зондирование должен быть подготовлен

173.81kb.

14 12 2014
1 стр.


Методические указания по решению задач с применением графических методов Для учителей

Методические указания по использованию математических знаний в процессе решения физических задач

147.55kb.

01 10 2014
1 стр.


Конспект занятия в 10 классе по теме: «Подготовка по решению задач по планиметрии на егэ»

Цели занятия: познакомить учащихся с тем, какое место занимает планиметрия в Ким – ах по математике 2010 года. Дать рекомендации по подготовке оценить уровень трудности задач из пе

36.56kb.

27 09 2014
1 стр.


Практикум Санкт-Петербург 2003 ббк 73

Учебное пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

414.05kb.

17 12 2014
1 стр.


Методические указания по решению типовых задач, а так же приведены задачи для самостоятельного решения и тесты
866.97kb.

18 12 2014
4 стр.


Программа элективного курса по математике для учащихся 10 класса по теме «Решение геометрических задач»

Новой формы аттестации за курс средней школы Единого Государственного Экзамена широкое использование приёмными комиссиями вузов геометрических задач в своих зкзаменационных материа

28.67kb.

27 09 2014
1 стр.