Перейти на главную страницу
Ф ![]() |
К ![]() |
Ф ![]() |
Формирование базовой Программы обеспечения ТОиР |
К ![]() |
Формирование гибких Программ обеспечения ТОиР в конкретных а/п |
к стадиям жизненного цикла ВС
Из изложенного следует, что процесс построения Системы ТОиР охватывает практически все стадии жизненного цикла ВС: конструирование, постройку, испытания, эксплуатацию. В создании Системы ТОиР ВС в разное время и в разных условиях участвуют многочисленные коллективы сотрудников конструкторских бюро, серийных заводов, эксплуатационных предприятий, научно-исследовательских организаций. Главной задачей в этих условиях является обеспечение единства целей и концептуальных положений, а также сроков формирования всех составных частей Системы ТОиР.
Правильно построенная Система ТОиР должна надежно и длительно функционировать, а так же совершенствоваться по мере накопления опыта эксплуатации ВС того или иного типа. Надежно функционируя, Система должна обеспечивать требуемые значения показателей ее эффективности.
Для выполнения этой задачи необходимы определенные условия, «благоприятная среда», в которой функционирует Система.
Такие условия создаются соответствующими службами, в числе задач которых значатся и задачи обслуживания принятой Системы ТОиР того или иного типа ВС.
Комплекс служб, обслуживающих в соответствии с определенными требованиями Систему ТОиР, образует ее инфраструктуру.
Следует отметить, что инфраструктура Системы ТОиР того или иного типа ВС определяется, прежде всего, содержанием базовой Программы ТОиР и базовой программы ее обеспечения. Фактически эти документы определяют облик инфраструктуры Системы ТОиР. Вместе с тем, на содержание инфраструктуры оказывают воздействие и другие составные части Системы ТОиР (средства ТОиР, ИТП, производственная база).
Инфраструктура Системы ТОиР в общем виде включает ряд служб, призванных решать задачи:
-организационно-правового обеспечения ТОиР;
-подготовки и переподготовки ИТП;
-развития и совершенствования производственной базы для ТОиР;
-материально-технического обеспечения процессов ТОиР;
-информационного обеспечения ТОиР;
-проведения НИР и совершенствования нормативно-технических документов в области ТОиР.
Взаимосвязь Системы ТОиР и ее инфраструктуры представлена на рис. 4.6.
Задача организационно-правового обеспечения Системы ТОиР заключается в том, чтобы представить необходимые правовые документы и возможные варианты организационных форм для успешного функционирования Системы.
Организационно-правовое обеспечение представляет собой совокупность государственных законов и нормативных актов, государственных стандартов, федеральных организационно-правовых документов (отраслевых, региональных), регламентирующих деятельность авиапредприятий в области ТОиР ВС.
К государственным законам и нормативным актам в области гражданской авиации относятся: «Воздушный кодекс РФ», «Авиационные правила», «Нормы летной годности самолетов (вертолетов)», «Федеральные авиационные правила», направленные, главным образом, на обеспечение и поддержание летной годности ВС и безопасности полетов.
Государственные стандарты по качеству продукции, надежности техники, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, испытаниям, контролю, диагностике, ремонтопригодности и технологичности авиационной техники, метрологическому обеспечению регламентируют широкий круг вопросов в области технической эксплуатации, ТОиР ВС.
К отраслевым организационно-правовым (руководящим) документам относятся: наставления, руководства, инструкции, методики и другие документы в области технической эксплуатации и ТОиР авиационной техники.
Б
Подготовка ИТП
Организационно-правовое обеспечение
ние НИР
Материально-техническое обеспечение
А- Система ТОиР; Б- инфраструктура Системы ТОиР; 1 - Программа ТОиР; 2 - ЭТХ объекта ТОиР; 3 - ИТП; 4 - ЭТД; 5 - производственная база ТОиР; 6 - средства ТОиР:
- требования Системы ТОиР к инфраструктуре;
- обслуживание инфраструктурой Системы ТОиР
в соответствии с требованиями
Задача подготовки и переподготовки ИТП заключается в том, чтобы обеспечить через колледжи и университеты подготовку ИТП в потребных количествах требуемых специальностей и квалификации.
Основными формами подготовки, переподготовки и повышения квалификации ИТП являются:
а) курсы по изучению новой АТ (серийной, находящейся в условиях массовой эксплуатации и изучаемой ИТП впервые; вновь создаваемой, находящейся на этапах испытаний и первых лет освоения ее эксплуатации);
б) курсы целевого назначения по изучению модификаций АТ, новых образцов бортового оборудования и Систем, новых средств диагностирования АТ и технологий ее технического обслуживания и ремонта;
в) курсы повышения квалификации инженерного состава, авиационных техников (механиков), предназначенные для углубления теоретических знаний, изучения перспективных направлений развития АТ и технологии ее технического обслуживания с учетом отечественного и зарубежного опыта эксплуатации.
Предприятия–эксплуатанты и другие заинтересованные государственные и негосударственные структуры направляют в соответствующие организации свои запросы (заявки) и предложения о форме и сроках проведения курсов на их базе на договорных условиях.
При подготовке своих предложений предприятия-эксплуатанты учитывают плановые поставки и необходимость освоения новой АТ, перераспределение (куплю-продажу) ВС между предприятиями, потребность в переучивании молодых специалистов – выпускников учебных заведений, изменения в планах движения ВС и другие производственные условия.
Задача развития и совершенствования производственной базы состоит в том, чтобы на основе анализа и прогнозирования динамики объемов ТОиР в том или ином авиапредприятии заранее удовлетворить его потребности в новых производственных площадях для освоения и внедрения у себя (в случаях экономической целесообразности) новых технологических процессов ТОиР в рамках принятой Системы.
Обеспечение производственно-технической базы ТОиР ВС представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих техническую готовность авиапредприятий к выполнению ТОиР ВС с заданным уровнем качества, при установленных сроках и объемах работ. К процессам обеспечения производственно-технической базы относятся:
-разработка норм технологического проектирования предприятий по ТОиР;
-разработка технических требований и заданий на проектирование предприятий (или их структурную единицу) по ТОиР конкретных типов ВС;
-организация строительства новых и (или) реконструкции имеющихся зданий и сооружений для ТОиР ВС новых типов;
-технологическая подготовка производства для ТОиР конкретных типов ВС;
-метрологическое обеспечение ТОиР;
-ТОиР средств технологического оснащения авиапредприятия;
-сертификация производственно-технической базы для ТОиР конкретных типов ВС.
Задача материально-технического обеспечения заключается в бесперебойном обеспечении технологических процессов ТОиР авиационными двигателями, запасными частями, материалами, средствами ТОиР в требуемых для надежного функционирования Системы количествах.
К основным задачам материально-технического обеспечения Системы ТОиР относятся:
-определение потребности в запасных частях, материалах и оборудовании;
-обеспечение своевременных заказов и ритмичности поставок;
-рациональное размещение зональных и транзитных складов в аэропортах на основе кооперации с другими авиапредприятиями;
-гибкая Система распределения запасных частей и оборудования между складами;
-учет и анализ наличия и расхода запасных частей и оборудования;
-контроль за состоянием и хранением запасных частей и оборудования;
-организация взаимодействия с заводами-изготовителями, специализированными снабженческими организациями, другими авиапредприятиями по укомплектованию и пополнению складов;
-организация оперативной доставки запасных частей на простаивающее ВС;
-анализ причин простоев ВС из-за отсутствия запасных частей и разработка мероприятий по их предупреждению;
-определение перечней неснижаемого запаса, возвратно-обменного фонда на складах, а также бортовых техаптечек для обеспечения регулярности;
-разработка норм расхода запасных частей и материалов.
Организация материально-технического обеспечения в современных условиях требует автоматизации управления в рамках информационно-управляющих Систем технической эксплуатации ВС. В Системе управления запасами должны решаться стандартные задачи управления: учета, оценки, анализа, прогнозирования, нормирования, планирования, контроля, регулирования и принятия решений.
Задача информационного обеспечения сводится к тому, чтобы обеспечивать Систему ТОиР и все службы, входящие в инфраструктуру, необходимой для них информацией для грамотного и своевременного принятия соответствующих решений и мер воздействия.
Информационное обеспечение, как составная часть инфраструктуры Системы ТОиР, представляет собой совокупность взаимосвязанных операций сбора, обработки и использования информации для управления техническим состоянием и процессами ТОиР на основе современных автоматизированных информационных технологий.
Обеспечивая рациональное использование информационных ресурсов, информационные технологии образуют современные виды информационного обслуживания на базе средств вычислительной техники и средств связи. Информационная технология включает функциональную, содержательную и опорную компоненты. Функциональная компонента определяет конкретное содержание процессов циркулирования и переработки информации, относящейся к технической эксплуатации ВС, как при наличии, так и при отсутствии средств автоматизации. Содержательная компонента включает модели предметной области, предметных баз данных (БД), алгоритмического и программного обеспечения. В основе опорной компоненты лежат базовые технические и программные средства хранения, переработки и обмена данными.
Реализация информационного обеспечения Системы ТОиР предусматривает решение следующих задач:
-создание концепции информационного обеспечения Системы ТОиР ВС данного типа;
-анализ, формирование и оптимизация информационных потоков по обеспечению процессов ТОиР;
-создание локальных сетей информационного обеспечения управления различными технологическими процессами ТОиР;
-организация каналов связи и сетей информационного обмена организаций и предприятий;
-создание центральной базы данных Системы ТОиР ВС данного типа;
Задача проведения НИР в области ТОиР заключается в том, чтобы на основе проводимых исследований перспектив развития авиационной техники и Систем ее технической эксплуатации, обобщения передового отечественного и зарубежного опыта построения Систем ТОиР вырабатывать новые концептуальные методические подходы, новые нормативно-технические и методические документы в области ТОиР, способствующие совершенствованию действующих и разработке новых, более эффективных Систем ТОиР.
При проведении НИР в области ТОиР следует учитывать современные условия работы авиапредприятий, для которых характерны децентрализация управления производством и хозяйственная самостоятельность, появление различных форм собственности. В этих условиях возрастает роль государственного регулирования в области поддержания летной годности ВС, обеспечения безопасности полетов, сертификации и лицензирования. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи формирования федеральных авиационных норм и правил, в том числе сертификационных требований в области технической эксплуатации авиационной техники.
Возможность выбора наилучших решений при построении Системы ТОиР ВС требует создания Системы математических моделей. При оптимизации Программы ТОиР используются управляемые полумарковские процессы, линейное программирование, многокритериальные модели принятия решений, целочисленное программирование. Для анализа и прогнозирования эффективности ПТЭ ВС находят применение статистические модели: временные ряды, факторный анализ, регрессионный анализ, модели аппроксимации и экстраполяции.
Решение задач создания и развития инфраструктуры Системы ТОиР ВС требует, наряду с этим, привлечения математического аппарата сетевого планирования и управления, массового обслуживания, теории запасов, теории надежности и имитационного моделирования.
ГЛАВА 5
ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВС
5.1. Обеспечение общих эксплуатационно-технических требований к конструкции ВС
При создании ВС новых типов в первую очередь решаются задачи обеспечения их летно-технических характеристик (ЛТХ). Это необходимое условие, без соблюдения которого нельзя создать ВС, обладающее высокими показателями эффективности использования по назначению.
Но гражданские ВС создаются на длительный период эксплуатации, исчисляющийся десятилетиями. И в течение этого периода на ВС для поддержания их летной годности требуется выполнять большой комплекс мероприятий, предписанных эксплуатационно-технической документацией. Для успешного выполнения этих мероприятий необходимо, чтобы ВС, наряду с хорошими летно-техническими характеристиками, обладали также высоким уровнем эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ) конструкции, таких как: безотказность, эксплуатационная технологичность, эксплуатационная живучесть, долговечность и др.
ЭТХ определяют в своей основе как потребность, так и приспособленность ВС к ТОиР, а следовательно, определяют содержание ТОиР и оказывают непосредственное влияние на показатели эффективности Системы ТОиР. Так, потребность в ТОиР определяется в основном характеристиками безотказности, долговечности, живучести, сохраняемости; приспособленность к ТОиР – характеристиками контролепригодности, эксплуатационной технологичности, ремонтопригодности.
Объективно существующие при эксплуатации ВС процессы повреждаемости их конструкций подлежат глубокому изучению и учету при создании нового типа ВС. Полнота учета процессов повреждаемости определяется значениями показателей ЭТХ конструкций. Обеспечение высокого уровня ЭТХ является необходимым начальным условием для построения такой Системы ТОиР, которая характеризовалась бы наилучшими значениями всей совокупности показателей ее эффективности.
Уровни (нормативные значения) ЭТХ ВС ГА и рекомендации по конструктивному исполнению, обеспечивающие их эффективную техническую эксплуатацию, определены «Общими техническими требованиями к ЭТХ самолетов и вертолетов ГА (ОТТ ЭТХ ВС ГА)» [1], утвержденными авиапромом и ГА. Данные уровни установлены для типовых условий технической эксплуатации на основе обобщения ЭТХ эксплуатируемых отечественных и зарубежных типов ВС с учетом перспектив развития авиационной техники и ГА в целом.
Общие требования к типовым условиям технической эксплуатации определяют условия организации планирования и подготовки инженерно-авиационного обеспечения технической эксплуатации ВС в соответствии с действующими нормами и правилами и распространяются на все типы перспективных и эксплуатирующихся ВС, если техническими заданиями (ТЗ) и другой нормативной документацией на ВС не установлены иные требования.
Заданию в ТЗ подлежат следующие показатели, характеризующие типовые условия эксплуатации ВС и обеспечиваемые его Разработчиком:
- средняя продолжительность типового беспосадочного полета ВС;
- средний годовой налет на ВС;
- продолжительность подготовки ВС к повторному вылету.
Минимальный средний годовой налет, обеспечиваемый Системой ТОиР, для ВС нормируется в зависимости от средней продолжительности типового (беспосадочного) полета ВС (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Средняя продолжительность типового полета ВС, ![]() |
Средний годовой налет на ВС, ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
2500 3000
3500 4000
|
Продолжительность подготовки ВС к повторному вылету определяется технологическим графиком подготовки одиночного ВС, который включает все виды работ, предусмотренные регламентом технического обслуживания в технологической последовательности их выполнения на ВС после завершения полета и перед началом последующего полета в течение летного дня без перерыва в использовании ВС.
Окончанием полета считается момент полной остановки двигателя; окончанием подготовки к повторному вылету считается момент окончания запуска двигателей без учета задержек по причинам, связанным с организацией полетов.
Продолжительность подготовки ВС к повторному вылету устанавливается в зависимости от средней продолжительности беспосадочного полета и максимального числа пассажиров и массы груза (табл. 5.2).
Продолжительность подготовки вертолета к повторному вылету устанавливается в зависимости от максимальной грузоподъемности и потребности в дозаправке топлива (табл. 5.3).
В зависимости от заданной продолжительности подготовки ВС к повторному вылету в требованиях задается продолжительность замены некоторых основных изделий. Так, средняя оперативная продолжительность замены одного двигателя не должна превышать 4-кратной продолжительности подготовки к повторному вылету, установленной для ВС.
Таблица 5.2
Продолжительность беспосадочного полета, ч |
Число пассажиров (масса груза) |
Продолжительность подготовки к следующему вылету, мин. |
![]() |
До 100 чел. (до 5 т.) 101 - 200 чел. (5 - 10 т.) 201 чел. и более (свыше 10 т.)
|
25 30 40 |
![]() |
До 100 чел. (до 5 т.) 101 - 200 чел. (5 - 10 т.) 201 чел. и более (свыше 10 т.)
|
30 35 45 |
Таблица 5.3
Максимальная грузоподъемность |
Продолжительность подготовки к повторному вылету | |
с дозаправкой топливом |
без дозаправки топливом | |
до 5 т 0,5…2 т
свыше 2 т |
15 20 30 |
10 15 20 |
Средняя оперативная продолжительность замены любого колеса не должна превышать установленной продолжительности подготовки к повторному вылету ВС.
Значения вероятности восстановления работоспособного состояния (в заданное время) при устранении отказов и повреждений, препятствующих дальнейшей эксплуатации, должны быть не менее:
для самолетов – 0,9;
для вертолетов – 0,8.
Заданное время восстановления работоспособного состояния при подготовках ВС к повторному вылету определяется как продолжительность данной подготовки (из типовых условий эксплуатации) плюс международный норматив на задержку вылета, равный 5 мин. Заданное время восстановления работоспособного состояния в остальных случаях устанавливается равным продолжительности соответствующей формы ТО, определенной технологическим графиком.
Средняя продолжительность задержки отправлений в рейс по техническим причинам в связи с поиском и устранением отказа или повреждения, препятствующего вылету, не должна превышать установленной продолжительности подготовки к повторному вылету ВС.
Должна обеспечиваться эксплуатация ВС в пределах ресурса до списания без межремонтного ресурса с проведением контрольно-восстановительных работ, периодичность которых должна быть не менее 9-12 тыс. часов налета самолета или 3-4 тыс. часов налета вертолета.
Заданные значения минимальной величины ресурса до списания приведены в табл. 5.4.
Таблица 5.4
10 10 2014
1 стр.
10 10 2014
8 стр.
С целью снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации воздушных судов
12 10 2014
2 стр.
Ту-204, Ил-96 и др требует подготовки студентов с учетом нового оборудования, установленного на борту этих судов. Данное оборудование существенно отличается от радиосистем, использ
02 10 2014
6 стр.
Ю. 16 Статистика: Учебное пособие. Часть II. – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2003-42 с
10 10 2014
7 стр.
Авиация одна из самых технологически быстроразвивающихся отраслей. Важным фактором ее совершенствования является подготовка и переподготовка специалистов для летной эксплуатации, т
25 12 2014
1 стр.
Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 1999. 80 с
10 09 2014
6 стр.
С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей / К. Н. Булатбаева., Л. Б. Аскарова.,
12 09 2014
7 стр.