ГЛАВА 4
ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ВС
4.1. Содержание Системы технического обслуживания и ремонта
Техническое обслуживание и ремонт ВС занимает центральное место в технической эксплуатации (рис.4.1).
-
Техническая
эксплуатация
|

Техническая
эксплуатация в полете (летно-техническая
эксплуатация)
|
Техническое
обслуживание и ремонт (ТОиР)
|
Хранение,
транспортирование, списание
|
Рис. 4.1.Структура технической эксплуатации
ТОиР, как Система, представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев – составных частей: объекта ТОиР, производственно технической базы, средств ТОиР, инженерно-технического персонала, программы и эксплуатационно-технической документации (ЭТД) по ТОиР (рис. 4.2).
Совершенство Системы ТОиР определяется, прежде всего, тем, насколько четко и полно обеспечивается взаимосвязь и взаимодействие между всеми составными звеньями Системы, а также теснотой связи, которая с ее помощью обеспечивается между объективно существующими процессами повреждаемости элементов конструкции ВС (разрушительными процессами) при эксплуатации и процессами поддержания и восстановления их работоспособности. Чем теснее подобная связь, тем совершеннее Система ТОиР.
Рис. 4.2. Структура Системы ТОиР
Центральное место в Системе ТОиР занимает Программа ТОиР - основной документ, содержащий совокупность главных принципов и принятых Разработчиком решений по применению наиболее эффективных методов и режимов ТОиР, реализованных в конструкции объектов при проектировании и изготовлении и внесенных в эксплуатационную документацию с учетом заданных требований и условий использования ВС.
Программа отражает принятую стратегию ТОиР для ВС в целом, его функциональных Систем и изделий и выполняет роль цементирующего материала, соединяющего воедино для достижения поставленной цели все звенья Системы ТОиР: объект, базу, средства, персонал, документацию, а также инфраструктуру Системы ТОиР, включающую все виды обеспечения: материально-технического, информационного, организационного и нормативно- правового, кадрового, метрологического и др.
В свою очередь программа ТОиР отражает свойства объекта ТОиР.
Под объектом ТОиР понимаются изделия или их совокупность, характеризующиеся п о т р е б н о с т ь ю в проведении определенных работ по поддержанию (восстановлению) исправности или работоспособности в том или ином состоянии технической эксплуатации и п р и с п о с о б л е н н о с т ь ю к выполнению данных видов работ.
Потребность объекта ТОиР и его приспособленность к ТОиР определяются совокупностью эксплуатационно–технических характеристик (ЭТХ) конструкции объекта. Достигнутый при создании ВС уровень ЭТХ конструкции определяет содержание Программы ТОиР, ее прогрессивность и эффективность.
С ЭТХ объекта и Программой тесно связаны и другие составные части Системы ТОиР, а именно: инженерно-технический персонал; производственно-техническая база; средства ТОиР и ЭТД, поставляемая с ВС.
Система ТОиР строится на основе следующих принципов:
-
соблюдение строгой п л а н о в о с т и при проведении форм ТОиР;
-
своевременное п р е д у п р е ж д е н и е отказов функциональных Систем и их наиболее важных изделий;
-
обеспечение э к о н о м и ч н о с т и технической эксплуатации.
К Системе ТОиР предъявляются следующие основные требования:
1. Обеспечение надежности изделий и функциональных Систем и, прежде всего, таких свойств, как безотказность и долговечность. При выполнении данного требования вносится заметный вклад в решение проблемы более высокого иерархического уровня – «обеспечение безопасности полетов»;
2. Обеспечение потребной исправности парка ВС с учетом планов полетов и сезонности перевозок. Выполнение данного требования создает необходимые условия для успешного решения более крупной проблемы – «повышение эффективности использования ВС»;
3. Обеспечение требуемых уровней технической регулярности (надежности) вылетов ВС по расписанию. При выполнении данного требования вносится вклад в решение проблемы обеспечения регулярности полетов ВС;
4. Обеспечение требуемых уровней экономической эффективности ТОиР авиационной техники.
Выполнение этого требования позволяет внести определенный вклад решение проблемы обеспечения экономичности в целом эксплуатации ВС.
Перечисленные требования к Системе ТОиР противоречивы. Наиболее полное удовлетворение одного из них может отрицательно повлиять на уровень удовлетворения других требований. Так, безопасность полетов ВС в значительной мере определяется безотказностью работы функциональных Систем и изделий. Регулярность полетов, в свою очередь, определяется показателями исправности и готовности ВС к полетам. Экономичность эксплуатации во многом определяется затратами, необходимыми для проведения ТОиР ВС.
Экономичность эксплуатации ВС тесно связана с безопасностью и регулярностью полетов, которые требуют для своего обеспечения определенных затрат, возрастающих по мере усложнения конструкции авиационной техники. Задача заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае находить наилучшие решения в отношении удовлетворения всей совокупности требований к Системе ТОиР.
Место Системы ТОиР в объективно существующих процессах развития повреждений и отказов отдельно взятых элементов, изделий и функциональных Систем (ФС) и возможные последствия этих вовремя не устраненных повреждений и отказов схематично представлены на рис. 4.3.
Из рис. 4.3 следует, что Система ТОиР служит своего рода барьером на пути развития повреждений и отказов. Плановые профилактические операции ТО прерывают процессы дальнейшего развития многих повреждений, не давая им возможности беспрепятственно перерастать в опасные повреждения и затем в отказы.
Эффективность Системы ТОиР оценивается определенной совокупностью показателей, вытекающих из предъявляемых к Системе требований в отношении обеспечения: надежности изделий функциональных Систем; исправности парка ВС; регулярности вылетов по расписанию; экономичности ТОиР (табл. 4.1).
На обеспечение наилучших значений, перечисленных в табл. 4.1 показателей, а при необходимости так же и других, направляются усилия конструкторов-разработчиков новой авиационной техники и специалистов по ее технической эксплуатации.
Факторы, влияющие на изменение технического состояния ВС
|

Конструкторско- технологические
|
|
Э ксплуатационные
|
Изменение физико-химических процессов в материалах объектов эксплуатации
|
-
Износ, коррозия, усталость, старение
|

-
-
-
Инциденты, авиационные происшествия
|
Рис. 4.3. Место Системы ТОиР в процессах развития повреждений и отказов
Система ТОиР успешно функционирует и выполняет возложенные на нее требования при соблюдении определенных условий.
Условия функционирования Системы ТОиР можно разделить на внутренние и внешние. К первым относятся условия, которые входят в Систему либо в часть Системы, а ко вторым – условия, которые выходят за пределы Системы.
Внутренние условия определяются:
а) качеством функционирования в Системе каждой из ее составных частей, а именно: объекта ТОиР (предмета труда), ИТП (исполнителей), средств ТОиР (орудий труда), производственно-технической базы (условий производства);
б) теснотой взаимосвязи и полнотой соответствия друг другу всех составных частей, входящих в Систему ТОиР.
В данном случае:
-
качество функционирования объекта ТОиР определяется уровнем его эксплуатационно-технических характеристик;
-
качество функционирования Программы ТОиР – уровнем ее полноты, конкретности и прогрессивности;
О
Таблица 4.1
сновные показатели эффективности Системы ТОиР
Наименование показателя
|
Условное обозначение
|
Определение
|
1
|
2
|
3
|
Безотказность изделий ФС
Число отказов изделий ФС в полете на 1000 ч налета
|
К1000П
|
Отношение суммарного числа отказов изделий ФС в полете к налету в тыс. ч за определенный период эксплуатации
|
Число отказов изделий ФС, приведших к инцидентам, на 1000 ч налета
|
К1000И
|
Отношение суммарного числа отказов изделий ФС, приведших к инцидентам, к налету в тыс. ч за определенный период эксплуатации
|
Исправность парка
Коэффициент исправности
|
КИСПР
|
Отношение времени пребывания ВС в исправном состоянии к общему календарному фонду времени за определенный период эксплуатации
|
Удельная продолжительность ТОиР в цикле восстановления
|
КП.П
|
Отношение математического ожидания продолжительности ТОиР в ч в цикле восстановления за определенный период эксплуатации к налету за этот же период
|
Продолжение табл. 4.1
|
Удельная суммарная продолжительность ТОиР (с учетом простоев по техническим причинам)
|
КП
|
Отношение математического ожидания суммарной продолжительности ТОиР в ч (с учетом простоев по техническим причинам) за определенный период эксплуатации к налету ВС за этот же период
|
Регулярность вылетов по расписанию
Коэффициент регулярности вылетов (с учетом задержек по техническим причинам)
|
РТП
|
В
ероятность того, что вылет ВС не будет задержан сверх допустимого времени или отменяться по техническим причинам
|
Средняя продолжительность задержки вылетов по техническим причинам
|
_
tЗАД
|
Отношение суммарного времени задержек вылетов по техническим причинам к общему количеству задержек по тем же причинам за определенный период эксплуатации
|
Коэффициент готовности
|
КГ
|
Отношение суммарного налета ВС к сумме налета и продолжительности задержек вылетов по техническим причинам за определенный период эксплуатации
|
Экономичность ТОиР
Удельная суммарная трудоемкость
|
КТ
|
Отношение математического ожидания суммарной трудоемкости ТОиР в чел.-ч за определенный период эксплуатации к налету ВС за этот же период
|
Удельная суммарная стоимость ТОиР
|
СУД
|
Отношение математического ожидания суммарной стоимости ТОиР в рублях за определенный период эксплуатации к налету ВС за этот же период
|
Удельная суммарная стоимость запасных частей и материалов, потребных для проведения ТОиР
|
КЗ
|
Отношение математического ожидания суммарной стоимости запасных частей и материалов, потребных для ТОиР в рублях за определенный период эксплуатации, к налету ВС за этот же период
|
<предыдущая страница | следующая страница>