Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7 ... страница 15страница 16



I квалификацион категорияле укытучы Сәләхиева Гөлсәрия Рәшит кызының

Биологиядән

эш программасы

9 нчы сыйныф

Базовый уровень

2011-2012 нче уку елы

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.



  • В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

а также методических пособий для учителя:

1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы.

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;



для учащихся:

В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.


MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»

• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п



Дата

Название раздела, темы уроков




Умения и навыки



Ожидаемый результат


Тип урока

Д/з


По плану


Факти-

чески









Введение (2ч.)

(Кереш 2 сәг)

Урок 1. Биология как наука и методы ее исследования.
(Фән буларак биология, аны өйрәнү методлары)

Уметь самостоятельно

работать с текстом

учебника, выделять


главное и обобщать.

Давать определение термину биология.

Приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук.

Перечислять значение достижений биологии в различных сферах человеческой деятельности.

Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать биологию как комплексную науку.

Самостоятельно формулировать определение основных понятий.

Объяснять роль биологии в современном обществе.

Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.

Самостоятельно формулировать определение основных понятий.

Выделять область применения.

*Предлагать методы исследования для конкретных ситуаций.



Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

§1,2









Урок 2. Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки.
(Тереклек турында хәзерге күзаллаулар. Биология фәненең әһәмияте)

Уметь работать

терминами, текстом


учебника, составлять

обобщающие

таблицы.


Давать определение понятию жизнь.

Называть свойства живого.

Описывать проявление свойств живого.

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять особенности развития живых организмов.

*Доказывать, что живые организмы- открытые системы.



Комбинированный



§3









Раздел 1. Уровни организации живой природы (52 ч.)
Терек табигатьнең төзелеш дәрәҗәләре. 52 сәг

Тема 1. Молекулярный уровень (10 ч.)



1 тема. Молекуляр дәрәҗә 10 сәг.

Урок 1. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика
(Терек таб-нең төзелеш дәрәҗәләре. Молекуляр дәрәҗә)

Уметь конспектировать,


формулировать выводы.

Приводить примеры биополимеров.

Называть:

процессы, происходящие на молекулярном уровне;

уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.

Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации.

Выделять группы полимеров и находить различие между ними.

Раскрывать сущность принципа организации биополимеров.

Объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды являются биополимерами только в клетке.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний





§1.1









Урок 2. Многомолекулярные комплексные системы. Углеводы
Комплекслы системалар. Углеводлар)

Уметь раскрывать


содержание основных

биологических понятий.

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.


Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам Называть:

Органические вещества клетки;

Клетки, ткани, органы, богатые углеводами.

Характеризовать:

Биологическую роль углеводов;



*Классифицировать углеводы по группам.


Комбинированный



§1.2









Урок 3. Многомолекулярные комплексные системы .Липиды
(Липидлар)

Уметь раскрывать


содержание основных

биологических понятий.


Приводить примеры веществ, относящихся к липидам.

Называть:

Органические вещества клетки;

Клетки, ткани, органы, богатые липидами

Характеризовать:

Биологическую роль липидов.



*Классифицировать углеводы по группам.



Комбинированный



§1.3









Урок 4. Многомолекулярные комплексные системы. Состав и строение белков
(Аксымнарның төзелеше һәм составы)

Уметь пользоваться исследовательскими умениями,

объяснять понятия.



Называть продукты, богатые белками.

Узнавать пространственную структуру молекулы белка.

Называть:

Связь, образующую первичную структуру белка;

Вещество- мономер белка.

Характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы.

*Описывать механизм денатурации белка.

*Определять признак деления белков на простые и сложные.


Комбинированный



§1.4









Урок 5. Функции белков
(Аксымнарның функцияләре)

Уметь раскрывать


содержание основных

биологических понятий.


Называть функции белков.

Описывать проявление строительной, регуляторной и энергетической функций органических веществ.

Давать определение основным понятиям.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Объяснять причины многообразия функций белков.

Характеризовать проявление функций белков.

Объяснять, почему белки редко используются в качестве источника энергии.



Комбинированный



§1.5









Урок 6, 7. Многомолекулярные комплексные системы. Нуклеиновые кислоты
(Нуклеин кислоталары)

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации:Уметь раскрывать


содержание основных

биологических понятий


Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть:

нахождение молекулы ДНК в клетке;

мономер нуклеиновых кислот.

Перечислять виды молекул РНК и их функций.

Доказывать, что нуклеиновые кислоты- биополимеры.

*Сравнивать строение молекул ДНК и РНК.


Комбинированный



§1.6









Урок 8. АТФ и другие органические соединения клетки
(Күзәнәктә АТФ һәм башка органик кушылмалар)

Уметь работать с

дополнительной

литературой,

рецензировать ответы.


Называть структурные компоненты и функцию АТФ.

Описывать механизм освобождения и выделения энергии.

*Приводить примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов.

Объяснять, почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими.

Характеризовать:

биологическую роль АТФ;

*роль витаминов в организме.


Комбинированный



§1.7









Урок 9. Биологические катализаторы. Л.р. 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

(Биологик катализатор-лар.)

Лаборатор эш №1 “Водород пероксидының ферментлар катнашында таркалуы”

Уметь использовать полученные знания на практике


Воспроизводить определение следующих терминов: фермент катализ, катализатор.

Приводить примеры веществ- катализаторов.

Перечислять факторы, определяющие скорость химических реакций.

Описывать механизм участия катализаторов в химических реакциях.

Объяснять, почему большинство ферментов при высокой температуре теряет каталитические свойства.

Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.

Комбинированный



§1.8









Урок 10. Вирусы
(Вируслар)

Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации:Уметь раскрывать


содержание основных

биологических понятий



Давать определение термину паразит.

Перечислять признаки живого.

Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами.

Описывать цикл развития вируса.

Выделять особенности строения вирусов.

Доказывать:

Что вирусы - это живые организмы;

Что вирусы - внутриклеточные паразиты.


Комбинированный



§1.9 повт §1.1-1.8









Тема 2. Клеточный уровень (14 ч.)

2 тема. Күзәнәк дәрәҗәсе 14 сәг.

Урок 1. Основные положения клеточной теории. Л.р. 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»
(Күзәнәк теориясенең төп положениеләре.

Лаборатор эш №2. “Үсемлек, хайвае күзәнәкләрен микроскоп аша карау)


Уметь конспектировать,

формулировать выводы.


Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть:

жизненные свойства клетки;

положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка - живая структура.

*Самостоятельно формулировать определение термина цитология.

Давать оценку значению открытия клеточной теории.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



§2.1









Урок 2. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Клеточная мембрана.


(Күзәнәкнең химик составы, төзелеше. Органоидларның функцияләре. Күзәнәк мембранасы)

Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание

биологических объектов, проводить

сравнение,

формулировать

выводы.


Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану.

Называть:

Способы проникновения веществ в клетку;

Функции клеточной мембраны.



Описывать химическое строение, строение клеточной мембраны.

Характеризовать функции клеточной мембраны.

*Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки

Описывать механизм пиноцитоза и фагазитоза.

Комбинированный



§2.2









Урок 3. Строение клетки. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.
(Күзәнәкнең төзелеше.Төш. Күзәнәктә хромосомалар җыелмасы)

проводить самостоятельный поиск биологической информации:

Уметь раскрывать


содержание основных

биологических понятий


Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра.

Описывать по таблице строение ядра.

Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра.

*Объяснять механизм образования хромосом.

*Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках.

Комбинированный



§2.3









Урок 4. Строение клетки. Функции органоидов. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
(Эндоплазматик челтәр. Рибосомалар. Гольджи комплексы)

Уметь конспектировать,

формулировать выводы


Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Называть:

органоиды цитоплазмы;

функции органоидов.

Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

*Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки.



Комбинированный


§2.4









Урок 5. Строение клетки. Функции органоидов. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
(Лизосомалар. Митохондрияләр. Пластидлар)

проводить самостоятельный поиск биологической информации:

Уметь раскрывать


содержание основных

биологических понятий


Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Называть:

органоиды цитоплазмы;

функции органоидов.

Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

*Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки


Комбинированный



§2.5









Урок 6. Строение клетки. Функции органоидов. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения
(Күзәнәк үзәге. Хәрәкәт органоидлары. Тупланмалар)

Уметь работать

терминами, текстом


учебника, составлять

обобщающие


таблицы. Проводить


сравнение.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Называть:

органоиды цитоплазмы;

функции органоидов.

Приводить примеры клеточных включений.

Отличать виды пластид растительных клеток.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

*Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки.


Комбинированный



§2.6









Урок 7. Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.
(Прокариотлар, эукариотлар. Күзәнәкләренең төзелешендәге аермалар)

Уметь раскрывать


содержание основных

биологических понятий.


Проводить сравнение.

Давать определение термину прокариоты.

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий.

Описывать по таблице:

строение клеток прокариот;

механизм процесса спорообразования у бактерий.

Сравнивать строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения.

*Объяснять значение спор для жизни бактерий.

*Доказывать примитивность строения прокариот.

*Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы


Комбинированный



§2.7









Урок 8. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
(Күзәнәктә матдәләр һәм энергия алмашы. Ассимиляция, диссими-ляция. Метоболизм)

Уметь раскрывать


содержание основных

биологических понятий.


Проводить сравнение

Дать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция.

Называть:

Этапы обмена веществ в организме;

Роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии.

Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции.

*Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ.

*Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



§2.8









Урок 9. Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке.
(Аэроб һәм анаэроб сулыш. Күзәнәктә энергия алмашы)

Уметь конспектировать,

формулировать выводы.


Сравнивать, приводить примеры.

Дать определение понятию диссимиляция.

Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы диссимиляции.

Называть:

вещества – источники энергии;

продукты реакций этапов обмена веществ;

локализацию в клетке этапов энергетического обмена.



Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Характеризовать этапы энергетического обмена.

Комбинированный



§2.9









Урок 10. Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез.
(Туклану типлары. Аввтотрофлар, гетеро-трофлар. Фотосинтез һәм хемосинтез)

Уметь работать с

терминами, текстом


учебника, составлять

обобщающие


таблицы. Пользоваться компьютерным источником информации.


Перечислять способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ.

Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

Описывать механизм фотосинтеза и хемосинтеза.

Анализировать содержание определений терминов.

Классифицировать организмы по способу питания.

Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов.

Характеризовать автотрофов и гетеротрофов

Обосновывать наличие разных способов питания клеток зеленого растения.

Объяснять роль нитрифицирующих бактерий для высших растений.

Основные понятия

Комбинированный



§2.10 и 2.12


<предыдущая страница | следующая страница>


I квалификацион категорияле укытучы Сәләхиева Гөлсәрия Рәшит кызының Биологиядән эш программасы

Татарстан Республикасы Биектау муниципаль районының Казаклар урта гомуми белем мәктәбе” гомуми белем муниципаль бюджет учреждениесе

2297.96kb.

12 10 2014
16 стр.


Программа педагогик киңәшмәдә каралды, раслатылды. Беркетмә №1 «31» август 2012нче ел. 2012-2013 нче уку елы

Акъяр башлангыч мәктәбенең беренче квалификацион категорияле татар теле һәм әдәбияты укытучысы Фәхретдинова Рузия Рәүф кызының

289.41kb.

18 12 2014
1 стр.


Соңгы кыңгырау” бәйрәме. 2007 нче ел

Икенче квалификацион категорияле математика, информатика укытучысы Фәтхетдинова Альбина Әнвәр кызы

188.32kb.

11 10 2014
1 стр.


Әтнә районы Әйшияз башлангыч мәктәбенең 1нче квалификацион категорияле укытучысы

Исәнмесез, хәерле көн хөрмәтле әниләр, укытучылар, укучылар. Бездә бүген чәй бәйрәме!

58.82kb.

25 12 2014
1 стр.


Әбүләизова Фәнзия Шакир кызы югары квалификацион категорияле башлангыч класс укытучысы

Сүз төркемнәре турындагы белемнәре камилләштерү. Кисәкчәләр турында төшенчә бирү,аларны аерып тану күнекмәсен формалаштыру

48.38kb.

12 10 2014
1 стр.


Рус мәктәбендәге татар балаларына бәйләнешле сөйләм телен үстерү” Зиатдинова Гөлназ Ш

Зиатдинова Гөлназ Шәйхетдин кызы – II квалификацион категорияле татар теле һәм әдәбияты укытучысы

157.79kb.

23 09 2014
1 стр.


Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 170 учебных часов в год

Ютазы муниципаль районы Кәрәкәшле төп гомуми белем бирү мәктәбенең икенче квалификацион категорияле башлангыч сыйныф укытучысы

3730.23kb.

07 10 2014
14 стр.


Бидәңге төп гомуми белем мәктәбенең

Укытучыларның уртача яше-37яшь. 4 укытучы эш еллары буенча пенсия алалар. Иң күп эш стажы -32ел, иң түбәне-3 ел. Бер укытучы рус милләтеннән,ә калган укытучылар –татарлар. Барлык у

318.85kb.

26 09 2014
1 стр.