Перейти на главную страницу
Вид учебной работы |
Всего часов |
семестр IV |
Общая трудоемкость |
98 |
98 |
Аудиторные занятия |
48 |
48 |
Лекции |
24 |
24 |
Семинары |
20 |
20 |
Практические занятия |
4 |
4 |
Самостоятельная работа |
50 |
50 |
Вид итогового контроля |
зачет |
зачет |
Название модулей и тем |
Всего
часов |
Аудитор. занятия (час), в том числе |
Кол-во часов на сам. рабо ту | ||
лекции |
семи нары |
практические | |||
Модуль 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. |
16 |
4 |
4 |
- |
8 |
Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. |
8 |
2 |
2 |
- |
4 |
Тема 2. Аксиологические основы педагогики. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. |
8 |
2 |
2 |
- |
4 |
Модуль 2. Педагогическое проектирование. |
18 |
4 |
2 |
2 |
10 |
Тема 3. Сущность и основные понятия педагогического проектирования. |
6 |
2 |
- |
- |
4 |
Тема 4. Организация проектной деятельности. |
12 |
2 |
2 |
2 |
6 |
Модуль 3. Педагогические технологии. Педагогические задачи и педагогические ситуации. |
40 |
10 |
8 |
2 |
20 |
Тема 5. Педагогические технологии. Классификации педагогических технологий. |
12 |
4 |
2 |
- |
6 |
Тема 6. Педагогические задачи и педагогические ситуации. Технологии решения педагогических задач. |
20 |
4 |
4 |
2 |
10 |
Тема 7. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. |
8 |
2 |
2 |
- |
4 |
Модуль 4. Педагогическое творчество и педагогические инновации. Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе. |
24 |
6 |
6 |
- |
12 |
Тема 8. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. |
16 |
4 |
4 |
- |
8 |
Тема 9. Педагогическое взаимодействие. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса. |
8 |
2 |
2 |
- |
4 |
Всего часов |
98 |
24 |
20 |
4 |
50 |
В результате освоения учебного модуля студенты должны:
- на основе знаний о структурных элементах системы взаимосвязи педагогической науки и педагогической практики описывать диалектику этой взаимосвязи в историческом и современном контекстах;
- выявлять и описывать факторы, обеспечивающие динамику цикла взаимосвязи педагогической науки и педагогической практики;
- классифицировать педагогические ценности, выстраивать их иерархию;
- определять смыслообразующие отношения в системе профессионально-ценностных ориентаций учителя;
- в ценностных ориентациях выделять ведущие типы отношений к значимым моментам профессиональной педагогической деятельности;
- различать типы самоопределения личности;
- дифференцировать понятия «профессиональный рост», «профессиональное продвижение», «карьера».
Проблема соотношения и взаимосвязи педагогической науки и практики как общая проблема педагогики. Педагогическая деятельность как общий знаменатель анализа связи науки и практики в педагогике. Виды педагогической деятельности. Объекты, предметы и результаты педагогической науки и педагогической практики. Характеристика практической педагогической деятельности. Методология практической педагогической деятельности. Педагогическая наука и практика как единая система. Функции педагогики. Движущие силы динамики взаимосвязи науки и практики. Пути внедрения теоретических знаний в практику обучения и воспитания.
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
2. Каменская Е.Н. Педагогика: учебное пособие. - М., 2007.
3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4. Морева Н.А. Основы педагогичского мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
1. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя //Педагогика, 1996. №4.
2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.
3. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.
4. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога //Магистр. – 1991. - №1.
5. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М., 2001.
6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000.
Тема 2. Аксиологические основы педагогики. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.
Аксиология – основа новой философии образования и методологии современной педагогики. Современные ценности образования. Категория «ценности», «общечеловеческие ценности», «педагогические ценности». Ценностные ориентации в структуре профессионально-педагогической деятельности. Динамика системы ценностных ориентаций. Понятие самоопределения педагога в профессиональной педагогической деятельности.
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. 4.
4. Морева Н.А. Основы педагогичского мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.
5. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.
3. Гершунский Б.Г. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. – М., 2001.
4. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.
5. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.
6. Кугель С.А. Лысова М.Ю. Профессиональный рост преподавателей вузов: проблемы исследований и управления. – СПб.; Тольятти, 1994.
7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.,1994.
8. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХI века. – М., 1997.
Семинар 1. Единство и различие педагогической науки и практики.
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Дополнительная литература:
1. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя //Педагогика, 1996. №4.
2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.
3. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.
4. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога //Магистр. – 1991. - №1.
Семинар 2. Педагогические ценности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
4. Морева Н.А. Основы педагогичского мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительная литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.
3. Гершунский Б.Г. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. – М., 2001.
4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.
5. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХI века. – М., 1997.
6. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов н/Д., 1995.
Модуль 2.Педагогическое проектирование.
Цели и задачи как ожидаемые результаты освоения учебного модуля №2
В результате освоения учебного модуля студенты должны:
- выстраивать последовательность этапов деятельности по педагогическому проектированию;
- классифицировать педагогические проекты по различным основаниям;
- соотносить виды проектных продуктов с уровнями проектирования (концептуальным, содержательным, технологическим, процессуальным);
- распределять объекты педагогического проектирования в соответствии с этапами (моделирование, собственно проектирование, конструирование;
- объяснять и конкретизировать критерии оценки продуктного результата проекта.
Педагогическое проектирование и его роль в развитии школы. Педагогическая сущность проектирования. Основные понятия педагогического проектирования. Соотношение понятий «прогнозирование», «проектирование», «конструирование», «моделирование». Виды педагогического проектирования. Уровни педагогического проектирования.
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов /Загрекова Л.В., Николина В.В. – М.: Высш. Шк., 2004.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений /И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.
5. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
6. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Дополнительная литература:
Логика организации проектной деятельности. Этапы педагогической проектировочной деятельности (предпроектный этап, этап реализации, рефлексивный, послепроектный). Роль педагогической диагностики в проектировании. Оценка результатов проектной деятельности. Проектирование педагогических технологий.
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов /Загрекова Л.В., Николина В.В. – М.: Высш. Шк., 2004.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений /И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.
5. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Дополнительная литература:
3. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
4. Тогдл Л., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования//Вопросы философии. – 1987. - №2.
Семинар 3. Педагогическое проектирование как конструктивная деятельность.
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
2. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
1. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М., 1987.
2. Загрекова Л.В. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов /Загрекова Л.В., Николина В.В. – М.: Высш. Шк., 2004.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. 4.
4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений /И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.
5. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
6. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.
Практическое занятие 1. Проективные умения современного учителя.
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений /И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005. - С.214.
Дополнительная литература:
В результате освоения учебного модуля студенты должны:
- выделять особенности конкретных педагогических технологий в деятельности учителя;
- оценивать преимущества и недостатки педагогических технологий (проблемного, программированного, развивающего, модульного, диалогового, репродуктивного обучения);
- классифицировать педагогические технологии по различным основаниям;
- выделять существенные признаки традиционных и инновационных технологий обучения;
- составлять алгоритм анализа педагогической ситуации;
- выделять оперативные, тактические и стратегические задачи;
- определять этапы решения педагогических задач;
- соотносить понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», определять их место в структуре педагогической деятельности;
- выделять характерные особенности различных технологий решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования; оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование)
- давать оценку выбора решения педагогических задач.
Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета
11 10 2014
10 стр.
Курс полностью посвящен разделу «Механика» и предполагает изучение на профильном уровне трех тем: «Кинематика», «Динамика, «Законы сохранения». Большое внимание уделяется методам р
17 12 2014
1 стр.
Согласно квалификационных требований Федерального государственного стандарта, магистр по направлению подготовки 120100 Геодезия и дистанционное зондирование должен быть подготовлен
14 12 2014
1 стр.
Методические указания по использованию математических знаний в процессе решения физических задач
01 10 2014
1 стр.
Цели занятия: познакомить учащихся с тем, какое место занимает планиметрия в Ким – ах по математике 2010 года. Дать рекомендации по подготовке оценить уровень трудности задач из пе
27 09 2014
1 стр.
Учебное пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
17 12 2014
1 стр.
18 12 2014
4 стр.
Новой формы аттестации за курс средней школы Единого Государственного Экзамена широкое использование приёмными комиссиями вузов геометрических задач в своих зкзаменационных материа
27 09 2014
1 стр.