Тема 8. Театр Востока
Своеобразие театра Востока. Традиция как механизм передачи культуры на Востоке. Механизмы передачи культуры: 1. Система ученичества. 2. Передача священных текстов. 3. Канонические сочинения. 4. Ритуалы.
Синтез искусств в традиционной культуре. Миф и ритуал как истоки художественного творчества. Восточный театр как совокупность различных видов художественного творчества – слова, музыки, пения, танца, жеста, пантомимы, скульптурных и графических изображений.
Театр как модель мира в восточной культуре. Космологическая символика восточного театра. Сцена как модель мира. Протосцена в древних цивилизациях. Скиния (иврит), скене (Древняя Греция), мандапа (санскрит, хинди, бирманский). Сохранившиеся элементы протосцены в современных традиционных театрах Азии (Индия, Китай, Тибет, Бирма, некоторые страны юго-восточной Азии).
Происхождение театра на Востоке. Мифы о происхождении театра Индии, Китая, Японии, Бирмы, Таиланда, Индонезии. Ритуально-мифологические корни театра. Гипотеза о происхождении драматического театра из кукольного театра. Связь кукольного театра с культом предков и шаманскими ритуалами. Традиционное представление в странах Азии об актерах как о подражателях куклам.
Религиозно-философские направления в Индии и театр. Древнеиндийские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна». Ритуальные и фольклорно-зрелищные представления, связанные с религиозно-философскими течениями Индии и оказавшие влияние на становление и развитие её театра.
Древнеиндийский театральный трактат «Натьяшастра». Санскритская драма. Многообразие форм народного театра. Художественный язык индийского танца. Язык жестов – Мудра и язык поз – Карана. Индийский танец и храмовая скульптура (взаимодействие и взаимовлияние). Костюм, маска и грим в индийском театре (взаимосвязь с иконографией). Условность и символ в театре Индии.
Театр Юго-Восточной Азии. Влияние индийской культуры и театра на художественные традиции Юго-Восточной Азии. Театры Таиланда, Камбоджи, Бирмы. Теневые театры Индонезии. Бирма: театр живых актеров и театр марионеток. Деревянное зодчество Бирмы и театр. Камбоджа и Таиланд: многообразие театральных форм. Кхон и Лакон. Теневые театры Явы и Бали. Ваянг Кулит и Ваянг Пурво. Театр масок: актер в маске и актер в гриме. Связь современного театра с ритуалом. Общность художественно-театральных культур стран Юго-Восточной Азии.
Религиозно-идеологические системы Китая и театр. Традиционный театр Сицюй. Пекинская музыкальная драма. Региональные театральные жанры. Оформление театральной сцены. Роль графических изображений на театральной сцене. Древнекитайский философский трактат «Лицзи» – космос, музыка, ритуал. Китайская народная картина – лубок. Театральные мотивы в китайском лубке.
Театр Японии. Придворные и храмовые музыкально-хореографические представления Гагаку. Театр Но. Фарсы Кёгэн. Кукольный театр Дзёрури. Влияние сценической техники и музыкального оформления кукольного театра на формирование театра Кабуки. Китайское культурное воздействие на театр, изобразительное искусство и музыка Японии.
«Восток на Западе». Влияние художественно-театральной культуры Востока на современный западный театр и культуру. Традиции восточного театра в эстетике и театральной практике Вс. Мейерхольда. С. Эйзенштейн и художественно-театральная культура Японии и Китая. Влияние восточного театра и восточной культуры на эстетику и театральную практику Г. Крэга. М. Рейнхардт и театр Востока. Театр Востока и А. Арто. Влияние философии дзэн-буддизма на современный театр, живопись, музыку и литературу Запада.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по истории зарубежного драматического театра
Тема 1. Происхождение греческой трагедии.
1. Миф – почва и арсенал древнегреческой трагедии.
2. Структура трагедии (по Эсхилу)
3. Сравнительный анализ драматургии Эсхила, Софокла и Еврипид
Библиографический список
-
Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А. А. Аникст. – Москва, 1967.
-
Античный театр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://anti4teatr.ucoz.ru/
-
Аристотель. Поэтика / Аристотель // Собрание сочинений. В 4 т. Т.4. – Москва, 1984.
-
Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Бояджиев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009. – 420 с.
-
Головня, В. История античного театра / В. Головня. – Москва, 1972. В Интернете: https://www.sno.pro1.ru/lib/golovnja/index.htm.
-
Мокульский, С. С. Античный театр // История западноевропейского театра / С. С. Мокульский. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2011. – С. 15–78.
-
Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с.
Тема 2. Общая характеристика театра эпохи Возрождения.
1. Комедия дель арте: южная и северная группа масок, различия в спектакле.
2. Особенности испанского театра XVI–XVII вв.: организация театрального дела, исполнительское искусство актеров, декорационное искусство городского и придворного театров.
3. Английский театр времен У. Шекспира: организация театрального дела, театральная архитектура, исполнительское искусство актеров.
Библиографический список
-
Аникст, А. А. Театр эпохи Шекспира / А. А. Аникст. – Москва: Дрофа, 2006. – 288 с.
-
Аникст, А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет» / А. А. Аникст. – Москва, 1986.
-
Бояджиев, Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия / Г. Н. Бояджиев. – Ленинград, 1973.
-
Дживелегов, А. К. Итальянская народная комедия: Comedia dell arte / А. К. Дживелегов. – Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1962. – 288 с.
-
Дживелегов, А. К. Театр (Итальянский театр; Становление комедии дель арте; Маски комедии дель арте; Художественные средства комедии дель арте; Основные эстетические принципы комедии дель арте; Исторические судьбы комедии дель арте; Приложения) // Искусство итальянского Возрождения: учебное пособие / А. К. Дживелегов. – Москва: ГИТИС, 2007. – С. 11–322.
-
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с. В Интернете: https://www.ashtray.ru/main/texts/del_arte.htm.
-
История западноевропейского театра. В 8 т. Т. 1 / под ред. С. С. Мокульского. – Москва: Искусство, 1956. В Интернете: https://biletset.ru/istoriya-zapodnoevropeyskogo-teatra
-
История зарубежного театра: учебник. – Санкт-Петербург: Искусство, 2005. – 576 с. – (Academia XXI).
-
Комедия дель Арте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dpholding.ru/dosie/?action=dosie&id;=116&pid;=33
-
Мир Шекспира: электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://world-shake.ru/ru/about/
-
Мокульский, С. С. Театр эпохи Возрождения // История западноевропейского театра / С. С. Мокульский. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2011. – С. 136–318.
-
Молодцова, М. М. Некоторые историко-критические суждения театроведов XX века о комедии дель арте // Театрон. – 2010. – № 1. – С. 21–43.
-
Силюнас, В. Испанский театр XVI–XVII веков / В. Силюнас. – Москва: РИК «Культура», 1995.
-
Смоленская, Галина. Филипп Хенсло – первый театральный антрепренер // Иностранная литература. – 2011. – № 3. – С. 15–25. В Интернете: https://magazines.russ.ru/inostran/2011/3/sm3-pr.html.
-
Средние века и Возрождение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://svr-lit.niv.ru.
-
Театр комедии дель арте: блог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://greinsland.ru/blog/321.html.
-
Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с.
-
Шекспир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.stratford.ru/
Тема 3. Театр эпохи Просвещения
1. Эстетические теории европейского Просвещения.
2. Европейская комедия нравов в XVIII веке: комедия в Англии эпохи Реставрации, сентиментальная комедия в Англии; комедия во Франции и Германии (творчество О. Голдсмита, Р. Шеридана, К. Гольдони, П. Бомарше, Г.Э. Лессинга).
3. Эволюция актерского искусства в XVIII в. в его различных национальных вариантах. Теории актерского искусства в XVIII в. (Д. Дидро, М.Ф.Вольтер, Г.Э. Лессинг).
Библиографический список
-
Аникст, А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А. А. Аникст. – Москва, 1967.
-
Бушуева,С. К. Гольдони в России / С. К. Бушуева. – Санкт-Петербург, 1993.
-
Дидро, Д. Парадокс об актере / Д. Дидро // Эстетика и литературная критика. – Москва, 1980.
-
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с.
-
Кагарлицкий, Ю. И. Театр на века / Ю.И. Кагарлицкий. – Москва, 1987.
-
Лессинг, Г.-Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии / Г.-Э. Лессинг. – Москва, 1957.
-
Минц, Н. В. Дэвид Гаррик и театр его времени / Н. В. Минц. – Москва, 1977.
-
Мокульский, С. С. Театр эпохи Просвещения // История западноевропейского театра / С. С. Мокульский. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2011. – С. 319–706.
-
Молодцова, М. М. Карло Гольдони. Очерк творчества: учеб. пособие / М. Молодцова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 208 с.
-
Писатели Франции: сборник статей / составитель Е. Эткинд. – Москва, 1964. В Интернете: https://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pisateli-francii/index.htm.
-
Театр эпохи Просвещения: спецвыпуск газеты «Искусство». – 2011. – № 4. В Интернете: https://art.1september.ru/index.php?year=2011#=04.
-
Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с.
-
Шервин, О. Шеридан / О. Шервин. – Москва: Искусство, 1978.
Тема 4. Европейский театр на рубеже XIX-XX веков.
1.Драматургия Скандинавских стран – Г. Ибсен, А. Стриндберг.
2.Театральная теория Э. Золя.
3.Свободный театр А. Антуана. Сценическая реформа А. Антуана.
4.Европейский символизм и творчество Э. Г. Крэга.
Библиографический список
-
Актер Ирвинг о драматическом театре. – Москва, 1988.
-
Бачелис, Т. И. Шекспир и Крэг / Т. И. Бачелис. – Москва, 1983.
-
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с.
-
Золя, Э. Натурализм в театре / Э. Золя // Собрание сочинений. В 26 т. Т.5. - Москва, 1966.
-
Кугель, А. Р. Театральные портреты / А. Р. Кугель. – Москва, 1967.
-
Минц, Н. В. Театральные коллекции Франции / Н. В. Минц. – Москва, 1989.
-
Образцова, А. Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX–XX веков / А. Г. Образцова. – Москва, 1984.
-
Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с.
-
Шкунаева, И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней / И. Д. Шкунаева. – Москва, 1973.
-
Шоу, Б. О драме и театре / Б. Шоу. – Москва,1963.
Тема 5. Театр США и Западной Европы в первой половине XX века.
1.Основные тенденции французской драматургии первой половины ХХ века.
2. Деятельность театрального объединения «Картель».
3. Драматургия Англии в первой половине ХХ века.
4. Экспрессионизм в немецком театре.
5. Театральная деятельность Б. Брехта.
6. Л. Пиранделло и его театральная концепция.
7. Основные этапы становления театра США в ХХ веке.
Библиографический список
-
Барро, Ж.-Л. Воспоминания для будущего / Ж.-Л. Барро. – Москва, 1979.
-
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с.
-
Зингерман, Б. И. Очерки истории драмы ХХ века / Б. И. Зингерман. – Москва, 1979.
-
Как всегда об авангарде: антология французского театрального авангарда. – Москва, 1992.
-
Коренева, М. Творчество Юджина О`Нила и пути американской драмы / М. Коренева. – Москва, 1990.
-
Марешаль, М. Путь театра / М. Марешаль. – Москва, 1982.
-
Молодцова, М. М. Луиджи Пиранделло / М. М. Молодцова. – Ленинград, 1982.
-
Фрадкин, И. М. Бертольд Брехт: Путь и метод / И. М. Фрадкин. – Москва, 1965.
-
Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с.
-
Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литератураю Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л. Ришар; науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачева; пер. с фр. – Москва: Республика, 2003. – С. 263–298.
Контрольные вопросы
по разделу «Основы теории искусства театра»
-
Виды искусства в художественной культуре (проблемы классификации искусств).
-
Театр как синтез искусств.
-
Происхождение театра.
-
Драматический театр.
-
Драматургия – основа театрального искусства.
-
Музыкальный театр (опера, оперетта, мюзикл, танцевальный театр).
-
Театр пантомимы.
-
Кукольный театр.
-
Театр малых форм.
-
Сценография как вид художественного творчества.
-
Репертуарный театр. Антреприза.
-
Театральные премии.
-
Театральные фестивали.
Контрольные вопросы
по истории зарубежного драматического театра
Раздел «Античный театр»
-
Театр Древней Греции: истоки, сцена, актеры. Устройство и характер театральных представлений.
-
Древнегреческая трагедия: Эсхил, Софокл, Эврипид.
-
Комедии Аристофана, Менандра.
-
Театр Древнего Рима: официальный театр и ателлана. Сцена, актеры и характер официальных театральных представлений.
-
Драматургия Плавта и Теренция.
-
Трагедия Сенеки. «Федра», «Медея».
Раздел «Средневековый театр»
-
Жанры средневекового церковного театра: мистерия, миракль, моралите, фарс.
-
Светский театр средних веков. Своеобразие театральной культуры гистрионов, трубадуров, труверов, вагантов, шпильманов, менестрелей, жонглеров. Театр Адама де ла Аля.
-
Способы постановок театральных действ в средние века.
Раздел «Театр эпохи Возрождения и Нового времени (XVII век)»
-
Общая характеристика искусства эпохи Возрождения. Основные этапы развития театрального искусства эпохи Возрождения.
-
Итальянский театр эпохи Возрождения: театр эрудитов (ученая комедия, трагедия, пастораль) и комедия дель арте.
-
Маски комедии дель арте. Актерское искусство (амплуа, импровизации, дзибальдоне).
-
Архитектура театральных зданий и новаторство в декорационном искусстве в Италии эпохи Возрождения.
-
Испанский театр Эпохи Возрождения: устройство театральных представлений, структура комедии.
-
Лопе де Вега и театр.
-
Драматургия Тирсо де Молины.
-
Драматургия Педро Кальдерона.
-
Английский театр эпохи Возрождения: театральные здания, сцена, актеры.
-
Кристофер Марло – бурный гений Возрождения.
-
Драматургия У. Шекспира, особенности творческой манеры.
-
Французский театр периода классицизма. Характеристика эстетики классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало.
-
Драматургия П. Корнеля.
-
Драматургия Ж. Расина
-
Драматургия Ж.-Б. Мольера. Высокая комедия.
Раздел «Театр эпохи Просвещения (XVIII век)»
-
Характеристика эпохи Просвещения в странах Западной Европы.
-
Просвещение во Франции: Вольтер, Дидро, Бомарше.
-
Английский театр эпохи Просвещения. Творческая деятельность Д. Гаррика.
-
Р.-Б. Шеридан и театр.
-
Эпоха Просвещения: Германия. Г.Э. Лессинг и театр. («Мина фон Барнхольм», «Эмилия Галотти»).
-
И.В. Гете и театр («Гец фон Берлихенген», «Фауст»).
-
Драматургия и театральная деятельность Ф. Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь», «Мария Стюарт», «Дон Карлос», «Рюи Блаз»).
-
Актерское искусство Германии XVIII века. Режиссерская и актерская деятельность Ф.Л. Шредера.
Раздел «Театр конца XVIII в. – 70-х годов XIX века»
-
Творчество Ф.-Ж. Тальма.
-
П. Мериме и театр. («Театр Клары Гасуль», «Жакерия»)
-
Творчество В. Гюго, манифест романтизма. (Предисловие к «Кромвелю»)
-
Творчество А. де Мюссе («Лорензаччо», «Любовью не шутят»).
-
Драматургия А. Дюма-отца («Антонии», «Нельская башня»).
-
Хорошо сделанная пьеса и мелодрама начала XIX века. Э. Скриб («Стакан воды»), А.де Виньи («Чаттертон»), В. Дюканж («З0 лет или жизнь игрока»).
-
Реалиcтическое направление в драматургии: О. де Бальзак («Делец», «Мачеха»)
-
Актерское искусство: Пьер Бокаж, Мари Дорваль, Фредерик Леметр, Элиза Рашель.
-
Дж. Гордон Байрон и театр.
-
Актерское искусство: Дж. Кемпбел, Эдмунд Кин.
-
Эволюция романтического театра Германии: Г. фон Клейст, Л. Тик, Г. Бюхнер
-
Актерское искусство Германии: И. Флекк, Л. Девриент, К. Зейдельман
-
Актерское искусство Италии: Т. Сальвинии, Э. Росси, Э. Дузе.
-
Неоромантизм во французской драме. Э. Ростан («Сирано де Бержерак», «Орленок»)
-
Драматургия Оскара Уайльда.
-
Актерское искусство Франции: С. Бернар, Ж. Муне –Сюлли.
Раздел «Театр Европы и США в период с 1871 года по 1918 год»
-
Натурализм как направление в искусстве второй половины XIX века.
-
Свободные театры Европы. Творчество А. Антуана, О. Брама, М. Рейнгардта
-
Творчество Бернарда Шоу.
-
Эволюция творчества М. Метерлинка.
-
Драматургия Г. Ибсена.
-
А. Стриндберг и театр.
-
Эволюция творчества Г. Гауптмана.
-
Сценическое искусства США первой половины XX века: театры «Провинстаун», «Гилд», «Груп».
-
Бродвейские и внебродвейские (off Broadway) спектакли во второй половине XX века.
Раздел «Основные направления театра ХХ – XXI веков»
-
Драматургия Ж. Ануя. Этапы творчества.
-
Драматургия Западной Европы и США конца XX–начала XXI века.
-
Драматургия М. Фриша: «Опять они поют»; «Дон Жуан или любовь к геометрии».
-
Драматургия С. Моэма и Дж. Пристли.
-
Драматургия Ф. Г Лорки. Театр «Ла Барака».
-
Драматургия Ф. Дюрренматта: «Визит старой дамы»; «Физики».
-
Драматургия Юджина О`Нила.
-
Новаторство драматургии Т. Уильямса («Стеклянный зверинец», «Трамвай «Желание»); А. Миллер («Смерть коммивояжера», «После грехопадения»); Э. Олби («Не боюсь Вирджинии Вулф», «Все в саду»).
-
Особенности сценографии и актерского искусства в театре экспрессионизма. Режиссеры-экспрессионисты – Л. Йеснер, К. Мартин,
-
Режиссура Западной Европы и США конца XX – начала XXI века.
-
Сценическое искусство Англии второй половины XX века. Творчество П. Брука.
-
Сценическое искусство Великобритании в первой половине XX века: репертуар театров, режиссеры, актерское искусство (Б. Джексон, Ф. Комиссаржевский, Э. Эванс, С. Торндайк, Дж. Гилгуд, Л. Оливье).
-
Театр «Комедии Франсез» в первой половине XX века: репертуар, режиссура, актерское искусство.
-
Театр абсурда. Драматургия С. Беккета, Э. Ионеско, Г. Пинтера, Ж. Жене, А. Копита, С. Мрожека.
-
Театр для людей Джорджо Стрелера. («Пикколо Театро», спектакли, режиссерская эстетика, стиль).
-
Театр улиц Франции, английский «фриндж» во второй половине XX века.
-
Театральный авангард Франции первой половины XX века. Сюрреализм как эстетическое течение. Основные постулаты «Театра Жестокости» А. Арто.
-
Театры Бродвея в начале XX века.
-
Тенденции развития зарубежного театра конца XX– началаXXI века.
-
Французская драматургия первой половины XX века. Творчество А. Салакру, Ж. Кокто, Ж. Жироду.
-
Характеристика экспрессионизма как театрального течения. Немецкая драматургия экспрессионизма: Э. Толлер, Г. Кайзер.
-
Экзистенциальная драма: Ж-П Сартр, А. Камю.
-
Эпический театр Б. Брехта. Драматургия Брехта, этапы творчества.
-
Эстетические взгляды и практическая деятельность участников театрального объединения «Картель»
Раздел «Театр Востока»
-
Древнеиндийский памятник «Натьяшастра» («Трактат об искусстве актёра).
-
Символ и мастерство. Сцена и актёр в китайском театре.
-
Пекинская музыкальная драма (пекинская опера) – цзинси.
-
Японский театр Но.
-
Японский кукольный театр Бунраку.
-
Японский театр Кабуки.
Список пьес
Античный театр
Аристофан. Всадники. Мир. Лягушки. Лисистрата. (по выбору).
Еврипид. Медея. Ипполит. Ифигения в Авлиде.
Менандр. Брюзга.
Софокл. Антигона. Царь Эдип.
Эсхил. Персы. Орестея.
Театр эпохи Возрождения и театр классицизма (XVI – XVII вв.)
Кальдерон П. Жизнь есть сон. Стойкий принц. Дама-невидимка.
Корнель П. Сид.
Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна. Собака на сене. Валенсианская вдова. Звезда Севильи
Мольер Ж.Б. Смешные жеманницы. Версальский экспромт. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп. Мещанин во дворянстве. Плутни Скапена.
Расин Ж. Андромаха. Федра.
Тирсо де Молина. Севильский озорник. Дон Хиль зеленые штаны.
Шекспир У. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет. Ричард III. Генрих IV. Укрощение строптивой. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Двенадцатая ночь. Буря. Зимняя сказка.
Театр эпохи Просвещения XVIII века
Бомарше П.О. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро. Преступная мать.
Гольдони К. Слуга двух господ. Трактирщица. Кьодженские перепалки.
Гоцци К. Любовь к трем апельсинам. Турандот. Зеленая птичка. Ворон. Женщина-змея.
Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Дон Карлос. Мария Стюарт.
Театр периода от Великой Французской революции до 1871 г.
Байрон Д.Г. Марино Фальеро. Каин. Манфред.
Клейст Г. Разбитый кувшин. Принц Гомбургский.
Мюссе де А. Прихоти Марианны. Любовью не шутят. Лорензаччо.
Скриб Э. Стакан воды. Товарищество, или Лестница славы.
Тик Л. Кот в сапогах.
Театр на рубеже XIX–XX веков (1871 – 1917 годов)
Гауптман Г. Перед заходом солнца.
Дюма-сын А. Дама с камелиями.
Ибсен Г. Пер Гюнт. Кукольный дом. Пер Гюнт. Привидения. Гедда Габлер.
Метерлинк М. Синяя птица.
Ростан Э. Сирано де Бержерак. Принцесса Греза. Романтики.
Стриндберг Ю-А. Отец. Фрекен Жюли. Игра снов.
Уайльд О. Идеальный муж. Саломея. Как важно быть серьезным. Веер леди Уиндермир.
Шоу Б. Дома вдовца. Профессия миссис Уоррен. Цезарь и Клеопатра. Пигмалион. Святая Иоанна. Дом, где разбиваются сердца.
Театр XX-ХXI века
Ануй Ж. Евридика. Антигона. Жаворонок. Дикарка.
Беккет С. В ожидании Годо. Театр II. Последняя лента Крэппа. Счастливые дни.
Брехт Б. Трехгрошовая опера. Мамаша Кураж и ее дети. Карьера Артуро Уи.
Дюрренматт Ф. Визит старой дамы. Физики.
Жене Ж. Ширмы. Служанки.
Жироду Ж. Троянской войны не будет. Безумная из Шайо.
Ионеско Ж. Носорог. Лысая певица. Стулья. Король умирает.
Камю А. Калигула. Недоразумение.
Кокто Ж. Человеческий голос. Священные чудовища.
Лорка Г. Дом Бернанды Альбы. Чудесная башмачница. Кровавая свадьба.
Мак-Донах М. Череп из Коннемары. Калека с острова Инешмаа.
О`Нил Ю. Анна Кристи. Любовь под вязами. Косматая обезьяна.
Пиранделло Л. Лиола. Шесть персонажей в поисках автора. Генрих IV.
Сартр Ж. П. Мухи. Мертвые без погребения. За закрытыми дверями.
Стоппард Т. Розенкранц и Гильдерстен мертвы. Аркадия. Берег утопии.
Уайлдер Т. Наш городок. Сваха.
Уильямс Т. Стеклянный зверинец. Трамвай «Желание» Орфей спускается в ад. Кошка на раскаленной крыше. Ночь игуаны.
Шмидт Э.- Э. Оскар и Розовая Дама.
Темы
контрольных работ по истории зарубежного драматического театра
Античный театр – театр эпохи Просвещения
-
Сравнительный анализ драматургии трех величайших поэтов древней Греции – Эсхила, Софокла, Эврипида.
-
Анализ комедии Аристофана «Лягушки»
-
Сценическое искусство Древней Греции. Актеры, костюмы, сценическая техника.
-
Мифы – почва и арсенал древнегреческой драматургии. (трагедии)
-
Отличие устройства древнеримского театра от древнегреческого.
-
Комедия паллиата. Пьесы Плавта и Теренция.
-
Римский театр Императорской эпохи. Трагедии Луция Аннея Сенеки.
-
Театр гуманистов (эрудитов).Ученая комедия, трагедия, пастораль.
-
Комедия дель арте и ее особенности.
-
Сравнительный анализ творческого метода великих испанских комедиографов – Лопе де Вега, Тирсо де Молины. Педро Кальдерона.
-
Фантастический (сказочный) период в драматургии В. Шекспира.
-
Сценическое искусство Англии эпохи Возрождения.
-
Декорационное искусство Италии эпохи Возрождения.
-
Сценическое искусство французского классицизма. Школа Расина, школа Мольера.
-
Драматургия П.О. Бомарше.
-
Вольтер и театр.
-
Дэвид Гаррик – реформатор английского театра эпохи просвещения.
-
Драматургия Г.Э. Лессинга.
Темы
контрольных работ по истории зарубежного драматического театра
конца XVIII века – начала XX века
-
Английская драматургия романтизма. Байрон, Шелли.
-
Драматургия Генриха фон Клейста.
-
Оноре де Бальзак и театр.
-
Творчество Андре Антуана.
-
Театральная деятельность Макса Рейнгардта.
-
Эдвард Гордон Крэг – художник, режиссер и теоретик театра. .
-
Драматургия Генрика Ибсена – предтечи новой драмы.
-
Символизм. Драматургия Мориса Метерлинка.
-
Великие английские актеры Эллен Терри, Генри Ирвинг, Эдит Эванс.
Темы
для контрольных работ по истории зарубежного драматического театра
ХХ – ХХI веков
-
Режиссура Западной Европы в конце XX – начале ХХI веков
-
Театр Жестокости.
-
Творчество Ежи Гротовского.
-
Джорджо Стрелер и «Пикколо театро ди Милано».
-
Драматургия Абсурда.
-
Эпический театр Б. Брехта. Сценическая история драматургии Брехта в Европе 40–80-х годов ХХ века.
-
Театр США на рубеже XX–XXI веков.
-
Современная зарубежная драматургия.
-
Тенденции современного мирового театра.
-
Театр танца.
Темы докладов
по истории зарубежного драматического театра
-
Менандр, тематика его комедий.
-
Светская драматургия трувера Адама де ла Аля, «Игра в беседке».
-
Актер Анджело Беолько – первый Дзанни.
-
Первые актрисы итальянского театра эпохи Возрождения: Лопе де Руэда – создатель национального театра Испании в эпоху Возрождения.
-
Женские образы в драматургии Лопе де Вега.
-
Дон Хуан Тенорио из «Севильского озорника» Тирсо де Молины – новый герой испанского барокко.
-
Педро Кальдерон де ла Барка – великий драматург позднего Возрождения Испании.
-
Кристофер Марло – «бурный гений Возрождения», драматург периода подъема Англиив XVI века.
-
Пьер Корнель – драматург-новатор и теоретик театра.
-
Жан Расин как создатель любовно-психологической трагедии классицизма. Мольеровская и расиновская актерские школы.
-
Жан Батист Мольер и его «Версальский экспромт».
-
Шекспировские роли. Дэвида Гаррика.
-
Франсуа Мари Вольтер и театр.
-
Дени Дидро как драматург и теоретик театрального искусства.
-
Пьер Огюстен Бомарше и его великая трилогия о Фигаро.
-
Великие трагические актеры Франции XVIII века: Барон, Дюкло, Лекуврер,
-
Белькур, Дюмениль, Клерон, Лекен.
-
Карло Гольдони – реформатор итальянского театра.
-
Карло Гоцци – великий поэт-сказочник.
-
Театральная деятельность Готгольда-Эфраима Лессинга.
-
И.Ф. Шиллер – великий драматург.
-
И.В. Гете как режиссер и директор театра.
-
Эдмунд Кин реформатор английского исполнительского искусства XIX века.
-
Бенуа-Констан Коклен (старший) – актер и теоретик театра.
-
Эрнесто Росси и Томмазо Сальвини – великие трагики-гастролеры XIX века.
-
Эмиль Золя и натурализм в театре.
-
Андрэ Антуан – создатель Свободного театра.
-
Жак Копо и Театр Старой Голубятни.
-
Генрик Ибсен – предтеча «новой драмы».
-
Август Стриндберг и его Интимный театр.
-
Театр герцога Мейнингенского.
-
Театральное творчество Макса Рейнгардта.
-
Генри Ирвинг и Эллен Терри – выдающиеся актеры викторианской эпохи Англии.
-
Сара Бернар – творческий путь.
-
Бернард Шоу- мастер интеллектуального парадокса.
-
Гордон Крэг и символистский театр.
-
Луиджи Пиранделло и новая драма.
-
Шарль Дюллен: актер, режиссер, педагог.
-
Гастон Бати – поиски театральности.
-
Луи Жуве – художник и театральный реформатор.
-
Жорж и Людмила Питоевы – творческое содружество.
-
Юджин О`Нил – создатель подлинно национальной американской драматургии.
-
Теннеси Уильямс и его теория «пластического театра».
-
Бертольд Брехт: драматург, режиссер, теоретик театра.
-
Джон Гилгуд – мастер утонченного психологизма шекспировского театра в ХХ веке.
-
Тенденции развития западноевропейского театра XXI .
Темы
рефератов по современному зарубежному драматическому театру
-
Режиссура и творческий путь Роберта Уилсона.
-
Влияние музыки на режиссуру Кристофера Марталера.
-
Тадаши (Тадаси) Судзуки.
-
Роберт Брустин.
-
Ариана Мнушкина и Театр Солнца. Этапы творчества .
-
Постановки Деклана Доннеллан в Москве.
-
Театр Зингаро и Бартабас.
-
Творческая деятельность Феруччо Солери.
-
Хореография и режиссура в спектаклях Жозефа Наджа.
-
Театр танца Пины Бауш.
-
Творческий путь режиссера Люка Бонди.
-
Режиссерсая эстетика Томаса Остермайер.
-
Театральные провокации Франка Касторфа.
-
Режиссерская деятельность Кристиана Люпы.
-
Творческая деятельность Томаса Алана Плателя.
-
Патрис Шеро и французский театр XX века.
Библиографический список
Энциклопедические и справочные издания
-
Барба, Э. Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя / Эудженио Барба, Никола Саварезе; пер. с фр. – Москва: Изд-во «Артист. Режиссер. Театр», 2010. – 320 с.: ил.
-
Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. –Москва: БММ, 1999. – 592 с.
-
Пави, П. Театральный словарь / П. Пави. – Москва, 2003.
-
Приглашение в театр [Электронный ресурс] / – 1 электрон. опт. диск. –
-
Театр : энциклопедия. – Москва: Олма-Пресс, 2002. – 320 с.
-
Театр [Электронный ресурс]: энциклопедия. Т. 2. Опера. – Москва: ООО «Кордис & Медиа», 2006. – 1 электрон. опт. диск.
-
Театр [Электронный ресурс]: энциклопедия. Т. 3. Драма (Драматический театр). – Москва: ООО «Кордис & Медиа», 2006. – 1 электрон. опт. диск.
-
Театральная энциклопедия. В 5 т. – Москва, 1961 – 1965.
Основная литература
-
Анарина, Н. Г. История японского театра: учеб. пособие / Н. Г. Анарина. – Москва: Наталис, 2008. – 336 с.
-
Аникст, А. А. Театр эпохи Шекспира / А. А. Аникст. – Москва: Дрофа, 2006. – 288 с. – (Высшее образование).
-
Бояджиев, Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Бояджиев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2009. – 420 с.
-
Дживелегов, А. К. Театр (Итальянский театр; Становление комедии дель арте; Маски комедии дель арте; Художественные средства комедии дель арте; Основные эстетические принципы комедии дель арте; Исторические судьбы комедии дель арте; Приложения) // Искусство итальянского Возрождения: учебное пособие / А. К. Дживелегов. – Москва: ГИТИС, 2007. – С. 11–322.
-
Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с.
-
История зарубежного театра: учебник.– Санкт-Петербург: Искусство, 2005. – 576 с. – (Academia XXI).
-
Мокульский, С. С. История западноевропейского театра / С. С. Мокульский. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2011. – 720 с.
-
Хрестоматия по истории зарубежного театра: учеб. пособие / под ред. Л. И. Гительмана. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГАТИ, 2007. – 640 с.
Дополнительная литература
-
Анисимов, Г. П. Лабиринты музыкального театра ХХ века / Г. П. Анисимов. – Москва: Российская академия театрального искусства: ГИТИС, 2006. – 183 с.
-
Барбой, Ю. М. К теории театра / Ю. Барбой. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАТИ, 2009. – 240 с.
-
Беккет, С. Осколки. – Москва : Текст, 2009.
-
Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. В 2 кн. Кн. 1. От истоков до середины XX века / В. И. Березкин. – Москва: Едиториал УРСС, 1997. – 544 с.
-
Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 2. Вторая половина ХХ века. В зеркале Пражских Квадриеннале 1967–1999 годов / В. И. Березкин. – Москва: Едиториал УРСС, 2001. – 808 с.
-
Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 3. Мастера XVI - XX вв. / В. И. Березкин. – Москва: Едиториал УРСС, 2002. – 296 с.
-
Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 4. Театр художника. Истоки и начала / В. И. Березкин. – Москва: КомКнига, 2006. – 232 с.
-
Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 5. Театр художника. Мастера / В. И. Березкин. – Москва: КомКнига, 2006. – 600 с.
-
Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 10. Сценографы России: Эдуард Кочергин, Игорь Попов, Олег Шейнцис / В. И. Березкин. – Москва: КРАСАНД, 2011. – 496 с.
-
Булгакова, О. Феномен Мартина Мак-Донаха // Современная драматургия. – 2011. – № 2. – С. 210–215. – № 3.
-
Бурыкина, А. П. Религии Японии в театре Но / А. В. Бурыкина // Человек. – 2011. – № 2. – С. 152–165.
-
Гилилов, И. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого Феникса / И. Гилилов. – Москва: Режиссер. Актер. Театр, 1996.
-
Гришелева, Л. Д. Театр современной Японии / Л. Д. Гришелева. – Москва: Искусство, 1977. – 237 с.: ил.
-
Дживелегов, А. К. Итальянская народная комедия: Comedia dell arte / А. К. Дживелегов. – Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1962. – 288 с.
-
Жаманова, А. А. Семь смертных грехов Юджина О’Нила. Предвосхищение театра абсурда // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – Москва: ГИТИС, 2011. – Вып. 1. – С. 62–77.
-
Зинцов, Олег. Тела и границы. Европейский театр: физиология [Электронный ресурс] // Искусство кино. – 2007. – № 3. – Режим доступа: https://www.kinoart.ru/magazine/03-2007/review/fis0703/.
-
Искусство режиссуры за рубежом: первая половина XX века: хрестоматия: учеб. пособие для вузов. – СПб.: Изд-во СПб ГАТИ; Изд-во Чистый лист, 2004. – 320 с.
-
Искусство режиссуры. XX век: антология. – Москва: АРТ, 2008. –768 с.
-
Лапкина, Г. А. Современные концепции сценического пространства // Театрон. – 2010. – № 1. – С. 66–69.
-
Максимов, В. Век Антонена Арто: авторский сб. / В. Максимов. – Москва: Лики России, 2005. – 400 с.
-
Молодцова, М. М. Некоторые историко-критические суждения театроведов XX века о комедии дель арте // Театрон. – 2010. – № 1. – С. 21–43.
-
Монгредьен, Жорж. Повседневная жизнь комедиантов во времена Мольера / Жорож Монгредьен. – Москва: Молодая гвардия, 2008. – 304 с. – (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
-
Никитин, В. Ю. К вопросу о стилевых определениях современной хореографии // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – Москва: ГИТИС, 2010. – Вып. 3. – С. 66–82.
-
Новарина, Валер. Жертвующий актер / перевод с французского Екатерины Дмитриевой //Новое литературное обозрение. – 2005. –№ 73. – Режим доступа: https://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/no31-pr.html.
-
Пронина, А. А. Образ художника и тема творчества в пьесах Теннеси Уильямса // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – Москва: ГИТИС, 2004. – Вып. 1. – С. 43–63.
-
Проскурникова, Т. Б. Театр Франции. Судьбы и образы / Т. Б. Проскурникова. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. – 472 с. – (Gallicinium).
-
Сапонов, М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы / М. А. Сапонов. – Москва: Классика-XXI, 2004. – 400 с.: ил.
-
Серова, С. А. Китайский театр – эстетический образ мира / С. А. Серова. – Москва: Восточная литература, 2005. – 176 с.
-
Синьорелли, Ольга. Элеонора Дузе / Ольга Синьорелли; пер. с итал.А. С. Короткова; послесл. и прмеч. С. М. Грищенко. – Москва: Искусство, 1975. – 168 с.: ил.
-
Стрелер, Джорджо. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные и осуществленные / Джорджо Стрелер; пер. с итал. и коммент. С. Бушуевой. – Москва: Радуга, 1984. – 310 с.
-
Театр как социологический феномен. – Москва: Алетейя, 2009. – 520 с. – (Социология и экономика искусства. Научное наследие).
-
Трубочкин, Д. В. «Все в порядке! Старец пляшет…»: Римская комедия плаща в действии / Д. В. Трубочкин. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2005. – 424 с.: ил.
-
Финкельштейн, Е. Л. Фредерик Леметр / Е. Л. Финкельштейн. – Ленинград: Искусство, 1968. – 254 с.: ил.
-
Хайбуллина, А. Б. Театр викторианской эпохи. «Гамлет» и «Макбет» Генри Ирвинга // // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – Москва: ГИТИС, 2010. – Вып. 3. – С. 9–27.
-
Хамаза, Екатерина. Французский театр. От Средневековья к Новому времени / Екатерина Хамаза. – Санкт-ПетербургАлетейя, 2003. – 144 с. – (Gallicinium).
-
Шахматова, Е. В. Транскультурный диалог европейского модерна и японского традиционного театра в начале XX века // Обсерватория культуры. – 2010. – № 4. – С. 133–137.
-
Шеметова, М. Н. Искусство театра // Основы теории художественной культуры / под общ. ред. Л. М. Мосоловой. – Санкт-Петербург: Лань, 2001. – С. 166–190.
-
Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература. Комедия / В. Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2002. – 256 с. – (Античное наследие).
-
Ярхо, В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия / В. Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2002. – 256 с. – (Античное наследие).
-
Ярхо, В. Н. Менандр. У истоков европейской комедии. / В.Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2004. – 448 с.
-
Ярхо, В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В.Н. Ярхо. – Москва: Лабиринт, 2004. – 360 с.
Электронные ресурсы удаленного доступа
-
Античный театр. – Режим доступа: https://anti4teatr.ucoz.ru/
-
История: Кино. Театр. – Режим доступа: https://kinohistory.com/index.php
-
Каталог: Театр и театральное искусство. – Режим доступа: https://www.art-world-theatre.ru/
-
Планета театра: [новости театральной жизни России]. – Режим доступа: https://www.theatreplanet.ru/articles/
-
Театральная библиотека : пьесы, книги, статьи, драматургия. – Режим доступа: https://biblioteka.teatr-obraz.ru/
-
Театральная Энциклопедия. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
-
Театральная энциклопедия. – Режим доступа: https://www.theatre-enc.ru/
-
Театры народов мира. – Режим доступа: https://teatry-narodov-mira.ru/
-
Энциклопедия: Музыка. Театр. Кино. – Режим доступа: https://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm
Часть III. История русского драматического театра
<предыдущая страница | следующая страница>