Перейти на главную страницу
В составе ЭТХ ВС значится и эксплуатационная технологичность - свойство конструкции, характеризующее ее приспособленность к проведению всех видов работ по ТОиР с использованием наиболее экономичных технологических процессов. Это означает приспособленность конструкции к прогрессивным стратегиям и методам ТОиР, а также приспособленность к выполнению отдельных операций ТОиР, в том числе операций по устранению отказов и повреждений.
Эксплуатационная технологичность определяется рядом конструктивно-производственных факторов, таких как: доступность, контролепригодность, взаимозаменяемость и др.
Улучшение эксплуатационной технологичности как самостоятельная проблема возникла главным образом в связи со значительным усложнением конструкций ВС и усилением требований в отношении эффективности их использования. Разработка требований по обеспечению эксплуатационной технологичности является одной из важных и сложных задач рассматриваемой проблемы. При ее решении следует иметь в виду, что обеспечение высокого уровня эксплуатационной технологичности ВС часто влечет за собой усложнение их конструкции. Дополнительная индексация, встроенный контроль, автоматизация поиска отказов и повреждений, обеспечение доступности, легкосъемности, взаимозаменяемости и контролепригодности изделий ФС обычно усложняют конструкцию ВС, приводят к увеличению его массы и стоимости. Однако без осуществления этого эффективная эксплуатация ВС становится невозможной.
Процесс эксплуатации ВС сопровождается непрерывным изменением его технического состояния. Необратимые процессы, происходящие в материалах, изменяют свойства деталей, узлов, блоков и условия их работы. Вероятность безотказной работы последних со временем уменьшается, появляются повреждения и отказы.
Конструкции современных ВС, как и всяких сложных машин и технических устройств, не являются равнопрочными. Поэтому замены их агрегатов, узлов, блоков по отработке ресурса и при внезапных отказах производятся в разное время, на разных формах технического обслуживания и этапах подготовки ВС к использованию.
На практике стремятся к максимальному сокращению объемов ТОиР без ущерба, конечно, для показателей безотказности. Однако не везде и не всегда это получается. Наиболее ощутимые результаты достигаются там, где обеспечен высокий уровень эксплуатационной технологичности конструкций ВС, позволяющий запланированные объемы технического обслуживания и текущий ремонт выполнять при наименьших затратах времени, труда и средств.
Между характеристиками безотказности, объемами профилактических работ и показателями эксплуатационной технологичности ВС существует определенная взаимосвязь. Так, для ВС с невысокими характеристиками безотказности агрегатов и узлов требуются большие объемы профилактических работ и, следовательно, более высокий уровень эксплуатационной технологичности . И, наоборот, ВС с идеальными характеристиками безотказности не нуждаются в профилактике, а понятие эксплуатационной технологичности теряет для них всякий смысл. Однако это крайние случаи. На современном этапе развития техники все сложные машины нуждаются в профилактике, а отдельные их агрегаты, блоки, узлы имеют также и внезапные отказы при эксплуатации, которые требуется своевременно устранять. Следовательно, проблема обеспечения высокого уровня эксплуатационной технологичности конструкций АТ, как и проблема обеспечения их безотказности, имеет исключительно важное значение.
В силу ряда причин вопросы теории и практики эксплуатационной технологичности оказались менее разработаны, нежели вопросы безотказности. Слабо разработан математический аппарат теории эксплуатационной технологичности и совершенно недостаточно исследованы пути обеспечения необходимых эксплуатационно-технических характеристик конструкций ВС на этапах их проектирования и производства. Уровень знаний по этим вопросам не соответствует требованиям научно-технического прогресса в области гражданской авиации.
К числу основных причин сложившегося положения, по-видимому, следует отнести следующие:
С каждым годом эксплуатационная технологичность, рассматриваемая как одна из сторон надежности, привлекает все большее внимание организаций и специалистов, работающих в области проектирования, производства и эксплуатации ВС гражданской авиации. В последнее время разработан и введен в действие ряд нормативно-технических материалов на отраслевом и межотраслевом уровнях, обновлены отдельные государственные стандарты в области Системы ТОиР техники, ее надежности, ремонтопригодности, эксплуатационной технологичности. Накоплен определенный опыт по анализу и оценке эксплуатационной технологичности. Вместе с тем, задачи обоснования нормативов эксплуатационной технологичности, способов задания ее показателей в требованиях на новую АТ, управления эксплуатационной технологичностью ВС на всех этапах жизненного цикла остаются еще до конца не решенными.
Конструкторы и технологи промышленности, работники эксплуатационных предприятий, стремясь к достижению наиболее высоких показателей эксплуатационной технологичности, ищут ответы на эти и другие интересующие их вопросы.
Теоретическое исследование эксплуатационной технологичности сложных систем и, в частности, самолетных конструкций может быть выполнено на основе анализа достаточно правдоподобной математической модели. Наиболее естественной с этой точки зрения моделью может служить так называемый процесс восстановления, математический аппарат для изучения которого хорошо развит, а некоторые положения теории восстановления в этом плане стали классическими и приобрели фундаментальную ценность.
Применительно к задачам эксплуатационной технологичности могут успешно использоваться одно- и двумерные процессы восстановления. При этом, говоря об одномерном процессе восстановления, имеется в виду некоторый поток четко выраженных событий (например, моментов начала или окончания ремонта системы) с неотрицательными промежутками времени Х между событиями, распределенными по одному и томе же закону.
В зависимости от обстоятельств указанные события можно называть моментами восстановления или регенерации, хотя, следуя традиции, эти события нужно было бы назвать отказами. Интерпретация времени может быть самой различной. В частности, можно ввести стоимостную интерпретацию непрерывного времени.
Обобщение процесса восстановления достигается введением двумерного процесса или процесса с двумя состояниями, в каждом из которых развивается свой собственный процесс восстановления, а взаимосвязь состояний обеспечивается так называемой вложенной Марковской цепью. Практически это означает, что переход процесса в новое состояние не зависит от его предыстории.
Следующее обобщение, которое также может использоваться, получается путем введения многомерного процесса восстановления с конечным числом состояний и с многомерной вложенной Марковской цепью. Наличие вложенной цепи и неотрицательность отрезков времени в любом случае позволяет дать весьма наглядный графический аналог математической модели многомерного и, в частном случае, двумерного процессов восстановления. Дальнейшее развитие математической модели позволяет найти самые разнообразные характеристики эксплуатационной технологичности. В частности, достаточно строго определяются функция эксплуатационной технологичности и функция потерь, находятся предельные (стационарные) соотношения, такие как среднее число восстановлений за заданное время и различного рода коэффициенты [6].
При исследовании эксплуатационной технологичности особое внимание уделяется вопросам корреляционного анализа, на основе которого можно оценивать приспособленность конструкции сложной машины к тому или иному заданному режиму обслуживания с учетом характеристик безотказности ее отдельных элементов, агрегатов и узлов.
Основная задача корреляционного анализа – изучение и измерение степени зависимости случайных величин и событий. Для изучения характера влияния одной величины Х на другую У необходимы наблюдения или опыты с измерениями значений этих случайных величин.
При корреляционном анализе изучаются зависимости условных средних YX от X или XY от Y. При этом следует иметь в виду, что часто на практике мы имеем дело с изменением величины X, например, в таком ограниченном интервале, что изменение YX в нем достаточно близко отображается отрезком прямой линии. Поэтому в дальнейшем можно условно предполагать, что рассматриваемая функция, которая выражает изменение YX в зависимости от X, является линейной или близкой к ней.
В более сложных случаях, когда, например, функция YX от X нелинейная, требуется определять корреляционное отношение, так как коэффициент корреляции здесь не может служить мерой тесноты связи. При изучении корреляции между случайными функциями в некотором стохастическом процессе определяют функцию корреляции. Однако применительно к простейшим задачам оценки эксплуатационной технологичности в большинстве случаев достаточно только определить коэффициент корреляции.
Коэффициент корреляции обладает следующими основными свойствами.
1. Он может быть как положительным, так и отрицательным числом или равным нулю. При положительной корреляции процесс накопления монотонно растет, пересекая некоторый заданный уровень снизу вверх в единственной точке. При отрицательной корреляции процесс монотонно убывает с ростом Yt.
2. Коэффициент корреляции не превышает значения ±1. Если r =±1, то между Yt и Xt существует точная линейная зависимость.
3. Коэффициент корреляции равен нулю только в случае, когда Yt и Xt независимы.
Рассмотренная нами схема возникновения корреляционной связи между случайными величинами Yt и Xt является простейшей.
6.2. Нормирование эксплуатационной технологичности
Одной из сложных задач проблемы эксплуатационной технологичности является задача нормирования ее показателей и, в частности, обобщенных показателей. К числу таких показателей относятся:
- удельная суммарная оперативная продолжительность ТОиР KОП, представляющая отношение суммарной оперативной продолжительности ТОиР tоТОиР к налету ТС за рассматриваемый период;
- удельная суммарная оперативная трудоемкость ТОиР КОТ, представляющая отношение суммарной оперативной трудоемкости ТОиР τоТОиР к налету ТС за рассматриваемый период;
- вероятность выполнения непланового текущего ремонта (устранение отказа) Р{t≤tЗ} за заданное время tЗ.
В ряде случаев могут использоваться и такие показатели, как:
- вероятность успешного выполнения непланового текущего ремонта (устранения отказа) за заданное время в оперативном цикле эксплуатации Р{ТТ.Р≤ ТЗАД} при ограниченных трудовых ресурсах ТЗАД. Здесь ТТ.Р - случайная величина трудовых затрат на устранение отказа в оперативном цикле эксплуатации ВС;
- вероятность успешного выполнения непланового текущего ремонта (устранение отказа) за заданное время Р{ЗТ.Р≤ ЗЗАД} при ограниченных затратах на запасные части ЗЗАД. Здесь ЗТ.Р - случайная величина расхода запасных частей на устранение отказов в оперативном цикле эксплуатации.
В основе механизма нормирования показателей эксплуатационной технологичности лежат два основных фактора: заданные значения показателей эффективности процесса технической эксплуатации (ПТЭ) ВС, требуемые значения показателей безотказности и долговечности создаваемых изделий, функциональных систем и ВС в целом. Эти факторы принимаются в качестве исходных при решении задачи нормирования эксплуатационной технологичности. Они предполагают дифференциацию норм, определяют их структуру и формы задания в требованиях на новую технику.
Показатели эффективности ПТЭ для нормирования эксплуатационной технологичности задаются заранее либо определяются путем моделирования для конкретного типа ВС, исходя из обеспечения заданных в требованиях значений показателей более высокого иерархического уровня, таких, например, как:
- годовой налет часов на списочное ВС ТГС;
- масса пустого ВС mo;
- себестоимость тонно-километра CТ·КМ;
- регулярность отправлений (вероятность своевременного вылета с учетом технических причин) РТП и др.
Эти показатели становятся известными на ранних стадиях создания ВС и могут быть приняты в качестве основы для дальнейших расчетов показателей эффективности ПТЭ и показателей эксплуатационной технологичности.
Нормирование показателей эксплуатационной технологичности осуществляется путем последовательного решения задач в соответствии со схемой (рис. 6.1) и предусматривает следующие этапы: анализ эффективности и моделирование ПТЭ, анализ эксплуатационной технологичности ВС – аналогов, определение нормативных значений показателей эксплуатационной технологичности, задание показателей в требованиях на новые типы ВС.
Между обобщенными показателями эксплуатационной технологичности и показателями эффективности ПТЭ ВС существуют вполне определенные зависимости. Так, удельную оперативную продолжительность ТОиР можно представить в зависимости от показателей использования ВС КИ, удельной продолжительности ТОиР в цикле восстановления КП.П., сезонности перевозок КСЕЗ:
Удельная оперативная трудоемкость ТОиР КО.Т определяется в зависимости от показателя КТ - удельной суммарной трудоемкости ТОиР, массы пустого ВС mo, средней длительности беспосадочного полета tБ.П..
Удельная стоимость запасных частей и материалов КО.З, непосредственно расходуемых при проведении ТОиР, определяется в зависимости от стоимости нового ВС СН и удельной стоимости ТОиР СУД.
Вероятность устранения отказов (выполнение непланового текущего ремонта) за заданное время РY{t≤tЗ} определяется в зависимости от показателей эффективности ПТЭ, такие как регулярность полетов РТП, заданное (располагаемое) время tЗ для поиска и устранения возникших в полете отказов и повреждений при плановой стоянке ВС в транзитных аэропортах.
Из этих и других подобных зависимостей можно путем моделирования ПТЭ получить соответствующие формулы, которые учитывали бы все основные факторы, влияющие на значения показателей при конструировании и технической эксплуатации ВС. С помощью таких формул с приемлемой для практики точностью в каждом из показателей эффективности ПТЭ определяется та доля, которая приходится непосредственно на эксплуатационную технологичность ВС.
Этапы
Анализ эффективности ПТЭ серийных ЛА
Анализ ЭТ серийных ЛА
Определение нормативных значений показателей ЭТ
Анализ эффективности ПТЭ серийных ЛА
10 10 2014
1 стр.
10 10 2014
8 стр.
С целью снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации воздушных судов
12 10 2014
2 стр.
Ту-204, Ил-96 и др требует подготовки студентов с учетом нового оборудования, установленного на борту этих судов. Данное оборудование существенно отличается от радиосистем, использ
02 10 2014
6 стр.
Ю. 16 Статистика: Учебное пособие. Часть II. – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2003-42 с
10 10 2014
7 стр.
Авиация одна из самых технологически быстроразвивающихся отраслей. Важным фактором ее совершенствования является подготовка и переподготовка специалистов для летной эксплуатации, т
25 12 2014
1 стр.
Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 1999. 80 с
10 09 2014
6 стр.
С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей / К. Н. Булатбаева., Л. Б. Аскарова.,
12 09 2014
7 стр.