Перейти на главную страницу
Ритуальные действа первобытного общества, обряды и обрядовые празднества, связанные с языческой религией, скоморошьи игрища. Возникновение устной народной драмы (приблизительно XVI в.). Драмы: «Лодка», о «Царе Максимилиане», о «Царе Ироде», комедия о «Петрушке». Церковные театрализованные «действа» – «Пещное действо». Гонения на скоморохов как хранителей остатков язычества со стороны ортодоксальной церкви в XI – XVII веках (Указ царя Алексея Михайловича от 1648 года).
Возникновение театральных представлений по образцу западно-европейского театра. Первый придворный театр царя Алексея Михайловича (1672–1676) «Артаксерксово действо» в постановке И. Грегори. Комедийные хоромины(храмины) в с. Преображенском и Москве. Пьесы на библейские сюжеты – «Олофернова комедия или «Иудифь», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», на мифологические сюжеты – «Комедия о Бахусе с Венусом», балет об Орфее и др. Постановочная культура и широкий спектр изобразительных средств театра.
Возникновение школьного театра в России. Абстрактность и аллегоричность школьных пьес. Пьесы Симеона Полоцкого – «О Навохудоносоре царе, о теле злате и о трех отроцех в пещи не сожженных», «Комедия притчи о блудном сыне». Первые московские школьные театры – театр Славяно-латинской академии (первое представление в 1701г.), театр гошпитальный (хирургической школы). Театр Ростовской духовной семинарии, открытый ученым-монахом Димитрием Ростовским (1702). Пьесы Димитрия Ростовского – «Комедия на Рождество», «Кающийся грешник» и др.
Политические, экономические и культурные преобразования, «Великое посольство» Петра 1. Попытка царя Петра 1 создать публичный театр в России. Театральные труппы Кунста-Фюрста (1702–1706), отсутствие национальной русской драматургии, исполнение пьес Кальдерона, Мольера, немецких авторов.
Расцвет школьного театра – Хирургической школы, Шляхетного корпуса. Влияние иностранных актерских трупп, гастролировавших в России на стиль актерской игры русских актеров.
Появление театра «охочих комедиантов», заложившего основы будущего русского профессионального театра. Расцвет театра – 30–50-е годы XVIII века. Репертуар театра «охочих комедиантов» – шутовские (пародийные) комедии и интермедии. «Охочие комедианты» Москвы, Петербурга, Ярославля, Пензы.
Спектакли иностранных трупп, гастролировавших в России – оперно-балетные представления на основе сюжетов античной мифологии. Влияние оперно-балетных спектаклей на развитие русской театральной культуры, сценической техники, декорационной живописи. Открытие Первой русской танцевальной школы во главе с преподавателем Шляхетного корпуса, балетмейстером Ж.- Б. Ланде (1738).
Драматургия русского классицизма.
Александр Петрович Сумароков (1718–1777). Роль А.П. Сумарокова в создании русской национальной драматургии. Взгляды Сумарокова на предназначение театра. Трактовка истории в трагедиях Сумарокова, их тираноборческое звучание. Эволюция драматургии А.П. Сумарокова. А.П. Сумароков – первый директор Русского для представления трагедий и комедий театра, созданного Указом царицы Елизаветы Петровны (1756). Борьба первого профессионального театра за «выживание». Ярославский театр «охочих комедиантов».
Федор Григорьевич Волков (1729–1763) – первый выдающийся русский актер-профессионал.
Московские театры – Университетский или Русский театр (1756), Петровский театр (1780–1805), Московский публичный театр (1766); Петербургские театры – Вольный театр на Царицыном лугу (1779), Немецкий театр, Российский публичный театр.
Возникновение провинциальных и крепостных театров. Мода на создание крепостных театров в конце XVIII – начале XIX вв. Самые выдающиеся крепостные театры – графов Шереметевых, князя Н.Б. Юсупова, графа А.Р. Воронцова и др. Крепостная актриса Прасковья Жемчугова- Ковалева.
Жанровое разнообразие репертуара – сатирическая комедия, политическая трагедия, мещанская драма, слезная комедия. Тираноборческая (политическая) трагедия Я. Княжнина (1758–1815) – «Вадим Новгородский»), Н. Николева – «Сорена и Замир») Русский сентиментализм в театре. Первые представители слезной комедии и мещанской драмы – В. Лукин (1737–1794) («Мот, любовью исправленный»), М. Херасков (1733–1807) – «Веницианская монахиня»).
Развитие комедийного жанра. Создание достоверной картины русской жизни. Сатирическая комедия. Д.И. Фонвизин (1745–1792) «Бригадир», «Недоросль». Фонвизин – родоначальник критического реализма в русской драматургии.
Возникновение жанра русской комической оперы. Два направления жанра:
– реалистическое (представители: А. Аблесимов («Мельник – колдун, обманщик и сват»), Я. Княжнин («Несчастье от кареты». «Сбитенщик»), Н. Николев («Розанна и Любим»), М. Попов («Анюта»), И. Крылов («Кофейница»);
– идиллическое – В. Майков («Деревенский праздник или Увенчанная добродетель».
Отечественная война 1812 г., перелом в национальном самосознании людей. Процесс формирования гражданского общества. Разнообразие репертуара. Преобладание героико-патриотической темы в драматическом и оперно-балетном репертуаре. «Всеобщее ополчение» С. Висковатого, «Илья Богатырь» И.А. Крылова, «Дмитрий Донской» В.А. Озерова.
Комедийный жанр: сатирическая и «благородная» (светская) комедия. Представители сатирической комедии: Иван Андреевич Крылов (1769–1844) – «Модная лавка», «Урок дочкам», шутотрагедия «Подщипа». Александр Александрович Шаховской (1777-1846). Художественно-полемическая направленность комедий А. Шаховского («Урок кокеткам или Липецкие воды»). Комедия нравов А. Шаховского и ее влияние на русскую комедиографию и актерское искусство. Талантливый представитель «благородной» комедии Николай Иванович Хмельницкий (1789–1845). Вариации на заимствованные сюжеты, изящество стихов, мастерство диалога, афористичность реплик, умение непринужденно и остро вести действие. («Нерешительный», «Светский случай»). Михаил Николаевич Загоскин и его сатира на нравы русского общества – «Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе».
Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829). Комедии: «Молодые супруги», «Студент». Комедия «Горе от ума» – венец творчества А.С. Грибоедова. Рождение в российской драматургии положительного героя (Чацкий). История создания комедии (рождение замысла – 1816 г., завершение – 1825 г.)
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837). Пушкин как теоретик драмы и театра. Глубокий интерес поэта к Шекспиру и его драматургии. Театрально - эстетические взгляды А.С. Пушкина. Занимательность и поучительность драмы, эмоциональное воздействие театра на зрителя; сочетание в драме трагического и комического. Пушкин о придворном и народном театре. Судьба человеческая – судьба народная. Драматургия А.С. Пушкина. «Драматургичность» романтических поэм «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Интерес Пушкина к истории «смутного времени». Источники трагедии «Борис Годунов». Общественно-политическая проблематика трагедии. Обобщенный, многообразный образ народа. Композиция пьесы, отказ от традиционных правил классицизма, введение новых приемов сценической выразительности. Сценическая история «Бориса Годунова». «Маленькие трагедии» - монументальная тетралогия, рисующая образ человека в трагическом мире. Глубина и тонкость психологизма. Сценическая история «Маленьких трагедий». Неоконченная пьеса «Русалка» – романтическая сказка.
Декабрьское восстание 1925 г. Возникновение реакции. Усиление цензуры. Поддержка властями драматургии «приверженных правительству писателей», представителей консервативного романтизма – Н. Кукольника, Н. Полевого. Распространение мелодрамы. Слезные драмы М. Хераскова и М. Веревкина. Схематизм образов, сочетание нравоучительных и примирительных начал, традиционность благополучных финалов.
Русский водевиль. Широкое распространение жанра в репертуаре театра второй половины XIX века. Влияние «натуральной школы» на водевиль. Театральность и сценичность водевиля. Комизм сюжетных положений, яркость сценических образов-масок, значение куплетов. Значение водевиля как школы актерского мастерства. Водевили: Д.Т. Ленского («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»); П.А. Каратыгина («Вицмундир»), Ф.А. Кони («Петербургские квартиры»).
Создание императорских драматических театров (постройка новых театральных зданий): 1824 – Малый театр, Москва; 1832 – Александринский театр, Санкт-Петербург.
Выдающиеся актеры «московской» школы.
Режиссура и оформление спектаклей в первой половине XIX века. Развернутые режиссерские ремарки драматургов – Грибоедова, Гоголя, Тургенева. Появление павильонной декорации, масляных светильников.
Развитие русской общественной мысли в 50–70-е годы. Деятельность революционных демократов. Рост экономических сил, расширение промышленности. Появление драматургии с современным содержанием и новыми героями.
Александр Николаевич Островский (1823–1886) – драматург, организатор театрального дела, теоретик сценического искусства, театральный педагог. Внимание цензуры к ранним пьесам Островского. Запрет к представлению пьесы «Свои люди – сочтемся» («Банкрот».) Пьесы о купцах – хранителях заветов и преданий старой патриархальной Руси. («Бедность – не порок», «Не так живи, как хочется»). Комедии, обличающие самодурство купцов, продажность чиновников, бездуховность: «В чужом пиру похмелье»», «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», драмы «Гроза», Бесприданница». Исторические пьесы Островского: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино», «Василиса Мелентьева» и др. Фантастическая сказка «Снегурочка».
Драматургия Александр Васильевич Сухово-Кобылина (1817–1903). Трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». Сценическая и цензурная истории «Дела» и «Смерти Тарелкина».
Провинциальные актеры России. Система обучения актеров. Система дебютов и бенефисов. Провинциальная антреприза.
Актерское искусство Малого театра.
Пров Михайлович Садовский (1818–1872). Роли в гоголевских пьесах: Анучкин и Подколесин в «Женитьбе», Осип и Городничий в «Ревизоре, Замухрышкин в «Игроках». Роли в пьесах Островского: Русаков «Не в свои сани не садись», Любим Торцов «Бедность – не порок», Юсов «Доходное место», Брусков «В чужом пиру похмелье», Дикой в «Грозе. Садовский – первый исполнитель Расплюева в «Свадьбе Кречинского». Успех в западноевропейской драматургии – Журден в «Мещанине во дворянстве», Шут, Король Лир в трагедиях Шекспира.
Любовь Павловна Никулина - Косицкая (1827–1868) – выдающаяся русская трагическая актрис. Дебют на сцене Малого теара в роли Параши («Параша-сибирячка» Н. Полевого). Влияние Островского на развитие ее таланта. Роли в пьесах А.Н. Островского. Катерина в «Грозе» – вершина творчества Никулиной-Косицкой.
Тема 3. Русский театр конца XIX – начала ХХ века
Последнее двадцатилетие XIX в. Бурное развитие общественных отношений. Потеря театром своей социальной значимости Отставание театра от литературы и общественной жизни. Необходимость театральной реформы.
Актерское искусство Малого театра.
Гликерия Николаевна Федотова (1846–1925). Дебют в роли Верочки в драме П. Бобрыкина «Ребенок» Роль М.С. Щепкина в развитии таланта актрисы. Поступление на казенную сцену: 1862 – Малый театр. Роли в пьесах Островского. Снегурочка и Василиса Мелентьева – роли. Написанные драматургом доя Федотовой. Широта актерского диапазона Федотовой – от трагедии – до острохарактерных ролей. Педагогическая работа Г.Н. Федотовой. Роли в пьесах Шекспира.
Мария Николаевна Ермолова (1853–1928). Особенности дарования. Дебют в роли Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Д. Ленского. Первый успех – Эмилия Галотти в одноименной пьесе Лессинга. Роли в пьесах Шиллера, Лопе де Вега, У. Шекспира. «Ермоловские женщины», роли в в пьесах Островского: Катерина («Гроза»); Негина («Таланты и поклонники»); Тугина («Последняя жертва»); Кручинина («Без вины виноватые»). 1920 год – звание Народной артистки республики.
Александр Павлович Ленский (1847–1908) – актер, педагог и режиссер. Дебют на провинциальной сцене во Владимире. Поступление на сцену Малого театра (1876). Роли первого десятилетия на казенной сцене. Продолжение героико-романтической линии театра в классическом репертуаре: Шекспир, Шиллер, Лопе де Вега. Роль Уриэля Акосты в одноименной пьесе К. Гуцкова. Лучшие роли в драматургии Островского: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Дульчин («Последняя жертва»), Паратов («Бесприданница»), Дудукин («Без вины виноватые») и др. Епископ Николас в драма Г. Ибсена «Борьба за престол» – творческая вершина А.П. Ленского. Подготовка реформы русского театрального искусства, начатая Ленским в Малом театре.
Александр Иванович Южин (1857–1927) – актер, режиссер, драматург. Путь на сцену. Поступление в Малый театр (1882), дебют в роли Чацкого. Галерея образов мировой классики, созданная на сцене. Герои Гюго, Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега, Грибоедова, Гоголя, Островского. Особенности дарования и творческой манеры А. Южина. Назначение на пост управляющего Малого театра.
Актерское искусство Александринского театра.
Возникновение «новой драмы».
Драматургия русских символистов.
Выдающиеся театральные деятели России конца XIX – XX веков.
Творческий путь великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской. Новый драматический театр на Офицерской в Петербурге. Основные роли.
«Народная художественная культура», «Хореографическое искусство», «Актерское искусство», «Социально-культурная деятельность»
10 10 2014
6 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения по специальностям
25 12 2014
4 стр.
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе
08 10 2014
10 стр.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
14 12 2014
4 стр.
Учебно-методический комплекс, подготовленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает рассмотрение основных тем по источникам истории Башкортостана. Пр
15 09 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура звучащей речи» / сост. Н. Ю. Ломыкина, Е. А. Тимченко. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 23 с
17 12 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
09 10 2014
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности
11 09 2014
1 стр.