Тема 5. Педагогические технологии. Классификации педагогических технологий.
Становление и развитие понятия «технология» в мировом педагогическом опыте. Сущность и основные аспекты понятия «педагогическая технология». Уровни педагогической технологии. Структурные компоненты педагогической технологии (цель, содержание, средства, результат, оценка). Особенности конструирования учебного процесса в условиях технологического подхода (диагностичность постановки целей, воспроизводимость обучающего цикла, обратная связь). Признаки педагогической технологии. Классификации педагогических технологий. Традиционные и инновационные технологии. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. Технологии взаимодействия субъектов в образовательном процессе. Авторские педагогические технологии.
Основная литература:
-
Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студ. Пед. вузов/ Загрекова Л.В., николина В.В. – М.: Высш. Шк., 2004.
-
Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учеб. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
-
Педагогические технологии: Учеб. пособие для студ. пед. специальностей/Под общей ред. В.С.Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2004.
-
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования учебно-воспитательного процесса/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
-
Селевко Г.К. Технологии внутришкольного управления/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
-
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
-
Селевко Г.К. Воспитательные технологии /Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
-
Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
-
Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Дополнительная литература:
-
Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., 1989.
-
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
-
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалистов образовательных учреждений/А.К.Колеченко. – СПб.: КАРО, 2002.
-
Трайнев В.А.Интенсивные педагогические игровые технологии/В.А.Трайнев, И.В.Трайнев. – М.: Дашков и К., 2007.
-
Шевченко Л.Л. Мир общения: педагогика взаимодействия. – М., 1998.
-
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Тема 6. Педагогические задачи и педагогические ситуации. Технологии решения педагогических задач.
Понятие педагогической задачи и педагогической ситуации, их взаимосвязь. Виды педагогических ситуаций. Сущность и специфика педагогической задачи. Виды педагогических задач и их характеристика (стратегические, тактические и оперативные задачи; дидактические и воспитательные задачи, собственно-педагогические и функционально-педагогические). Алгоритмы решения педагогической задачи и анализа педагогической ситуации. Технологии решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования; оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самоопределение). Оценка выбора решения педагогических задач.
Основная литература:
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
5. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Дополнительная литература:
-
Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М., 1992.
2 Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань, 2000.
3.Бершадский М.Е. Создание обучающей среды для формирования когнитивного поведения учащегося//Завуч, 2003. № 1.
4. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
5. Вульфов Б.З., Иванов В.Д.Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М., 1997.
6. Ерофеева М.А. Общие основы педагогики: конспект лекций. – М: Высшее образование. 2006.
7. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам: Учебно-справочное пособие. – М., 2002.
Тема 7. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.
Система образования и новые информационные и коммуникационные технологии. Характеристика программных средств информационной технологии обучения. Возможности информационной технологии по развитию творческого мышления. Интеграция информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Образовательные услуги сети Интернет.
Основная литература:
-
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб.заведений/И.Г.Зазарова. – 5-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008.
-
Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: учеб. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. Пед. вузов/ред. Е.И. Полат, – М.: Академия, 2008.
Дополнительная литература:
-
Дьяконов В., Новиков Ю., Рычков В. Компьютер для студента. – СПб., 2000.
-
Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов вузов/под ред. А.К.Ковшова, - М.: Академия, 2005.
-
Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М., 1988.
-
Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения//Дистанционное образование. – 2000.
-
Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб., 2002.
6. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000.
Семинар 4. Технологии решения педагогических задач.
-
Образовательная среда школы и ее влияние на качество обучения и воспитания.
-
Технологии оценки учебных достижений школьников (описательная оценка достижений учащихся в начальных классах, тестирование, рейтинговая технология, портфолио и его функции).
-
Технология педагогической поддержки.
Тема для обсуждения: В чем на Ваш взгляд заключаются преимущества и недостатки балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов (при обсуждении используйте личный опыт и опыт старшекурсников).
Задание для самостоятельной работы: Оформите собственное портфолио, включающее: портфолио документов, портфолио творческих работ, рейтинговое портфолио.
Основная литература:
-
Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.И.Звонников, М.Б.Челышкова. – 2-е изд. Стер. – М.:Изд. Центр Академия, 2008.
-
Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
-
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
-
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Дополнительная литература:
-
Молчанова З.М. и др. Личностное портфолио старшеклассника. – М., 2006.
-
Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
-
Педагогическая поддержка ребенка в образовании//Тематический выпуск журнала «Классный руководитель». 2000. № 3.
-
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. – М., 2001.
-
Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Семинар 5. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса.
-
Сущность и понятие здоровья. Принципы педагогики здоровья.
-
Современные модели школ здоровья.
-
Валеологически целесообразная организация урока.
-
Образовательная среда и здоровье школьников.
Задание для самостоятельной работы: Используя дополнительную литературу и средства Интернет, сделайте подборку методик физкультминуток для использования на уроке.
Основная литература:
-
Вайнер Э.Н.Валеология: учеб. для студ. Вузов/Э.Н.Вайнер. – М.: Флинта; Наука, 2002.
-
Дыхан Л.Б. Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Учеб. пособие для студ. Пед. вузов/Под ред. В.С.Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2005.
-
Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
Дополнительная литература:
-
Белкин А.С.Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2000.
-
Биктемирова Р.Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие/Р.Г.Биктемирова: Мин-во РФ. – Казань: Казанский пед. ун-т, 2004.
-
Петрушин В.И. Валеология: учеб. пособие/В.И.Петрушин, Н.В.Петрушин. – М.: Гардарики, 2002.
-
Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции. – М.: Рос. пед.агенство, 1997.
Семинар 6. Проектирование профессионального самообразования как одна из профессиональных задач педагога.
1. Понятие личностного и профессионального роста преподавателя.
2. Этапы профессионального роста педагога.
3.Понятие самообразования. Виды профессионального самообразования учителя (фоновое педагогическое, перспективное, актуальное).
4. Функции самообразования.
5. Источники самообразования.
Тема для обсуждения: Прокомментируйте высказывание англ. исследователя К.Роджерса: «Человек - есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом»
Задание для самостоятельной работы: разработайте программу собственного профессионального самообразования на период обучения в вузе.
Основная литература:
-
Морева Н.А. Основы педагогичского мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.
-
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
-
Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: «Академия», 2002.
Дополнительная литература:
-
Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.
-
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
-
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений /С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е. Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. -4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Семинар 7. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе.
-
Основные проблемы компьютеризации обучения.
-
Содержание компьютерного обучения.
-
Санитарно-гигиенические нормы и психологические особенности использования компьютера в обучении.
-
Средства медиаобразования в учебном процессе (мультимедиа, компакт-диски, электронные учебники, образовательные веб-сайты и др.)
Тема для дискуссии: Влияет ли, на Ваш взгляд, носитель информации на ее содержание?
Основная литература:
-
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб.заведений/И.Г.Зазарова. – 5-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008.
-
Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. Пед. вузов/ Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров.– М.: «Академия», 2005.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. Пед. вузов/ред. Е.И. Полат, – М.: Академия, 2008.
Дополнительная литература:
-
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений /С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е. Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. -4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
-
Педагогические технологии: Учеб. пособие для студ. пед. специальностей/Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004.
-
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов. – СПб: Питер, 2001.
Практическое занятие 2. Решение педагогических задач и педагогических ситуаций.
-
Теоретическая часть. Под руководством преподавателя проверьте, как вы выполнили задание.
-
Практическая часть. Получите у преподавателя раздаточный материал и выполните задания.
Задание 1.
-
Изучите рекомендуемый алгоритм анализа педагогической ситуации.
-
Проанализируйте по предложенному алгоритму одну из ситуаций. К какому виду вы отнесёте эту ситуацию?
Задание 2.
-
Переведите одну из педагогических ситуаций в педагогическую задачу. К какому типу вы отнесёте эту задачу?
-
Предложите наиболее оптимальный с Вашей точки зрения вариант решения задачи. Оформите решение в виде отдельных этапов.
-
Обоснуйте выбранный Вами вариант решения задачи.
Основная литература:
-
Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
-
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
-
Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие/Авт. сост. А.К.Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Дополнительная литература:
-
Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
-
Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
-
Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: «Академия», 2002.
-
Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. – М.: Педагогика, 1983.
Модуль 4. Педагогическое творчество и педагогические инновации. Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе.
Цели и задачи как ожидаемые результаты освоения учебного модуля №4.
В результате освоения учебного модуля студенты должны:
знать: существенные признаки понятий «творчество», «педагогическое творчество», «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «взаимодействие», «педагогическое общение»;
уметь:
- обосновывать и конкретизировать критерии педагогических инноваций;
- выделять отдельные этапы инновационной деятельности, источники идей для инноваций;
- характеризовать типы учителей по отношению к инновациям;
- определять особенности педагогического творчества, этапы процесса организации творческого поиска;
- выявлять условия развития, а также барьеры педагогического творчества;
- давать характеристику стратегиям педагогического взаимодействия;
- определять стороны и модели педагогического взаимодействия.
Тема 8. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Инновации в современном образовании.
Понятия «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность. История педагогических инноваций в России. Основные зарубежные педагогические инновации. Сущность педагогических инноваций. Типы инноваций в образовании. Классификации педагогических инноваций. Характеристики и критерии оценки инноваций.
Структура инновационного процесса. Формы стимулирования инновационных процессов в образовании. Роль и характер инноваций в педагогической деятельности. Управление инновационными процессами. Инновационная среда.
Сущность понятий «творчество», «индивидуальное творчество», «коллективное творчество». Творческий характер педагогической деятельности. Признаки педагогического творчества. Уровни педагогического творчества (репродуктивный, уровень оптимизации, эвристический, исследовательский). Критерии педагогического творчества. Организационно-педагогические и социально-психологические условия, стимулирующие педагогическое творчество. Барьеры педагогического творчества.
Основная литература:
-
Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
-
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
-
Кондратьева С.Р. Профессионализм в педагогическом общении: Монография/С.В.Кондратьева, П.А.Ковалевский, Б.П.Ковалев, Л.М.Даукша; под ред. С.В.Кондратьевой. – Гродно: ГрГУ, 2003.
-
Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Н.Н.Никитина, Н.В.Кислинская.- М.: Изд. центр. «Академия», 2004.
-
Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: «Академия», 2002.
Дополнительная литература:
-
Ангеловски К.Учителя и инновации. – М., 1991.
-
Осухова Н.Г.Становление творческой индивидуальности педагога//Советская педагогика. – 1992. - № 3. – С. 53-57.
-
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
-
Творчество и педагогика. – М., 1993.
-
Эддис А.К. и др. Педагогические инновации. – М., 1993.
-
Федеральная программа развития образования //Вестник образования. – 2000. - № 12.
Тема 9.Педагогическое взаимодействие. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Взаимодействие как категория. Сущность педагогического взаимодействия. Характеристика взаимодействия. Основные стили поведения во взаимодействии. Модели педагогического взаимодействия. Психологический контакт во взаимодействии. Стратегии и технологии взаимодействия. Феномены педагогического взаимодействия. Взаимодействие семьи, школы и социума. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся. Учебно-педагогическое сотрудничество.
Основная литература:
-
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
-
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
-
Морева Н.А. Основы педагогичского мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.
-
Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Дополнительная литература:
-
Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. – Киев, 1991.
-
Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия//Советская педагогика. – 1991. - № 10. – С.12-14.
-
Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. – Ростов н/Д, 1997.
-
Петровский А.В., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-ориентированное взаимодействие. - Ростов н/Д, 1993.
-
Шевченко Л.Л. Мир: педагогика взаимодействия. – М., 1998.
-
Лаптева И. Взаимоотношения родителей и педагогов в современной школе//Педагогика. – 1996. - №4. – С 15.
-
Рутман Э. От соперничества к сотрудничеству//Семья и школа. – 1997. - №5. – С. 24-26.
Семинар 8. Творчество в педагогической деятельности.
-
Педагогическая деятельность как творческий процесс.
-
Специфические особенности педагогического творчества.
-
Педагогическая импровизация и интуиция.
-
Признаки творческой личности. Творческая индивидуальность педагога.
-
Условия развития творческой индивидуальности педагога.
Тема для дискуссии: М.И.Калинину принадлежат слова: «Учителем надо родиться». А.С.Макаренко утверждал: «Успех педагогического дела решает не талант учителя, а мастерство, основанное на умении, на квалификации», т.е. учителем можно стать? Каково ваше мнение? Аргументируйте его.
Задание для самостоятельной работы: Привести примеры индивидуального (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов и т.д.) и коллективного («школа диалога культур», «школа развивающего обучения», «школа самоопределения» и т.д.) творчества педагогов.
Основная литература:
-
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
-
Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Н.Н.Никитина, Н.В.Кислинская.- М.: Изд. центр. «Академия», 2004.
-
Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Дополнительная литература:
-
Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. – М., 1993.
-
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.
-
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений /С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е. Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. -4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Семинар 9. Инновационные процессы в школе. Инновационная деятельность учителя
-
Инновационные процессы в школе. Формирование банка инноваций в учреждении образования.
-
Особенности инновационного обучения.
-
Инновационная направленность педагогической деятельности. Этапы инновационной деятельности.
-
Инновационный потенциал учителя. Позиция педагога в инновационных процессах (Э.М.Роджерс).
-
Инновационные учебные заведения.
Тема для обсуждения: Поясните смысл выражения: «Учитель, умеющий анализировать свою деятельность – важнейший инновационный ресурс любой школы».
Задание для самостоятельной работы: Подготовить сообщение об одном из инновационных образовательных учреждений г.Казани.
Основная литература:
-
Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
-
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
-
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
-
Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
-
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Дополнительная литература:
-
Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: «Академия», 2002.
-
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений /С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е. Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. -4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
-
ХарламовИ.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве//Педагогика. 1992, № 7-8.
Семинар 10. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся.
-
Общение как форма взаимодействия. Определение педагогического общения.
-
Специфика и направленность педагогического общения.
-
Уровни педагогического общения.
-
Стили педагогического общения.
-
Стадии и технология педагогического общения, решения коммуникативных задач.
Темы для дискуссий:
1. Верно ли на Ваш взгляд утверждение, что в наше время ученик, воспитанник больше не является объектом воздействия со стороны учителя и субъект-объектное отношение в педагогическом процессе сменяется субъект-субъектным?
2.
Вспомните слова К.Д.Ушинского: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма… носитель этих качеств – учитель». Как вы думаете? Достоинства педагога могут превратиться в недостатки?
Основная литература:
-
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
-
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
-
Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
-
Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительная литература:
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. И переработ. – М.: Логос, 2002.
-
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений /С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е. Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. -4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
<предыдущая страница | следующая страница>