Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7 ... страница 9страница 10

Таблица 1 ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

семестр IV

Общая трудоемкость

98

98

Аудиторные занятия

48

48

Лекции

24

24

Семинары

20

20

Практические занятия

4

4

Самостоятельная работа

50

50

Вид итогового контроля

зачет

зачет



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Таблица 2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ»


Название модулей и тем



Всего


часов

Аудитор. занятия (час), в том числе

Кол-во часов на сам. рабо ту



лекции

семи нары

практические

Модуль 1.

Взаимосвязь теории и практики в педагогике.

Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.

16

4

4

-

8

Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике.

Методология практической педагогической деятельности.



8

2

2

-

4

Тема 2. Аксиологические основы педагогики. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.

8

2

2

-

4

Модуль 2.

Педагогическое проектирование.

18

4

2

2

10

Тема 3. Сущность и основные понятия педагогического проектирования.

6

2

-

-

4

Тема 4. Организация проектной деятельности.

12

2

2

2

6

Модуль 3.

Педагогические технологии. Педагогические задачи и педагогические ситуации.

40

10

8

2

20

Тема 5. Педагогические технологии. Классификации педагогических технологий.

12

4

2

-

6

Тема 6. Педагогические задачи и педагогические ситуации. Технологии решения педагогических задач.


20

4

4

2

10

Тема 7. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

8

2

2

-

4

Модуль 4.

Педагогическое творчество и педагогические инновации. Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе.

24

6

6

-

12

Тема 8. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.

16

4

4

-

8

Тема 9. Педагогическое взаимодействие. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса.

8

2

2

-

4

Всего часов

98

24

20

4

50


Содержание тем.

Основная и дополнительная литература
Модуль 1 Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.

Цели и задачи как ожидаемые результаты освоения учебного модуля №1.

В результате освоения учебного модуля студенты должны:



знать: существенные признаки понятий «педагогическая деятельность», «виды педагогической деятельности (работа педагогов-практиков, административная деятельность, научно-исследовательская деятельность, передача результатов педагогической науки практике), «методология педагогической деятельности», «ценности», «ценностные ориентации», «профессиональные ценности педагога», «профессиональное самоопределение», «культура профессионально-личностного самоопределения», «педагогическая технология»;

уметь:

- выделять и различать основные деятельностные характеристики педагогической науки и педагогической практики (объекты, средства, результаты);

- на основе знаний о структурных элементах системы взаимосвязи педагогической науки и педагогической практики описывать диалектику этой взаимосвязи в историческом и современном контекстах;

- выявлять и описывать факторы, обеспечивающие динамику цикла взаимосвязи педагогической науки и педагогической практики;

- классифицировать педагогические ценности, выстраивать их иерархию;

- определять смыслообразующие отношения в системе профессионально-ценностных ориентаций учителя;

- в ценностных ориентациях выделять ведущие типы отношений к значимым моментам профессиональной педагогической деятельности;

- различать типы самоопределения личности;

- дифференцировать понятия «профессиональный рост», «профессиональное продвижение», «карьера».


Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности.

Проблема соотношения и взаимосвязи педагогической науки и практики как общая проблема педагогики. Педагогическая деятельность как общий знаменатель анализа связи науки и практики в педагогике. Виды педагогической деятельности. Объекты, предметы и результаты педагогической науки и педагогической практики. Характеристика практической педагогической деятельности. Методология практической педагогической деятельности. Педагогическая наука и практика как единая система. Функции педагогики. Движущие силы динамики взаимосвязи науки и практики. Пути внедрения теоретических знаний в практику обучения и воспитания.


Основная литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

2. Каменская Е.Н. Педагогика: учебное пособие. - М., 2007.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

4. Морева Н.А. Основы педагогичского мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.


Дополнительная литература:

1. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя //Педагогика, 1996. №4.

2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.

3. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.

4. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога //Магистр. – 1991. - №1.

5. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М., 2001.

6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000.
Тема 2. Аксиологические основы педагогики. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.

Аксиология – основа новой философии образования и методологии современной педагогики. Современные ценности образования. Категория «ценности», «общечеловеческие ценности», «педагогические ценности». Ценностные ориентации в структуре профессионально-педагогической деятельности. Динамика системы ценностных ориентаций. Понятие самоопределения педагога в профессиональной педагогической деятельности.


Основная литература:

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. 4.

4. Морева Н.А. Основы педагогичского мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.

5. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.


Дополнительная литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

3. Гершунский Б.Г. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. – М., 2001.

4. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.

5. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.

6. Кугель С.А. Лысова М.Ю. Профессиональный рост преподавателей вузов: проблемы исследований и управления. – СПб.; Тольятти, 1994.

7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.,1994.

8. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХI века. – М., 1997.
Семинар 1. Единство и различие педагогической науки и практики.


  1. Сходство и различие педагогической науки и практики (объект, предмет, результат).

  2. Диалектика взаимосвязи науки и практики в педагогике.

  3. Принципы педагогической деятельности как основа методологии педагогической практики.

  4. Содержание практической готовности учителя к профессиональной педагогической деятельности.

  5. Учитель и педагогическая наука – пути внедрения результатов научных исследований в практическую педагогическую деятельность.

Тема для дискуссии: Можно ли считать исследовательскую деятельность педагогических работников школы средством решения насущных воспитательных, образовательных и управленческих проблем?
Основная литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Дополнительная литература:

1. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя //Педагогика, 1996. №4.

2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.

3. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.

4. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога //Магистр. – 1991. - №1.
Семинар 2.  Педагогические ценности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.


  1. Типы самоопределения личности. Понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональный рост».

  2. Понятие об общечеловеческих и педагогических ценностях.

  3. Классификация педагогических ценностей (социально-педагогические, групповые педагогические, личностно-педагогические). Типы педагогических ценностей (самодостаточные и инструментальные).

  4. Инструментальные ценности: ценности – отношения, ценности – качества, ценности – знания.

  5. Значение педагогических ценностей в профессиональном самоопределении педагога.

Тема для дискуссии: Можно ли с уверенностью утверждать, что профессиональное и личностное в человеке неразрывно связано и взаимообусловлено?
Основная литература:

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

4. Морева Н.А. Основы педагогичского мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительная литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.

3. Гершунский Б.Г. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. – М., 2001.

4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.

5. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХI века. – М., 1997.

6. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов н/Д., 1995.
Модуль 2.Педагогическое проектирование.

Цели и задачи как ожидаемые результаты освоения учебного модуля №2

В результате освоения учебного модуля студенты должны:



знать: существенные признаки понятий «проект», «педагогическое проектирование», «прогнозирование», «педагогическое моделирование», «педагогическое конструирование», «уровни педагогического проектирования», «этапы педагогического проектирования», «формы педагогического проектирования», «виды педагогического проектирования»;

уметь:

- выстраивать последовательность этапов деятельности по педагогическому проектированию;

- классифицировать педагогические проекты по различным основаниям;

- соотносить виды проектных продуктов с уровнями проектирования (концептуальным, содержательным, технологическим, процессуальным);

- распределять объекты педагогического проектирования в соответствии с этапами (моделирование, собственно проектирование, конструирование;

- объяснять и конкретизировать критерии оценки продуктного результата проекта.


Тема 3. Сущность и основные понятия педагогического проектирования.

Педагогическое проектирование и его роль в развитии школы. Педагогическая сущность проектирования. Основные понятия педагогического проектирования. Соотношение понятий «прогнозирование», «проектирование», «конструирование», «моделирование». Виды педагогического проектирования. Уровни педагогического проектирования.


Основная литература:

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.

2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов /Загрекова Л.В., Николина В.В. – М.: Высш. Шк., 2004.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений /И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

5. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

6. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Дополнительная литература:


  1. Безрукова В.С. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург, 1996.

  2. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. – Волгоград, 1998.

  3. Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб., 1996.


Тема 4. Организация проектной деятельности.

Логика организации проектной деятельности. Этапы педагогической проектировочной деятельности (предпроектный этап, этап реализации, рефлексивный, послепроектный). Роль педагогической диагностики в проектировании. Оценка результатов проектной деятельности. Проектирование педагогических технологий.


Основная литература:

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.

2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов /Загрекова Л.В., Николина В.В. – М.: Высш. Шк., 2004.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений /И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

5. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Дополнительная литература:


  1. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. – М., 1995.

2. Джонс Дж.К. Методы проектирования/Пер. с англ. – 2-е изд., дораб. – М., 1986.

3. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

4. Тогдл Л., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования//Вопросы философии. – 1987. - №2.
Семинар 3. Педагогическое проектирование как конструктивная деятельность.


  1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.

  2. Анализ данных и постановка педагогического диагноза.

  3. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса.

  4. Планирование работы классного руководителя.

  5. Планирование в деятельности учителя – предметника.

Тема для дискуссии: Как вы думаете, не мешает ли четкое определение этапов проектирования и планирования при разработке уроков и воспитательных мероприятий проявлению творческой инициативы и фантазии учителя?
Основная литература:

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.

2. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.


Дополнительная литература:

1. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М., 1987.

2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов /Загрекова Л.В., Николина В.В. – М.: Высш. Шк., 2004.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. 4.

4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений /И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

5. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

6. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

Практическое занятие 1. Проективные умения современного учителя.


  1. Теоретическая часть. Под руководством преподавателя проверьте, как вы выполнили задание.

  2. Практическая часть. Получите у преподавателя раздаточный материал и выполните задания.

Задание 1.

  1. Внимательно изучите критерии готовности к участию в проектной деятельности.

  2. Сформулируйте несколько показателей (умений) к каждому критерию.

Задание 2.

  1. Основываясь на разработанных критериях и параметрах, составьте небольшую анкету для определения готовности учителя к проектной деятельности (работу можно выполнить всей группой).

  2. Проанкетируйте студентов группы.

Задание 3.

  1. Проанализируйте перечень проективных умений учителя.

  2. Приведите конкретные примеры ситуаций использования данных умений.


Основная литература:

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.

2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений /И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. - С.214.
Дополнительная литература:


  1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений/А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др.; Под ред. А.С.Роботовой. – М.: Изд. Центр «Академия, 2002. – С.68.


Модуль 3. Педагогические технологии. Педагогические задачи и педагогические ситуации.

Цели и задачи как ожидаемые результаты освоения учебного модуля №3

В результате освоения учебного модуля студенты должны:



знать: существенные признаки понятий «педагогическая технология», «технологический подход», «целеполагание», «таксономия целей», «педагогическая диагностика», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация»;

уметь:

- выделять особенности конкретных педагогических технологий в деятельности учителя;

- оценивать преимущества и недостатки педагогических технологий (проблемного, программированного, развивающего, модульного, диалогового, репродуктивного обучения);

- классифицировать педагогические технологии по различным основаниям;

- выделять существенные признаки традиционных и инновационных технологий обучения;

- составлять алгоритм анализа педагогической ситуации;

- выделять оперативные, тактические и стратегические задачи;

- определять этапы решения педагогических задач;

- соотносить понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», определять их место в структуре педагогической деятельности;

- выделять характерные особенности различных технологий решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования; оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование)    

- давать оценку выбора решения педагогических задач.


<предыдущая страница | следующая страница>


Практикум по решению профессиональных задач

Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета

2029.85kb.

11 10 2014
10 стр.


Практикум по решению физических задач повышенного уровня сложности по разделам физики: «Механика», «Молекулярная физика и электродинамика»

Курс полностью посвящен разделу «Механика» и предполагает изучение на профильном уровне трех тем: «Кинематика», «Динамика, «Законы сохранения». Большое внимание уделяется методам р

22.52kb.

17 12 2014
1 стр.


Рабочая программа государственного экзамена по специальности 120100 «геодезия и дистанционное зондирование» (магистр)

Согласно квалификационных требований Федерального государственного стандарта, магистр по направлению подготовки 120100 Геодезия и дистанционное зондирование должен быть подготовлен

173.81kb.

14 12 2014
1 стр.


Методические указания по решению задач с применением графических методов Для учителей

Методические указания по использованию математических знаний в процессе решения физических задач

147.55kb.

01 10 2014
1 стр.


Конспект занятия в 10 классе по теме: «Подготовка по решению задач по планиметрии на егэ»

Цели занятия: познакомить учащихся с тем, какое место занимает планиметрия в Ким – ах по математике 2010 года. Дать рекомендации по подготовке оценить уровень трудности задач из пе

36.56kb.

27 09 2014
1 стр.


Практикум Санкт-Петербург 2003 ббк 73

Учебное пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

414.05kb.

17 12 2014
1 стр.


Методические указания по решению типовых задач, а так же приведены задачи для самостоятельного решения и тесты
866.97kb.

18 12 2014
4 стр.


Программа элективного курса по математике для учащихся 10 класса по теме «Решение геометрических задач»

Новой формы аттестации за курс средней школы Единого Государственного Экзамена широкое использование приёмными комиссиями вузов геометрических задач в своих зкзаменационных материа

28.67kb.

27 09 2014
1 стр.